ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Поздеева Наталья Леонидовна

Учитель-логопед

ГОУ РК «Школа интернат № 3» г. Сыктывкара

Российская Федерация

Республика Коми, г. Сыктывкар

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

6 КЛАСС

 (в соответствии с ФГОС, вариант 1)

 

 

                           Срок реализации программы:

1 год (6 класс)

 

                           Составитель:

Поздеева Н.Л..

Учитель – логопед ГОУ РК «Школа-интернат №3»

 

                          Составлена на основе

                          примерной  программы:

 

Примерной  адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015г. №4/15).

 

Примерной адаптированной образовательной программы Кузьминых Е.Л. Формирование коммуникативной функции речи у учащихся 1- 5 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

 

Сыктывкар

2021

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел

1.1.  Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета, коррекционного

курса с учетом особенностей его освоения обучающимися

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

адаптированной основной общеобразовательной программы

1.3. Система оценки достижения обучающимися с легкой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

планируемых результатов освоения адаптированной основной

общеобразовательной программы, предметные результаты освоения учебного предмета,

коррекционного курса

2. Содержательный раздел

2.1. Программа формирования базовых учебных действий

2.2. Программа учебного предмета

2.2.1. Тематический план

2.2.2. Содержание учебного материала

2.2.3. Календарно-тематическое планирование

2.2.4. Перечень обязательных практических, контрольных, самостоятельных работ

2.2.5.Система контроля и оценки предметных результатов

3. Организационный раздел

3.1. Место учебного предмета в учебном плане

3.2. Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности

 

 

 

  1. I. Целевой раздел

 

1.1. Пояснительная записка

 

Общая характеристика коррекционного курса

с учетом особенностей его освоения обучающимися

Программа коррекционного курса «Логопедические занятия» разработана  в соответствии со следующими  нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15);
  • приказ Министерства образования Республики Коми от 26.05.2015г №103 «Об обеспечении введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Республике Коми»
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГОУ РК «Школа-интернат №3» г. Сыктывкара.

 

 

Срок реализации программы: 1 год (6 класс). Срок действия – бессрочно.

 

Данная учебная программа адаптированная образовательная программа: коррекционно–развивающей области логопедические занятия 6 класс (в соответствии с ФГОС, вариант 1) является специфическим предметом обучения умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений  обусловлено значительным отставанием умственно отсталых обучающихся в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. 

Занятия по этому учебному предмету относятся к коррекционно-развивающим занятиям.

Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:

  • нарушение звукопроизношения;
  • недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
  • аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
  • нарушения сложных форм словообразования;
  • недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
  • выраженная дислексия;
  • дисграфия.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

 

Методологические и теоретические основы программы

Как и любая адаптированная образовательная программа: коррекционно – развивающей области логопедические занятия 6 класс (в соответствии с ФГОС, вариант 1).

Адаптированная образовательная программа: коррекционно – развивающей области логопедические занятия 6 класс (в соответствии с ФГОС, вариант 1) имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

  • гуманизма – вера в возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
  • системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
  • реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
  • деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
  • индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
  • системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении   где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.

 

Цель программы: обеспечение требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) путём коррекции дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующее успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

 

Задачи:

  • развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи;
  • обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения общего речевого развития учащихся;
  • создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеучебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха).

 

 

Психолого – педагогическая характеристика обучающихся

Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу. В соответствии с международной классификацией умственной отсталости (МКБ-10) выделяют четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую, глубокую.

Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения.

Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, восприятие умственно отсталых обучающихся оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Названные логические операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д

У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление ребенка с умственной отсталостью характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.

Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Однако, если задание посильно и интересно для обучающегося, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Под влиянием обучения и воспитания объем внимания, и его устойчивость несколько улучшаются, но при этом не достигают возрастной нормы.

Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.

У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.

Психологические особенности умственно отсталых школьников проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.

Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие не посильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий.

 

 

Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью

Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью разных групп проявляется и в глубоком своеобразии их социализации. Перспективы образования обучающихся с умственной отсталостью детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта.  Для обучающихся с умственной отсталостью  выделяются образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.

Общие потребности: непрерывность коррекционно-развивающего процесса.

Специфические образовательные потребности:

  • наглядно-действенный характер содержания образования;
  • упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
  • специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
  • необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, обучающихся с умственной отсталостью;
  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
  • стимуляция познавательной активности.

