ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Кирюхина Оксана Юрьевна

преподаватель педагогических дисциплин
ЧУПОО Техникум «Бизнес и Право»

Анализ современной экономической ситуации дает ясное понимание то­го, что выпускники учреждений начального и среднего профессионального об­разования, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают серьезные трудности на рынке труда. Сегодня профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику ра­бочее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. Боль­шому числу молодых людей приходится переучиваться, приобретать новую специальность. Кроме того в последние десятилетия содержание профессий пре­терпевает ряд изменений. Эти изменения вызваны следующими причинами, а именно: падением спроса на неквалифицированный труд, потребностью в но­вом знании и новом содержании обучения, внедрением автоматизированных систем управления производственными процессами, размыванием границ меж­ду профессиями.

В современных быстроменяющихся условиях требуются не только про­фессиональные, но и социальные, экономические, коммуникативные компетенции, компетенции в области информационных и коммуникационных технол гий, которые сопровождают сегодня все виды профессиональной деятельно Поэтому совершенно очевидна необходимость реагирования системы сионального образования на изменения в сфере труда, на экономическую ситуацию в стране, на новые компетенции.

В качестве основного механизма, который призван обеспечить обучающегося необходимыми как профессиональными, так и социальными, коммуникативными и другими компетенциями рассматривается компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника. Модульно-компетентностный подход находится в русле концепции непрерывного образования («образования в течение»), т.к. его целью является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных работать в постоянно изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжение профессионального роста и образования - с другой.

Модульно-компетентностный подход в обучении предоставляет обучаю­щемуся широкую возможность обучаться на рабочем месте или в ситуации, имитирующей трудовую среду. Такое обучение позволяет ему адаптироваться к реальности трудовой деятельности во всем ее многообразии и применять на практике не только профессиональные, но и общие ключевые компетенции.

Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно возможно реализовать в форме деловых игр, причем основной принцип обучения ориен­тирован на результаты, необходимые для сферы труда.

Мы считаем, что данный способ позволяет обеспечить повышение эф­фективности и качества подготовки специалистов за счет формирования содер­жания и организации обучения. В учебной игре сочетаются два своеобразных принципа обучения: принцип моделирования будущей профессиональной дея­тельности и принцип проблемности. Любая современная практическая задача комплексна. Она охватывает несколько взаимосвязанных вопросов, заданий и условий, которые, как правило, не относятся к какой - либо одной учебной дис­циплине или конкретной области знаний.

В учебной игре процесс решения задачи должен быть поисковым, иссле­довательским. Не менее важно и то, что решение большинства задач носит ве­роятностный характер. Требования к учебным задачам просты и выполнимы: задача должна быть актуальной, ее решение должно требовать от студента ба­зовых знаний, воображения и проявления творческих способностей. Задача должна быть достаточно сложной и в то же время доступной для решения, она должна побуждать к приложению имеющихся знаний и к поиску новых (для него) принципов и фактов, методов решения, благодаря чему студенты будут приобретать новые знания и умения.

Повторное проведение однотипных игр развивает у студента соответствующие навыки. В процессе решения одной задачи, в процессе учебной игры

выявляется ряд незаметных проблем, намечаются пути их решения, расширяется кругозор студентов.

 Необходимо заметить, что в последние годы деловые игры как одна из эффективных  форм активного обучения, отличающаяся особой наглядностью и динамичностью, находят все более широкое применение в образовании. Накопленный опыт работы в этой области показал, что их использование в учебном процессе, особенно в условиях дефицита времени, отводимого на дисциплины, открывает широкие возможности для совершенствования подготовки обучающихся.

Родоначальником современной эры деловых игр в Соединенных Штатах была американская ассоциация менеджмента. Деловые игры встречали проти­водействия  сторонников традиционного образования и педагогических методов, потому что изменялась роль преподавателя. Деловые игры широко распространились в мире: в США, Германии, Франции, Италии, Голландии, Венгрии, Румынии, Польше и других странах, особенно интенсивно они используются в США. Они проникли во все сферы народного хозяйства, в образование и науку, культуру, психологию и другие области. Деловые игры используются, как пра­вило, в системе подготовки кадров управления в высших и средних учебных за­ведениях, в старших классах школы и, конечно, при повышении квалификации специалистов. Однако в России и странах СНГ деловые игры проникли далеко не во все учебные заведения. Игровой метод и в средних общеобразовательных учреждениях развит чрезвычайно слабо. Применительно к образованию или ор­ганизации научных исследований деловые игры создают такую ситуацию, в пределах которой изменения в поведении людей поддаются наблюдению.

Я при­меняю деловые игры разной тематики:

  • игры, которые заканчиваются в сравнительно короткое время, назы­ваются экспериментальными упражнениями. Их обычно использую как иллюстрации при чтении лекций или при проведении различных исследований;
  • игры, при проведении которых используются компьютеры, называ­ются играми с компьютерной поддержкой;
  • игры, моделирующие деловые отношения с полной и организацией и выбором стратегии, называются предпринимательскими.

