Поздеева Наталья Леонидовна
Учитель-логопед
ГОУ РК «Школа интернат № 3» г. Сыктывкара
Российская Федерация
Республика Коми, г. Сыктывкар
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
6 КЛАСС
(в соответствии с ФГОС, вариант 1)
Срок реализации программы: |
1 год (6 класс)
|
Составитель: |
Поздеева Н.Л.. Учитель – логопед ГОУ РК «Школа-интернат №3»
|
Составлена на основе примерной программы:
|
Примерной адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015г. №4/15).
Примерной адаптированной образовательной программы Кузьминых Е.Л. Формирование коммуникативной функции речи у учащихся 1- 5 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. |
Сыктывкар
2021
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел |
1.1. Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета, коррекционного |
курса с учетом особенностей его освоения обучающимися |
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой |
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
адаптированной основной общеобразовательной программы |
1.3. Система оценки достижения обучающимися с легкой |
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
планируемых результатов освоения адаптированной основной |
общеобразовательной программы, предметные результаты освоения учебного предмета, |
коррекционного курса |
2. Содержательный раздел |
2.1. Программа формирования базовых учебных действий |
2.2. Программа учебного предмета |
2.2.1. Тематический план |
2.2.2. Содержание учебного материала |
2.2.3. Календарно-тематическое планирование |
2.2.4. Перечень обязательных практических, контрольных, самостоятельных работ |
2.2.5.Система контроля и оценки предметных результатов |
3. Организационный раздел |
3.1. Место учебного предмета в учебном плане |
3.2. Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности |
- I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Общая характеристика коррекционного курса
с учетом особенностей его освоения обучающимися
Программа коррекционного курса «Логопедические занятия» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- приказ Министерства образования Республики Коми от 26.05.2015г №103 «Об обеспечении введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Республике Коми»
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГОУ РК «Школа-интернат №3» г. Сыктывкара.
Срок реализации программы: 1 год (6 класс). Срок действия – бессрочно.
Данная учебная программа адаптированная образовательная программа: коррекционно–развивающей области логопедические занятия 6 класс (в соответствии с ФГОС, вариант 1) является специфическим предметом обучения умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений обусловлено значительным отставанием умственно отсталых обучающихся в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом.
Занятия по этому учебному предмету относятся к коррекционно-развивающим занятиям.
Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- выраженная дислексия;
- дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Методологические и теоретические основы программы
Как и любая адаптированная образовательная программа: коррекционно – развивающей области логопедические занятия 6 класс (в соответствии с ФГОС, вариант 1).
Адаптированная образовательная программа: коррекционно – развивающей области логопедические занятия 6 класс (в соответствии с ФГОС, вариант 1) имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма – вера в возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.
Цель программы: обеспечение требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) путём коррекции дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующее успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
- развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи;
- обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения общего речевого развития учащихся;
- создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеучебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха).
Психолого – педагогическая характеристика обучающихся
Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу. В соответствии с международной классификацией умственной отсталости (МКБ-10) выделяют четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую, глубокую.
Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, восприятие умственно отсталых обучающихся оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Названные логические операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д
У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление ребенка с умственной отсталостью характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.
Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Однако, если задание посильно и интересно для обучающегося, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Под влиянием обучения и воспитания объем внимания, и его устойчивость несколько улучшаются, но при этом не достигают возрастной нормы.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.
Психологические особенности умственно отсталых школьников проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие не посильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью разных групп проявляется и в глубоком своеобразии их социализации. Перспективы образования обучающихся с умственной отсталостью детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта. Для обучающихся с умственной отсталостью выделяются образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
Общие потребности: непрерывность коррекционно-развивающего процесса.
Специфические образовательные потребности:
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, обучающихся с умственной отсталостью;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- стимуляция познавательной активности.
В основу разработки программы, обучающихся с легкой умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению адаптированной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью положены следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования: (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью на всех ступенях (начальные и старшие классы);
- принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области».
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с воспитательской службой.
Основные направления коррекционной работы:
- Развитие зрительного восприятия и узнавания;
- Развитие пространственных представлений и ориентации;
- Развитие основных мыслительных операций;
- Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
- Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
- Обогащение активного и пассивного словаря;
- Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Место предмета в учебном плане
Коррекция нарушений речи учащихся специального (коррекционного) образовательного учреждения требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.
Программа «Логопедические занятия» рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 6 классе отводится 3 занятия в неделю, из них:
групповое – 1 занятие в неделю во вторую половину дня
индивидуальные – 2 занятия в неделю в первую половину дня.
