Мохова Ирина Александровна
учитель - логопед
МБДОУ ДС № 39 "Золушка"г. Туапсе
Цель: Автоматизировать произношение звука [Ш] в позиции открытого слога
Задачи:
- Развивать подвижность артикуляторного аппарата
- Развивать мелкую моторику
- Развивать плавность и продолжительность выдоха
- Закреплять изолированное произношение звука [Ш]
- Развивать фонематические представления: учить выделять звук ш в словах.
- Закреплять произношение звука [Ш] в открытых слогах.
- Автоматизировать звук [Ш] в словах.
План занятия:
- Организационный момент
- Основная часть
- Сообщение темы занятия
- Артикуляторная гимнастика.
- Развитие плавности и продолжительности речевого выдоха
- Закрепление изолированного произношения звука [Ш]
- Развитие фонематического восприятия: выделение Ш в словах
- Закрепление произношения звука [Ш] в открытых слогах, развитие грамматического строя речи.
- Автоматизация звука [Ш] в словах, с открытым слогом, развитие мелкой моторики.
- Подведение итогов занятия.
Оборудование: стол; стулья; индивидуальное зеркало; пособие: Л.А. Комарова «автоматизация звука Ш в игровых упражнениях» альбом дошкольника; картинка - раскраска: змея; пособие «чашечка» для развития речевого дыхания.
№ |
Логопед |
Ребёнок |
Примечание |
I |
Организационный момент |
||
Здравствуй, проходи, садись на стульчик. Давай вспомним, что мы делали на прошлом занятии? |
Знакомилась со звуком [Ш]. |
Всё нужное для занятия оборудование подготовлено заранее. |
|
II |
Основная часть |
||
1 |
Сообщение темы занятия |
||
Сегодня мы будем тренироваться произносить слова со звуком [Ш] |
|||
2 |
Артикуляционная гимнастика |
||
« накажем язычок», «лопаточка», «качели», «лошадка»,«чашечка», «грибок», «гармошка». |
Выполняет упражнения |
||
3 |
Развитие плавности и продолжительности речевого выдоха |
||
Подуй на пар от чашечки так, чтобы он надолго отклонился, чтобы остыл чай. |
Дует на «пар от чашечки» |
Предоставлено пособие «чашечка», для развития речевого дыхания. |
|
4 |
Закрепление изолированного произношения звука «Ш» |
||
Звук «Ш» согласный, его нельзя пропеть. Губки окошечком, зубы сближены,язык чашечкой. Теперь подуем тёплым воздухом Ш-Ш-Ш-Ш горлышко не работает.
Помоги змейке добраться до домика, проводи пальчиком по дорожке, отчётливо произнося звук: Ш-Ш-Ш-Ш. Следит за правильностью выполнения заданий. |
Выполняет упражнения. |
Предоставлена соответствующая картинка. |
|
5 |
Развитие фонематического анализа, выделение звука «Ш» в словах |
||
Я буду говорить слова, а ты отвечай, есть в них звук [Ш] или нет. |
Выполняет задание |
Лексический материал: Шайба, собака, змея, шина, шуба, жук, шинель, шоколад, капуста, шапка, стог, шишка, шум, каша, шинель, шёпот, дедушка, шмель, пушка. мишка. |
|
6 |
Закрепление произношения [Ш] в открытых слогах, развитие грамматического строя речи. |
||
Змейка отлично умеет шипеть, и решила научить тебя правильно говорить свой любимый звук, для этого она придумала много слоговых песенок, слушай внимательно, и повторяй вместе со змейкой, постарайся не ошибаться. ША, ШО, ШЫ, ШЕ, ШУ Следит за правильностью выполнения упражнений. У змейки была подружка Маша. Пошли они один раз с ней гулять. Пока они идут, мы о них поговорим. Я начну, ты продолжи: Змейке очень нравится Ма….
|
Повторяет слоги: ША, ШО, ШЫ, ШЕ, ШУ.
Подбирает правильные окончания. |
||
7 |
Автоматизация произношения звука [Ш] в словах с открытыми слогами. Развитие мелкой моторики рук. |
||
Я назову слово – действие, а ты подбери к нему подходящее слово – предмет и проговори оба слова вместе. Играют в … За каждый правильный ответ закрашивай по одному кружочку на нашей змейке. |
Шахматы (и т.д.)
|
Картинки: шапка, шахматы, шахта, шайба, шалун, шакал, шампунь, шары, шарф, шуба, шорты, мыши, уши, камыши, каша, шипы, шило, шиповник. Раскраска «змея» Карандаши. |
|
III |
Подведение итогов занятия |
||
Молодец, ты сегодня хорошо занимался, давай вспомним, чём мы занимались сегодня на занятии. |
Учили звук [Ш] Раскрашивали змейку. |