Смирнова Елена Игоревна
Учитель- логопед
МАОУ СОШ №13 с УИОП
городской округ Электросталь Московской области
Основываясь на данных по изучению анатомии головного мозга, центр развития речи находится в непосредственной близости с двигательным центром и зачастую дети , страдающие общим недоразвитием речи недостаточно развиты в двигательной сфере- страдает общая и мелкая моторика. В раннем возрасте может насторожить отсутствие умения держать ложку, самостоятельно кушать, одеваться. Чем раньше ребенок овладеет этими навыками, тем быстрее у него начнётся становление речевой функции. Если ребенок избегает пережёвывания твердой пищи, не закрывает рот при жевании, присутствует повышенная соливация (слюнотечение)- это может говорить о недостаточном развитии мышц речевого аппарата. Так же отсутствие захвата мелких предметов, не умение манипулировать мелкими игрушками может говорить о недостаточном развитии пальчиковой моторики. На отставании в развитии общей моторной функции может указывать : не умение прыгнуть в обруч двумя ногами одновременно, приземление на пятки, переступание в прыжке ногами поочередно.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о важности развития двигательных центров в процессе коррекции речевых нарушений. В группах для детей с тяжелыми нарушениями речи особенно важно обращать внимание родителей на необходимость учить ребенка самостоятельно одеваться, кушать, правильно держать ложку. Так же исходя из лексической темы недели, дети выучивают пальчиковую гимнастику , сопровождая движения пальцев произнесением стихотворения, что так же стимулирует развитие связной речи дошкольника. На занятиях физкультурой инструктор обращает внимание детей на правильность выполнения общеразвивающих движений, при необходимости дает задание воспитателю отработать индивидуально движение с конкретным ребенком. Данная работа выполняется педагогом на прогулке или во время самостоятельной деятельности детей. Так же для коррекции речи и состояния мелкой и общей моторики в логопедических группах необходимы занятия логоритмикой, на которых происходит поэтапная коррекция мелкой, общей и речевой моторики. На данных занятиях учитель- логопед совместно с музыкальным руководителем совершенствуют умение ребенка выполнять общие движения, ориентироваться в пространстве, синхронизировать артикуляционные упражнения с движениями рук (биоэнергопластика), пальцев, так же вырабатывать правильную речевую интонацию, корректируется связная речь. В логопедической группе в режимных моментах необходимо включать задания на развитие межполушарного взаимодействия, такие как: рисование обеими руками, упражнения с массажными мячиками, Су Джок шариками и Су Джок пружинками, для мозжечковой стимуляции необходимо использовать балансировочные доски, нейроскакалки, бизиборды и т.д.
Исследования современных нейропсихологов доказали , что на данный момент не регламентированное использование гаджетов в воспитании ребенка отрицательно влияет на развитие речи, общей и мелкой моторики. Отсутствие прогулок с активными движениями такими как: игры с мячом, катанием на велосипеде, коллективными детскими играми не дает возможности развиваться данным функциям в необходимом темпе и возрастные нормы появления речи и движений отодвигаются все дальше и дальше.
В течение всего дня работы с детьми и во время непосредственно образовательной деятельности, педагогами логопедических групп используются стихотворные формы (стихи, потешки, пословицы, поговорки, загадки, элементы театрализации и т. п.) и наложенные на них движения. Движения пальцев рук, общие физические упражнения, ритмически подходящие для возрастных особенностей детей. Развиваем мимические мышцы- их напряжение и расслабление, и не только во время артикуляционных упражнений, но и во время игр.
Тем более стоит отметить пассивную, безответственную в данном вопросе позицию некоторых родителей: отсутствие активных прогулок, контроля за использованием игровых приставок, компьютеров, игровых планшетов, не регулярные посещения ДОУ приводят к отсутствию умения высказать свои мысли, не умение пересказать небольшой текст, не возможность выучить стихотворение, более того, существует тенденция «отказа от групп логопедической коррекции», ссылаясь на занятия с частным логопедом и не желание менять условия пребывания ребенка в ДОУ. Даже если родитель обеспечивает занятия ребенка с коррекционным педагогом, то зачастую результат по автоматизации звуков в речи, развитие умения пересказывать не дает необходимого результата, поскольку речевая работа в логопедической группе проводится постоянно и в режимных моментах в том числе, что дает возможность ребенку развивать свою речь более интенсивно.
Для развития артикуляционной, мелкой и общей моторики в логопедической группе ДОУ :
- ежедневно 3-4 раза в день проводятся 5-7 минутные комплексы артикуляционной гимнастики,
- занятия по физической культуре проводятся с учетом особенностей детей с общим недоразвитием речи (применяются задания на развитие межполушарного взаимодействия такие как: применение массажных мячиков, упражнений на равновесия (доска Бельгоу), более подробно оосуществяются задания на ориентировку в пространстве)
- занятия по музыкальному воспитанию проходят с включением вокализированной пальчиковой гимнастики, более углубленной работой над ритмом, интонацией.
- Прогулка проходит с активными видами движений и включает в себя: подвижные игры, хороводы, игры, сочетающие в себе речь и движение, а так же различные виды двигательной активности в предметами.
Для преодоления общего недоразвития речи, развитием общей, мелкой и артикуляционной моторики как необходимого компонента развития речи в целом, необходимы не только занятия с учителем- логопедом , но и комплексное коррекционное воздействие в рамках реализации Адаптированной программы дошкольного образования для детей с ТНР .