Особенности организации учебного курса
Программа является логическим продолжением соответствующей программы для 1-4 класса.
В программе предусмотрено последовательная работа над следующими речевыми единицами:
- звуки и буквы
- слово
- словосочетание
- предложение
- текст
Работа по исправлению нарушений письменной и устной речи строится с учётом логопедического диагноза обучающихся и содержания программы по русскому языку. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятия может входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Учебно-методический комплект для учащихся 5 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений отсутствует.
Реализация данной рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методических пособий и дидактического материала для учащихся 5 класса коррекционной школы.
В данной программе представлено календарно-тематическое планирование групповых занятий в количестве 1 час в неделю, 34 часа в год. Учебный план предусматривает ещё 2 часа в неделю на индивидуальные занятия, на которые зачисляются нуждающиеся в логопедической коррекции обучающиеся после первичного обследования. На каждого обучающегося составляется индивидуальный план работы в зависимости от логопедического диагноза в количестве 34 занятия в год (1 занятие в неделю). Индивидуальные планы не входят в данную программу, т.к. составляются ежегодно на обучающихся с различными диагнозами. Они представлены в ежегодной документации логопеда.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы
Планируемые личностные результаты:
- проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, при выполнении домашнего задания;
- желание выполнить математическое задание правильно, с использованием знаковой символики в соответствии с данным образцом или пошаговой инструкцией учителя;
- умение понимать инструкцию учителя, высказанную с использованием математической терминологии, следовать ей при выполнении учебного задания;
- умение воспроизвести в устной речи алгоритм выполнения математической операции (вычислений, измерений, построений) с использованием математической терминологии в виде отчёта о выполненной деятельности (с помощью учителя);
- умение сформулировать элементарное умозаключение (сделать вывод) с использованием в собственной речи математической терминологии, и обосновать его (с помощью учителя);
- элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, доброжелательное отношение к учителю и одноклассникам;
- умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации; при необходимости попросить о помощи в случае возникновения затруднений в выполнении математического задания;
- умение корригировать собственную деятельность по выполнению математического задания в соответствии с замечанием (мнением), высказанным учителем или одноклассниками, а также с учётом оказанной при необходимости помощи;
- знание правил поведения в кабинете математики, элементарные навыки безопасного использования инструментов (измерительных, чертёжных) при выполнении математического задания;
- элементарные навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного задания) на основе усвоенного пошагового алгоритма и самооценки выполненной практической деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений и пр.; умение осуществлять необходимые исправления в случае неверно выполненного задания;
- элементарные навыки самостоятельной работы с учебником математики, другими дидактическими материалами;
- понимание связи отдельных математических знаний с жизненными ситуациями; умение применять математические знания для решения доступных жизненных задач (с помощью учителя) и в процессе овладения профессионально-трудовыми навыками на уроках обучения профильному труду (с помощью учителя);
- элементарные представления о здоровом образе жизни, бережном отношении к природе; умение использовать в этих целях усвоенные математические знания и умения;
Планируемые предметные результаты представлены двумя уровнями овладения знаниями: минимальным и достаточным:
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
В разделе: «Система оценки достижения планируемых результатов» содержатся четкие требования к системе оценки достижения планируемых результатов, которые отражены в индивидуальной карте достижений каждого обучающегося.
Реализация программы нравственного развития обучающихся призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.
Реализация программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни разрабатывается на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов,с учётом этнических, социально-экономических, природно-территориальных и иных особенностей региона.
6 класс
Минимальный уровень:
- различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
- деление слов на слоги для переноса;
- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
- обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок.
Достаточный уровень:
- различение звуков и букв;
- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему; списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами слов);
- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
- деление текста на предложения.
1.3. Система оценки достижения обучающимися с легкой |
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
планируемых результатов освоения адаптированной основной |
общеобразовательной программы, предметные результаты освоения |
учебного предмета коррекционного курса
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Состав экспертной группы определяется образовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика. Результаты анализа представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальный дневник наблюдений, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
|
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций. В оценивании предметных результатов используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. Предметные результаты по предмету отражаются в следующей таблице, которая заполняется индивидуально на каждого обучающегося.
Предметные результаты по коррекционному курсу «Логопедические занятия»
6 класс
Логопедическое обследование проводится два раза в год по методике Л.Н. Ефименковой и Г.Г. Мисаренко Обследуются следующие параметры:
- обследование фонетической стороны речи;
- обследование фонематической стороны речи;
- обследование словоизменения;
- обследование словообразования;
- обследование фразовой речи;
- обследование связной речи;
- обследование процессов чтения;
- обследование процессов письма.
