ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Евай Ирина Васильевна

МОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов" г.Надым,

Учитель-логопед

Тема занятия: Буква Р. Звуки [р ] и [р ҆].

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Умение у обучающихся самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.
  • Развитие и совершенствование у обучающихся собственной речи.
  • Понимание обучающимися родного быта как части ненецкой национальной культуры.

Предметные:

  • Умение у обучающихся чётко произносить и различать звуки [р, р̓ ] в словах, фразах.
  • Развитие и совершенствование фонематических процессов обучающихся.
  • Умение у обучающихся правильно выражать свою мысль в устной форме.

Универсальные учебные действия:

Познавательные:

  • Уметь результативно мыслить и работать с информацией на занятии
  • Развивать технологии чтения и письма, обеспечивающего формирование типа правильной читательской деятельности и письма.
  • Уметь извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию.

Регулятивные:

  • Уметь организовывать свою деятельность.
  • Уметь принимать и сохранять учебную задачу.
  • Открыть новые знания с использованием проблемно-диалогической технологии.

Коммуникативные:

  • Развивать речевую активность детей во всех видах деятельности.
  • Уметь общаться, взаимодействовать с людьми.
  • Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Цель занятия: формирование чёткого произношения звуков [р, р’ ] и грамматически правильной связной речи обучающихся.

Задачи:

Обучающие

  • Учить звукобуквенному разбору слов со звуками [р, р’ ].
  • Учить определять место звуков [р, р’ ] в словах.
  • Обогащать словарный запас обучающихся на тему «Тундра».
  • Закреплять навыки произношения и различения звуков [р, р’ ] в слова, фразах.

Развивающие

  • Развивать фонематический слух обучающихся.
  • Развивать память, мышление, слуховое и зрительное внимание.
  • Развивать грамматически правильную связную речь обучающихся.

Воспитательные

  • Воспитывать любовь к родной природе, культуре.
  • Воспитывать чувство любви к братьям нашим меньшим.

Педагогические технологии: проблемно-диалогическая технология, технология оценивания,  игровая технология, компьютерная технология, технология индивидуального личностно-ориентированного обучения.

Межпредметные связи:

  1. ОЗОМ. Природная зона. Тундра.
  2. Родной (ненецкий) язык. Слова ненецкого языка.
  3. Чтение. Звуки р и рь. Буквы Р,р.

Контингент: подгруппа 1б класса с ОНР III уровня.

Лексическая тема: Тундра. Животные и растения тундры.

Оборудование: зеркала, индивидуальные карточки с текстами заданий, тетради, доска, таблица гласных I и II ряда, мультимедийные проектор; книга П. Явтысыя «Зов морошковой земли».

 

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

 

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы

Осуществляемые действия

Формируемые способы

1-й этап занятия – организационный- 1мин.

Цель: организация и настрой обучающихся на занятие

Приветствие, проверка готовности, организация внимания.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Взаимодействуют с учителем во время опроса.

Слушать собеседника.

Строить высказывания.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

2-й этап занятия – постановка учебной проблемы-2мин.

Цель: постановка проблемного вопроса и входящая рефлексия.

Постановка учебной проблемы.

Создаёт положительный эмоциональный настрой.

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Выдвигать проблему и обосновывать её.

 

Взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме.

Слушать собеседника.

Строить высказывания.

Контролируют правильность своих высказываний и своих высказываний.

Контролируют своё настроение с помощью пиктограммы.

Уметь слушать с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Уметь показать уровень настроения.

3-й этап - введение нового знания- 4 мин.

Цель: обеспечение осмысленного восприятия нового материала

Организует обсуждение о характеристике и об артикуляции звуков [р ] и [р ҆].

Организует выполнение артикуляционных упражнений.

Слушают и отвечают на вопросы учителя.

Выполняют артикуляционные упражнения.

Уметь выполнять инструкции учителя по выполнению артикуляционных упражнений.

Взаимодействуют с учителем во время диалога.

 

 

Слушать учителя.

Строить высказывания.

Осуществляют самоконтроль за выполнением артикуляционных упражнений.

Уметь контролировать свои действия во время артикуляционной гимнастики.

4-й этап - подготовка к работе на основном этапе-3 мин.

Цель: обеспечение подготовки и мотивации к работе над новым материалом

Организует игру «Доскажи словечко».

Организует игру «Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [р ] или [р ҆].»

Слушают и договаривают слова по смыслу.

