ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 Евдокимова Елена Игоревна

Воспитатель

МБДОУ ДС № 25 "Чебурашка" г. Туапсе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район

 

 

 

 

Сборник методических рекомендаций для работы с детьми старшего дошкольного возраста «Спорт – здоровье! Спорт– игра!»

 

 

 

Автор:

Воспитатель

 Евдокимова Елена Игоревна

 

г. Туапсе

2021-2022 уч. год


Автор:

Евдокимова Елена Игоревна, воспитатель

МБДОУ ДС № 25 «Чебурашка» г. Туапсе.

Рецензент:

А.М. Халилов, кандидат педагогических наук, методист ГБПОУ КК «Туапсинский социально - педагогический колледж».

 

 

Сборник методических рекомендаций для работы с детьми старшего дошкольного возраста «Спорт – здоровье! Спорт – игра!» представлен игровыми ситуациями физкультурно – оздоровительного характера. Представленные в сборнике материалы могут быть использованы педагогами ДОУ в области физического развития дошкольников и формирования у участников образовательной деятельности привычки здорового образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. 4

Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста. 5

Создание предметно-развивающей среды для использования игровых ситуаций  11

Принципы и подходы, использованные в сборнике. 18

Игровые ситуации физкультурно – оздоровительного характера. 21

Список используемых источников. 41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность. Проблема здоровья детей в последнее время стала актуальной. Негативное влияние на организм ребенка различных факторов окружающей среды приводит к ухудшению здоровья, снижению умственной и физической активности.

Сегодня дети редко занимаются спортом и играют в подвижные игры. Физическая нагрузка уменьшается и по другим причинам: некоторые родители увлекаются интеллектуальным развитием своих детей в ущерб их физическому развитию. Поэтому задача каждого педагога и родителя - сформировать у ребенка понимание важности физических упражнений, спорта, ведь это – залог здоровья. И главную роль в ее решении должны играть ДОО.

Цель сборника: всестороннее развитие личности ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Задачи:

  1. Формировать представление детей об основных принципах здорового питания, полезных продуктах.
  2. Совершенствовать потребность в укреплении и сохранении физического и психического здоровья, используя проектно-исследовательскую деятельность с детьми.
  3. Создать благоприятные условия для здоровьесбережения детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
  4. Воспитание осознанного отношения и к своему здоровью, и к физическому благополучию людей вокруг.
  5. Помочь родителям оценить собственные методы приобщения детей к здоровому образу жизни.

Срок реализации: 1 учебный год.

Возрастная категория:     от  5 до 6 лет  (старшая возрастная группа).

Ожидаемые конечные результаты: повышение  функциональных возможностей организма дошкольников, рост уровня физического развития и физической подготовленности детей, повышение приоритета здорового ораза жизни, повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни, повышение уровня самостоятельности и активности дошкольников в двигательной деятельности , повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья дошкольников, а также поддержка родителями деятельности ДОУ по воспитанию здоровых детей.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у детей, педагогов и родителей ценностные ориентации, напрвленные на сохранение и укрепление здоровья детей, педагогов ДОУ и родителей воспитанников.

 

Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста[1]

 

Физическое развитие детей рассматривается как один из обобщающих параметров здоровья и социального благополучия общества. Именно особенности развития детского организма предопределяют основные перспективы здоровья последующих поколений, включая потенциальное долголетие и передачу определенных им качеств.

На занятиях физической культурой, дети не только получают необходимые знания, но и познают себя, возможности своего организма, закаляют свой характер, формируют тело.

В дошкольном возрасте процессам роста и развития организма свойственны определенные закономерности:

– неравномерность темпа роста и развития;

– неодновременность (гетерохронность) роста и развития отдельных органов и систем;

– обусловленность роста и развития полом;

– биологическая надежность функционирования систем организма;

– обусловленность процессов как генетическими, так и средовыми факторами;

– периодичность в изменении ростовых процессов (акселерация, децелерация, секулярный тренд).

Общая оценка физического развития того или иного человека, обычно включает три составляющих:

1) уровень физического развития;

2) соматотип – соотношение трех основных размеров тела (длина тела, его масса, окружность грудной клетки);

3) интенсивность нарастания тотальных размеров сердца.

По мнению многих специалистов, в течение первых трех лет жизни у ребенка самый высокий потенциал к обучению и развитию.

Основными особенностями физического развития детей старшего дошкольного возраста принято считать развитие выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы, равновесия и глазомера. Физическое развитие и двигательная активность формируются у ребёнка путём научения. Обучению двигательным действиям большое место отводится в трудах А.В. Кенеман.

Для того чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, ребёнку нужно обладать соответствующими двигательными качествами, которые развиваются с раннего возраста. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются физические показатели – это длина, высота прыжка, бег, дальность метания. При хорошей выносливости ребёнок может, не уставая, справляться с физическими нагрузками, проходить большие расстояния, долгое время играть в подвижные игры.

Наличие хорошего глазомера позволяет в подвижных играх точно приземляться при прыжках, попадать в цель при метании, соблюдать дистанцию при ходьбе.

Ловкость является одним из основных двигательных качеств ребёнка – это способность человека быстро овладевать новыми движениями, и уметь так же быстро перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитию ловкости способствует подвижная игра, в которой детям приходится постоянно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро и точно решать сложные двигательные задачи, в соответствии с действиями других игроков.

Быстрота – способность человека выполнять движения в очень короткое время. Её можно развить с помощью упражнений, выполняемых с ускорением, а также при помощи различных подвижных игр, когда дети вынуждены убегать, догонять, бег на время. Развитию быстроты так же способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки в длину, в высоту, с разбега.

Для развития быстроты у детей целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность ребёнка, а также состояние его здоровья.

При выполнении любого физического упражнения проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них. Например, быстрота при беге на короткие дистанции. При беге на длинную дистанцию – сила в сочетании с быстротой. При прыжках в длину и в высоту с разбега – выносливость.

Глазомер – способность человека определять расстояние до объекта с помощью зрения и мышечных ощущений.

Развивать глазомер возможно при выполнении различных упражнений. При ходьбе учить детей правильно ставить ногу и соблюдать направление; в прыжках на двух ногах – точно попадать ногами в круг, нарисованный на полу. При ходьбе и беге в колонне по одному нужно соблюдать дистанцию. В метании на дальность, и особенно в цель – на глаз нужно измерить расстояние до цели. При выполнении упражнений нужно учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами.

Развитие силы мышц можно тренировать постепенным увеличением веса предметов: набивного мяча; мешочков с песком, которые используются в физических упражнениях; прыжки с места, включающие поднятие собственной массы тела, занятия на кольцах, лестнице, на перекладине, турнике.

Выносливость – способность человека выполнять физические упражнения более длительное время с определённой нагрузкой. Выносливость можно тренировать почти во всех физических упражнениях постепенно увеличивая нагрузку на разные мышцы.

Занимаясь физической подготовкой с детьми в дошкольном учреждении, следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц в организме, уделяя главное внимание мышцам-разгибателям. При выполнении любых упражнений инструктор должен учитывать индивидуальные возможности ребёнка и физическую нагрузку повышать постепенно.

Сочетание сбалансированного подхода в обучении основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей позволяет заложить хороший фундамент общей физической подготовленности и достичь гармоничного физического развития на важном этапе подготовки к обучению в школе.

При определении готовности ребёнка к обучению в школе важно учитывать не только достигнутый уровень развития моторики, но и его потенциальные двигательные возможности.

Количество движений у детей с возрастом увеличивается. Детям надлежит двигаться не менее 50-60% всего времени бодрствования. Правильное выполнение физических упражнений эффективно сказывается на развитии мышц, связок, суставов, костной системы.