Результаты
обучающихся 6 класса на занятиях по логопедии (индивидуально на каждого)
|
Начало учебного года |
Конец учебного года |
|
|
|
Уровень усвоения |
|
|
|
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Безударные гласные |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Звонкие и глухие согласные |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Твердые и мягкие согласные |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Непроизносимые согласные |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Двойные согласные |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Корень слова. Однокоренные слова |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Окончания в словах |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Приставка. Образование слов с помощью приставок |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Отличие приставки и предлога |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Образование новых слов с помощью суффиксов |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Изменение существительных по числам |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Изменение существительных по падежам |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Изменение прилагательных по числам |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Изменение прилагательных по родам |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Словосочетание. Главное и зависимое слово |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Упражнение в правописание падежных окончаний имен существительных (ед. число) |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Упражнение в правописание падежных окончаний имен существительных (мн. число) |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Согласование прилагательных с существительными в роде |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Согласование прилагательных с существительными в числе |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Изменение прилагательных по падежам. Согласование с существительными |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по цели высказывания |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Главные и второстепенные члены предложения |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Нахождение слов, связанных с подлежащим |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Нахождение слов, связанных со сказуемым |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Составление предложений из слов, данных вразбивку |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Составление предложений с заданными словами |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Работа с деформированным текстом: составление рассказов из данных вразброс предложений |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Работа с деформированным текстом: составление двух рассказов из данных вразброс предложений |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Изложение рассказа по плану |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Составление рассказа с данными словами |
|
|
Уровень усвоения |
|
|
Изложение рассказа по плану |
|
|
Итоговый уровень усвоения |
|
|
Результаты итоговых достижений отражаются в речевой карте обучающихся и индивидуальной карте достижений ребенка.
- II. Содержательный раздел
2.1. Программа формирования базовых учебных действий (личностных результатов освоения учебного предмета, коррекционного курса)
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью определяется на момент завершения обучения школе.
Требования к формированию БУД за курс основного общего образования при освоении коррекционного курса «Логопедические занятия»:
Личностные результаты:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей.
Коммуникативные учебные действия:
- умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
- осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
2.2. Программа курса коррекционно - развивающей области: «Логопедические занятия» (групповые)
2.2.1. Тематический план
6 класс
Групповые занятия по развитию речи и коррекции письменной речи
(1 раза в неделю, всего 34 часа)
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
1 |
Обследование |
2 |
2 |
Звуки и буквы |
7 |
3 |
Слово |
7 |
4 |
Словосочетание |
10 |
5 |
Предложение |
4 |
6 |
Текст |
3 |
7 |
Обследование |
1 |
2.2.2. Содержание учебного материала
6 класс
Всего: 34 часа (1 час в неделю)
- Обследование устной и письменной речи
Обследование фонетической стороны речи; обследование фонематической стороны речи; обследование словоизменения; обследование словообразования; обследование фразовой речи; обследование связной речи; обследование процессов чтения; обследование процессов письма.
- Звуки и буквы
Безударные гласные. Звонкие и глухие согласные. Твердые и мягкие согласные. Непроизносимые согласные. Двойные согласные
- 3. Слово
Корень слова. Однокоренные слова. Окончания в словах. Приставка. Образование слов с помощью приставок. Отличие приставки и предлога. Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов. Образование новых слов с помощью суффиксов
- Словосочетание
Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Изменение прилагательных по числам. Изменение прилагательных по родам. Словосочетание. Главное и зависимое слово. Упражнение в правописание падежных окончаний имен существительных (ед. число). Упражнение в правописание падежных окончаний имен существительных (мн. число). Согласование прилагательных с существительными в роде. Согласование прилагательных с существительными в числе. Изменение прилагательных по падежам. Согласование с существительными.
.
- Предложение
Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложения. Нахождение слов, связанных с подлежащим. Нахождение слов, связанных со сказуемым. Составление предложений из слов, данных вразбивку. Составление предложений с заданными словами
- Текст
Работа с деформированным текстом: составление рассказов из данных вразброс предложений. Работа с деформированным текстом: составление двух рассказов из данных вразброс предложений. Изложение рассказа по плану. Составление рассказа с данными словами.
- Обследование
Заключительное обследование. Контрольный диктант.