Уметь отвечать на вопросы учителя по содержанию предложения.

Взаимодействуют с учителем и с другими ребятами во время игры.

Слушать учителя и ребят.

Понимать на слух ответы обучающихся.

В ходе ответов хором осуществляют самоконтроль понимания текста игры.

Уметь сохранять учебную задачу.

Осуществлять самоконтроль своих высказываний.

5-й этап занятия – этап усвоения новых знаний – 3 мин.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала

Загадывает загадку о тундре.

Организует звукобуквенный разбор слова тундра.

Слушают и отгадывают загадку.

Выполняют звукобуквенный разбор слова.

Уметь  отгадывать загадки,  производить звукобуквенный разбор слов.

 

Взаимодействуют с учителем во  время опроса и звукобуквенного разбора слова.

Слушать учителя и ребят.

Понимать на слух ответы обучающихся.

Осуществлять самоконтроль выполнения звукобуквенного разбора слова и отгадывания загадки.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Уметь высказывать своё мнение по существу полученного задания.

6-й этап занятия – первичная проверка понимания изученного-3 мин. + гимн.для глаз-2 мин.= 5 мин.

Цель: установление правильности и осознанности изученного материала

Организует игру в парах «Собери слово».

Проводит гимнастику для глаз.

Читают слоги на карточках и собирают слова из слогов.

Выполнят гимнастику для глаз на мультимедиа.

Уметь собирать слова из слогов.

Выполнять гимнастику для глаз по инструкции.

Взаимодействовать в парах по выполнению задания.

Согласовывать усилия по выполнению  задания.

Договариваться и приходить к общему мнению в работе в паре.

Учитывать мнение другого.

Осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Обнаруживать отклонения и отличия от эталона.

7-й этап занятия – применение знаний- 4 мин.+ физминутка-1мин= 5 мин.

Цель: обеспечение усвоения знаний и способов действий на уровне применения их

 в разнообразных ситуациях.

Организует игру «Отгадай-ка».

Проводит физкультминутку про оленят.

 

На карточках читают слова с пропущенной буквой Р.

Выполняют физкультминутку с комментированием стихотворения.

Уметь читать слова, вставляя букву Р.

Отмечать твёрдость-мягкость буквы Р в данных словах.

Уметь выразительно читать стихотворение физкультминутки.

Вся подгруппа выразительно регламентирует стихотворение во время выполнения физкультминутки.

Выразительно произносить текст физкультминутки.

Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Обнаруживать отклонения и отличия от эталона.

8-й этап – включение нового знания в систему знаний и повторение-7 мин.

Цель: обеспечение усвоения и автоматизации знаний.

Просмотр и составление предложения на основе сюжетной картинки.

Работа с текстом.

Составляют предложение по сюжетной картинке.

Делают с помощью вопросов учителя грамматический анализ предложения.

Слушают и отвечают на вопросы учителя.

Пересказывают содержание текста.

Уметь составлять предложение по картинке.

Уметь делать грамматический анализ предложения.

Уметь пересказывать текст с опорой на  мнемодорожку.

Озвучивают предложение с опорой на картинку.

Отвечают на вопросы по содержания рассказа.

Пересказывают с опорой на мнеморожку.

Уметь строить грамматически правильное предложение, понятное для собеседника.

Пересказывать рассказ с опорой на мнемодорожку.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

Принимать и сохранять учебную задачу.

9-й этап – рефлексия деятельности на занятии- 1мин.

Цель: самооценка и оценка подгруппы за работу на занятии, рефлексия обучающихся

по поводу своего психоэмоционального состояния.

Беседа, связанная  с результатами и целями занятия.

Выбор пиктограмм, соответствующих настроению.

Выбор слов-действий на занятии.

Слушают вопросы учителя об усвоении темы занятия.

Делают обобщающий вывод о деятельности на занятии.

Осуществлять анализ своей деятельности на занятии.

Формулируют результат своей деятельности на занятии.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили: что получилось? Что было трудно?

Называть слова-глаголы того, чем занимались на занятии.

Высказывать своё мнение к занятию.

 

Осуществляют оценку своей деятельности на занятии.

Понимание и анализ своей деятельности на занятии.

Понимание

 

 

  1. Организационный момент.

-Ребята, садится тот, кто скажет какой сегодня день недели. (Вторник.)

-А какой день недели был вчера? (Понедельник.)

-А какой день недели будет завтра?(Среда.)