Деловые игры - это метод экспериментирования в области управления с возможным проигрыванием множества вариантов проекта и выявлением опти­мального. Имитационный метод процесса обучения и научного исследования максимально приближает руководителей и специалистов к реальной практиче­ской деятельности. Деловые игры любого плана имеют ряд эвристических осо­бенностей, которые делают их наиболее привлекательным средством интеллек­туализации многих аспектов производственной, учебной и исследовательской практики. В игровом процессе достигается известная степень свободы опериро­вания пространством и временем, недоступная в реальных ситуациях. Это, прежде всего, управление временем и перенос операционного пространства. В деловой игре время поддается сжатию и растяжению, возможно моделирование настоящего, ближайшего и отдаленного будущего, вплоть до многолетнего пе­риода.

Рассмотрим мой сценарий проведения деловой игры.

Во вступительном слове я перед участниками игры ставлю задачи, пред­ставляю руководителей и организаторов игры, объявляю программу. В проблемной лекции даю установку участникам: преодолеть психологическую инерцию мышления, разрушить традиционную схему взглядов и представлений и, хотя бы на некоторое время, оторваться от традиционных условий, устояв­шихся стереотипов мышления.

После лекции провожу несложную вступительную ролевую игру. Ее цель - активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы, сблизить друг с другом, если ранее им не приходилось работать в таком соста­ве, создать атмосферу доброжелательности и доверия, с одной стороны, сопер­ничества и творческой дискуссии - с другой.

Далее всех участников произвольно делю на несколько равных групп, ко­торые будут работать по заявленной проблеме. Каждая выдвигает кандидата, который готовит свою программную речь и выступает с ней. По результатам обсуждения проходит голосование. Ролевая игра идет в быстром темпе, разви­вая импровизационное мышление игроков.

После этого равные по количеству и представительству (функционально­му и уровневому) группы, сформированные заранее, удаляются, каждая в свое помещение, для проведения мозговой атаки по одной из проблем. В каждой из таких групп имеется игротехник, задача которого сводится к умелой организа­ции процесса.

Работа поисковой группы при каждой новой мозговой атаке начинается с выбора лидера по данной проблеме, который должен организовать работу группы, подготовить доклад к конференции и в конкурентной борьбе защитить выбранную программу действий. Одновременно с лидером выбирается оппо­нент, его задача - дать оценку программы смежной группы. Я помогаю руководителю поисковой группы организовать коллективную работу, вырабо­тать предложения.

Игротехник должен добиться, чтобы по каждой из проблем были избраны новый лидер поисковой группы и новый оппонент, таким образом, достигается максимальная активность всех участников игры. При выборе лидера очень важно соблюдение демократичности: в лидеры должны выдвигаться как руко­водители, так и рядовые специалисты.

По завершению самостоятельной работы поисковая группа защищает свой проект на общей конференции. К докладам обычно предъявляются сле­дующие требования:

  1. Дать краткий анализ поставленной проблемы.
  2. Обосновать выработанные предложения.
  3. Доказать практическую значимость предложений и возможность их реализации.

В проблемно-ориентированной деловой игре все равны, административ­ные должности на период игры «ликвидируются», никто не должен пользовать­ся каким-либо преимуществом. Разрешается высказывать любые идеи, однако в процессе игры совершенно недопустима критика личности.

На этой базе постепенно формируются взаимоотношения, которые сбли­жают разные взгляды, мнения, опыт и позволяют вырабатывать нечто целое. Такая технология позволяет глубоко вникнуть в проблему, обеспечить взаимо­понимание между людьми и достигнуть единства социального действия, спо­собного переломить ситуацию, разрешить кризис или создать принципиально новое решение актуальной проблемы. Лидеры, выступающие на конференциях, обычно сдают записи своих выступлений руководителям деловой игры. Сдают свои записи и оппоненты от каждой группы. Также проводится видеозапись всех конференций деловой игры. Таким образом, фиксируются вопросы, ответы и дискуссионные моменты. Свои записи ведут также руководители игры, члены экспертной комиссии и игротехники. На основе всех собранных материалов го­товится совместный отчет.

Практика деловых игр доказала, что они способствуют не только закреп­лению знаний и использованию их в практической деятельности, но и получе­нию умений и навыков. Применение игрового моделирования в процессе под­готовки студентов позволяет имитировать конкретную ситуацию, связанную с принятием решений, соответствующих реальным обстоятельствам в условиях неопределенности и риска. При этом обычно использую не только про­граммный материал, но, что особенно важно, вырабатываю умения и навыки системного мышления, пробуждаю стремление к поиску новых идей, стрем­ление к творчеству и коллективному взаимодействию.

Таким образом,  в ходе проведения деловых игр  и коллективного обсуждения их результатов,  у обу­чающихся формируются важные социальные установки,  приобретаются прак­тические навыки и умения находить оптимальные управленческие решения конкретных задач в различных областях. Будучи чрезвычайно динамичным процессом, имитационная игра развивает навыки принятия решений, анализа ситуаций и обратных связей, планирование действий на длительную перспек­тиву.

  1. Перейти к публикациям в сборнике для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.