ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Прокофьева Анна Сергеевна

учитель-логопед

ГБДОУ детский сад №89 «Бригантина»

г. Санкт-Петербург

 

Письмо - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать буквы и их соединения.

Проблема подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи очень актуальна, так как  большинство детей имеют в разной степени моторную недостаточность, так как моторика тесно связана с речевой функцией. Они не умеют держать карандаш, правильно штриховать, лепить, испытывают трудности в работе с ножницами, и т. д.

Учеными доказано, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Чем выше развита мелкая моторика, то есть движения кистей рук, тем выше развитие речи и мышления ребенка. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики наблюдается и достаточно высокий уровень развития памяти и внимания. Поэтому крайне важно еще до школы начать готовить руку ребенка к письму.

В дошкольном возрасте детей не учат писать, а только подготавливают руку к письму.

Но на 6 году жизни дети уже должны уметь пользоваться карандашом, даже если это просто рисование узоров в прописях или вычерчивание печатных букв.

Поэтому важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет (в дошкольном возрасте используем только карандаши). Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но ребенка, научившегося неправильно держать пишущий предмет, очень трудно переучить. Неверный захват письменной принадлежности может привести к проблемам со здоровьем у ребёнка. Самые опасные нежелательные последствия – ухудшение зрения, искривление позвоночного столба из-за неправильного сидения за столом. Даже если подобные неприятные осложнения и не возникнут у ребёнка, он просто станет скорее утомляться при письменных работах, штриховании или черчении. А это может негативно отразиться на школьной успеваемости и психологической адаптации.

Как же определить, насколько ребенок подготовлен к обучению письму?

Ответить на этот вопрос вы можете, наблюдая за тем, как рисует ребенок. Во время этих наблюдений вас должны насторожить следующие случаи:

  • у ребенка неправильное положение пальцев при захвате пишущего предмета: «щепотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, карандаш лежит не на среднем, а на указательном пальце;
  • ребенок держит пишущий предмет слишком близко к его нижнему кончику или слишком далеко от него;
  • верхний кончик пишущего предмета направлен в сторону или от себя;
  • кисть жестко зафиксирована;
  • слишком сильный или слабый нажим при рисовании, письме;
  • ребенок для того, чтобы закрасить фигуру, поворачивает лист, значит, он не умеет изменять направление линии с помощью движений пальцев;
  • ребенок рисует слишком маленькие предметы, значит, кисть руки сильно зажата, находится в постоянном напряжении. Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать руку на плоскости, он не справится с этим заданием: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист.

Как правильно держать пишущий предмет?

При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см., конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Ребенок не должен слишком сильно сдавливать пишущий предмет. Сидеть при этом он должен прямо, не наклоняясь над листом бумаги. Освоив правильную посадку при рисовании, ребенок сможет без труда выполнять подобные требования при письме.

 

 

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ ПИШУЩИЙ ПРЕДМЕТ

 

Существует несколько несложных методик, при помощи которых можно научить ребёнка правильно держать пишущий предмет

  • Захват пинцетом

Чтобы приучить ребенка правильно ухватывать пишущий предмет в руку, необходимо воспользоваться пинцетной «хваткой». Это один из самых несложных и наглядных методик удержания карандашей.

Гладкий предмет ставят грифельным концом вниз перпендикулярно столешнице. Ребёнок захватывает верхнюю часть тремя рабочими пальчиками, после чего двигает их книзу, пока они не примут оптимальную позицию, которая требуется при письме.

 

 

 

 

  • «Баю-бай, карандаш»

Правильно удерживать карандаш ребёнку поможет игровой метод. Ребенку рассказывают, что карандашик устал и хочет спать, ему нужно помочь лечь в «кровать». Под его голову кладут «подушку», а поверх накрывают «одеяльцем».

Поясняем: «кровать» – средний пальчик, «подушка» – указательный, «одеяльце» – большой. Можно даже сочинить сказочную историю про карандашик и пальцы.

  • Салфеточный метод

Чтобы детские пальцы смогли принять правильное положение, необходимо заранее запастись половинкой салфетки и карандашом. Бумажный аксессуар нужно сложить в 4 раза, после чего малыш прижимает его к ладони мизинчиком и безымянным пальцем. Работающие при письме пальцы ребёнок выпрямляет и берёт ими карандаш так, как было описано выше. «Лишние» пальчики теперь не помешают малышу правильно захватывать пишущий предмет.

  • Мелки

Предварительно пастель необходимо разломать на кусочки, длина которых не превышает трёх сантиметров. Такие небольшие мелки дети не смогут спрятать в кулаке, поэтому им придётся удерживать пастель исключительно тремя пальцами. Позанимавшись с мелом, ребёнок без проблем сможет перейти на более взрослые пишущие аксессуары.

  • Дартс

Ребёнку в 6 лет можно предложить метать дротики, чтобы обрести правильно поставленный захват. Оказывается, дартс не просто увлекательная игра, но и своеобразный тренажёр, помогающий понять принцип удерживания письменной принадлежности. Трёхпальцевый метод держания дротиков аналогичен захвату карандаша или ручки. Поэтому всякий раз, когда ребёнок усаживается за пропись или тетрадку, напоминайте, что письменный предмет нужно брать, как игровую принадлежность.

