Кирюхина Оксана Юрьевна
преподаватель педагогических дисциплин
ЧУПОО Техникум «Бизнес и Право»
Анализ современной экономической ситуации дает ясное понимание того, что выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают серьезные трудности на рынке труда. Сегодня профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабочее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. Большому числу молодых людей приходится переучиваться, приобретать новую специальность. Кроме того в последние десятилетия содержание профессий претерпевает ряд изменений. Эти изменения вызваны следующими причинами, а именно: падением спроса на неквалифицированный труд, потребностью в новом знании и новом содержании обучения, внедрением автоматизированных систем управления производственными процессами, размыванием границ между профессиями.
В современных быстроменяющихся условиях требуются не только профессиональные, но и социальные, экономические, коммуникативные компетенции, компетенции в области информационных и коммуникационных технол гий, которые сопровождают сегодня все виды профессиональной деятельно Поэтому совершенно очевидна необходимость реагирования системы сионального образования на изменения в сфере труда, на экономическую ситуацию в стране, на новые компетенции.
В качестве основного механизма, который призван обеспечить обучающегося необходимыми как профессиональными, так и социальными, коммуникативными и другими компетенциями рассматривается компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника. Модульно-компетентностный подход находится в русле концепции непрерывного образования («образования в течение»), т.к. его целью является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных работать в постоянно изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжение профессионального роста и образования - с другой.
Модульно-компетентностный подход в обучении предоставляет обучающемуся широкую возможность обучаться на рабочем месте или в ситуации, имитирующей трудовую среду. Такое обучение позволяет ему адаптироваться к реальности трудовой деятельности во всем ее многообразии и применять на практике не только профессиональные, но и общие ключевые компетенции.
Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно возможно реализовать в форме деловых игр, причем основной принцип обучения ориентирован на результаты, необходимые для сферы труда.
Мы считаем, что данный способ позволяет обеспечить повышение эффективности и качества подготовки специалистов за счет формирования содержания и организации обучения. В учебной игре сочетаются два своеобразных принципа обучения: принцип моделирования будущей профессиональной деятельности и принцип проблемности. Любая современная практическая задача комплексна. Она охватывает несколько взаимосвязанных вопросов, заданий и условий, которые, как правило, не относятся к какой - либо одной учебной дисциплине или конкретной области знаний.
В учебной игре процесс решения задачи должен быть поисковым, исследовательским. Не менее важно и то, что решение большинства задач носит вероятностный характер. Требования к учебным задачам просты и выполнимы: задача должна быть актуальной, ее решение должно требовать от студента базовых знаний, воображения и проявления творческих способностей. Задача должна быть достаточно сложной и в то же время доступной для решения, она должна побуждать к приложению имеющихся знаний и к поиску новых (для него) принципов и фактов, методов решения, благодаря чему студенты будут приобретать новые знания и умения.
Повторное проведение однотипных игр развивает у студента соответствующие навыки. В процессе решения одной задачи, в процессе учебной игры
выявляется ряд незаметных проблем, намечаются пути их решения, расширяется кругозор студентов.
Необходимо заметить, что в последние годы деловые игры как одна из эффективных форм активного обучения, отличающаяся особой наглядностью и динамичностью, находят все более широкое применение в образовании. Накопленный опыт работы в этой области показал, что их использование в учебном процессе, особенно в условиях дефицита времени, отводимого на дисциплины, открывает широкие возможности для совершенствования подготовки обучающихся.
Родоначальником современной эры деловых игр в Соединенных Штатах была американская ассоциация менеджмента. Деловые игры встречали противодействия сторонников традиционного образования и педагогических методов, потому что изменялась роль преподавателя. Деловые игры широко распространились в мире: в США, Германии, Франции, Италии, Голландии, Венгрии, Румынии, Польше и других странах, особенно интенсивно они используются в США. Они проникли во все сферы народного хозяйства, в образование и науку, культуру, психологию и другие области. Деловые игры используются, как правило, в системе подготовки кадров управления в высших и средних учебных заведениях, в старших классах школы и, конечно, при повышении квалификации специалистов. Однако в России и странах СНГ деловые игры проникли далеко не во все учебные заведения. Игровой метод и в средних общеобразовательных учреждениях развит чрезвычайно слабо. Применительно к образованию или организации научных исследований деловые игры создают такую ситуацию, в пределах которой изменения в поведении людей поддаются наблюдению.
Я применяю деловые игры разной тематики:
- игры, которые заканчиваются в сравнительно короткое время, называются экспериментальными упражнениями. Их обычно использую как иллюстрации при чтении лекций или при проведении различных исследований;
- игры, при проведении которых используются компьютеры, называются играми с компьютерной поддержкой;
- игры, моделирующие деловые отношения с полной и организацией и выбором стратегии, называются предпринимательскими.