В основу разработки программы, обучающихся с легкой умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению адаптированной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. Реализация деятельностного подхода обеспечивает:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  • прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

 

В основу формирования адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью положены следующие принципы:

  • принципы государственной политики РФ в области образования: (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
  • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
  • принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
  • принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
  • онтогенетический принцип;
  • принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью на всех ступенях (начальные и старшие классы);
  • принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области».
  • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
  • принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
  • принцип сотрудничества с воспитательской службой.

 

Основные направления коррекционной работы:

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • Развитие пространственных представлений и ориентации;
  • Развитие основных мыслительных операций;
  • Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
  • Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
  • Обогащение активного и пассивного словаря;
  • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Место предмета в учебном плане

Коррекция нарушений речи учащихся специального (коррекционного) образовательного учреждения требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.

Программа «Логопедические занятия» рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 6 классе отводится 3 занятия в неделю, из них:

групповое – 1 занятие в неделю во вторую половину дня

индивидуальные – 2 занятия в неделю в первую половину дня.

 

Особенности организации учебного курса

Программа является логическим продолжением соответствующей программы для 1-4 класса.

В программе предусмотрено последовательная работа над следующими речевыми единицами:

- звуки и буквы

- слово

- словосочетание

- предложение

- текст

Работа по исправлению нарушений письменной и устной речи строится с учётом логопедического диагноза обучающихся и содержания программы по русскому языку. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. 

В структуру занятия может входить:

  • упражнения для развития артикуляционной моторики;
  • упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
  • дыхательная гимнастика;
  • коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
  • формирование фонематических процессов;
  • работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
  • работа над предложением, текстом;
  • обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Учебно-методический комплект для учащихся 5 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений отсутствует.

Реализация данной рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методических пособий и дидактического материала для учащихся 5 класса коррекционной школы.

В данной программе представлено календарно-тематическое планирование  групповых занятий в количестве 1 час в неделю, 34 часа в год. Учебный план предусматривает ещё 2 часа в неделю на индивидуальные занятия, на которые зачисляются нуждающиеся в логопедической коррекции обучающиеся после первичного обследования. На каждого обучающегося составляется индивидуальный план работы в зависимости от логопедического диагноза в количестве 34 занятия в год (1 занятие в неделю). Индивидуальные планы не входят в данную программу, т.к. составляются ежегодно на обучающихся с различными диагнозами. Они представлены в ежегодной документации логопеда.

 

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы

 

Планируемые личностные результаты:

  • проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, при выполнении домашнего задания;
  • желание выполнить математическое задание правильно, с использованием знаковой символики в соответствии с данным образцом или пошаговой инструкцией учителя;
  • умение понимать инструкцию учителя, высказанную с использованием математической терминологии, следовать ей при выполнении учебного задания;
  • умение воспроизвести в устной речи алгоритм выполнения математической операции (вычислений, измерений, построений) с использованием математической терминологии в виде отчёта о выполненной деятельности (с помощью учителя);
  • умение сформулировать элементарное умозаключение (сделать вывод) с использованием в собственной речи математической терминологии, и обосновать его (с помощью учителя);
  • элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, доброжелательное отношение к учителю и одноклассникам;
  • умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации; при необходимости попросить о помощи в случае возникновения затруднений в выполнении математического задания;
  • умение корригировать собственную деятельность по выполнению математического задания в соответствии с замечанием (мнением), высказанным учителем или одноклассниками, а также с учётом оказанной при необходимости помощи;
  • знание правил поведения в кабинете математики, элементарные навыки безопасного использования инструментов (измерительных, чертёжных) при выполнении математического задания;
  • элементарные навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного задания) на основе усвоенного пошагового алгоритма и самооценки выполненной практической деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений и пр.; умение осуществлять необходимые исправления в случае неверно выполненного задания;
  • элементарные навыки самостоятельной работы с учебником математики, другими дидактическими материалами;
  • понимание связи отдельных математических знаний с жизненными ситуациями; умение применять математические знания для решения доступных жизненных задач (с помощью учителя) и в процессе овладения профессионально-трудовыми навыками на уроках обучения профильному труду (с помощью учителя);
  • элементарные представления о здоровом образе жизни, бережном отношении к природе; умение использовать в этих целях усвоенные математические знания и умения;

 

Планируемые предметные результаты представлены двумя уровнями овладения знаниями: минимальным и достаточным:

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

В разделе: «Система оценки достижения планируемых результатов»  содержатся четкие требования к системе оценки достижения планируемых результатов, которые отражены в индивидуальной карте достижений каждого обучающегося.

