ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Белякова Валентина Михайловна
Занимаемая должность: преподаватель
Преподаваемые дисциплины: Экономика, основы предпринимательской деятельности, экономика организации, основы учебно-исследовательской деятельности студентов, основы предпринимательской деятельности

ГБПОУ КК ТСПК

 

Меры направленные на преодоление кризиса знаниевой парадигмы привели к необходимости изменения характера управления и обновления содержания профессионального образования. Безусловно, огромная роль в этом отводится самим образовательным учреждениям и педагогам, работающим в них.

В системе образования существует несколько подходов к практико-ориентированному образованию:

организация учебной деятельности с целью погружения обучающихся в профессиональную среду, соотнесение представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом, осознание собственной роли в социальной работе (Ю. Ветров, Н. Клушина).

внедрение практико-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у обучающихся значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности (П. Образцов, Т. Дмитриенко).

использование возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин (А. Вербицкий, Е. Плотникова, В. Шершнева и др.).

приобретение кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности(деятельностно-компетентностный подход) (Ф Ялалов и др.).

 

 

Образование не может быть практико-ориентированным без приобретения опыта деятельности. В системе профессионального образования в рамках деятельностно-компетентностного подхода опыт деятельности выступает как готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков, является внутренним условием движения личности к цели. Он включает в себя, кроме учебно-познавательной деятельности, опыт оценочных, профессионально и социально значимых видов деятельности. Таким образом, при деятельностно-компетентностном подходе традиционная дидактическая триада дополняется новой единицей:

Знания — Умения — Навыки — Опыт деятельности

С точки зрения современных требований надо не только дать знания, но и научить самостоятельно добывать, анализировать, корректировать и применять их для решения жизненных задач, научить оперативно обновлять и пополнять запас знаний в течение всей жизни.

Формирование опыта деятельности более точно определяется методами деятельностного и компетентностного подхода. Деятельностный подход направлен к организации процесса обучения, технологиям практико-ориентированного образования, где весь процесс обучения приобретает деятельностный характер. А компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определенных результатов, приобретение значимых компетенций. Компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс учения/научения, т.е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей.

Говоря о практико-ориентированном образовании, направленном на формирование компетенций, следует обратить внимание на потенциал практико-ориентированных заданий. Результатом практико-ориентированных заданий является овладение учащимися определенным набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия. Эти способы деятельности будут востребованы, т.е. станут их личным ресурсом, основой социального успеха учащихся в современных социально-экономических условиях.

 

От других видов учебных заданий практико-ориентированные отличают следующие признаки:

являются интегрированными;

формируются и проявляются исключительно в деятельности.

Одним из результатов выполнения практико-ориентированных заданий является формирование «функциональной грамотности», что позволяет студенту  успешно действовать, согласно присвоенным алгоритмам, в стандартной ситуации в соответствии с поставленной целью. В таком результате налицо интеграция знаний о способе, объекте и ресурсах действия и опыта данного действия.

Таким образом, налицо еще один признак, выделяющий практико-ориентированные задания из других видов учебных заданий - это формирование компетентности разрешения проблем, целеполагания и планирования, которая проявляется ситуативно, существует как потенциал, достраиваясь до конкретного содержания и проявления в конкретной ситуации. Все это образует компетентность личности, готовой к постановке цели и организации внешних и внутренних ресурсов для ее достижения в ситуации неопределенности.

Практическое применение накопленных знаний позволяет развивать познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Студенты самостоятельно собирают информацию, опираясь на свой жизненный опыт. Таким образом, в результате своей творческой практической деятельности студенты не только приобретают новые знания и умения, но и создают конечный продукт в виде проектно-исследовательских работ.

Профессиональный интерес является главным мотивом активизации учащихся. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности, и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

 

На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов формирования практико-ориентированных заданий:

Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении студентами практических заданий в лицее, дома и т.д.;

Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения;

Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах;

Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка;

Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация;

Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов;

Организация межпредметных связей, использование фактов и данных наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалом.

 

Практико-ориентированый характер экономики как науки и как сферы общественных отношений делают возможным перевести обучение от знаниевого к деятельностному обучению, позволяет широко применять практико-ориентированные задания.

Практика указывает на преимущества выполнения таких заданий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность учащихся, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие научной пытливости, самоконтроль, лучшее закрепление знаний, сознательная дисциплинированность.