2.2.3. Календарно-тематическое планирование
6 класс
Групповые занятия по развитию речи и коррекции письменной речи
(1 раз в неделю, всего 34 часа)
№ п/п |
ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
КОЛ-ВО ЧАСОВ |
|
I четверть |
9 |
|
Обследование речи |
2 |
1 |
Обследование устной речи |
1 |
2 |
Обследование письменной речи |
1 |
|
Звуки и буквы |
5 |
3 |
Безударные гласные |
1 |
4 |
Звонкие и глухие согласные |
1 |
5 |
Твердые и мягкие согласные |
1 |
6 |
Непроизносимые согласные |
1 |
7 |
Двойные согласные |
1 |
|
Слово |
2 |
8 |
Корень слова. Однокоренные слова |
1 |
9 |
Окончания в словах |
1 |
|
II четверть |
7 |
|
Слово |
4 |
10 |
Приставка. Образование слов с помощью приставок |
1 |
11 |
Отличие приставки и предлога |
|
12 |
Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов |
1 |
13 |
Образование новых слов с помощью суффиксов |
1 |
|
Словосочетание |
3 |
14 |
Изменение существительных по числам |
1 |
15 |
Изменение существительных по падежам |
1 |
16 |
Изменение прилагательных по числам |
1 |
|
III четверть |
10 |
|
Словосочетание |
7 |
17 |
Изменение прилагательных по родам |
1 |
18 |
Словосочетание. Главное и зависимое слово |
1 |
19 |
Упражнение в правописание падежных окончаний имен существительных (ед. число) |
1 |
20 |
Упражнение в правописание падежных окончаний имен существительных (мн. число) |
1 |
21 |
Согласование прилагательных с существительными в роде |
1 |
22 |
Согласование прилагательных с существительными в числе |
1 |
23 |
Изменение прилагательных по падежам. Согласование с существительными |
1 |
|
Предложение |
3 |
24 |
Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по цели высказывания |
1 |
25 |
Главные и второстепенные члены предложения |
1 |
26 |
Нахождение слов, связанных с подлежащим |
1 |
|
IV четверть |
8 |
|
Предложение |
3 |
27 |
Нахождение слов, связанных со сказуемым |
1 |
28 |
Составление предложений из слов, данных вразбивку |
1 |
29 |
Составление предложений с заданными словами |
1 |
|
Текст |
4 |
30 |
Работа с деформированным текстом: составление рассказов из данных вразброс предложений |
1 |
31 |
Работа с деформированным текстом: составление двух рассказов из данных вразброс предложений |
1 |
32 |
Изложение рассказа по плану |
1 |
33 |
Составление рассказа с данными словами |
|
|
Обследование речи |
1 |
34 |
Заключительное обследование. Контрольный диктант. |
1 |
|
Всего за год: |
34 |
2.2.4. Перечень обязательных практических, контрольных, самостоятельных работ
Практические, самостоятельные и контрольные работы программой не предусмотрены. В начале и конце учебного года проводится логопедическое обследование по методике Л.Н. Ефименковой и Г.Г. Мисаренко Обследуются следующие параметры:
- обследование фонетической стороны речи;
- обследование фонематической стороны речи;
- обследование словоизменения;
- обследование словообразования;
- обследование фразовой речи;
- обследование связной речи;
- обследование процессов чтения;
- обследование процессов письма.
2.2.5. Система контроля и оценки предметных результатов
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.
- Организационный раздел
3.1. Место учебного предмета в учебном плане
3.1. Учебный план
Учебный план (недельный) (в соответствии с ФГОС, вариант 1) основного общего образования
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Всего |
6 класс |
|
||
Внеурочная деятельность: |
|
|
|
коррекционно-развивающая область: |
|
|
|
Логопедические занятия: - индивидуальные часы - групповые занятия |
2 1 |
3 |
Учебный план (годовой) (в соответствии с ФГОС) основного общего образования
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю по классам |
Всего |
6 класс |
|
||
Внеурочная деятельность: |
|
|
|
коррекционно-развивающая область: |
|
|
|
Логопедические занятия: - индивидуальные часы - групповые занятия |
68 34 |
102 |
К учебному плану (в соответствии с ФГОС, вариант 1)
ГОУ РК «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара
На логопедических занятиях работа проводится в следующих направлениях:
-развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи, обогащение словарного запаса, коррекция нарушений чтения и письма, развитие коммуникативной функции речи, расширение представлений об окружающей действительности, развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Индивидуальные логопедические занятия в 5 классе проводятся в первую половину дня по отдельному расписанию с учетом классного расписания уроков. Логопед берет учащихся по договоренности с учителем и администрацией с уроков чтения, русского языка. Групповые занятия проводятся во вторую половину дня по отдельному расписанию.