-Какой сейчас месяц? (Декабрь.)

-Какое сегодня число? (Четвёртое.)

-Какое время года? (Зима.)

 

  1. Постановка учебной проблемы.

-Как рычит собака?(Р-р-р!)

-Какой звук вы только что сказали? (Звук [р].)

-Найдите одинаковый звук в словах: рис, ребус, заря, река. (Звук [р’].)

--Как вы думаете, почему я спросила у вас про эти звуки? (Потому, что мы будем их изучать.)

-Какой букой звуки [р ] и [р ’] обозначаются в письменной речи? (Буквой Р.)

-Ребята посмотрите рисунок на доске и прослушайте стих про букву Р. Рисунок на доске.

Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывёт, небес касаясь.

-Ребята, как вы думаете, для чего мы сегодня с вами говорим о звуках [р ] и [р ’]. (Чтобы знать о них всё.)

-Что нам это даст, если мы будем знать об этих звуках всё? (Пригодится в дальнейшей учёбе.)

-Ребята, у вас на столах лежат конвертики. Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.

 

  1. Введение нового знания. Характеристика и артикуляция звуков.

-Ребята, сегодня к нам в гости приехал мальчик Ромако. Он не умеет произносить звуки [р ] и [р’]. И мы должны рассказать ему всё о звуках [р ] и [р ’], выполнить задания  и научиться этому сами. СЛАЙД №1.

-Научим, ребята? (Да.)

-Для этого мы должны выполнить задания. Вы готовы помочь Ромако. (Готовы.)

-Ребята произнесём  звуки [р ] и [р ’].

-Легко ли мы произнесли звуки [р ] и [р ’]? ()Трудно.

-Воздух во рту преграду встречает? (Воздух во рту встречает преграду.)

-Значит звуки [р ] и [р ’] гласные или согласные? (Звуки [р ] и [р ’]- согласные.)

-Теперь давайте узнаем звуки [р ] и [р ’] глухие или звонкие. Для этого мы с закрытыми ушами произнести звуки [р ] и [р ’]. Если при произнесении звуков [р ] и [р ’] в ушах звенит, то они звонкие. -Если же не звенит, то глухие. Звенит? (Звенит.)

-Значит звуки [р ] и [р ’] какие?  (Звонкие.)

-А ещё, по какому признаку они могут характеризоваться? Например, в словах: рис, речка? (Могут быть мягкими и твёрдыми.)      (Показ рисунков мягкого звука и твёрдого звука).

-Ребята, как вы думаете для чего мы сейчас говорим о звуках [р ] и [р ’]. Для чего мы узнаём об этих звуках всё? (Для того, чтобы правильно и красиво произносить звуки [р ] и [р ’].)

-Теперь, ребята, возьмите в руки зеркала. Произнесём звуки [р ] и [р ’]. Что помогает произнести звуки [р ] и [р ’]? Губы, зубы или язык? (Язык.)

-Давайте, ребята, мы с вами выполним упражнения для развития подвижности языка. (С зеркалом).

Упражнения: «Забор» - «Окно» - «Мост» - «Парус» - «Цокает лошадка» - «Молоток» - «Дятел» - «Пулемёт».  СЛАЙД-ШОУ.

 

  1. Подготовка к работе на основном этапе

-Тра-тра, тра-тра - начинается игра. А сейчас поиграем в игру  «Доскажи словечко». Я сейчас буду читать стихотворение. А когда я махну рукой вы должны договорить звукосочетание «ТРЫ».

У нашей сес____

Котята шус____,

Их лапки быс____,

Их когти ос_____,

Их шубки пес_____,

А глазки хи______.

 

-Молодцы, ребята.

-Ра-ра-ра, ра-ра-ра - начинается игра. Мы с вами сейчас поиграем в игру. Игра называется «Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [р ] или [р ҆].»

Рама, лимон, рюкзак, лопата, рябина, рубашка, рысь, лук, рис, ручей, качели, редиска, колени, карандаш, молоток, марш, лист, рост, слеза, ракета, рябина, родник, ветерок, потолок, привет.

 

  1. Усвоение новых знаний.

-Ребята, не хотите ли узнать, откуда приехал к нам Ромако? Тогда отгадайте загадку.

Она, как оленья шкура,

От моря до моря лежит-

То рыжей, то белой, то зелёной становится.

-Ребята, что это? (Тундра.)