Реализация программы нравственного развития обучающихся призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.

Реализация программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни разрабатывается на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов,с учётом этнических, социально-экономических,  природно-территориальных и иных особенностей региона. 

 

6 класс

Минимальный уровень:

  • различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
  • деление слов на слоги для переноса;

 

  • списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

 

  • запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;

 

  • обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);

 

  • дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок.

 

Достаточный уровень:                 

  • различение звуков и букв;

 

  • характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему; списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
  • запись под  диктовку  текста,  включающего  слова  с  изученными  орфограммами  слов);

 

  • дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);

 

  • составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

 

  • деление текста на предложения.

 

 

 

1.3. Система оценки достижения обучающимися с легкой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

планируемых результатов освоения адаптированной основной

общеобразовательной программы, предметные результаты освоения

учебного предмета коррекционного курса

 

В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Состав экспертной группы определяется образовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика. 

Результаты анализа представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальный дневник наблюдений, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

 

 

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций. В оценивании предметных результатов используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале.

 

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. Предметные результаты по предмету отражаются в следующей таблице, которая заполняется индивидуально на каждого обучающегося.

 

 

Предметные результаты по коррекционному курсу «Логопедические занятия»

6 класс

Логопедическое обследование проводится два раза в год по методике Л.Н. Ефименковой и Г.Г. Мисаренко  Обследуются следующие параметры:

  • обследование фонетической стороны речи;
  • обследование фонематической стороны речи;
  • обследование словоизменения;
  • обследование словообразования;
  • обследование фразовой речи;
  • обследование связной речи;
  • обследование процессов чтения;
  • обследование процессов письма.

 


Результаты

обучающихся  6  класса на занятиях по логопедии  (индивидуально на каждого)

 

 

Начало учебного

года

Конец

учебного

года

 

 

 

Уровень усвоения

 

 

 

 

 

Уровень усвоения

 

 

Безударные гласные

 

 

Уровень усвоения

 

 

Звонкие и глухие согласные

 

 

Уровень усвоения

 

 

Твердые и мягкие согласные

 

 

Уровень усвоения

 

 

Непроизносимые согласные

 

 

Уровень усвоения

 

 

Двойные согласные

 

 

Уровень усвоения

 

 

Корень слова. Однокоренные слова

 

 

Уровень усвоения

 

 

Окончания в словах

 

 

Уровень усвоения

 

 

Приставка. Образование слов с помощью приставок

 

 

Уровень усвоения

 

 

Отличие приставки и предлога

 

 

Уровень усвоения

 

 

Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов

 

 

Уровень усвоения

 

 

Образование новых слов с помощью суффиксов

 

 

Уровень усвоения

 

 

Изменение существительных по числам

 

 

Уровень усвоения

 

 

Изменение существительных по падежам

 

 

Уровень усвоения

 

 

Изменение прилагательных по числам

 

 

Уровень усвоения

 

 

Изменение прилагательных по родам

 

 

Уровень усвоения

 

 

Словосочетание. Главное и зависимое слово

 

 

Уровень усвоения

 

 

Упражнение в правописание падежных окончаний имен существительных (ед. число)

 

 

Уровень усвоения

 

 

Упражнение в правописание падежных окончаний имен существительных (мн. число)

 

 

Уровень усвоения

 

 

Согласование прилагательных с существительными в роде

 

 

Уровень усвоения

 

 

Согласование прилагательных с существительными в числе

 

 

Уровень усвоения

 

 

Изменение прилагательных по падежам. Согласование с существительными

 

 

Уровень усвоения

 

 

Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по цели высказывания

 

 

Уровень усвоения

 

 

Главные и второстепенные члены предложения

 

 

Уровень усвоения

 

 

Нахождение слов, связанных с подлежащим

 

 

Уровень усвоения

 

 

Нахождение слов, связанных со сказуемым

 

 

Уровень усвоения

 

 

Составление предложений из слов, данных вразбивку

 