Приведу ряд примеров практико-ориентированных заданий, которые могут выполнять учащиеся 1 и 2 курса.

Тема: «Предприятия и их основные организационно-правовые формы»

Изучите, каких организационно-правовых формы предприятия преобладают в районе вашего проживания.

Тема: «Рыночное равновесие»

Проведите мини-исследование в столовой техникума, подтверждающее действие закона спроса и предложения.

Тема: «Трудовые ресурсы предприятия»

Проанализируйте заработную плату различных категорий работников в вашем городе. Сделайте соответствующие выводы.

Тема: «Бюджет семьи»

Составьте план накопления средств из семейного бюджета на туристическую поездку в Египет всей семьей.

Тема: «Деньги и  проблемы финансирования»

Поведите мини-исследование, предположим, у человека есть150000 рублей, их нужно сохранить в валюте. Какую валюту предпочитают Ваши респонденты? Какую валюту Вы предпочтете и почему?

Тема: «Банки: их виды и основные функции»

Планируя поездку в Египет, вы решили откладывать деньги в банке. Проведите исследование, в каком банке выгоднее разместить вклад.

Тема: «Современная российская экономика»

На вопрос социологов: «Каким оказался прошедший год для вас, для вашей семьи по сравнению с предыдущим?» 1998 год в ответах получил оценку «труднее» у 83%, а оценку «легче» у 14% опрошенных россиян. 2008 год получил оценку «труднее» у 26% и «легче» – у 26% опрошенных. Какие выводы можно сделать из этих данных и чем их можно объяснить?

Проанализируйте, как Ваши знакомые оценивают 2012год по сравнению с 2011 годом? Сделайте выводы.

Тема: «Основные вопросы экономики. Экономические системы»

Проведите мини-исследование, какими чертами характеризуется общество, в котором люди хотели бы жить. Результаты оформите таблицей. Сделайте выводы

 

Почти все эти задания носят исследовательский характер, т.е. это такая форма организации учебного процесса, которая связана с решением студентами творческих исследовательских задач с заранее неизвестным результатом. Выполнение практико-ориентированных заданий практически всегда включает в себя несколько этапов: Наблюдение – Описание – Выводы или Явление – Описание – Модель. Практико-ориентированные задания можно предложить группе студентов. Результаты работы они представляют в виде презентаций или творческих отчетов.

Еще один вид практико-ориентированных заданий можно предложить эссе. Предлагается ряд авторских высказываний, относящихся к области социально-гуманитарного знания по экономике. Студенты  должны представить свою точку зрения (позицию, отношение) по поднятой автором проблеме. В ответах требуется раскрыть проблему, привести примеры (аргументы) с опорой на обществоведческие знания, факты современной общественной жизни, истории, свой личный опыт.

 

Метод проектов в практико-ориентированном образовании

Формировать у студентов значимые для будущей профессиональной деятельности качества личности: самостоятельность мышления, способность к саморазвитию и самоактуализации, развивать познавательную способность и активность учащихся, их исследовательские умения позволяет и метод проектов. Применение этого метода необходимо для обеспечения готовности учащихся к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков. В отличие от исследовательской деятельности, характерной для практико-ориентированных заданий, проектная деятельность представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую деятельность учащихся. Эта деятельность имеет общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Если в исследовательской деятельности учащиеся исследуют то, что уже есть, то в проектной деятельности – создают то, чего еще не было. Такая деятельность предполагает три этапа – замысел (анализ), делание (конструирование), новый продукт.

В основе метода проектов – развитие познавательных интересов студентов; умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, выполняющуюся в течение определённого промежутка времени. В результате работы над проектом школьники овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других.

С помощью технологии проекта можно добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные практики с учётом психофизиологических особенностей учащихся.

Технология проекта помогает преодолеть господство “знаниевого” подхода в пользу “деятельностного”, позволяющего продуктивнее усваивать знания, научиться их анализировать, интегрировать, сделать их более практико-ориентированными.

Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.

Проект в образовании - специальным образом оформленная детальная разработка определённой проблемы (технологии), предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата.

ПРОЕКТ = ПРОБЛЕМА + ПРОДУКТ

Эта лаконичная формулировка принадлежит Е. С. Полат, главному идеологу технологии

Исследовательские. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта.

Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является игровая.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их модулем.

Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, чётких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

По предметно-содержательной области:

Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Разумеется, работа над монопроектами иногда предусматривает применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы.

Межпредметные. Такие проекты порождены жизненными потребностями и интересами, а не задачами «на правило» из учебника «по предмету».

 

В теории и практике проектирования обычно выделяются следующие этапы разработки проекта:

1. Исходный: разработка проектного задания:

определение целей исследовательской деятельности (данный подэтап разработки проекта определяется учителем);

выдвижение проблемы исследования по результатам анализа исходного материала: обоснование её актуальности (через выявление противоречия), анализ изученности проблемы, обоснование практической значимости результата намечаемого исследования, вербальное оформление проблемы (на данном этапе должна превалировать самостоятельная деятельность учащихся, что достигается такими формами образовательной деятельности, как «мозговая атака», «круглый стол», эвристическая беседа и т. п.);

определение основной идеи проекта в связи с исследуемой проблемой;

формулирование темы проекта;

определение объекта исследования;

выявление предмета исследования;

формулирование гипотезы о предполагаемых результатах исследования и путях их достижения;

определение направлений работы и непосредственных задач;

определение способов поиска источников информации по направлениям;

 

определение формы конечного продукта проектной деятельности.

2. Разработка проекта: планирование работы:

определение средств и методов достижения цели проекта;

определение масштабов проектной деятельности, степени интеграции с другими предметами, предполагаемых сложностей;

определение сроков выполнения проекта, разделение всей работы на этапы, составление плана и графика промежуточной отчётности;

разработка содержания этапов;

выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных;

выбор способа оформления результатов и сценария презентации;

формирование команды, распределение обязанностей;

обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания;

определение форм и методов управления и контроля со стороны педагога.

3. Реализация проекта:

самостоятельное практическое выполнение индивидуальных или групповых заданий в соответствии с планом и расписанием во внеурочное время, консультации учителя (учителей) в соответствии с графиком;

сбор, анализ и обобщение информации из разных источников;

промежуточные обсуждения полученных данных в группах;

контроль и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с целью, руководство, координация работы учащихся со стороны руководителя проекта;

составление отчёта по итогам исследовательской деятельности;

оформление материалов для презентации: подготовка наглядно-графического материала, разработка аудио-видеоряда проекта.

4. Завершение проекта:

общественная презентация проекта;

экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями;

рефлексия: обсуждение процесса, итогов работы, групповых и личностных достижений.

По Е. С. Полат, проектная деятельность определяется двумя ключевыми понятиями: проблема и продукт.

Правильная постановка проблемы и удачно найденная форма конечного продукта являются гарантией успеха проектной деятельности.

Проблемы выдвигаются самими студентами «с подачи» педагога. Педагог должен заранее найти и сформулировать несколько вариантов проблем, которые важно исследовать в русле намеченной тематики. На первом занятии педагог с помощью наводящих вопросов, создания ситуаций, способствующих определению проблем, в рамках таких форм образовательной деятельности, как «мозговая атака», «круглый стол», эвристическая беседа и т. п. стимулирует студентов к самостоятельному выбору. Крайне желательно, чтобы здесь же состоялось хотя бы черновое, предварительное определение формы конечного продукта проектной деятельности.

Самый яркий пример проектной деятельности по экономике - составление бизнес-планов. Можно использовать ее как  зачетную работу по теме и по всему курсу в целом. Студентам можно предложить задание: «Определите, в каком бизнесе Вы хотели бы себя проявить. Составьте бизнес-план открытия Вашего предприятия в этом бизнесе». Опираясь на знания, умения и навыки, полученные на занятиях, методические разработки по составлению бизнес-планов, студенты  разрабатывают модель предприятия, тем самым переводя знания, умения и навыки в опыт практической деятельности.

Используемая литература:

1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – № 4. – 2005. – С. 19-27.

2. Власова А. Утром – практика, вечером – теория // Российская газета. – 2006. – №286. – С. 11.

3. Краснова Т.И. Инновации в системе оценивания учебной деятельности студентов // Образование для устойчивого развития. Минск: Издательский центр БГУ, 2005. – С. 438-440.

4. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. – 2005. – С. 27-33.

5. Новиков А.М. «Что знает Иван, чего не знает Джон? Что умеет Джон, чего не умеет Иван?» // Народное образование, № 1. – 2001. – С. 8-9.

 

 

 

 

 

Перейти к публикациям в сборнике для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.