Евай Ирина Васильевна
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов" г.Надым,
Учитель-логопед
Тема занятия: Буква Р. Звуки [р ] и [р ҆].
Планируемые результаты:
Личностные:
- Умение у обучающихся самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.
- Развитие и совершенствование у обучающихся собственной речи.
- Понимание обучающимися родного быта как части ненецкой национальной культуры.
Предметные:
- Умение у обучающихся чётко произносить и различать звуки [р, р̓ ] в словах, фразах.
- Развитие и совершенствование фонематических процессов обучающихся.
- Умение у обучающихся правильно выражать свою мысль в устной форме.
Универсальные учебные действия:
Познавательные:
- Уметь результативно мыслить и работать с информацией на занятии
- Развивать технологии чтения и письма, обеспечивающего формирование типа правильной читательской деятельности и письма.
- Уметь извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию.
Регулятивные:
- Уметь организовывать свою деятельность.
- Уметь принимать и сохранять учебную задачу.
- Открыть новые знания с использованием проблемно-диалогической технологии.
Коммуникативные:
- Развивать речевую активность детей во всех видах деятельности.
- Уметь общаться, взаимодействовать с людьми.
- Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Цель занятия: формирование чёткого произношения звуков [р, р’ ] и грамматически правильной связной речи обучающихся.
Задачи:
Обучающие
- Учить звукобуквенному разбору слов со звуками [р, р’ ].
- Учить определять место звуков [р, р’ ] в словах.
- Обогащать словарный запас обучающихся на тему «Тундра».
- Закреплять навыки произношения и различения звуков [р, р’ ] в слова, фразах.
Развивающие
- Развивать фонематический слух обучающихся.
- Развивать память, мышление, слуховое и зрительное внимание.
- Развивать грамматически правильную связную речь обучающихся.
Воспитательные
- Воспитывать любовь к родной природе, культуре.
- Воспитывать чувство любви к братьям нашим меньшим.
Педагогические технологии: проблемно-диалогическая технология, технология оценивания, игровая технология, компьютерная технология, технология индивидуального личностно-ориентированного обучения.
Межпредметные связи:
- ОЗОМ. Природная зона. Тундра.
- Родной (ненецкий) язык. Слова ненецкого языка.
- Чтение. Звуки р и рь. Буквы Р,р.
Контингент: подгруппа 1б класса с ОНР III уровня.
Лексическая тема: Тундра. Животные и растения тундры.
Оборудование: зеркала, индивидуальные карточки с текстами заданий, тетради, доска, таблица гласных I и II ряда, мультимедийные проектор; книга П. Явтысыя «Зов морошковой земли».
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||
познавательная |
коммуникативная |
регулятивная |
||||
|
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы |
1-й этап занятия – организационный- 1мин. Цель: организация и настрой обучающихся на занятие |
||||||
Приветствие, проверка готовности, организация внимания. |
Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. |
Отвечать на вопросы учителя. |
Взаимодействуют с учителем во время опроса. |
Слушать собеседника. Строить высказывания. |
Контролируют правильность ответов обучающихся. |
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
2-й этап занятия – постановка учебной проблемы-2мин. Цель: постановка проблемного вопроса и входящая рефлексия. |
||||||
Постановка учебной проблемы. Создаёт положительный эмоциональный настрой. |
Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. |
Выдвигать проблему и обосновывать её.
|
Взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме. |
Слушать собеседника. Строить высказывания. |
Контролируют правильность своих высказываний и своих высказываний. Контролируют своё настроение с помощью пиктограммы. |
Уметь слушать с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Уметь показать уровень настроения. |
3-й этап - введение нового знания- 4 мин. Цель: обеспечение осмысленного восприятия нового материала |
||||||
Организует обсуждение о характеристике и об артикуляции звуков [р ] и [р ҆]. Организует выполнение артикуляционных упражнений. |
Слушают и отвечают на вопросы учителя. Выполняют артикуляционные упражнения. |
Уметь выполнять инструкции учителя по выполнению артикуляционных упражнений. |
Взаимодействуют с учителем во время диалога.
