Выполнила: студентка
4 курса, гр. 6 Б
специальность:
дошкольное образование
Иванникова Марина
ГБПОУ "СКТЭК
Задачи.
Обучающие: продолжать знакомить с понятием «воздух», знать, что воздух есть вокруг нас, есть не только в комнате, но и в воде, сахаре, …, всюду, (показать способы его обнаружения). Подвести детей к пониманию того, что воздух жизненно необходим человеку, всему живому на земле. Создать условие для исследовательской активности детей, умение экспериментировать и получать результат.
Развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес к новым знаниям, умение делать правильное умозаключение, самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, умение слушать ответы своих товарищей, любознательность и интерес к процессам, происходящим в окружающем мире.
Коррекционные задачи: продолжать формировать объём словаря, обобщающие понятия по данной теме. Совершенствовать мелкую моторику рук.
Методические приёмы: вводная беседа, поисковые вопросы, показ, напоминание, объяснение, проведение опытов, ТРИЗ, помощь, анализ.
Словарная работа: пузырьки воздуха, колеблется, отклоняется, движение воздуха, выпуклый, лунка, смог, смерч, шторм, вихрь, вьюга, метель, планета, космос.
Предварительная работа: наблюдение за ветром на прогулке с использованием вспомогательных предметов – вертушки, ленты, надувные рукава, целевые беседы, рассматривание репродукций по теме, ТСО – просмотр слайдов, видеороликов по теме, отгадывание загадок о явлениях в природе,
Оборудование демонстрационное: полиэтиленовые пакеты, кубики, полоска лёгкой бумаги, вода в ёмкости, соломка-трубочка, стаканчик, кусочек сахара, надувной шарик, воронка, образцы цветной штриховки,( картинки по теме, картинки со знаками + и – ТРИЗ)
Раздаточный: полиэтиленовый пакет, кубики, стаканчик с водой, соломка-трубочка, кусочек сахара, фломастеры, листы бумаги, полоска лёгкой бумаги, сигнальные карточки
Ход занятия
Воспитатель: сегодня мы займёмся чем - то очень интересным, будьте внимательными, думайте, рассуждайте, доказывайте и вы узнаете много нового.
Посмотрите, у вас лежат полиэтиленовые пакеты,… есть в них что-нибудь?
Положите в пакет кубики… каким стал пакет? (большим, надутым, выпуклым…)
Теперь я уберу кубики из пакета и скручу его со стороны отверстия, каким он стал? (О.Д, и выполнение задания)
Но почему, ведь там ничего нет? ( там есть воздух)
Подумайте и скажите, а был ли там воздух пока мы его не скрутили?
Правильно, только мы его не видим. Но всё- таки его можно обнаружить и узнать о нём что-то новое. Сегодня мы будем говорить о воздухе, ветре.
Помашите ладошками около лица…, что вы ощущаете? Да, движение воздуха. А теперь подышите на ладони ( « вдох» -всем ртом… и «вдох» - одними губами), почувствовали разницу?, какую? (холодный и тёплый)
А где мы ещё можем наблюдать холодный и тёплый воздух? ( зимой на улице, кипит вода в чайнике, кондиционер, вентилятор, )
Теперь возьмите полоску бумаги и подуйте на неё…, что с ней происходит? (колышется, отклоняется, прогибается, поднимается, опускается, )
Правильно, полоска бумаги колышется от движения воздуха. А если на улице воздух движется, перемещается, как это называется? ( ветер, ураган, буран,…)
Что происходит с разными предметами, если есть ветер? ( качаются ветки, кусты, цветы, …, на реках, морях –волны, кружится вертушка, лопасти у мельницы, султанчики, флажки,…)
Отгадайте загадку: «Летит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает. Слышишь его, а не видишь никого?» (ветер).
Игра « Хорошо – плохо» ( ТРИЗ )
Подумайте и скажите: ветер – это хорошо или плохо?
Хорошо: воздухом дышат люди, звери, птицы, рыбы в воде; воздух вокруг нашей планеты – он охраняет нас от жара лучей солнца и от космического холода; без воздуха не было бы жизни на нашей планете)
Плохо: смог, когда воздух не движется и людям трудно дышать, смерч (торнадо), когда всё разрушается, шторм – огромные волны поднимаются и обрушиваются на берег, топят корабли; вихрь – ломает деревья, разрушает постройки; вьюга, метель – поднимает пыль снег, трудно человеку дышать! Молодцы, хорошо объяснили.
Определение воздуха в предметах:
А теперь посмотрите, у вас на столе стоят баночки с водой. Осторожно подуйте через соломинку в воду (как я!), что вы наблюдаете? (пузырьки, вода бурлит,…)
Да, в воде образуются пузырьки воздуха. Мы его выдыхаем и он виден в виде пузырьков.
Проведём ещё опыт. Рассмотрите кусочек сахара. Что произойдёт, если мы его опустим в воду? (растает, его не будет,…)
Опускайте и будьте внимательны, что вы наблюдаете? (поднимаются пузырьки, сахар тает, растворяется)
Да, оказывается и в сахаре присутствует воздух.
Физкультурная минутка
«Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше…., выросло дерево!»
Теперь я проведу опыт, а вы будьте внимательно смотрите, потом скажете, что же вы наблюдали?
Опыт: на воронке одет шарик (он свисает). Погружаю воронку в воду – шарик надувается. Что же происходит? ( воздух переходит в шарик).
Опыт: надуваю шарик и растягиваю отверстие пальцами… (слышен писк)
( воздух можно услышать, он вырывается через узкое отверстие в шарике)
Где ещё можно услышать воздух? ( воет ветер, кипящий чайник, листва шумит )
Молодцы, вы были внимательны, правильно отвечали, думали…
Физкультурная минутка: «Весёлые дети»
Ну вот попрыгали, повеселились, отдохнули – стало жарко, что делать?
( –открыть форточку, включить вентилятор, раздеться …)
Я предлагаю вам самим создать ветер. Как это можно выполнить? Подумайте! ( предположения детей).
Верно, можно сделать веер. У вас есть листы бумаги и фломастеры, которыми можно украсить свой веер. Вспомните, как нужно складывать лист бумаги чтобы получился веер? (согнуть полоску с одной стороны, потом перевернуть лист и согнуть ещё раз и так до конца листа).
Правильно, а украсить свой веер вы можете разноцветными линиями, образцы которых вы видите на доске (дети выполняют задание – украшают листы разноцветными линиями и складывают из них веер).
Скажите, где же мы сегодня обнаруживали воздух? (припоминание по всему занятию).
Вы были хорошими экспериментаторами – вам на память надувные шарики и, конечно, веера.