 

Уровень усвоения

 

 

Составление предложений с заданными словами

 

 

Уровень усвоения

 

 

Работа с деформированным текстом: составление рассказов из данных вразброс предложений

 

 

Уровень усвоения

 

 

Работа с деформированным текстом: составление двух рассказов из данных вразброс предложений

 

 

Уровень усвоения

 

 

Изложение рассказа по плану

 

 

Уровень усвоения

 

 

Составление рассказа с данными словами

 

 

Уровень усвоения

 

 

Изложение рассказа по плану

 

 

Итоговый уровень усвоения

 

 

 

 Результаты итоговых достижений отражаются в речевой карте обучающихся и индивидуальной карте достижений ребенка.

 

 

 


  1. II. Содержательный раздел

 

2.1. Программа формирования базовых учебных действий (личностных результатов освоения учебного предмета, коррекционного курса)

 

 

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

    Задачами реализации программы являются:

  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
  • овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью определяется на момент завершения обучения школе.

Требования к формированию БУД за курс основного общего образования при освоении коррекционного курса «Логопедические занятия»:

 

Личностные результаты:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей.

 

Коммуникативные учебные действия:

  • умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

 

Регулятивные учебные действия:

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
  • осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

 

Познавательные учебные действия:

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-про­странственную организацию;
  • использовать усвоенные логические операции (сравнение, ана­лиз, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, при­чинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, ос­но­ве практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 


2.2. Программа курса коррекционно - развивающей области: «Логопедические занятия» (групповые)

 

2.2.1. Тематический план

 

 

6 класс

Групповые  занятия по развитию речи и коррекции письменной речи

 (1 раза в неделю, всего 34 часа)

 

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

1

Обследование

2

2

Звуки и буквы

7

3

Слово

7

4

Словосочетание

10

5

Предложение

4

6

Текст

3

7

Обследование

1

 

 

 

2.2.2. Содержание учебного материала

 

6 класс

 

Всего: 34 часа (1 час в неделю)

 

  1. Обследование устной и письменной речи

Обследование фонетической стороны речи; обследование фонематической стороны речи; обследование словоизменения; обследование словообразования; обследование фразовой речи; обследование связной речи; обследование процессов чтения; обследование процессов письма.

  1. Звуки и буквы

Безударные гласные. Звонкие и глухие согласные. Твердые и мягкие согласные. Непроизносимые согласные. Двойные согласные

  1. 3. Слово

Корень слова. Однокоренные слова. Окончания в словах. Приставка. Образование слов с помощью приставок. Отличие приставки и предлога. Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов. Образование новых слов с помощью суффиксов

  1. Словосочетание

Изменение существительных по числам.   Изменение существительных по падежам. Изменение прилагательных по числам. Изменение прилагательных по родам. Словосочетание. Главное и зависимое слово. Упражнение в правописание падежных окончаний имен существительных (ед. число). Упражнение в правописание падежных окончаний имен существительных (мн. число). Согласование прилагательных с существительными в роде. Согласование прилагательных с существительными в числе. Изменение прилагательных по падежам. Согласование с существительными.

 

 

 

.

  1. Предложение

Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложения. Нахождение слов, связанных с подлежащим. Нахождение слов, связанных со сказуемым. Составление предложений из слов, данных вразбивку. Составление предложений с заданными словами

  1. Текст

Работа с деформированным текстом: составление рассказов из данных вразброс предложений. Работа с деформированным текстом: составление двух рассказов из данных вразброс предложений. Изложение рассказа по плану. Составление рассказа с данными словами.

  1. Обследование

Заключительное обследование. Контрольный диктант.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2.3. Календарно-тематическое планирование

 

6 класс

Групповые  занятия по развитию речи и коррекции письменной речи

 (1 раз в неделю, всего 34 часа)

 

 

 

№ п/п

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

 

I четверть

9

 

Обследование речи

2

1

Обследование устной речи

1

2

Обследование письменной речи

1

 

Звуки и буквы

5

3

Безударные гласные

1

4

Звонкие и глухие согласные

1

5

Твердые и мягкие согласные

1

6

Непроизносимые согласные

1

7

Двойные согласные

1

 

Слово

2

8

Корень слова. Однокоренные слова

1

9

Окончания в словах

1

 

II четверть

7

 

