Евсеева Лариса Фаритовна
воспитатель
МБДОУ № 36 «Аленький цветочек»
город Туапсе
Пояснительная записка.
По всей России стартовал год экологии. Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней через познание окружающего мира.
Роль животных в природе так велика, что человек вряд ли смог бы не только обходиться, но и просто жить без них. И дело не только в том, что животные дают человеку продукты питания, мех и шерсть, служат ему своей силой, быстротой и выносливостью. Несомненно, что и «Красная книга» и заповедники и национальные природные парки очень нужны для охраны живой природы. Но еще важнее - это ответственность за природу, которую несет каждый человек.
Воспитанники нашей группы тоже активно включились в мероприятия экологической направленности. Мы пригласили семьи наших воспитанников к участию в проекте "Мир животных глазами детей".
Проект будет проходить в 4 этапа:
- «Звери глазами детей» (рисунки животных Краснодарского края);
- Выставка на тему «Многообразие животных» (поделки и рукоделие);
- «Морские обитатели» (рисунки обитателей Черного моря);
- Настольные мини-презентации "Мой питомец" (фото-коллажи, альбомы-раскладушки о домашних животных).
Свое стремление охранять природу дети могут отобразить в своих творческих работах.
Лучшие работы примут участие в оформление подарочного календаря детского сада.
Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Мир животных глазами детей» у воспитанников среднего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи проекта:
- Обогащение и углубление представлений у детей о животных родного края, об их многообразие и условиях обитания.
- Формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе, способствовать осознанию особого отношения людей к животным и к природе в целом.
- Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам экологического воспитания детей среднего возраста;
- Обогатить и закрепить знания и представления дошкольников о животных, живущих в наших лесах.
- Воспитывать у детей доброе отношение к животным.
- Дополнить дидактический материал по экологическому воспитанию детей среднего возраста;
- Разработать систему игр, обеспечивающих последовательное развитие детей в условиях игровой деятельности;
- Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению с данной темой.
- Обогатить словарь детей названиями признаков и действий за счёт обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания, повадки).
- Познакомить детей с понятием «Красная книга».
- Развивать связную речь детей через составление описательного рассказа о животных и пересказа художественного текста.
Новизной проекта станет использование информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности экологического воспитания у детей. Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Сроки реализации: долгосрочный, январь 2017г. – август 2017г.
Тип проекта: познавательно - игровой.
Участники проекта: воспитанники средней группы, родители, воспитатель.
По количеству участников: коллективный.
Форма организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Основные принципы реализации проекта:
- Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);
- Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
- Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки экологических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
- Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
- Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
- Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Рабочая гипотеза - предполагается, что организованная работа по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития познавательных способностей детей.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный.
На данном этапе были осуществлены следующие мероприятия:
- Изучение уровня знаний по теме;
- Мониторинг диагностики детей;
- Составление плана работы по реализации проекта;
- Создание предметно - развивающей среды по теме проекта;
- Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов, презентаций, дидактических игр, аудио и видеозаписей по данной теме;
- Подготовка консультаций, сообщений и методических пособий для родителей;
- Взаимодействие с родителями:
- Совместное изготовление дидактических игр «Где чей домик?», «Чей малыш?» и др.;
- Помощь в создании и оформлении выставки на тему: «Многообразие животных» (поделки и рукоделие);
- Настольные мини-презентации "Мой питомец" (фото-коллажи, альбомы-раскладушки о домашних животных).
- Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме;
- Изучение опыта других образовательных учреждений.
- Основной.
На данном этапе проводится практическая работа, с целью получения качественного результата данного проекта. А именно:
- Беседы с детьми, отгадывание загадок;
- Рассматривание иллюстраций, открыток, книг по теме;
- Просмотр презентаций по теме;
- Знакомство с предметами ближайшего окружения;
- Чтение художественной литературы и заучивание считалок;
- Чтение детьми стихотворений;
- Проведение дидактических, сюжетно – ролевых, подвижных, настольно печатных и пальчиковых игр;
- Театрализованная деятельность;
- Выставки рисунков детей «Звери глазами детей» и «Морские обитатели»;
- Инсценировка «Как звери подружились»;
- Консультации для родителей на тему: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».
- Творческо-продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация (совместная работа детей с родителями), самостоятельная деятельность детей;
- Просмотр мультипликационных фильмов о животных.
- Прослушивание музыкальных произведений.
- Деловая игра с родителями: «Как познать мир экологии?». Проведение консультаций, разработка рекомендаций и пособий для родителей.
- Заключительный.
- Положительная динамика мониторинга по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста;
- Выставка совместного творчества ребят и родителей;
- Создание подарочного календаря «Мир животных глазами детей», совместно с родителями.
Предполагаемый результат:
Проект будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей, уточнять и закреплять представления о диких животных, местах обитания и питания. Разнообразные ситуации и игры, применяемые в данном проекте, у воспитанников сформируют интерес, любознательность, внимание.
Родители получат методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр, поскольку с помощью игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир экологии. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!
Реализуя данный проект, мы постараемся помочь каждому ребенку расширить свой кругозор в зоне ближайшего окружения, а также создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Данный проект предоставит каждому ребенку возможность не только получить знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. В свою очередь, у родителей появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Список используемой литературы:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012;
- ФГОС ДО: практика реализации. – М.: Издательство «Учитель», 2014.
- Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 2007;
- Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010;
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М.: «Цветной мир», 2012.
- Михалевская И. А., Мастеркова Е. А.Большая хрестоматия для дошкольников. – М.: Мой мир, 2008.
- Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007.
- Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекмендации. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009;
- Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
- Сборник русских народных сказок. Под ред. Р. Кобзарева. – М.: Издательство «Алтей»,2012.
- Соболева А. В.,Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000
- Перейти к публикациям в сборнике для педагогов