Петренко Евгения Викторовна
педагог дополнительного образования
МБДОУ ДС № 132
г. Александровск
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
« Путешествие в подводный мир»
Цели:
- Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему.
- Продолжать формировать познавательную , исследовательскую деятельность ; логическое мышление .
- Познакомить с новыми словами :батискаф, акваланг.
- Дать представление о море, как экосистемы. Формировать представление о обитателях подводного мира.
- Развивать долговременную память . Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе, желание бережно относиться к ней и восхищаться ее чудесами.
- Поддерживать чувство радостного удивления , чувства путешественника и исследователя.
Словарная работа: батискаф ,акваланг .
Материалы и оборудование: глобус, презентация «Жители моря и океана», интерактивная доска, запись шума моря, картинки батискафа и обитателей моря: кит, дельфин, акула, рыбка, голубое полотно с изображением моря, дид. игра «Найди лишнее».
Ход деятельности:
Воспитатель: -Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и его обитателях, опустимся в его глубины.( беру глобус),
- А вот наш помощник. Ребята, что зто?
Дети: Глобус.
Воспитатель: -Правильно, это глобус- модель земли. Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то каким цветом он вам кажется?
Дети: Разноцветный : коричневый, зеленый, голубой, желтый.
Воспитатель: -А если сильно раскрутить? Каким цветом он становится?
Дети: Голубым.
Воспитатель: -А почему на глобусе так много голубого цвета? Что означает голубой цвет на глобусе?
Дети: Вода : моря, океаны, реки.
Воспитатель: -Правильно, это моря, океаны, реки. Ребята, а вы знаете, что моря и океаны очень глубокие, что даже наши горы, которые мы видим за окном, могли бы скрыться в соленой пучине.
Ответы детей. Воспитатель предлагает придумать коротенький рассказ о горе которая долго была под водой, а потом ,в силу обстоятельств оказалась на суше ( возможен диалог между детьми).
Воспитатель: -А тетерь представьте себе, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок ( дети садятся на ковер).
- Что мы слышим , сидя на берегу моря?
Дети: Шум вера, шум волн, крик чаек.
( на экране появляется море и его звуки).
Воспитатель: -Пока слушаете звуки моря , подышите морским воздухом (дыхательная гимнастика).
-Дети, а вы хотите отправиться в подводное путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: -А на чем можно туда отправиться?(ответы детей)
-Правильно, на дно моря можно отправиться с помощью подводной лодки, а еще есть специальный аппарат для погружения под воду, он называется- батискаф (показываю фотографии). Это такой большой железный шар с иллюминаторами , внутри у него много разных приборов , чтобы наблюдать за морской жизнью , но в батискаф может поместиться один или два человека (показ на мультимедийной доске).
- Но для того ,чтобы лучше все рассмотреть и поместиться всем вместе давайте отправимся на подводной лодке,так нам будет намного удобнее.
- Мореплаватели, занимайте места . Мы отправляемся!
(морские волны качают лодку, наклоны в одну и другую сторону)
Воспитатель: -На счет ТРИ – погружаемся( дети считают до трех).-Смотрите, справа по борту большой синий кит (на мультимедийной доске появляется кит).
Артикуляционная гимнастика.
«Кит выныривает» . Широко открыв рот, максимально выдвинув узкий язык вперед (удержать 5 сек.) убрать вглубь рта (повтор 2 раза).
«Кит плывет». Рот широко открыт, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам, поднимать и опускать кончик языка.
Воспитатель: -Ребята, смотрите- а вот еще одно морское животное (на экране появляется дельфин) . Кто это?
Дети: Дельфин.
Воспитатель: - А что вы знаете о дельфинах? (рассказ детей, 2-3 реб.),
Воспитатель: -Ребята, а давайте поиграем в игру «Хлопни в ладоши ,если услышишь звук /Л/ в слове».
Слова: акваланг, рыба, кит, лодка, водолаз, море, акула, скат, рыболов, рыбак.
Воспитатель: -Молодцы, вы справились. Ой, смотрите, а это что за огромная рыба, какая она страшная.
Дети: Акула.
Воспитатель: - Авы знаете чем эта рыба питается и чем она опасна?
(ответы детей, возможно кто-то из ребят захочет более подробно рассказать об акуле).
- А как вы думаете акула может напасть на человека?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте поскорее уплывем от сюда, оставаться здесь опасно.
- Ой, как здесь трудно дышать , что же делать? Здесь очень глубоко. Давайте одевать водолазные костюмы и акваланги ( кто-то из детей рассказывает для чего нужен акваланг).- Выходим из подводной лодки и посмотрим как тут красиво(переходим на ковер).- Ой, я что-то заметила(беру рыбку из бумаги или мягкая игрушка). – Это кто?
Дети: Рыбка.
Воспитатель: -Давайте поиграем с рыбкой.
Игра « Вопрос- ответ»
Чья голова? (Это рыбья голова).
Чей хвост ? (Это рыбий хвост).
Чьи плавники? (Это рыбья чешуя).
Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).
Чья чешуя? (Это рыбья чешуя).
(Если скланение существительных вызывает затруднение, следует закрепить повторным произношением трудных слов)
Воспитатель: -А без чего не бывает рыбы?
Дети: Без головы, без глаз, без хвоста, без плавников, без жабр, без костей.
Воспитатель: -Давайте отпустим рыбку, пусть плывет дальше, а нам пора возвращаться на подводную лодку. Но что-то случилось с запасом воздуха, его осталось мало, нужно возобновить наши запасы воздуха, для этого я предлагаю вам объединиться в две команды и разобраться какое животное лишнее .
Дидактическая игра «Что лишнее».
- Ну вот вы справились с заданием и мы благополучно можем вернуться на подводную лодку.
-Все по местам! (звучит шум моря, на экране морской берег, дети выходят из под. Лодки и собираются на ковре (песке).
Воспитатель:- Вот и закончилось наше путешествие . Где мы с вами побывали? Кого видели? С кем играли? Что больше всего понравилось? Что оказалось самым сложным? С какими новыми словами познакомились? Спасибо вам, что путешествовали вместе со мной. Занятие окончено.