Слово

4

10

Приставка. Образование слов с помощью приставок

1

11

Отличие приставки и предлога

 

12

Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов

1

13

Образование новых слов с помощью суффиксов

1

 

Словосочетание

3

14

Изменение существительных по числам

1

15

Изменение существительных по падежам

1

16

Изменение прилагательных по числам

1

 

III четверть

10

 

Словосочетание

7

17

Изменение прилагательных по родам

1

18

Словосочетание. Главное и зависимое слово

1

19

Упражнение в правописание падежных окончаний имен существительных (ед. число)

1

20

Упражнение в правописание падежных окончаний имен существительных (мн. число)

1

21

Согласование прилагательных с существительными в роде

1

22

Согласование прилагательных с существительными в числе

1

23

Изменение прилагательных по падежам. Согласование с существительными

1

 

Предложение

3

24

Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по цели высказывания

1

25

Главные и второстепенные члены предложения

1

26

Нахождение слов, связанных с подлежащим

1

 

IV четверть

8

 

Предложение

3

27

Нахождение слов, связанных со сказуемым

1

28

Составление предложений из слов, данных вразбивку

1

29

Составление предложений с заданными словами

1

 

Текст

4

30

Работа с деформированным текстом: составление рассказов из данных вразброс предложений

1

31

Работа с деформированным текстом: составление двух рассказов из данных вразброс предложений

1

32

Изложение рассказа по плану

1

33

Составление рассказа с данными словами

 

 

Обследование речи

1

34

Заключительное обследование. Контрольный диктант.

1

 

Всего за год:

34

 

 

 

2.2.4. Перечень обязательных практических, контрольных, самостоятельных работ

 

  Практические, самостоятельные и контрольные работы программой не предусмотрены. В начале и конце учебного года проводится логопедическое обследование по методике Л.Н. Ефименковой и Г.Г. Мисаренко  Обследуются следующие параметры:

  • обследование фонетической стороны речи;
  • обследование фонематической стороны речи;
  • обследование словоизменения;
  • обследование словообразования;
  • обследование фразовой речи;
  • обследование связной речи;
  • обследование процессов чтения;
  • обследование процессов письма.

 

 

 

2.2.5. Система контроля и оценки предметных результатов

 

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.

 

 

  • Организационный раздел

 

3.1. Место учебного предмета в учебном плане

3.1. Учебный план

 

Учебный план (недельный) (в соответствии с ФГОС, вариант 1) основного общего образования

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара

 

Предметные

области

Учебные

предметы

Количество часов в неделю

Всего

6 класс

 

Внеурочная деятельность:

 

 

коррекционно-развивающая область:

 

 

Логопедические занятия:

- индивидуальные часы

- групповые занятия

 

2

1

 

3

 

Учебный план (годовой) (в соответствии с ФГОС) основного общего образования

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара

 

Предметные

области

Учебные

предметы

Количество часов в неделю по классам

Всего

6 класс

 

Внеурочная деятельность:

 

 

коррекционно-развивающая область:

 

 

Логопедические занятия:

- индивидуальные часы

- групповые занятия

 

68

34

 

102

 

 

К учебному плану (в  соответствии с ФГОС, вариант 1)

ГОУ РК «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей  – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара

 

На логопедических занятиях работа проводится в следующих направлениях:

-развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи, обогащение словарного запаса, коррекция нарушений чтения и письма, развитие коммуникативной функции речи, расширение представлений об окружающей действительности, развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Индивидуальные логопедические занятия в 5 классе проводятся в первую половину дня по отдельному расписанию с учетом классного расписания уроков. Логопед берет учащихся  по договоренности с учителем  и администрацией с уроков чтения, русского языка. Групповые занятия проводятся во вторую половину дня по отдельному расписанию.

 Группа комплектуется с учетом  однородности и выраженности  речевых, двигательных  и других нарушений.

 

 

3.2. Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности

  1. Организация пространства:

1.Соблюдение санитарно-гигиенических норм согласно документа «Постановление от 10 июля 2015 года №26, Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образоватьельную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  1. Обеспечение санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;
  2. Соблюдение пожарной и электробезопасности;
  3. Соблюдение требований охраны труда;
  4. Соблюдение своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта.

 

  1. Материально – техническая база:

Технические средства обучения.

 

№ п/п

Наименование

Кол-во

1.

Компьютер

1

2.

