ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Ходусова Анна Юрьевна

воспитатель

МБДОУ ДС № 42 "Красная шапочка" г. Туапсе

Целью дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является непрерывное усвоение ребенком культурного опыта через деятельность и общение в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми (п. 1.6 ФГОС ДО). Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. В этих условиях целям образования отвечает системно-деятельностный подход, который пробуждает инициативу ребенка, мотивирует его к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.

В настоящее время наибольшее распространение получила «Технология деятельностного метода обучения» (технология «Ситуация»), разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон. Представим опыт работы по организации образовательных ситуаций в старшей группе общеразвивающей направленности МБДОУ ДС № 42 "Красная шапочка" г. Туапсе.

Технология «Ситуация» используется педагогами нашей образовательной организации на занятиях познавательного и речевого развития. Данная технология включает в себя следующие типы образовательных ситуаций: образовательная ситуация «открытия» нового знания, образовательная ситуация тренировочного типа, образовательная ситуация обобщающего типа (итоговая). В настоящей статье рассмотрим подробнее организацию образовательной ситуации «открытия» нового знания. Задачами образовательной ситуации «открытия» нового знания являются: − расширение системы знаний ребенка путем включения в нее нового знания, − формирование способности ребенка к освоению нового способа действия. Образовательная ситуация «открытия» нового знания включает следующие структурные моменты: введение в ситуацию; актуализация знаний и умений; затруднение в ситуации; открытие «нового» знания; включение «нового» знания в систему знаний; осмысление. Рассмотрим подробнее, каким образом реализуются перечисленные структурные моменты ситуации «открытия» нового знания в практике образовательной деятельности дошкольников. Введение в ситуацию. На данном этапе с помощью личностно-значимой беседы, связанной с жизненным опытом детей, мы создаем условия для возникновения у дошкольников внутренней потребности включения в деятельность. Далее происходит плавный переход к сюжету занятия и постановка «детской цели», которая не имеет ничего общего с программными задачами. Эта цель может быть связана с сиюминутными желаниями детей — поиграть, а так же, и важная для других — помочь кому-либо. В конце этапа вопросами «Хотите?», «Сможете?» формируем уверенность детей в собственных силах. Приведем примеры. 1) Вид деятельности: коммуникативная (Развитие речи). Тема: такие разные слова. − Ребята, а вы любите играть? А во что вы любите играть больше всего? А как вы думаете, можно ли играть со словами? Хотите поиграть со словами? А сможете? 2) Вид деятельности: познавательная (ФЭМП). Тема: свойства предметов. − Ребята, вы любите гулять в осеннем лесу? Что можно там делать? Вы когда-нибудь собирали гербарий? У меня есть один знакомый мальчик, Ваня, он учится в первом классе. Ему задали собрать гербарий, но он боится, что сам не справится и просит нас помочь ему. Хотите помочь Ване? А сможете? 3) Вид деятельности: познавательная (Ознакомление с миром природы). Тема: На лугу, в лесу, в саду. − Ребята, вы любите получать подарки? Что бы вам хотелось получить в подарок? А что лучше всего подарить маме? Конечно, лучший подарок для любой женщины, цветы. А какие цветы любят ваши мамы? Ребята, а где можно взять цветы? (В цветочном магазине). В наш цветочный магазин привезли так много цветов, что продавцы не успевают составить букеты, боятся что цветы завянут и просят нас с вами помочь. Хотите помочь продавцам? А сможете? Актуализация знаний и умений. На данном этапе мы осуществляем организацию деятельности детей, в которой целенаправленно актуализируются знания и опыт дошкольников, необходимые им для «открытия» нового знания, развиваются мыслительные операции. При этом дети воспринимают происходящее как игру и не догадываются о том, что педагог ведет их к «новым» открытиям. Приведем примеры. 1) Вид деятельности: познавательная (Ознакомление с миром природы). Тема: обитатели живого уголка. Цель: актуализировать знания о домашних питомцах. − Ребята, Сережа помогал своей тете в зоомагазине, он чистил клетки. На клетках висели фотографии домашних питомцев, и он снял их, чтобы не испачкать. Но его младшая сестренка Оленька случайно порвала эти фотографии. И Сережа просит нас собрать вместе части фотографий, чтобы он мог их склеить. (Дети собирают разрезные картинки с изображением домашних питомцев и проговаривают, чью фотографию они собрали). 2) Вид деятельности: познавательная (ФЭМП). Тема: сравнение групп предметов. Знак ≠ («не равно»). Цель: актуализировать знания о сравнении равных групп предметов. − Ребята, у доктора Айболита 2 палаты. В одной лежат животные холодных стран, а в другой — животные жарких стран. Нужно расставить стаканы с лечебным соком на 2 подноса так, чтобы на подносах получились равные группы стаканов. (Дети раскладывают прямоугольники на 2 «подноса», сравнивая их по цвету и размеру). − Покажите доктору, что группы стаканов на подносах равны. (Дети с помощью счетных палочек выкладывают между подносами знак =). Затруднение в ситуации. На данном этапе мы моделируем такую ситуацию, в которой дети сталкиваются с затруднением. Для достижения своей «детской» цели, ребенку необходимо выполнить некое действие, связанное напрямую с «новым» знанием, понятием или способом действия, которое ему предстоит «открыть», и которое у него пока еще отсутствует. С помощью вопроса «Смогли…?» мы помогаем осмыслить, что пока ребенок не может, не готов выполнить требуемое действие. Далее формируем у детей опыт целеполагания с помощью вопросов «Значит, что нам нужно узнать? Чему нам нужно научиться?» Приведем примеры. 