|
Слушать учителя. Строить высказывания. |
Осуществляют самоконтроль за выполнением артикуляционных упражнений. |
Уметь контролировать свои действия во время артикуляционной гимнастики. |
4-й этап - подготовка к работе на основном этапе-3 мин. Цель: обеспечение подготовки и мотивации к работе над новым материалом |
||||||
Организует игру «Доскажи словечко». Организует игру «Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [р ] или [р ҆].» |
Слушают и договаривают слова по смыслу. |
Уметь отвечать на вопросы учителя по содержанию предложения. |
Взаимодействуют с учителем и с другими ребятами во время игры. |
Слушать учителя и ребят. Понимать на слух ответы обучающихся. |
В ходе ответов хором осуществляют самоконтроль понимания текста игры. |
Уметь сохранять учебную задачу. Осуществлять самоконтроль своих высказываний. |
5-й этап занятия – этап усвоения новых знаний – 3 мин. Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала |
||||||
Загадывает загадку о тундре. Организует звукобуквенный разбор слова тундра. |
Слушают и отгадывают загадку. Выполняют звукобуквенный разбор слова. |
Уметь отгадывать загадки, производить звукобуквенный разбор слов.
|
Взаимодействуют с учителем во время опроса и звукобуквенного разбора слова. |
Слушать учителя и ребят. Понимать на слух ответы обучающихся. |
Осуществлять самоконтроль выполнения звукобуквенного разбора слова и отгадывания загадки. |
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Уметь высказывать своё мнение по существу полученного задания. |
6-й этап занятия – первичная проверка понимания изученного-3 мин. + гимн.для глаз-2 мин.= 5 мин. Цель: установление правильности и осознанности изученного материала |
||||||
Организует игру в парах «Собери слово». Проводит гимнастику для глаз. |
Читают слоги на карточках и собирают слова из слогов. Выполнят гимнастику для глаз на мультимедиа. |
Уметь собирать слова из слогов. Выполнять гимнастику для глаз по инструкции. |
Взаимодействовать в парах по выполнению задания. |
Согласовывать усилия по выполнению задания. Договариваться и приходить к общему мнению в работе в паре. Учитывать мнение другого. |
Осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания. |
Принимать и сохранять учебную задачу. Обнаруживать отклонения и отличия от эталона. |
7-й этап занятия – применение знаний- 4 мин.+ физминутка-1мин= 5 мин. Цель: обеспечение усвоения знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. |
||||||
Организует игру «Отгадай-ка». Проводит физкультминутку про оленят.
|
На карточках читают слова с пропущенной буквой Р. Выполняют физкультминутку с комментированием стихотворения. |
Уметь читать слова, вставляя букву Р. Отмечать твёрдость-мягкость буквы Р в данных словах. Уметь выразительно читать стихотворение физкультминутки. |
Вся подгруппа выразительно регламентирует стихотворение во время выполнения физкультминутки. |
Выразительно произносить текст физкультминутки. |
Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания. |
Принимать и сохранять учебную задачу. Обнаруживать отклонения и отличия от эталона. |
8-й этап – включение нового знания в систему знаний и повторение-7 мин. Цель: обеспечение усвоения и автоматизации знаний. |
||||||
Просмотр и составление предложения на основе сюжетной картинки. Работа с текстом. |
Составляют предложение по сюжетной картинке. Делают с помощью вопросов учителя грамматический анализ предложения. Слушают и отвечают на вопросы учителя. Пересказывают содержание текста. |
Уметь составлять предложение по картинке. Уметь делать грамматический анализ предложения. Уметь пересказывать текст с опорой на мнемодорожку. |
Озвучивают предложение с опорой на картинку. Отвечают на вопросы по содержания рассказа. Пересказывают с опорой на мнеморожку. |
Уметь строить грамматически правильное предложение, понятное для собеседника. Пересказывать рассказ с опорой на мнемодорожку. |
Контролируют правильность ответов обучающихся. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
9-й этап – рефлексия деятельности на занятии- 1мин. Цель: самооценка и оценка подгруппы за работу на занятии, рефлексия обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния. |
||||||
Беседа, связанная с результатами и целями занятия. Выбор пиктограмм, соответствующих настроению. Выбор слов-действий на занятии. |
Слушают вопросы учителя об усвоении темы занятия. Делают обобщающий вывод о деятельности на занятии. |
Осуществлять анализ своей деятельности на занятии. |
Формулируют результат своей деятельности на занятии. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили: что получилось? Что было трудно? |
Называть слова-глаголы того, чем занимались на занятии. Высказывать своё мнение к занятию.
|
Осуществляют оценку своей деятельности на занятии. |
Понимание и анализ своей деятельности на занятии. Понимание |
- Организационный момент.