В период от 3 до 6 лет все размеры тела увеличиваются сравнительно равномерно. Прирост длины тела составляет 5-6 см в год, а массы – около 2 кг в год. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребёнок прибавляет 8-10 см.  

В этой связи возрастают и показатели развития двигательных качеств.

Дети до 6 лет активны, их движения достаточно координированны и точны. Совершенствуются также основные движения, ярче проявляются индивидуальные особенности движений, зависящие от телосложения и возможностей самих детей.

Детей увлекают чёткие, ритмичные движения, они выполняют их самостоятельно и старательно, следя за правильностью необходимых поз и чёткостью.

За дошкольный период происходят функциональные изменения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Уровень их функционирования становится более экономным и эффективным, что позволяет увеличить возможности детей во время мышечной деятельности. Масса сердца детей увеличивается с 70,8 г у детей 3-4 лет до 92,3 г в 6-7 лет, благодаря чему возрастает сила сердечных сокращений и повышается работоспособность сердца.

Увеличение мышечной ткани происходит, в основном, за счёт утолщения мышечных волокон. Сначала у ребёнка развиваются мышцы таза и ног, а с 6-7 лет – мышцы рук. К пяти годам возрастает мышечная сила. Но из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата у дошкольников ещё отсутствует способность к длительному мышечному напряжению.

К 6-7 годам созревание нервных клеток головного мозга заканчивается. Но нервная система ребёнка не приобрела ещё достаточной устойчивости: процессы возбуждения ещё преобладают над процессами торможения.

С возрастом у детей увеличивается артериальное давление. На первом году жизни оно составляет 80-85/55-60 мм рт. ст. В возрасте 3-7 лет колеблется в пределах 80-110/50-70 мм рт. ст. Работоспособность сердца увеличивается, и при этом повышается адаптационная способность к физической нагрузке. Это приводит к снижению величины показателей сердечно - сосудистой системы (артериальное давление, пульс – ударный и минутный, объёмы кровообращения) в ответ на стандартную мышечную нагрузку, сокращается восстановительный период.

Наблюдается возрастная перестройка и характер адаптации функции дыхания к мышечным нагрузкам. С возрастом уменьшается частота дыхания: к концу первого года жизни она равна 30-35 в мин., к концу третьего - 25-30, а в 4-7 лет - 22-26. С возрастом увеличивается глубина дыхания и лёгочная вентиляция в 2-2,5 раза, а потребление кислорода – почти в 2 раза. Эти данные говорят о значительных функциональных возможностях детей, которые полностью обеспечивают потребности их роста и развития.

Дыхательная система ребёнка совершенствуется в процессе тренировки. В тоже время происходит более экономная деятельность главных энергообеспечивающих систем – дыхательной и сердечно-сосудистой. Они определяются как особенностями возрастного развития, так и повышением функциональных возможностей организма при занятиях физическими упражнениями. Количество пульсовых ударов на 1 кг/м работы у детей с 4 до 7 лет снижается в 2 раза, а у тренированных – в 2,5 раза, кислородное обеспечение организма 1 кг/м работы – соответственно в 1,5 и в 1,8 раза.

У детей дошкольного возраста зримо меняются пропорции тела: руки и ноги становятся существенно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6-7 годам длина туловища становится в 2 раза больше, то длина рук увеличивается более чем в 2,5 раза, а длина ног соответственно - более чем в 3 раза.

Для осуществления успешного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста надо знать особенности детского организма в возрасте от 5 до 7 лет, а также правильно использовать подобающие возрасту методы обучения и воспитания и при этом максимально учитывать особенности возрастной физиологии. Сведения о влиянии физических упражнений на организм детей дошкольного возраста дозволяют научно, с точки зрения физиологического потенциала, подобрать самую оптимальную программу физического воспитания детей.

Сформированные у детей до 7 лет двигательные навыки, являются основой для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте.

 

Создание предметно-развивающей среды для использования игровых ситуаций

Организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью, созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.
              Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, одно из ведущих мест принадлежит режиму (четкому распорядку жизни детей в течение суток, предусматривающему чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности).
Важную роль в формировании осознанности ребенком ценности здоровья играет поддержание педагогом мотивации здоровьесбережение  ребенка, контроль за качеством выполнения здоровьесберегающих правил, поощрительная педагогическая оценка.

Неотъемлемой составляющей процесса формирования у детей осознанного отношения к своему здоровью и навыков здоровьесберегающего поведения, является грамотно организованная развивающая среда группы.

 Она может быть представлена:

-центром двигательной активности;

-центром здоровья с познавательным, поисково-экспериментальным, наглядным материалом (об организме человека, правилах личной гигиены, безопасного поведения (энциклопедии, художественная литература, иллюстрации, развивающие игры, оборудование для опытов);

-центром психологической разгрузки.

Ключевую роль в формировании у дошкольников осознанного отношения к здоровью играет педагог, который способен сформировать осознанное здоровьесберегающее поведение у детей при соблюдении определенных условий:

1) педагог должен осознавать ответственность за собственное здоровье и здоровье своих воспитанников;

2) он должен владеть здоровьесберегающим поведением, позволяющим организовать здоровьесберегающую деятельность детей, в результате которой возможно становление у них здоровьесберегающей компетенции;

3) педагог должен обучать детей осознанному отношению к своему здоровью и овладению навыками здорового образа жизни;

4) он должен заниматься формированием у детей активной позиции по сохранению и укреплению своего здоровья, отношения к здоровью как к одной из важнейших ценностей.

Цель здоровьесберегающей технологии в детском саду – обеспечение дошкольников высоким уровнем реального здоровья, вооружение их необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни,  воспитание у них культуры здоровья.

Внедряя различные методы и приемы  для создания среды здоровьесберегающего  педагогического процесса, педагогический коллектив должен учитывать, что они должны быть, прежде всего, доступными и интересными детям.

Поэтому  базовым условием организации здоровьесберегающей среды  в дошкольном учреждении должна быть организация деятельности в игровых формах.

Кратко остановимся на основных  теоретических позициях, касающихся  детской игры.

Игры – это исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малыша постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

Во время игровых ситуаций у детей улучшается настроение, обогащается их чувственный опыт, развивается образное мышление, речь и воображение. Обладая хорошим психотерапевтическим эффектом, игра даёт ребёнку возможность избавиться от негативных переживаний.

Алгоритм  использования игровых ситуаций в разнообразных формах работы с детьми и родителями.

Путь дошкольного детства ребенок  совместно проходит с родителями и воспитателями. Поэтому только при объединении совместных усилий родителей и воспитателей малышам будут обеспечены двойная защита и эмоциональный комфорт.

Педагогическая работа показывает, что все мероприятия, направленные на здоровьесбережение дошкольников вплетаются в содержание воспитательно-образовательного процесса и реализуются через такие средства двигательной направленности, как:

физкультурные занятия, игровые ситуации, двигательная активность, игры, гимнастика (утренняя и после сна), психогимнастика, пальчиковая гимнастика (а также зрительная, дыхательная и корригирующая);

режимные моменты, закаливание; свободная деятельность (прогулки, экскурсии);

элементарная трудовая деятельность.

Задача любого дошкольного образовательного учреждения – помочь родителям содействовать развитию и сохранению здоровья ребенка, благополучию семьи.

Немаловажным в работе с родителями является  стремления педагогов  к тому, чтобы поддержать интерес, активность родителей к педагогическим начинаниям в сохранении психического и физического здоровья детей, в единстве требований к воспитанию культуры здоровья ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в семье.

