ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Гоминюк Екатерина Геннадиевна

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №49»

г. Орёл

 

Цель: сформировать у родителей первоначальные знания о дисграфии и дислексии и методах их устранения

План:

Введение

  1. Понятие дисграфия.
  2. Понятие дислексия.
  3. Устранение дисграфии и дислексии. Заключение

 

Введение

В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться, негуманитарный склад ума и т.п. в ряде случаев родители правы, но подчас за этим стоят более серьезные проблемы: физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы. Трудности в овладении навыками письма и чтения дефектологи называют дисграфией и дислексией. Очень часто эти 2 диагноза стоят рядом.

1. Понятие дисграфия.

Дисграфия (от греч. «дис» - затруднение, нарушение, отклонение от нормы; «графо» -писать, изображать) частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода. Письмо – сложнейший вид речевой деятельности, в его формировании участвуют все отделы коры головного мозга. Психофизической основой письма является взаимодействие работы различных анализаторов – речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя.

Процесс письма состоит из 5 психофизических компонентов:

  1. Акустический (услышать и вы делить звук)
  2. Артикуляционный (уточнить   звук,   состав    слова,   установить последовательность звуков)
  3. Зрительный (представление графического образа звука, перевод звуковой структуры в графические знаки)

 

  1. Удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация.
  2. Наличие устойчивого внимания, знание орфографических правил При письме нужно произвести фонематический анализ слова, соотнести

каждую фонему с буквой, написать буквы в определенной последовательности Процесс письма проходит несколько стадий: понимание того, о чем

будем писать, его программирование; оречевление и графический код. Процесс письма фактически является обратным процессу чтения.

Написать слово значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены тем, что либо каждый из процессов, необходимых для написания слова, либо какая – то часть из них у ребенка несовершенны. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.

Начинать работу по профилактике дисграфии следует еще в дошкольном возрасте. Уже тогда у ряда детей могут иметься предпосылки к развитию в дальнейшем дисграфий. Если трехлетний ребенок говорит : «Ем ложком» (по аналогии с «режу ножом»), то это укладывается в рамки нормального речевого развития, т.к. здесь употребляется типичная для русского языка форма творительного падежа, хотя и неправильная для этого существительного. Но если ребенок говорит: «Ем ложкая», то это выходит за рамки. В дошкольном возрасте речь идет об изжитии аграматизмов в устной речи, а при успешном решении этой задачи они уже не появятся в письменной речи. Если же занятия с логопедом не принесли должного результата, или ребенок не занимался с логопедом, и родители видят огромное количество ошибок при письме ребенка,

 

то следует возобновить занятия (или начать их). Дисграфия не исчезнет сама собой, ее нужно корригировать и исправлять.

2. Понятие дислексия.

Дислексия (от греческого «дис» - нарушение, отклонение от нормы, затруднение и «лего» - читать - это состояния, основное проявление которых – стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения. Стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов («церебро» - головной мозг (лат.)), в целом составляющих базис навыка чтения.

Чтение – вид речевой деятельности, в процессе которого буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного материала. Психофизической основой процесса чтения является взаимодействие работы зрительного, речедвигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов, как мышление, речь, память, внимание, воображение. Чтение – это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.

Уметь читать – это значит, уметь:

  • Соотнести имеющиеся представления о зрительном образе речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с увиденным (написанным) – увидеть;
  • Соотнести зрительный образ речевой единицы с ее слухоречедвигательным образом – произнести;
  • Соотнести зрительный образ речевой единицы с его значением – понять.

Определяют 4 этапа в зависимости от механизма процесса чтения:

  1. Овладение звукобуквенными обозначениями.

 

  1. Этап аналитического чтения, при котором единицей чтения является буква – слог и понимание отстает от произношения (послоговое чтение)
  2. Этап становления синтетических приемов чтения, при котором единицей чтения является слово, а понимание приближается к произношению.
  3. Этап автоматизированного (синтетического) чтения , единицей чтения является словосочетание, предложение или абзац, а понимание опережает произношение.