-Ребята, садится тот, кто скажет какой сегодня день недели. (Вторник.)
-А какой день недели был вчера? (Понедельник.)
-А какой день недели будет завтра?(Среда.)
-Какой сейчас месяц? (Декабрь.)
-Какое сегодня число? (Четвёртое.)
-Какое время года? (Зима.)
- Постановка учебной проблемы.
-Как рычит собака?(Р-р-р!)
-Какой звук вы только что сказали? (Звук [р].)
-Найдите одинаковый звук в словах: рис, ребус, заря, река. (Звук [р’].)
--Как вы думаете, почему я спросила у вас про эти звуки? (Потому, что мы будем их изучать.)
-Какой букой звуки [р ] и [р ’] обозначаются в письменной речи? (Буквой Р.)
-Ребята посмотрите рисунок на доске и прослушайте стих про букву Р. Рисунок на доске.
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
-Ребята, как вы думаете, для чего мы сегодня с вами говорим о звуках [р ] и [р ’]. (Чтобы знать о них всё.)
-Что нам это даст, если мы будем знать об этих звуках всё? (Пригодится в дальнейшей учёбе.)
-Ребята, у вас на столах лежат конвертики. Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.
- Введение нового знания. Характеристика и артикуляция звуков.
-Ребята, сегодня к нам в гости приехал мальчик Ромако. Он не умеет произносить звуки [р ] и [р’]. И мы должны рассказать ему всё о звуках [р ] и [р ’], выполнить задания и научиться этому сами. СЛАЙД №1.
-Научим, ребята? (Да.)
-Для этого мы должны выполнить задания. Вы готовы помочь Ромако. (Готовы.)
-Ребята произнесём звуки [р ] и [р ’].
-Легко ли мы произнесли звуки [р ] и [р ’]? ()Трудно.
-Воздух во рту преграду встречает? (Воздух во рту встречает преграду.)
-Значит звуки [р ] и [р ’] гласные или согласные? (Звуки [р ] и [р ’]- согласные.)
-Теперь давайте узнаем звуки [р ] и [р ’] глухие или звонкие. Для этого мы с закрытыми ушами произнести звуки [р ] и [р ’]. Если при произнесении звуков [р ] и [р ’] в ушах звенит, то они звонкие. -Если же не звенит, то глухие. Звенит? (Звенит.)
-Значит звуки [р ] и [р ’] какие? (Звонкие.)
-А ещё, по какому признаку они могут характеризоваться? Например, в словах: рис, речка? (Могут быть мягкими и твёрдыми.) (Показ рисунков мягкого звука и твёрдого звука).
-Ребята, как вы думаете для чего мы сейчас говорим о звуках [р ] и [р ’]. Для чего мы узнаём об этих звуках всё? (Для того, чтобы правильно и красиво произносить звуки [р ] и [р ’].)
-Теперь, ребята, возьмите в руки зеркала. Произнесём звуки [р ] и [р ’]. Что помогает произнести звуки [р ] и [р ’]? Губы, зубы или язык? (Язык.)
-Давайте, ребята, мы с вами выполним упражнения для развития подвижности языка. (С зеркалом).
Упражнения: «Забор» - «Окно» - «Мост» - «Парус» - «Цокает лошадка» - «Молоток» - «Дятел» - «Пулемёт». СЛАЙД-ШОУ.
- Подготовка к работе на основном этапе
-Тра-тра, тра-тра - начинается игра. А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко». Я сейчас буду читать стихотворение. А когда я махну рукой вы должны договорить звукосочетание «ТРЫ».
У нашей сес____
Котята шус____,
Их лапки быс____,
Их когти ос_____,
Их шубки пес_____,
А глазки хи______.
-Молодцы, ребята.
-Ра-ра-ра, ра-ра-ра - начинается игра. Мы с вами сейчас поиграем в игру. Игра называется «Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [р ] или [р ҆].»
Рама, лимон, рюкзак, лопата, рябина, рубашка, рысь, лук, рис, ручей, качели, редиска, колени, карандаш, молоток, марш, лист, рост, слеза, ракета, рябина, родник, ветерок, потолок, привет.
- Усвоение новых знаний.
-Ребята, не хотите ли узнать, откуда приехал к нам Ромако? Тогда отгадайте загадку.
Она, как оленья шкура,
От моря до моря лежит-
То рыжей, то белой, то зелёной становится.
-Ребята, что это? (Тундра.)