Например, доступные, действенные и интересные формы в работе с родителями для укрепления здоровья дошкольников – это спортивные развлечения и праздники – «Мы за здоровый образ жизни», «Спортландия – страна здоровья», «Я здоровым стать хочу», «Мама, папа, я – спортивная семья» и т.д.

Подобные мероприятия, способствуют укреплению здоровья дошкольников, так как совместная деятельность родителей, детей и детского сада, сохранение добрых традиций являются необходимыми условиями для обеспечения здоровья детей на долгие годы.

Формируя у дошкольников осознание к своему здоровью, следует широко использовать и различные игровые ситуации, в которых дети встречаются с различными литературными персонажами.

Кроме того, будет полезным включить дошкольников в совместную со взрослыми познавательную  и исследовательскую деятельность, в том числе и в форме проектов (например, «Чистюля», «Что может мой организм», « Как стать здоровым и крепким», «Здоровое питание» и многое другое).

На основании этого можно сделать вывод о том, что игровые ситуации  могут рассматриваться как важнейшее средство развития здоровьесберегающего поведения в старшем дошкольном возрасте, поскольку они стимулируют активность дошкольников и способствуют их наиболее эффективному физическому развитию.

Так с целью формирования здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников используются следующие виды игр:

  1. Подвижные игры и спортивные игры с правилами  направлены на развитие основных видов движений (бег, прыжки, равновесие, ходьба, ползание и лазание, бросание и ловля мяча, метание). Под воздействием движений улучшается функция сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы, при активных движениях дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Использование подвижных игр дифференцировано в режиме дня, доступно детям и соответствует их возрастным особенностям, повышает умственную и физическую работоспособность воспитанников.
  2. Дидактические игры (с предметами, настольно-печатные, словесные) способствуют накоплению знаний детей о здоровье, обретению умений, навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье.
  3. Сюжетно-ролевые игры наиболее часто применяются для закрепления ранее полученных знаний. В процессе творческих сюжетно-ролевых игр с валеологической тематикой дети накапливают опыт бережного отношения к своему и чужому здоровью.
  4. Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
  5. Игры-имитации  имеют оздоровительную направленность, так как в них используются элементы дыхательной и артикуляционной гимнастики, а также психогимнастики.
  6. Игровые ситуации применяются для выработки у детей первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и укрепление собственного здоровья.

Рассмотрим, как обычно используются представленные выше игры и игровые упражнения в рамках формирования здоровьесберегающего поведения у дошкольников.

Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется посредством подвижных игр, которые характеризуются разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий. В них развиваются и совершенствуются разнообразные движения, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.
Значительное место в программе физкультурных развлечений для старших детей занимают игровые задания соревновательного типа (эстафеты, спортивные игры), которые позволяют играющим детям наиболее отчётливо ощутить присутствие друг друга, научиться считаться с игровым поведением партнёров и взаимодействовать с ними.

Не менее важна и игровая гимнастика, основной целью которой является поднятие настроения и мышечного тонуса детей, а также обеспечение профилактики нарушений осанки.

Воспитание культуры здоровья дошкольников осуществляется параллельно с физическим развитием посредством включения в занятия дидактических и сюжетно-ролевых игр, а также игр-имитаций и игровых ситуаций.

Игровой материал валеологической направленности органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности и т.д. Особое внимание в ДОУ уделяется «Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников», поскольку их здоровье в значительной степени зависит от наличия фактора безопасного существования.

Как мы видим из представленного выше, в педагогическую работу, направленную на формирование и развитие здоровьесберегающего поведения старших дошкольников, принято включать:

1) дидактические игры, сюжетные игры и игровые ситуации;

2) подвижные игры с музыкальным сопровождением (логоритмика);

3) игры с элементами спортивных игр (эстафеты, игры на прогулках и т.д.);

4) игровую гимнастику и психогимнастику;

5) игровые психотерапевтические техники.

Все эти игры используются комплексно, в течение всего дня. Часто помимо воспитателей в работе по здоровьесбережению дошкольников принимают участие логопед, психолог и музыкальный руководитель.

Таким образом,  мы можем сделать вывод о том, что игровая ситуация – это важная составляющая работы, направленной на формирование и развитие здоровьесберегающего поведения, поскольку именно в игре физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста будет наиболее эффективным. Особенно  если система использования игр будет систематически внедряться на специально организованных занятиях и в повседневной жизни детсадовцев.

 

Принципы и подходы, использованные в сборнике[2]

 

Необходимость детей постоянно находиться в движении, активно двигаться происходит у детей на физиологическом уровне.

Специалисты, занимающиеся физическим воспитанием отмечают, что развивать двигательные навыки ребенку нужно для того чтобы он гармонично развивался, а так же развивал свои физические навыки, координацию движений, развивал интерес к разным доступным для него занятиям и положительно нравственно-волевые черты личности.

Двигательные навыки находятся в тесной взаимосвязи с физическими

качествами, к которым можно отнести - ловкость, быстроту, силу, стойкость.

Все это взаимосвязано. Чем больше у детей в запасе двигательных способностей, тем им проще в будущем преуспеть в двигательной деятельности.

К развитию физических качеств необходимо приступать гармонично, соблюдая основные принципы физического воспитания:

  1. Принцип всесторонности.
  2. Принцип воспитывающего обучения.
  3. Принцип развивающего обучения.
  4. Принцип систематичности.

5.Принцип индивидуального подхода.

6.Принцип сознательности и активности детей.

Описание методики обучения двигательным навыкам.

Развивать общие движения необходимо поэтапно: в первую очередь идет отработка пассивных движений, затем совместных, затем по подражанию и, в заключении, по слову. Процесс перехода от одного этапа к другому зависит от индивидуальных особенностей. Опираясь на закономерности развития двигательных способностей и навыков в системе и методике физического обучения детей, выделяется несколько стадий обучения.

1-я стадия состоит из начального разучивания двигательного действия;

Полагаясь на поставленные задачи, воспитатель использует методику начального разучивания, в которой:

– педагог показывает образец движения;

– детально его показывает, сопровождая словами;

– ребенок выполняет показываемое движение сам.

Длительность первого этапа по времени небольшая, так как ребенок узнает новое движение. Как правило, на этом этапе дети неуверенны, напряженны, нечетки.

2-я стадия заключается в углубленном разучивании; Понимая, как

 образуются условные рефлексы, педагог восстанавливает в понимании и мышечном восприятии дошкольника порядок элементов движения и конкретные ощущения от процесса. Продолжительность данного этапа занимает больше времени. Дети, повторяя упражнения, со временем все лучше повторяют разученные движения. Данный этап помогает исправить ошибки.

3-я стадия – заключается в закреплении и совершенствовании двигательного действия. Все лишнее затормаживается, исчезает, и лишь движения которые необходимо показать педагог закрепляет своим словом.

Создается обстановка которая подходит к индивидуальному творческому процессу так и к коллективному. Данный этап подразумевает то, что дети уже обладают определенными навыками. Их движения уже произвольны, экономны.

Так как игры это основной вид деятельности детей-дошкольников, то у всех упражнений должна быть игровая форма.

Для того чтобы двигательные умения успешно формировались следует  опираться на следующие требования:

  • необходимо заинтересовать детей (эмоционально, активно);
  • необходимо предложить сравнение (попрыгайте как зайчата);
  • поставить конкретную задачу (бросьте мячик в корзинку);
  • предоставить необходимое место каждому ребенку для движений,
  • достаточно атрибутов, дети не должны ожидать свою очередь;
  • необходимо наличие удобной одежды, которая не сковывает движения;
  • необходимо наличие свежего воздуха и достаточная нагрузка по
  • возрасту;
  • необходимо чаще хвалить и делать меньше замечаний;
  • необходимо знать индивидуальные и возрастные особенности.