Группа комплектуется с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений.
3.2. Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности
- Организация пространства:
1.Соблюдение санитарно-гигиенических норм согласно документа «Постановление от 10 июля 2015 года №26, Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образоватьельную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Обеспечение санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;
- Соблюдение пожарной и электробезопасности;
- Соблюдение требований охраны труда;
- Соблюдение своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта.
- Материально – техническая база:
Технические средства обучения.
№ п/п |
Наименование |
Кол-во |
1. |
Компьютер |
1 |
2. |
Принтер |
1 |
3. |
Колонки |
2 |
4. |
Слухоречевой тренажёр |
1 |
5. |
Микрофон |
1 |
6. |
Наушники |
1 |
Компьютерные логопедические программы
№ п/п |
Наименование |
Кол-во |
1. |
Добро пожаловать в мир звуков |
1 |
2. |
Логопедический тренажер |
1 |
Учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся. Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ, необходимо использование рабочих тетрадей на печатной основе, включая Прописи.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (в младших классах преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности; в старших ― иллюстративной и символической).
- Временной режим образования обучающихся:
Временной режим образования обучающихся с умственной отсталостью (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.
- Сроки освоения адаптированной образовательной программы обучающимися с умственной отсталостью составляют 12 лет (подготовительный (0) –XI классы).
- Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут.
- Продолжительность учебной недели – 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
- Технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.
- Учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся. Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ, необходимо использование рабочих тетрадей на печатной основе, включая Прописи.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (в младших классах преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности; в старших ― иллюстративной и символической).
3.1.Требования к оснащению кабинета логопеда:
Печатные пособия: учебники по русскому языку и чтению; кассы букв и слогов; разрезные азбуки; альбом с предметными и сюжетными картинками; картинные лото; альбомы с картинками для исследования произношения звуков;
мебель и оборудование: парты, стол, стул, шкаф для пособий, классная доска, зеркала (настенное, настольное, для индивидуальной работы), стенные часы, настольная лампа, умывальник, мыло, полотенце;
специальное оборудование: логопедические зонды; спирт, вата;
игры и игрушки: настольные игры (кубики, мозаики, лото); игрушки, предназначенные для развития дыхания; наборы игрушек, предназначенные для развития и обогащения словарного запаса;
технические средства обучения: CD/DVD –проигрыватели; телевизор; аудиовидеомагнитофон; компьютер с программным обеспечением; слайд-проектор; мультимедиапроектор; магнитная доска; экран.
3.2.Учебно-методическое обеспечение рабочей программы:
- Примерная адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015г. №4/15).
- Примерная адаптированная образовательная программа: по учебному предмету коррекционно-развивающая программа по коррекции устной и письменной речи («логопедия») в 1-7 классах в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
- Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс»,
- Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.
- Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
- Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
- Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.
- Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.
- Городилова, В.И. и Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.
- Ефименко Л,Н,, Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
- Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.
- Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
- Костенко, Ф. Д. «Сборник диктантов». – М:, «Просвещение», 1972 г.
- Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
- Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М:, 2005 г.
- Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
- Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.
- Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.
- Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.
- Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
- Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.
- Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.
- Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.
- Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
- Новоторцева, Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи Ч – Щ». - Ярославль:, «Академия развития»,1999 г.
- Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук С – С». - Ярославль:, «Академия развития», 1999 г.
- Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л - Л». - Ярославль:, «Академия развития», 1999 г.
- Елецкая, О.В., Горбачевская, Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М:, «Творческий центр»,2005 г.
- Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
- Киселёва, В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
- Громова, О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
- Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
- Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.
- Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
- Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
- Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.
- Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
- Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол.». – М:, «Просвещение», 2002 г.
- Учебная программа по логопедии «Формирование коммуникативной функции речи у учащихся 1 – 5 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида», Кузьминых Е.Л. Управление образования администрации г. Екатеринбурга, 2000 г.
3.3. Список литературы для обучающихся:
- Логопедия под редакцией Волковой Л.Т. – М.: «Просвещение», 1989 г.
- «Основы логопедии», Т.Г., Филичева, Н.А. Чевелева, Т.В. Чиркина - М.: «Просвещение», 1989 г.
- «Логопедическая работа в коррекционных классах», Р.И. Лалаева М.: «Владос», 1998 г.
- «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», Р.И. Лалаева М.: «Просвещение», 1998 г.
- «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – Аксенова А.К. М.: «Владос»,1999 г.
- Примерная адаптированная образовательная программа: по учебному предмету коррекционно-развивающая программа по коррекции устной и письменной речи («логопедия») в 1-7 классах в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.