  • Метки

Нужно нарисовать точки соприкосновения руки ребенка с ручкой. У вас получится две метки: одна - на подушечки указательного пальца, вторая - на боковой поверхности среднего пальцами, куда ложится ручка. Аналогичную пометку (или плюс, черту) необходимо поставить на письменной принадлежности, отступив полтора сантиметра от острия грифеля. Ребёнку объясняется, что эти две точки должны совпасть для получения идеального захвата.

  • Насадка на карандаш

Такие насадки имеют особые небольшие выемки и углубления. Если резинка-насадка надета на карандаш, то ребёнок попросту не сможет захватить пишущую принадлежность неправильно. Взрослому не нужно постоянно стоять над ребенком, объясняя как должен располагаться каждый пальчик и какой должен быть наклон ручки. Достаточно помочь ребенку в первое время обучения. Производители и родители заявляют, что подобный тренажёр способен даже исправить почерк у ребёнка.

 

  • Трехгранные карандаши

Значительно облегчают процесс обучения и обеспечивают правильный захват.

Параметры карандаша для обучения навыкам письма:

             диаметр – не более 1 см;

             длина – до 15 см;

             ребристая поверхность (гладкий может выскальзывать из пальчиков);

             прочный мягкий грифель, который не крошится и не требует сильного нажима; хорошо, если грифель обладает ударопрочными свойствами;

             яркий цвет – в основном дошкольники рисуют цветными карандашами, поэтому лучше подбирать сочные оттенки, которые понравятся малышу;

             деревянный корпус – не обязательное условие, но желательное. Карандаш, выполненный из качественной древесины, не будет ломким, что важно, потому что дети часто сжимают карандаши очень сильно.

 

Чтобы ребёнок смог правильно держать пишущий предмет, ему необходимо занять оптимальное положение за столом.

 

Правильная поза за столом

o             Необходимо использовать стол или парту, подобранный по росту ребенка.

o             Спина прямая, склонять голову чуть-чуть к столу.

o             Нельзя, чтобы ножки были на весу, они должны опираться на пол или подставку.

o             Локти ребенка должны лежать на столе.

o             Расстояние между краем стола и корпусом ребенка – примерно 2 см.

o             Лист бумаги (тетрадь) нужно располагать под углом примерно 30 градусов. Левый уголок должен быть направлен в середину груди ребенка.

 

ЕСЛИ РЕБЕНОК ЛЕВОРУКИЙ

Одна из распространённых ошибок, допускаемых как учителями, так и родителями при обучении левши письму – это соблюдать требуемых наклон букв, потому как правонаклонное письмо для левши – крайне сложно и неудобно. Ведь, согласно методическим рекомендациям министерства здравоохранения (правда, еще 1985 года, но никем до сегодняшнего дня не отменённым), запрещается переучивать и снижать оценку за каллиграфию леворуким детям. В этом же документе говорится и о том, что левшам допускается как вертикально ровное написание букв, так и левонаклонное письмо. И современные требования безотрывного письма к ребёнку-левше совершенно не относятся.

Методы обучения правильно держать пишущий предмет для ребенка левши используют те же, что и для правшей. Но есть и небольшие отличия - для обучения левшей выпускаются специальные насадки на карандаши и ручки-тренажеры. Назначение обозначено в маркировке. На ручках указано «right» или «left».

Особенности удерживания пишущего предмета?

             рабочая рука и карандаш образуют прямую линию, иногда с небольшим наклоном, правой рукой ребёнок передвигает тетрадку;

             левая рука при письме располагается «под строчкой», положение «над строчкой» считается неправильным;

             пальцы левшей должны охватывать карандаш на 3-3,5 см выше, чем это делают правши;

             линии, которые выводит ребёнок при письме, должны быть только прямыми, достигнуть определённого наклона можно поворотом тетради;

Постарайтесь поставить стол таким образом, чтобы сидящий за ним ребёнок находился напротив окна или справа от него. Так левая рука не будет мешать обучению навыкам письма, загораживая свет. В школе леворуких детей сажают только с левой стороны парты, так, чтобы локоть немного выступал за край парты. В таком положении самому ребёнку будет комфортно, да и своему соседу он не сможет помешать. Лист бумаги или тетрадь должны располагаться под наклоном вправо. Самое удобное положение – когда нижний левый уголок тетради находится напротив правого плеча ребёнка. Если ребенок пробует передвинуть тетрадь поудобнее, не стоит ему мешать. Возможно, в этом положении ему действительно неудобно писать. Самый лучший вариант можно найти только опытным путём. При этом очень важно выработать у ребёнка правильную осанку.

В процессе занятий с любым ребенком родители должны проявить терпение, не нужно давить на малыша, торопить его. Положительный настрой взрослого позволит ребенку лучше и быстрее освоить навык

 Перейти к публикациям в сборнике для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.