И, безусловно, любой процесс обучения необходимо осуществлять комплексно: развивать речь, мышление, память, внимание. Речь взрослых людей всегда является примером для детей.

Чем больше разных двигательных упражнений освоит ребенок, тем больше у него появится возможностей развить различные психические процессы, такие как, например ощущение, восприятие. Развитие двигательных умений и навыков способствует повышению иммунитета, вследствие чего организм ребенка становится более защищенным к различным заболеваниям.

 

 

Игровые ситуации физкультурно – оздоровительного характера

 

Одна из первоочередных задач, стоящих перед педагогом - пробудить у детей интерес к занятиям физической культурой, сформировать потребность в ежедневной двигательной активности.

В дошкольном возрасте важно приучить ребенка к ежедневным физическим упражнениям и подвижным играм как обязательным и непреложным элементам повседневной жизни. В этот период необходимо создавать все условия для освоения ребенком многих видов простейших движений и закаливающих процедур.

Следует воспитывать у детей интерес к освоению новых видов физических упражнений, к повышению уровня своих физических способностей, к участию в коллективных играх и соревнованиях со сверстниками. Закаливание должно стать привычным элементом режима дня. Все это позволит хорошо подготовиться к началу учебы в школе[3].

 

Игровая ситуация 1.  «Путешествие в страну Здоровья»

 

            Цель: формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Задачи:  развивать связную речь, учить пользоваться предложениями из трех-четырех слов, закреплять у детей представления о здоровом образе жизни, развивать зрительную и слуховую память, слуховое внимание, логическое мышление через игровые упражнения, формировать потребность в ежедневной двигательной активности, развивать инициативу, самостоятельность и творчество в двигательной активности, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений, расширять представления о составляющих здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье, о роли гигиены и режима дня для здоровья человека, воспитывать у детей любовь к здоровому образу жизни, учить применять правила сохранения и укрепления здоровья в повседневной жизни, развивать активность в самостоятельной двигательной деятельности, формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься ими.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы, игры.

Оборудование: карта страны Здоровья, предметы гигиены( мыло, мочалка, полотенце, зубная паста, зубная щетка, расческа, туалетная бумага, ватные палочки) и предметы общего пользования ( игрушка, книга, ключ, зеркало), карточки-пиктограммы ( грусть, радость), карточки с изображением продуктов питания.

Содержание:

Дети с воспитателем входят в зал. Здороваются с гостями, после чего воспитатель привлекает внимание детей к себе..

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, что нам сегодня принесли. Как вы думаете, что это такое? ( ответы детей). От кого это письмо? ( ответы детей).Надо открыть и мы узнаем, что в нем. (открывают , находят конверты с заданиями и письмо. « Чтобы быть здоровым, бегать и играть, надо вам, ребята, пять правил соблюдать. Вы узнаете правила эти, если выполните все задания…» и подпись ЗОЖ…..). Ребята, что это за правила? Кто–нибудь знает?( ответы детей). А хотите узнать? ( ответы детей).Что надо сделать, чтобы узнать правила здоровья? ( ответы детей). А задания, наверное, в этих конвертах. Ой ребята, смотрите, в конверте еще что-то осталось. Что это такое?( достает карту и вешает на мольберт).Может быть ы приступим к выполнению заданий? Какой же конверт выбрать? Какое задание мы будем выполнять первым?( рассматривают карту, находят начало маршрута и кнверт с соответствующим символом. Задание 1 – « Мойдодыр»).

Воспитатель: 

Ребята , вы, знаете, кто это и из какой сказки? ( ответы детей). Как вы думаете, почему первое задание от Мойдодыра? ( ответы детей). У него очень интересное имя ; Мой До Дыр! Что это значит? Это значит  очень хорошо, старательно и чисто. Прочитаем его задание?( читает : А вы знаете как правильно мыть руки? ) ( ответы детей). Но ведь не только мыло помогает нам избавиться от микробов. Есть у Мойдодыра и другие помощники. Про них говорят – предметы эти гигиеничные, очень –очень личные. Назовите их ( полотенце, мочалка, расческа, зубная паста и другие). У многих из них должен быть один хозяин , а некоторыми могут пользоваться все члены семьи. ( достаеи из корзины и кладет на стол : мыло, мочалка, шампунь, зубная паста, зубная щетка, расческа, полотенце). Задание  такое- разложить эти предметы в контейнеры. В контейнер , где три смайлика  положить те предметы, которыми могут пользоваться все члены семьи, а в контейнер, где один смайлик положить те предметы, которыми  пользуется только один человек.  Ребята, мы выполнили задание? Можем отправляться дальше? ( ответы детей)

Воспитатель:

Откроем второй конверт. Задание 2- « Винни Пух». На конверте иллюстрация Винни Пуха, который застрял в норе у Кролика. Ребята, как вы думаете, почему здесь такая картинка? Почему он застрял? Почему он толстый? Что надо делать, чтобы быть стройным? ( ответы детей). Ребята, послушайте задание от Винни Пуха: « Я хотел вырасти большим и красивым , поэтому ел много конфет, меда и сгущенки. Мне никто никогда не говорил, что я буду толстым и слабым. Помогите мне разобраться , какие продукты полезно кушать, а какие вредно. И я обязательно исправлюсь.». А вы знаете, какие продукты полезны для нас , а какие вредны?( ответы детей). Я сходила в магазин и купила много разных продуктов. Помогите мне. Пожалуйста, разобраться какие продукты полезные , а какие вредные. ( Дети должны разложить продукты по разным корзинам. В зеленую – полезные, в красную – вредные).

Воспитатель:

 Вы все отлично справились с заданием. Выполнили его правильно. Послушайте пожелание от Винни Пуха :  «Кушай овощи и фрукты, рыбу, молокопродукты- вот полезная еда, витаминами полна?». Найдем следующий конверт?.( Задание 3 _ « Лидочка» их с/х А. Барто « Веревочка»).Читает задание «Я качаюсь на качели, на скакалочке скачу, ведь здоровый образ жизни очень я вести хочу». А вы , ребята, хотите вести здоровый образ жизни? Что вы знаете о спорте? Сможете по картинкам определить виды спорта? ( ответы детей).( Н экрене появляютя наборы картинок- нужно назвать вид спорта). Молодцы, все виды спорта назвали? (ответы детей). А сами спортом давно занимались? Может нам тоже пора размяться ми сделать зарядку?( динамическая пауза ……).  

Воспитатель:

Пора нам открывать следующий конверт. Посмотрим от кого он? Лт Айболита. ( Читает письмо : «По утрам ты закаляйся, водой холодной обливайся. Будешь ты всегда здоров. Тут не нужно лишних слов. Солнце, воздух и вода – ваши лучшие друзья»). Как вы думаете , ребята, а почему доктор Айболит написал так, что солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья?. Чем полезны наши друзья для нас? ( ответы детей). Молодцы, правильно. Теперь все знают, как нужно закаляться, чтобы не болеть. Можем с вами открывать наш следующий конверт? ( подходят к карте и ищут соотвествующий символ).Это задание от кого? ( от Карлсона). Читаем задание ; « Вредные привычки брось навсегда, чтоб не случилась с тобою беда!. Умей сказать « нет»! вредным привычкам, и тогда в твоей жизни все будет отлично!». Как вы думаете, ребята, почему Карлсон дает нам такие советы? ( ответы детей). А у вас есть вредные привычки? А какие вы знаете вредные привычки?.( ответы детей). У меня есть одна интересная игра. Называется « Хорошо –плохо».  Поиграем? ( ответы детей).