-Давайте, ребята, сделаем звуковой разбор слова тундра.
(На доске звукобуквенный рисунок из фигур).
- Первичная проверка понимания изученного
-Тра-тра, тра-тра, сейчас новая игра. Сейчас мы свами поиграем в игру «Собери слово». Ребята, посмотрите на доску. Были слова, но они рассыпались на слоги. Нужно их собрать.
-Выполнения этого задания мы должны разделиться на пары. Возьмитесь за руки и покажите ваши пары.
-Перед вами карточки со слогами. Нужно эти слова собрать и назвать их. Охарактеризовать в словах звук [р] или [р҆].
-А теперь проверьте получившиеся слова и исправьте ошибки. (На мониторе СЛАЙД).
-Что общего между этими словами? (Это слова-названия ягод.)
-А почему выбраны именно эти ягоды? (Северные ягоды.)
Гимнастика для глаз на мультимедиа- 2 минуты. СЛАЙД-ШОУ.
- Применение знаний
-Тра-та-та, тра-та-та, снова новая игра. Ребята, поиграем в игру «Отгадай-ка». Нужно прочитать слова, вставляя вместо чёрточек букву Р. СЛАЙД.
-А теперь, ребята, поменялись листочками и проверяем правильность написания слов. СЛАЙД.
-Ребята, скажите, а что общего между этими словами? (Птицы и животные Севера.)
Физкультминутка. СЛАЙД.
А сейчас, ребята, мы с вами поиграем и отдохнём.
Три весёлых оленёнка поутру спешат. |
Дети шагают на месте |
Цокают копытца звонко. Хвостики дрожат. |
Шагают и цокают языками, имитируют движение хвостом |
Оленёнок первый – ветер, как он быстроног. |
Бег на месте |
Лучик солнца по дорожке скачет - он второй. |
Прыжки на месте |
Вслед за ними дождик мчится - третий оленёнок. |
Вращения вокруг себя |
А на стойбище ребята бегают, смеются. |
Бег на месте |
Только эти оленята в руки не даются. |
Хлопки руками над головой |
- Включение нового знания в систему знаний и повторение
-Ребята, посмотрите на рисунок. Кого вы видите на нём? СЛАЙД. (Рыбака.)
-Что делает рыбак? (Рыбак ловит рыбу.)
-Повторите ещё раз это предложение. (Рыбак ловит рыбу.)
Ры-бак ло-вит ры-бу.
-Прочитать предложение.
-Повторим правила грамматики.
-Сколько слов в этом предложении?
-Назовите первое, второе, третье слово.
-Как пишем первое слово в предложении?
-Что ставим в конце предложения?
-Как пишем слова в предложении?
-А в каких словах имеются звуки [р ] и [р ҆]? (Рыбак - [р ] в начале слова, рыбу - [р ] в начале слова.)
-Правильно, ребята.
-Ребята, начертите схему этого предложения в тетрадь.
-Ребята, а теперь послушайте рассказ, который мне рассказал Ромако о тундре. СЛАЙД.
В тундре
Ромако живёт в тундре. В чуме его ждут родители. Ромако спешит к маме и папе. Он любит своих родителей.
-Мы с вами должны попробовать пересказать этот рассказ. А помогут нам в этом картинки. Посмотрите на экран и увидите рисунки.
-К каждому предложению соответствует картинка.
-Ответьте на вопросы по содержанию рассказа:
-О чём говорится в этом рассказе? (В этом рассказе говорится о мальчике Ромако.)
-Где живёт Ромако? (Ромако живёт в тундре.)
-Кто его ждёт в чуме? (В чуме его ждут родители.)
-К кому спешит Ромако? (Ромако спешит к маме и папе.)
-Как Ромако относится к своим родителям? (Ромако любит своих родителей.)
-Ребята, наверное, нет на земле человека, который не любит своих родителей.
- Рефлексия деятельности на занятии.
-Ребята, назовите слова-действия что мы делали на занятии? (Слушали, писали, отвечали, говорили, смеялись.)
-Что вам понравилось на занятии?
-Что было трудно?
-А теперь, выберите из конвертов пиктограмму, которая соответствует вашему настроению на данный момент и покажите? (Смотреть в приложении 1)
-Как вы думаете, научился мальчик Ромако произносить звуки [р ] и [р ҆]?
-А ещё Ромако хочет вас угостить конфетами, поблагодарить вас за помощь на занятии.