Умения, необходимые для успешного формирования процесса чтения:

  • Сформированность фонематического восприятия (дифференциации и различения фонем)
  • Сформированность фонематического анализа (выделение звуков из

 

речи)

 

  • Сформированность зрительного анализа и синтеза (определение

 

сходства и различия букв)

  • Сформированность пространственных представлений (лево – право, верх – низ, большой – маленький, на, под, за, около, рядом и т.п.)
  • Сформированность зрительного мнезиса (возможность запоминания зрительного образа букв)
  • Сформированность связной устной речи (классификация предметов; обобщение предметов; правильные и грамматически верные ответы на вопросы; объяснение назначения предметов)
  • Эмоциональная развитость ребенка (устойчивое внимание, умение работать самостоятельно, быстрая переключаемость с одного задания на другое, четкое выполнение инструкции взрослого и т.п.)
  • Хорошо развитая мелкая и крупная моторика
  • Сформированность умения общаться со сверстниками

В группу риска детей с дислексией попадают те школьники, у которых имеется:

  • Нарушение фонематического слуха

 

  • Нарушение пространственного восприятия
  • Нарушение взаимодействия  между  слуховыми,  зрительными  и кинестетическими восприятиями и представлениями
  • Нарушение поведения и работоспособности
  • Плохое запоминание знаков
  • Плохая дифференциация звуков и букв
  • Плохое сливание звуков
  • Трудности осуществления звукового анализа слова.

При дислексии одно и то же слово ребенок может прочитать и верно и неверно, ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по - новому. Многие дети трудности при чтении пытаются обойти путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на сходство звучания, более старшие – на контекст. Понимание прочитанного либо затруднено, либо отсутствует (механическое чтение)

Встречаются и такие варианты дислексии, когда при очень низком качестве техники чтения, большом количестве допущенных ошибок, ребенок может довольно полно пересказать основное содержание прочитанного. Встречаются и случаи противоположного характера: при довольно беглой технике чтения ребенок почти ничего не понимает из прочитанного.

3. Устранение дисграфии и дислексии.

Полностью устранить дисграфию и дислексию достаточно сложно, но это не значит, что не нужно работать над этим. Следует обратиться к специалисту (школьному логопеду или дефектологу), четко выполнять все рекомендации специалиста и положительный результат обязательно придет.

У родителей, как правило, возникает вопрос: что делать?

Прежде всего, не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому то понадобятся годы занятий, кому то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

 

Лучше всего, не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить , как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, «отрабатывая », чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко – буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв (напр., «О» напоминает обруч и т.п.). стремиться наращивать скорость чтения не нужно – ребенок должен основательно почувствовать отдельные звуки.

Неплохо также обратиться к психоневрологу.: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное, помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Есть несколько упражнений, которые помогут Вашему ребенку справиться с дисграфией и дислексией:

  1. Ежедневно в течение 5 минут (не больше) ребенок в любом тексте, кроме газетного зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например, букву «а» зачеркнуть, а букву «б» обвести.

Через 2-3 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не больше 5 минут) улучшается качество письма.

  1. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет). Пишите тексты по 150-200 слов с проверкой ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях на полях зеленой, черной или

 

фиолетовой ручкой (ни в коем случае ни красной). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.

Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

  1. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списыванием текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

  • На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования.

После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

  • Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят часы, да ещё и проверяет не свой учитель, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно более в щадящей форме.
  • Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
  • Не хвалите сильно за небольшие успехи. Лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать

 

ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

Заключение

Родителям нужно больше внимания уделять как письму, так и устной речи их. Многие думают, что проблема с неправильным произношением звука слова потом уйдет сама собой, но дети попадают в школу, где над ними могут смеяться из-за дефектов речи. Из-за этого у ребенка может появиться масса комплексов, которые потом очень трудно будет устранить.

 

Литература для разработки консультации

  1. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб. Изд-во «Союз», 2004-224 с.
  2. Поваляева М. Психология детства и педагогика. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования/ М. Поваляева - М.: Феникс.2006. - 158 с
  3. Сергеева Е.Е. Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ОНР

- это обучение и воспитание в коррекционной группе // Логопедия сегодня. - 2008. - № 2. - С. 52-64.

  1. Уфимцева Л.П. Некоторые подходы к преодолению сенсомоторных затруднений при обучении письму и чтению учащихся вспомогательной школы

// Дефектология. - 2004. - № 1. - с. 36

  1. Шишкова Е.Н. Формирование навыка осознанного чтения у детей с трудностями в обучении// Логопед - 2007, №1, с. 98

Рекомендуемая литература для родителей

  1. Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.А. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей. - М.: - 128с.
  2. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников// Логопед, 2005 - №3. - 29с.
  3. Зегебарг Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии. Учебно- методическое пособие для психологов, учителей и родителей.-2-е изд. - М.: Генезис, - 48с.
  4. Козырева О.А., Кутакова К.А. Читай! Размышляй! Пиши!: карт. задания по русскому языку, чтению и развитию речи - М.: Гуманитар. Изд. Центр Владос, - 95с.

 Перейти к публикациям в сборнике для педагогов

  1. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-метод. Пособие М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, - 157с.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.