Вредные привычки всем мешают жить. Сними нам не надо никогда дружить.

Воспитатель:

Посмотрите, у нас остался последний конверт. Откроем его? ( ответы детей). Читает письмо : « Я здоровье сберегу- сам себе я помогу!». Какая интересная фраза. Ребята, расскажите мне, а как вы будете помогать себе укреплять свое здоровье? Что нужно делать? ( ответы детей).

Воспитатель:

Ну вот и закончилось .ребята, наше с вами путешествие по стране Здоровья. Что вам больше всего понравилось и запомнилось в нашем путешествии? Как вы будете применять полученные знания для укрепления своего здоровья?( ответы детей). Я предлагаю вам подняться в группу и закрепить всет наши знания о здоровом образе жизни рисунками.

Мы умеем думать

Мы умеем рассуждать.

Что полезно для здоровья,

То и будем выбирать!.

До свидания. Будьте здоровы.

 

Игровая ситуация 2.  « На солнце, на воде»

 

Цель: формирование понятия о здоровом образе жизни через разные виды закаливания.

Задачи: познакомить с понятием того, что солнце и вода – средства оздоровления организма, рассказать о мерах безопасности при принятии солнечных ванн, сформулировать правила поведения на воде, продолжать развивать у детей связную речь, мышление, внимание, память, воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни..

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Но прежде, чем мы отправимся, я хочу чтобы вы отгадали загадки, в которых спряталось название нашего занятия.

По небу ходит маляр без кистей

Краской коричневой красит людей ( солнце)

В морях и реках обитает, но часто по небу летает

А как наскучит ей летать, на землю падает опять.( вода).

Молодца, вы отгадали загадки. Итак, тема нашего занятия называется « На солнце, на воде». ! Я вас приглашаю отправиться сегодня в путешествие на веселом паровозике в страну Здоровья. Чтобы наш паровозик поехал , нам нужен машинист( выбор детей), и проводница( выбор детей). Построимся все друг за другом, как вагончики паровозика, но прежде чем мы отправимся , нужно сделать зарядку.( на выбор педагога).

Воспитатель:

« Внимание, внимание, Скорый поезд в страну Здоровья

отправляется!!!»

Первая остановка « Станция Солнечная»

Посмотрите ,ребята, на этой станции на с встречает солнышко. Вы любите солнце? .За что вы любите его? В какое время года мы будем загорать?.( ответы детей). А как вы думаете, солнышко может быть полезным? А может быть вредным? Какой вред оно может принести нашему здоровью?( Ответы детей). А вы знаете, что такое солнечные ванны?( ответы детей). Послушайте, что я вам расскажу про солнечные ванны. Это прекрасное закаливание, которое подарила нам природа. Первый раз можно находиться не больше 10 минут на солнце, при этом голова должна быть прикрыта кепкой, панамой, платочком. Когда организм привыкнет, можно 30 минут находиться. Лучше  всего принимать солнечные ванны с 10 до 12 часов дня. Солнце может быть как и полезным, так и вредным. Посмотрите что у меня есть.( показывает 2 конверта).Внутри этих конвертов есть задания, которые нам нужно выполнить вместе с вами.  Я предлагая вам разделиться на две команды. В каждом конверте лежит картинка, разрезанная на части. Каждой команду нужно собрать свою картинку( 1 команда собирает картинку как полезно для нас может быть солнце, а 2 команда –как вредно)ю .( собирают картинки). Молодцы, вы отлично справились. Нам пора отправляться дальше. Занимайте свои места, поезд отправляется.

Воспитатель:

« Внимание, внимание, Скорый поезд в страну Здоровья 

отправляется!!!»

Вторая остановка « Физминутка»

Солнышко и вода  - наши верные друзья ( шагаем на месте)

Рано утром мы проснулись

И до солнца дотянулись (подтягиваются на носочках)

Чтоб здоровым быть всегда

Помогает нам вода ( показываем как плывем)

На прогулку мячи бери

Прыгай , бегай , не грусти ( прыгают, изображают отбивание мяча).

Воспитатель:

« Внимание, внимание, Скорый поезд в страну Здоровья 

отправляется!!!»

Третья остановка « Капелька»

Ребята, как вы думаете ,о чем мы будем с вами говорить на этой станции? ( ответы детей). Кому нужна вода? Как и где мы используем воду каждый день? Где мы можем еще встретить воду ? ( ответы детей). А еще ребята нам нужна вода для того, что мы закалялись. Сейчас я вам расскажу как можно закаляться водой. Можно обливаться, обтираться, плавать, принимать прохладный душ вечером перед сном, мыть каждый день ноги. Вот сколько водных процедур можно выполнять. А кто из вас умеет плавать? ( ответы детей). Послушайте интересный факт о плаванье.

«Древние греки считали человека неграмотным, если он не умел читать и плавать». Купание – очень хороший способ закаливания. Можно купаться при температуре воздуха 23-24 градуса, а воды – 20 градусов. В воде можно находиться не больше 10 минут., при этом нужно все время двигаться: плавать, играть в мяч, плескаться в первый раз можно находиться в воде не больше 5 минут, чтобы организм привык. Кто из вас знает какие правила нужно применять на воде?  (ответы детей и рассказ педагога). Какую пользу для нашего организма принести вода? Можно прожить без воды?( ответы детей и рассказ педагога).

Жизнь солдат в армии похожа на жизнь ребят в детском саду.

После завтрака их ожидают разные занятия. Как вы думаете, ребята, чем занимаются солдаты в армии? (физкультурой, учатся водить боевые машины, обращаться с оружием и т.д.) Вот и мы проведем занятия по физической подготовке.

Воспитатель:

Ну вот и наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться в детский сад.

« Внимание, внимание, Скорый поезд в детский сад

отправляется!!! Счастливого пути! До новых встреч!!.»

 Остановка  конечная « Детский сад»

Ну вот мы и на месте. Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего запомнилось? Где мы сегодня побывали? Как назывались наши станции? Что нового и интересного вы узнали на нашем занятии? ( ответы детей). Я вам хочу посоветовать ,ребята,  если вы будете выполнять все правила , о которых мы сегодня с вами говорили, то тогда вы будете здоровыми и закаленными.

До свидания Будьте здоровы!!!

 

Игровая ситуация 3.  « Витамины и здоровый образ жизни»

 

Цель: познакомить с понятием « витамины», закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержаться витамины, значение витамин для здоровья человека.

Задачи: формировать начальные представления о здоровом образе жизни и правилах здоровьясбережения, учить детей различать витаминосодержащие продукты, объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, о пользе и значении витаминов для его здоровья, развивать внимание, мышление, память, активный и пассивный словарь, воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.

Предварительная работа:

Беседы о витаминах, о здоровье, заучивание стихотворений о витаминах, изготовление шапочек- масок для театра  для детей с изображением овощей и фруктов и названием витамин, подготовка слайдов к презентации .

Оборудование:

Презентация « Витамины и здоровый организм», мультимедийная доска, ноутбук, проектор, картинки с овощами и фруктами, карточки с обозначением витаминов А, В, С и Д, вазы, корзина, муляжи фруктов и овощей.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня к нам в группу пришел новый мальчик. Его зовут Никита Заболейкин Выходи, не стесняйся( выходит из спальни). Познакомьтесь ребята- это Никита. Никита, ты такой хороший мальчик, только почему – то  у тебя какая – то странная фамилия – Заболейкин. 

Никита: Здравствуйте , ребята. А мне нравится моя фамилия, потому, что мне нравится все время болеть. Я сегодня к вам пришел в детский сад, а завтра возьму и заболею и буду дома сидеть. Потом приду на денек- два и опять заболею..