Деловые игры - это метод экспериментирования в области управления с возможным проигрыванием множества вариантов проекта и выявлением оптимального. Имитационный метод процесса обучения и научного исследования максимально приближает руководителей и специалистов к реальной практической деятельности. Деловые игры любого плана имеют ряд эвристических особенностей, которые делают их наиболее привлекательным средством интеллектуализации многих аспектов производственной, учебной и исследовательской практики. В игровом процессе достигается известная степень свободы оперирования пространством и временем, недоступная в реальных ситуациях. Это, прежде всего, управление временем и перенос операционного пространства. В деловой игре время поддается сжатию и растяжению, возможно моделирование настоящего, ближайшего и отдаленного будущего, вплоть до многолетнего периода.
Рассмотрим мой сценарий проведения деловой игры.
Во вступительном слове я перед участниками игры ставлю задачи, представляю руководителей и организаторов игры, объявляю программу. В проблемной лекции даю установку участникам: преодолеть психологическую инерцию мышления, разрушить традиционную схему взглядов и представлений и, хотя бы на некоторое время, оторваться от традиционных условий, устоявшихся стереотипов мышления.
После лекции провожу несложную вступительную ролевую игру. Ее цель - активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы, сблизить друг с другом, если ранее им не приходилось работать в таком составе, создать атмосферу доброжелательности и доверия, с одной стороны, соперничества и творческой дискуссии - с другой.
Далее всех участников произвольно делю на несколько равных групп, которые будут работать по заявленной проблеме. Каждая выдвигает кандидата, который готовит свою программную речь и выступает с ней. По результатам обсуждения проходит голосование. Ролевая игра идет в быстром темпе, развивая импровизационное мышление игроков.
После этого равные по количеству и представительству (функциональному и уровневому) группы, сформированные заранее, удаляются, каждая в свое помещение, для проведения мозговой атаки по одной из проблем. В каждой из таких групп имеется игротехник, задача которого сводится к умелой организации процесса.
Работа поисковой группы при каждой новой мозговой атаке начинается с выбора лидера по данной проблеме, который должен организовать работу группы, подготовить доклад к конференции и в конкурентной борьбе защитить выбранную программу действий. Одновременно с лидером выбирается оппонент, его задача - дать оценку программы смежной группы. Я помогаю руководителю поисковой группы организовать коллективную работу, выработать предложения.
Игротехник должен добиться, чтобы по каждой из проблем были избраны новый лидер поисковой группы и новый оппонент, таким образом, достигается максимальная активность всех участников игры. При выборе лидера очень важно соблюдение демократичности: в лидеры должны выдвигаться как руководители, так и рядовые специалисты.
По завершению самостоятельной работы поисковая группа защищает свой проект на общей конференции. К докладам обычно предъявляются следующие требования:
- Дать краткий анализ поставленной проблемы.
- Обосновать выработанные предложения.
- Доказать практическую значимость предложений и возможность их реализации.
В проблемно-ориентированной деловой игре все равны, административные должности на период игры «ликвидируются», никто не должен пользоваться каким-либо преимуществом. Разрешается высказывать любые идеи, однако в процессе игры совершенно недопустима критика личности.
На этой базе постепенно формируются взаимоотношения, которые сближают разные взгляды, мнения, опыт и позволяют вырабатывать нечто целое. Такая технология позволяет глубоко вникнуть в проблему, обеспечить взаимопонимание между людьми и достигнуть единства социального действия, способного переломить ситуацию, разрешить кризис или создать принципиально новое решение актуальной проблемы. Лидеры, выступающие на конференциях, обычно сдают записи своих выступлений руководителям деловой игры. Сдают свои записи и оппоненты от каждой группы. Также проводится видеозапись всех конференций деловой игры. Таким образом, фиксируются вопросы, ответы и дискуссионные моменты. Свои записи ведут также руководители игры, члены экспертной комиссии и игротехники. На основе всех собранных материалов готовится совместный отчет.
Практика деловых игр доказала, что они способствуют не только закреплению знаний и использованию их в практической деятельности, но и получению умений и навыков. Применение игрового моделирования в процессе подготовки студентов позволяет имитировать конкретную ситуацию, связанную с принятием решений, соответствующих реальным обстоятельствам в условиях неопределенности и риска. При этом обычно использую не только программный материал, но, что особенно важно, вырабатываю умения и навыки системного мышления, пробуждаю стремление к поиску новых идей, стремление к творчеству и коллективному взаимодействию.
Таким образом, в ходе проведения деловых игр и коллективного обсуждения их результатов, у обучающихся формируются важные социальные установки, приобретаются практические навыки и умения находить оптимальные управленческие решения конкретных задач в различных областях. Будучи чрезвычайно динамичным процессом, имитационная игра развивает навыки принятия решений, анализа ситуаций и обратных связей, планирование действий на длительную перспективу.