Принтер

1

3.

Колонки

2

4.

Слухоречевой тренажёр

1

5.

Микрофон

1

6.

Наушники

1

                                                             

Компьютерные логопедические программы

 

№ п/п

Наименование

Кол-во

1.

Добро пожаловать в мир звуков

1

2.

Логопедический тренажер

1

 

Учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся. Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ, необходимо использование рабочих тетрадей на печатной основе, включая Прописи.

Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (в младших классах преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности; в старших ― иллюстративной и символической).

 

  1. Временной режим образования обучающихся:

 

Временной режим образования обучающихся с умственной отсталостью (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.

  1. Сроки освоения адаптированной образовательной программы обучающимися с умственной отсталостью составляют 12 лет (подготовительный (0) –XI классы).
  2. Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут.
  3. Продолжительность учебной недели – 5 дней.

 Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену.

  1. Технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.
  2. Учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся. Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ, необходимо использование рабочих тетрадей на печатной основе, включая Прописи.

 

Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (в младших классах преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности; в старших ― иллюстративной и символической).

 

3.1.Требования к оснащению кабинета логопеда:

Печатные пособия: учебники по русскому языку и чтению; кассы букв и слогов; разрезные азбуки; альбом с предметными и сюжетными картинками; картинные лото; альбомы с картинками для исследования произношения звуков;

мебель и оборудование: парты, стол, стул, шкаф для пособий, классная доска, зеркала (настенное, настольное, для индивидуальной работы), стенные часы, настольная лампа, умывальник, мыло, полотенце;

специальное оборудование: логопедические зонды; спирт, вата;

игры и игрушки: настольные игры (кубики, мозаики, лото); игрушки, предназначенные для развития дыхания; наборы игрушек, предназначенные для развития и обогащения словарного запаса;

технические средства обучения: CD/DVD –проигрыватели; телевизор; аудиовидеомагнитофон; компьютер с программным обеспечением; слайд-проектор; мультимедиапроектор; магнитная доска; экран.

 

3.2.Учебно-методическое обеспечение рабочей программы:

  1. Примерная адаптированная образовательная программа образования    обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015г. №4/15).
  2. Примерная адаптированная образовательная программа: по учебному предмету коррекционно-развивающая программа по коррекции устной и письменной речи («логопедия») в 1-7 классах в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
  3. Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс»,
  4. Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.
  5. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
  6. Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
  7. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.
  8. Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.
  9. Городилова, В.И. и Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.
  10. Ефименко Л,Н,, Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
  11. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.
  12. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
  13. Костенко, Ф. Д. «Сборник диктантов». – М:, «Просвещение», 1972 г.
  14. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
  15. Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М:, 2005 г.
  16. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
  17. Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.
  18. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.
  19. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.
  20. Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
  21. Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.
  22. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.
  23. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.
  24. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
  25. Новоторцева, Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи Ч – Щ». - Ярославль:, «Академия развития»,1999 г.
  26. Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук С – С». - Ярославль:, «Академия развития»,  1999 г.
  27. Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л - Л». - Ярославль:, «Академия развития»,  1999 г.
  28. Елецкая, О.В., Горбачевская, Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М:, «Творческий центр»,2005 г.
  29. Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
  30. Киселёва, В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
  31. Громова, О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
  32. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
  33. Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.
  34. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
  35. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
  36. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.
  37. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
  38. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол.». – М:, «Просвещение», 2002 г.
  39. Учебная программа по логопедии «Формирование коммуникативной функции речи у учащихся 1 – 5 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида», Кузьминых Е.Л. Управление образования администрации г. Екатеринбурга, 2000 г.

 

3.3. Список литературы для обучающихся:

  1. Логопедия под редакцией Волковой Л.Т. – М.: «Просвещение», 1989 г.
  2. «Основы логопедии», Т.Г., Филичева, Н.А. Чевелева, Т.В. Чиркина - М.: «Просвещение», 1989 г.
  3. «Логопедическая работа в коррекционных классах», Р.И. Лалаева М.: «Владос», 1998 г.
  4. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», Р.И. Лалаева М.: «Просвещение», 1998 г.
  5. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – Аксенова А.К. М.: «Владос»,1999 г.
  6. Примерная адаптированная образовательная программа: по  учебному предмету коррекционно-развивающая программа по коррекции устной и письменной речи («логопедия») в 1-7 классах в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.