Воспитатель: Ну , Никита, что – то с тобой непонятное творится. Неужели тебе нравится сидеть дома и все время болеть? Пропускать интересные занятия, где ребята становятся знающими? И вообще, дома скучно сидеть, поиграть даже не с кем. Ребята, а вам нравится болеть? ( ответы детей). Если вы всегда хотите быть здоровыми, то запомните один секрет. Хотите узнать какой? ( ответы детей). « Если ты  хочешь быть веселым, работоспособным, крепким, если хочешь бороться с заразными микробами, то не поддавайся никаким болезням- каждый день принимай витамины».

Никита: А что это такое- витамины?

Воспитатель: Садись рядышком с детьми и смотри  интересный мультфильм -рассказ про витамины. (  Показ презентации, рассказ педагога «Витамины- это такие вещества, которые нужны каждому организму для усвоения пищи. Они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным болезням, способствуют росту нашего тела. Если в пище недостаточно витаминов , то человек начинает болеть разными болезнями, становится вялым, слабым и грустным. Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов. Витамины обозначают буквами А, В, С и Д. количество поступающих в наш организм витаминов зависит от времен года.

 Воспитатель:Ребята, как вы думаете, в какое время года мы больше всего получаем витаминов?( ответы детей). Правильно, летом о осенью витамин в пищевых продуктах больше, поэтому зимой и весной нужно покупать витамины в аптеке. Витамины вкусные и полезные, а также очень важные. Только запомните , друзья, их без меры есть нельзя, должен нам доктор рассказать , как их нужно принимать. Существует много разных витаминов, но самые главные и важные, это- А, В, С, Д ( показ карточек). Сейчас мы с вами немножко поиграем. Игра называется « Разложи овощи и фрукты в корзинки». Посмотрите, у меня есть большая корзина, в которой лежат и овощи и фрукты вместе, а также есть два маленькие корзинки. Я вам предлагаю сейчас разложить по разным корзинам фрукты и овощи . ( игра проводится 2 раза).Молодцы, вы отлично справились. Теперь немножно отдохнем и разомнемся.

Физкультминутка « Лягушата»

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались, ( имитируем умывание)

Полотенцем растирались, ( имитируем растирание полотенцем)

Ножками топали, ( топают)

Вправо, влево наклонялись ,( наклоны)

И обратно возвращались ( встали прямо)

Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами посмотрим небольшой мультфильм о том, как черепашка и муравьишка познакомились с витаминами.( просмотр мультфильма).

Воспитатель: 

Без витаминов жить нельзя ,

Они надежные друзья

Они спасают от болезней:

Простуды, гриппа и хандры

Нет ничего вкусней, полезней,

Чем овощи  и фрукты.

-Ну что, Никита Заболейкин, ты теперь будешь закаляться, делать зарядку и есть витамины?

Никита: Конечно, теперь я все -все буду делать, чтобы не болеть.!

Воспитатель: Ну вот , ребята, наше занятие подошло к концу. Что вам понравилось на занятии? Что больше всего запомнилось? Какие витамины мы с вами сегодня узнали? Как они называются? ( ответы детей).

Спасибо за внимание. Будьте здоровы. До новых встречи.

 

Игровая ситуация 4.  « Куда спряталось здоровье?

Цель: научить детей заботиться о своем здоровье.

Задачи: формировать у детей понятия о том, что здоровье напрямую зависит от двигательной активности, закаливания и чистоты тела, закреплять у детей знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательский интерес, развивать память, мышление, речь, умение рассуждать, делать умозаключения, закреплять у детей представления о распорядке дня, значимости режима дня, о полезной еде, воспитывать любовь к здоровому образу жизни, научить применять полученные знания в жизни.

Оборудование: прозрачная бутылка или банка, макет солнца, порядку картинки с изображениями детей, занятых различными видами деятельности в разное время в течении дня,

Воспитатель: Ребята, добрый день У нас с вами сегодня гости. Поздоровайтесь с ними пожалуйста( ответы детей).Кто из вас знает , что обозначает слово « Здравствуйте»? ( ответы детей).Сегодня я с вами хотела поговорить на одну очень важную тему про наше с вами здоровье. Как вы думаете, что такое здоровье? * ответы детей).Садитесь поудобнее и слушайте, я хочу вам рассказать одну интересную историю.

« В далекие времена, когда нас с вами еще не было на свете, в Древней Греции на горе олимп жили великие боги. Жило они хорошо, в богатстве и достатке.  Было у них все, что только хочешь. И вкусная еда, и красивые наряды, и золото, и украшения. Но им все время чего-то не хватало скучно было им сидеть на своей горе богов. И вот решили они тогда создать людей и поселить их на нашей Земле. Стали думать, какими должны быть люди. Думали долго. И тут один из богов сказал : « Люди должны быть сильными». Другой сказал : « Нет, они должны быть умными». Третий бог сказал : « Нет, люди должны быть здоровыми». Четвертый бог сидел тихонько в сторонке , слушал своих братьев, а потом сказал так : « Если все это будет у всех людей, то они будут похожи на нас». Задумали тогда боги и решили спрятать самое дорогое и главное, что есть  у людей – здоровье. Стали они решать, куда бы его спрятать. Один предложил спрятать в синее море, другой – за высокие горы, а один бог, который все время сидел в сторонке тихонько и все слушал , предложил спрятать здоровье в самих людях. Так и решили боги. И вот теперь с тех давних времен люди так и живут пытаясь найти свое здоровье, но не каждый может найти и сохранить этот дар богов.».

Воспитатель: Оказывается, что наше здоровье спрятано в каждом из нас. Здоровье – это сила, хорошее настроение. Хотите я открою вам маленький секрет? . Наше  здоровье можно сравнить с солнцем, у которого много лучиков. Эти лучики живут в каждой клеточке нашего организма. Первый лучик –это сила.( проводится любая физминутка). Молодцы, посмотрите какими сильными мы стали. А почему человек должен быть сильным? ( ответы детей).Если мы не будем заниматься спортом, то будим грустными и слабыми. Посмотрите –ка, какие у нас стали мышцы? А настроение?( ответы детей).ответьте мне на один вопрос, почему человек должен заниматься спортом? ( ответы детей). Правильно, « По утрам зарядку делай, будешь сильным, будешь смелым». Помните об этом, ребята.

Воспитатель: А вы хотите узнать как называется второй лучик нашего солнышка? Я хочу показать вам фокус. Смотрите у меня есть бутылка. Как вы думаете что там внутри?).Хотите узнать кто же там прячется? ( ответы детей). Итак, раз, два, три, невидимка, выходи. Кто мне скажет, что за гость сидел в нашей бутылке? .( ответы детей).Правильно, это наш второй лучик- воздух. Выполним с вами дыхательное упражнение.( « Заблудились в лесу» - сделать вдох и на выдохе прокричать  аууууу»). Скажите мне, ребята, для чего мы делали сейчас это упражнение? ( ответы детей). Молодцы, все верно.

Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать какие еще остались у нас лучики? ( ответы детей). Смотрите что у меня есть. Как вы думаете, что это? ( показ модели часов, ответы детей).Верно, это = часы. А зачем нам нужны часы? ( рассуждение вместе с детьми). Все верно, часы нам нужны для того, чтобы ориентироваться во времени, знать, когда надо проснуться, чтобы не опоздать в детский сад, знать, когда будет обед, время прогулки и сна. Ответьте мне на такой вопрос, пожалуйста. Как вы понимаете , что такое режим дня? ( рассуждаем вместе).Итак, мы свами сейчас выяснили, что же такое режим дня.  Повторим еще раз.  Режим дня – это когда все твои дела распределены четко по времени в течении всего дня. Он помогает нам быть дисциплинированными, укреплять здоровье и качественно выполнять все свои дела и задания.  Сейчас мы с вами немножко поиграем в игру, которая называется « Разложи по порядку»( ребята выходят по очереди и выкладывают по порядку картинки с изображениями детей, занятых различными видами деятельности в разное время в течении дня).Вам понравилась игра? ( ответы детей). Получается, мы с вами выяснили, что третий лучик – это режим дня. Молодцы ( проводится физминутка  или пальчиковая игра  по выбору педагога).