-Давайте, ребята, сделаем звуковой разбор слова тундра.    

(На доске звукобуквенный рисунок из фигур).

 

  1. Первичная проверка понимания изученного

-Тра-тра, тра-тра, сейчас новая  игра. Сейчас мы свами поиграем в игру «Собери слово». Ребята, посмотрите на доску. Были слова, но они рассыпались на слоги. Нужно их собрать.

-Выполнения этого задания мы должны разделиться на пары. Возьмитесь за руки и покажите ваши пары.

-Перед вами карточки со слогами. Нужно эти слова собрать и назвать их. Охарактеризовать в словах звук [р] или [р҆].

-А теперь проверьте получившиеся слова и исправьте ошибки. (На мониторе СЛАЙД).

-Что общего между этими словами? (Это слова-названия ягод.)

-А почему выбраны именно эти ягоды? (Северные ягоды.)

 

Гимнастика для глаз на мультимедиа- 2 минуты.   СЛАЙД-ШОУ.

 

  1. Применение знаний

-Тра-та-та, тра-та-та, снова новая игра. Ребята, поиграем в игру «Отгадай-ка». Нужно прочитать слова, вставляя вместо чёрточек букву Р.   СЛАЙД.

-А теперь, ребята, поменялись листочками и проверяем правильность написания слов. СЛАЙД.

-Ребята, скажите, а что общего между этими словами? (Птицы и животные Севера.)

 

Физкультминутка.   СЛАЙД.

А сейчас, ребята, мы с вами поиграем и отдохнём.

Три весёлых оленёнка поутру спешат.

Дети шагают на месте

Цокают копытца звонко. Хвостики дрожат.

Шагают и цокают языками, имитируют движение хвостом

Оленёнок первый – ветер, как он быстроног.

Бег на месте

Лучик солнца по дорожке скачет - он второй.

Прыжки на месте

Вслед за ними дождик мчится - третий оленёнок.

Вращения вокруг себя

А на стойбище ребята бегают, смеются.

Бег на месте

Только эти оленята в руки не даются.

Хлопки руками над головой

 

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение

-Ребята, посмотрите на рисунок. Кого вы видите на нём?    СЛАЙД. (Рыбака.)

-Что делает рыбак? (Рыбак ловит рыбу.)

-Повторите ещё раз это предложение. (Рыбак ловит рыбу.)

Ры-бак ло-вит ры-бу.

-Прочитать предложение.

-Повторим правила грамматики.

-Сколько слов в этом предложении?

-Назовите первое, второе, третье слово.

-Как пишем первое слово в предложении?

-Что ставим в конце предложения?

-Как пишем слова в предложении?

-А в каких словах имеются звуки [р ] и [р ҆]? (Рыбак - [р ] в начале слова, рыбу - [р ] в начале слова.)

-Правильно, ребята.

-Ребята, начертите схему этого предложения в тетрадь.

 

-Ребята, а теперь послушайте рассказ, который мне рассказал Ромако о тундре.  СЛАЙД.

В тундре

Ромако живёт в тундре. В чуме его ждут родители. Ромако спешит к маме и папе. Он любит своих родителей.

-Мы с вами должны попробовать пересказать этот рассказ. А помогут нам в этом картинки. Посмотрите на экран и увидите рисунки.

-К каждому предложению соответствует картинка.

-Ответьте на вопросы по содержанию рассказа:

-О чём говорится в этом рассказе? (В этом рассказе говорится о мальчике Ромако.)

-Где живёт Ромако? (Ромако живёт в тундре.)

-Кто его ждёт в чуме? (В чуме его ждут родители.)

-К кому спешит Ромако? (Ромако спешит к маме и папе.)

-Как Ромако относится к своим родителям? (Ромако любит своих родителей.)

-Ребята, наверное, нет на земле человека, который не любит своих родителей.

 

  1. Рефлексия деятельности на занятии.

-Ребята, назовите слова-действия что мы делали на занятии? (Слушали, писали, отвечали, говорили, смеялись.)

-Что вам понравилось на занятии?

-Что было трудно?

-А теперь, выберите из конвертов пиктограмму, которая соответствует вашему настроению на данный момент и покажите? (Смотреть в приложении 1)

-Как вы думаете, научился мальчик Ромако произносить звуки [р ] и [р ҆]?

-А ещё Ромако хочет вас угостить конфетами, поблагодарить вас за помощь на занятии.

Перейти к публикациям в сборнике для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.