1) Вид деятельности: познавательная (ФЭМП). Тема: свойства предметов и символы. Перед каждым ребенком лежит рисунок, на котором изображены три полки с товарами: на одной — товары желтого и красного цвета, на другой — круглые и квадратные, а на третьей — большие и маленькие. Воспитатель просит детей-продавцов написать значком (условным знаком), какой товар находится на полке. Дети в затруднении. − Смогли записать? − Не смогли. − Почему не смогли? − Не знаем значка, который обозначает цвет, форму и размер. (Перед этим дети вспоминали, что они знают знак, обозначающий количество — цифру). − Значит, что нам нужно узнать? − Значки, которыми обозначают цвет, форму и размер. 2) Вид деятельности: познавательная (Ознакомление с миром природы). Тема: на лугу, в лесу, в саду. Дети помогли продавцу расставить цветы, которые они знают, по вазам: в одну — садовые, в другую — луговые, в третью — лесные. Воспитатель сообщает детям, что в магазин завезли еще несколько цветов, их нужно тоже поставить в вазу, в зависимости от места произрастания. Дети в затруднении. − Смогли помочь продавцу? − Не смогли. − Почему не смогли? − Не знаем, где растут эти цветы. − Значит, что нам нужно узнать? − Где растут эти цветы. Открытие «нового» знания. С помощью вопросов «Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?», «Как мы это сможем узнать?» мы побуждаем детей выбрать способ преодоления затруднения — спросить у того, кто знает; посмотреть в книге, на плакате, в компьютере и др., придумать самому. В конце этапа «новое» знание обязательно фиксируется детьми в речи или с помощью знаков. Приведем примеры. 1) Вид деятельности: познавательная (ФЭМП). Тема: свойства предметов и символы. Дети предлагают способ открытия нового знания — придумать самому. Воспитатель выслушивает все предложения и тактично подводит к тому, что цвет будем обозначать цветным пятнышком, форму — незакрашеной геометрической фигурой, а размер — большим и маленьким деревом. После того как дети обозначат значками товары на полках, воспитатель предлагает проверить себя с помощью образца в рабочей тетради, где расположена таблица свойств предметов. Дети понимают, что они «придумали» правильно, возникает ситуация успеха. По таблице еще раз проговаривается способ обозначения свойств предметов. 2) Вид деятельности: познавательная (Ознакомление с миром природы). Тема: на лугу, в лесу, в саду. Дети предлагают способы получения нового знания и приходят к выводу, что лучше всего посмотреть в информационном источнике. Педагог подводит их к плакату с изображениями лесных, луговых и садовых цветов. Дети отыскивают изображение своего неизвестного цветка, воспитатель называет цветок, дети проговаривают: «Георгин — садовый цветок» и ставят его в вазу с другими садовыми цветами и т. д. Все справились, возникает ситуация успеха. Включение «нового» знания в систему знаний. На данном этапе мы предлагаем детям различные виды деятельности в рамках игрового сюжета, в которых новое знание, понятие или способ действия используется в измененных условиях (вариативно — воспроизводящей деятельности). Дети слушают и повторяют инструкцию взрослого, планируют свою деятельность, педагог направляет детей, используя вопросы: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?» и др. Часто организуем самопроверку по образцу или взаимопроверку. Используем различные формы работы — в группах, в парах и индивидуально. Осмысление. С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» мы помогаем детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Далее, с помощью вопросов: «Как вам это удалось?», «Что вы делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания, умения, личностные качества вам помогли?» подводим детей к тому, что «детской» цели они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя. − Вам удалось помочь доктору Айболиту, потому что вы узнали как сравнивать группы предметов и знак «не равно». − Почему сумели помочь Сереже? − Потому что мы узнали о домашних питомцах и способы ухода за ними. Таким образом, использование рассматриваемой технологии для организации образовательных ситуаций позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения способов познания действительности, что является основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах своей жизни. Литература: Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка — ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. (Методические рекомендации, часть 3), М: Ювента, 2011, 208 с. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000» // Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000», 2007, 124 с.

Перейти к публикациям в сборнике для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.