Воспитатель: Отдохнули немного. Продолжим открывать наши лучики. ( ответы детей). Предлагаю вам поиграть в словесную игру « Верно – неверно». Я вам буду читать небольшие стишки про продукты питания, а вы мне будете отвечать верно- если они полезные, неверно- если вредные.

  1. Ешь побольше апельсинов,

Пей морковный вкусный сок.

И тогда ты будешь очень строен и высок»

2.Если хочешь стройным быть,

Надо сладкое любить,

Ешь  конфеты. Жуй ирис,

Строен  стань, как кипарис

  1. Чтобы правильно питаться,

 Ешьте фрукты, кашу с маслом,

Рыбу, мед и виноград..

Воспитатель:  Какие вы у меня молодцы. Все правильно отгадали. Я обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезную еду. Итак, кто мне подскажет как называется наш четвертый лучик? ( ответы детей). Правильно, четвертый лучик – это полезная еда.  У нас остался последний пятый лучик. Ой, ребята, смотрите, наше солнышко нам улыбается. Кто мне ответит, почему нам улыбнулось солнышко? ( ответы детей). Конечно, у него хорошее настроение. Кто догадался как называется наш пятый лучик? ( ответы детей). Правильно, молодцы. Пятый лучик- это хорошее настроение. А теперь мы с вами немного помечтаем.

« Закройте глаза, представьте,  что вы лежите на лесной полянке, вокруг вас растут цветы, ягоды, где-то далеко кукует кукушка, в траве стрекочат кузнечики, наг головой летают бабочки. Почувствуйте, как солнышко опускает на вас свои теплые лучики. Они согревают ваши руки, ноги, лицо. Поднимите медленно руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет три.»

Воспитатель: Посмотрите , как засверкали наши лучики здоровья на солнце. Кто мне скажет почему? ( ответы детей). Ну вот и подошло к концу наше занятие.  Подведем итоги. Если мы с вами вместе будем выполнять все то, о чем мы с вами сегодня говорили на  нашем занятии,  то будем такими , как солнце, яркими, светлыми, веселыми и, конечно же. Здоровыми. А вам понравилось наше занятие сегодня?  Что вы узнали нового? ( ответы детей).

Все спасибо. Будьте здоровы. До новых встреч!

Игровая ситуация 5.  « Русская каша – сила наша»

 

Цель: закрепление представлений об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности правильного питания, о полезных для здоровья свойствах круп.

Задачи: сформировать у детей представления о завтраке как об обязательном компоненте ежедневного меню, расширять представление детей о крупяных культурах, развивать связную речь, учить пользоваться предложениями из трех- четырех слов, закреплять у детей представления о здоровом образе жизни. подводить детей к познанию богатств русского языка, развитию мышления и воображения через пословицы, загадки, развивать зрительную и слуховую память, слуховое внимание, логическое мышление через игровые упражнения, расширять представления о составляющих здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье, воспитывать у детей сознательное отношение к выбору продуктов питания, умение анализировать свой выбор , любовь к здоровому образу жизни, учить применять правила сохранения и укрепления здоровья в повседневной жизни, развивать активность в самостоятельной двигательной активности, прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься ими.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, сказок « Каша из топора», « Мишкина каша», « Горшочек каши». Ознакомление детей с пословицами и загадками о каше.

Оборудование: письмо от Незнайки, разновидности круп, канат, модель часов.

Воспитатель:  Ребята, сегодня по дороге к нам в детский сад , я нашла письмо из больницы. Хотите узнать что в нем и от кого оно?( ответы детей)

«Здравствуйте. Ребята. Меня зовут Незнайка и я очень сильно простудился. Мое здоровье ухудшилось, очень сильно болит голова, сил нет совсем. Я себе тут написал список продуктов, которые помогут мне поправиться : торт с лимоном, чипсы. Леденцы, гамбургер, пепси –кола. Это моя любимая еда.  А мои друзья смеются надо мной и называют меня глупым. Но все равно я знаю, что если буду есть эту еду, то скоро поправлюсь и буду совсем здоровым».

Воспитатель: Какое интересное меню. Ребята, скажите как вы думаете, Незнайка составил себе правильно меню? Правильно ли он питается? Может мы попробуем ему помочь ? ( ответы детей). Ответьте мне пожалуйста на такой вопрос: Что такое завтрак? ( ответы детей). Посмотрите , что у меня тут есть. Что это? ( показывает часы).Для чего нам нужны часы? ( ответы детей). Кто правильно покажет время завтрака?. Скажите мне , а вы кушаете по ночам? Сколько часов вы спите?( ответы детей). Во время сна наш организм исчерпывает свои силы, по этому когда мы просыпаемся, нам нужны новые силы. Кто мне скажет как нам их получить? ( ответы детей). Правильно, молодцы, все верно. Именно завтрак нам нужен для того, чтобы восстановить силы. А какое самое лучшее блюдо на завтрак? ( ответы детей). Молодцы. А знаете почему? ( рассказ воспитателя).

« Давным –давно археологи откопали в земле горшочек с зернами. Эти зерна пролежали под землей тысячу лет и не испортились. Из этих зерен попытались приготовить кашу, хлеб и они получились очень вкусными. Оказывается , каши содержат много полезных и питательных веществ, которые быстро усваиваются. В крупах, ребята меньше всего накапливается вредных веществ.( проводится физкультминутка).

Воспитатель: Каша – настоящее русское блюдо.  В старину каши варились в честь любого знаменательного события ( рождение ребенка, свадьба), в армии солдаты ели каши ( откуда и пошло название Солдатская каша). Существовал обычай – в знак примирения между врагами, варили кашу. Есть даже такая поговорка « С вами каши не сваришь». Может быть кто-то знает, что это значит? ( ответы детей). Как вы думаете почему о некоторых людях говорят : « Он мало каши ел» ( ответы детей). Из чего варят каши? ( ответы детей).

Воспитатель: Сейчас я вам буду загадывать загадки , а вы будете отгадывать о посмотрим коллекцию зерновых.

Стоит в поле метелкой

В мешке – жемчугом. ( пшеница)

Сидит мышка в золотой кубышке ( просо)

В поле сережки на тоненьких ножках ( овес)

Белая , на снег похожа ( рис)

Воспитатель:  Какие виды круп вы знаете? (ответы детей). Какая каша самая полезная?. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду вам показывать картинки, а вы будете мне называть что за крупа там изображена и какая каша из нее получается. На Руси народ слагал много пословиц про кашу. Может быть кто – нибудь знает какие –то ? ( помощь с ответами).

Щи да каша – пища наша.

Русская каша- матушка наша

Кашу маслом не испортишь.

Что за обед, коли каши нет и другие.

Воспитатель: Вы меня сегодня удивили. Так много знаете про кашу. Может быть мы с вами поможем Незнайке и покажем как правильно варить кашу? ( ответы детей). Играют в игру « Варим кашу». Молодцы ребята! Вы отлично справились. Теперь мы сможем помочь Незнайке выздороветь. Скажите, а вы все кушаете кашу? ( ответы детей). Вот мы сейчас это и проверим. Вот вам канат, устроим соревнования « Перетяни канат» и посмотрим, кто из вас ел больше каши.( соревнования проводятся 2 раза).

Воспитатель: Вы просто большие молодцы. Нам пора заканчивать наше занятие. Что вы нового узнали? Что больше всего понравилось? Что запомнилось?. Как вы будете применять полученные знания для укрепления своего здоровья?( ответы детей). А теперь я предлагаю вам закрепить все ваши знания о здоровом образе жизни рисунками.

Игровая ситуация 6.  «Спорт в жизни детей»

Цель: формирование мотивации здорового образа жизни у дошкольников, воспитание убежденности и потребности в нем.

Задачи: формировать  здоровый образ ж

Жизни, расширять представления о различных видах спорта, использовать возможности для привлечения дошкольников в активной жизни, укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни.

Оборудование: Презентация « Виды спорта», проектор, мультимедийная доска, ноутбук.

Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята , сегодня у нас внеурочное занятие по здоровому образу жизни. У нас в гостях присутствует кандидат в мастера спорта по  спортивной гимнастике – Метальникова Ольга Владимировна. Поздоровайтесь с ней, ребята. Может мы предложим нашему гостю посмотреть и послушать как и что мы знаем о спорте? ( ответы детей).

Воспитатель: Ну что , ребята, продолжим. Сейчас мы с вами немного поиграем. Я вам буду читать стихотворение, а вы должны досказать последнее слово, которое подскажет нам тему нашего занятия.

Болеть мне некогда, друзья,

В футбол , хоккей играю я

И очень я собою горд,

Что дарит мне здоровье …. ( спорт)

Молодцы. Правильно отгадали. Тема нашего занятия сегодня « Спорт в жизни детей» Сегодня мы с вами поговори о том, какую роль в жизни человека играет спорт , и какую пользу приносят занятия спортом нам. Подумайте и скажите какой первый шаг мы делаем к спорту? Пока вы думаете, послушайте загадку. Может она вам поможет найти ответ.

Чтоб здоровым быть сполна

Физкультура всем нужна.

Для начала по порядку-

Утром сделаем….( заряду).

Воспитатель: Какие вы у меня умнички. Молодцы. Может мы покажем нашему гостю фрагмент нашей веселой зарядки, которую мы делаем каждый день по утрам( три – четыре ребенка выполняют фрагмент под музыку.) Молодцы, спасибо ребят. Продолжаем наше занятие. Ответьте мне на такой вопрос :  Почему взрослые и дети должны делать зарядку по утрам?( ответы детей). Расскажем нашему гостю, чем мы еще занимаемся в саду, чтобы быть здоровыми ( рассказы детей про закаливание, солнечные ванны, разные виды гимнастики и так далее). Скажите мне ,пожалуйста, какие виды спорта вы знаете?( ответы детей). Предлагаю вам посмотреть на доску и назвать виды спорта, которые вы знаете. ( просмотр презентации, ответы детей). Проводится физкультминутка на выбор педагога.

Воспитатель: Отдохнули немного, а теперь мы с вами немного поиграем. Наша игра называется игра- имитация « Мы спортсмены»( Я буду вам называть спортсмена или вид спорта, а вы мне должны будете его показать). Игра проводиться 2 раза. Отлично, молодцы. Спортсменами мы побывали, а теперь попробуем определить к какому виду спорта относится инвентарь, изображенный на картинке. Проводится дидактическая игра « Подбери картинку». Молодцы, вы отлично справились. Ну а теперь, ребята, наш гость расскажет нам о спортивной гимнастике и о том, какую роль играет спорт в его жизни. Вам интересно узнать? ( ответы детей, рассказ спортсмена, показ фотографий, просмотр наград).Ну что, вам понравилось слушать нашего гостя? Что интересного вы узнали? Что запомнили? ( ответы детей). Расскажите какие вы посещаете секции. ( рассказ детей, вопросы гостю).

Воспитатель: Ну вот и все , ребята, нам пора заканчивать наше занятие и прощаться с нашим гостем. Что вы сегодня нового и интересного узнали для себя? Что вам понравилось на занятии ? Что запомнилось больше всего? ( ответы детей). Я предлагаю вам сделать следующее, если вы решили , что хотите ходить на гимнастику, то возьмите красный смайлик, если вы пока не определились, куда хотите, то возьмите зеленый.

Но а нам пора прощаться. Скажем нашему гостю спасибо и до свидания. ( дети прощаются, совместное фото).

 

Список используемых источников

 

  1. Анисимова М.С., Хабарова Т.В. «Двигательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста» – СПб.: «Детство-Пресс», 2014;
  2. Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. – М.: Вентана – Граф, 2004.
  3. Голинына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении.- М., 2004
  4. Давыдова М.А.Спортивные мероприятия для дошкольников, М., Вако, 2007.
  5. Детский сад: будни и праздники: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений /Сост. Т.Н. Доронова, Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
  6. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников ДОУ /Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001
  7. Дик Н.Ф.Увлекательные физкультурные занятия для дошкольников.- М.,2007.
  8. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения6 модели программ, рекомендации, разработки занятий./ авт -сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская.- Волгоград, 2009.
  9. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / Сост. Н.И. Крылова.- Волгоград, 2009.
  10. Козырева О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры дошкольного образовательного учреждения / О.В. Козырева. – М.: Просвещение, 2007.
  11. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ. – М., 2003.
  12. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления» (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие». – М.: «Линка-Пресс, 2000;
  13. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений – М. Аркти,1999
  14. Минуты здоровья / Под ред. Кузнецовой В.М.,- Мурманск 2000г.
  15. Михайлова З.А., Каменная А.С., Васильева О.Б. «Образовательные ситуации в детском саду» – СПб.: «Детство-Пресс», 2014;
  16. Нищева Н.В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» – СПб.: «Детство-Пресс», 2013;
  17. Подвижные игры и игровые упражнения / Под ред. Пензулаевой Л.И. «Владос», - Москва 2001г. Подольская Е.И. Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет.- Волгоград, 2009.
  18. Подольская Е.И. Спортивные занятия на открытом воздухе.- Волгоград, 2009.
  19. Развивающая педагогика оздоровления под ред. Кудрявцева В.Т. «Линка-Пресс» Москва 2000г. «Спортивные праздники и развлечения» под ред. Лысовой В.Я., Москва «АРКТИ» 2000г.
  20. Макарова З.С., Голубева Л.Г. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей. М., 2004
  21. Соковиков О.Б. Развитие через движение: формирование двигательных способностей детей 3–7 лет : парциальная программа / О.Б. Соковиков, Л.А. Новикова, Т.В. Левченкова. – М. : ООО «Издательство «ВАРСОН», 2022. – 44 с
  22. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду. –М.2004 Физическая культура – дошкольникам» / Под ред. Глазыриной Л.Д. «Владос», Москва 2001г.
  23. Яковлев П.Т. Физическое воспитание и развитие дошкольников. – М.: Наука, 2020 – 31 с.

 

 

   Перейти к публикациям в сборнике для педагогов

 

[1] Соковиков О.Б. Развитие через движение: формирование двигательных способностей детей 3–7 лет : парциальная программа / О.Б. Соковиков, Л.А. Новикова, Т.В. Левченкова. – М. : ООО «Издательство «ВАРСОН», 2022. – 44 с

[2] Яковлев П.Т. Физическое воспитание и развитие дошкольников. – М.: Наука, 2020.– 31 с.

[3] Соковиков О.Б. Развитие через движение: формирование двигательных способностей детей 3–7 лет : парциальная программа / О.Б. Соковиков, Л.А. Новикова, Т.В. Левченкова. – М. : ООО «Издательство «ВАРСОН», 2022. – 44 с.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.