ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Мохова Ирина Александровна

учитель - логопед

МБДОУ ДС № 39 "Золушка"г. Туапсе

Автоматизация звуков – один из длительных, сложных, трудоёмких этапов коррекционного процесса. В данный период работы логопед использует огромное количество наглядных и игровых дидактических приёмов, завлекая ребёнка в коррекционную работу.

В процессе игры у ребёнка появляется возможность задействовать работу зрительного, речедвигательного, речеслухового анализаторов. А это в свою очередь позволяет ускорить процесс введения звуков речь ребёнка.

Игровые пособия достаточно просты и доступны в их подготовке. Игровым полем может служить альбомный лист или картон формата А4. Элементы могут быть вырезаны из цветного картона или бумаги. Персонажами могут служить мелкие игрушки.

«Рыбки» - автоматизация звуков [р], [р’].

Понадобятся вырезанные фигурки зелёного и синего цвета. На игровом поле изображён водоём (море, озеро, пруд, река). При автоматизации ребёнок произносит слово и кладёт в водоём рыбку одного цвета, а при дифференциации – рыбку другого цвета.

Инструкция: решили рыбки отправиться в путешествие и потерялись. Помоги им вернуться домой, в озеро. Рыбка сможет вернуться домой только тогда, когда ты правильно произнесёшь слово.

«Жук» - автоматизация звука [ж].

Игровое поле поместить в файл, на поле изображён большой жук. Во время произнесения ребёнок фломастером или маркером рисует кружочки на изображении жука, как бы «украшая» его.

Инструкция: жил-был паук, летал с травки на травку и жужжал песенки свои. Однажды прошёл сильный дождь и смыл «нарядный костюм» у жука. Стал жук грустным, не может теперь жужжать. Укрась так жука, чтобы он смог летать и жужжать. После каждого слога (слова) нарисуй жуку на спинке кружочки.

«Починим кран» - автоматизация и дифференциация звуков [с], [с’].

Игровое поле поместить в файл, на поле изображен кран. На файле нарисованы капли воды, которые вытекают из крана. После того как ребёнок правильно произнёс слово, капли стираются.

Инструкция: дома сломался кран. И теперь из крана бежит вода: са, сы, со, су и мешает всем спать. Почини кран, чтобы вода не бежала.

«Лана и Лёня» - автоматизация звуков [л], [л’].

На листе изображены девочка Лана и мальчик Лёня. Заранее приготовлен комплект картинок на отрабатываемый звук в зависимости от этапа автоматизации.

Инструкция: Лана и Лёня часто ссорятся, не могут поделить картинки. Помоги им разобраться. У Ланы картинки, в названии которых есть звук [л], Лёнины - в названии которых есть звук [л’]. Разложи эти картинки со словами: «У Ланы лайка, у Лёни лейка».

Вашему вниманию предлагаю игру, которую вы можете провести с ребенком «Строим башню», для ее проведения вам понадобятся кубики или детали детского конструктора.

Цель игры: назвать как можно больше слов со звуком [C].

Делимся на 2 команды. У вас по 6 деталей конструктора. Вам нужно придумать слова со звуком С, который стоит в начале слова, в середине и в конце слова - по 2 на каждую группу. Одно слово – одна деталь конструктора. Если чья-то башня окажется выше, тот и победит. Звук С в начале слова -…., в середине, в конце.

«Завяжи столько узелков, сколько слов я скажу со звуком «Ч».

Цель игры: автоматизация звука Ч в словах.

Для данной игры вам понадобиться лента (шнурок). Я назову слова со звуком «Ч», а вы завяжите столько узелков, сколько слов услышите и запомните эти слова (чайник, чемодан, число, сапог, качан, зачин, работа, качели, луч, кулич санки). Участники завязывают на каждое слово узел и называют все услышанные слова.

Данную игру можно усложнить таким образом. Я назову не только слова со звуком «Ч», но и без него, Вы на слух выделите только слова с заданным звуком и завяжите соответствующее количество узелков, назовите эти слова.

Игра: «Кто получит приз?» – проводится в виде эстафеты.

Цель: автоматизация звука Л в словах.

На полу лежат три обруча. Внутри первого – игрушки, во втором – картинки, в третьем – шоколадки. Нужно:

• выбрать игрушку, в названии которой есть звук [Л];

• выбрать картинку, в названии которой есть звук [Л];

• назвать слово со звуком [Л] и взять приз, назвав его. (ШокоЛадка).

При назывании слов прошу утрированно произносить указанный звук.

Мы рассмотрели несколько игр с предметами. А теперь хочу познакомить вас со следующим видом.

Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Хочу Вас познакомить с играми, направленными на автоматизацию поставленных звуков в речи, а также развивают зрительную память, внимание и воображение.

Игра «Украсим ёлочку».

Цель: Автоматизация звуков Р,Рь.

Ёлку будем наряжать игрушками, в названии которых есть звуки Р или Р’). Приглашаются два участника. На столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После того, как вы находите картинку с заданным звуком и украшаете ей ёлку, переворачиваете один пазл картинки, постепенно «проявляя» изображение. Когда задание выполнено, участник называет, кто изображен на собранной картинке и героя, в имени которого есть заданный звук.

Игра «Расставь игрушки на полки». Автоматизация звука Ш в предложениях.

Цель: автоматизировать звук Ш в словах.

Стеллаж буквы Ш: 3 полки. Часть картинок расположена на полотне, другая часть в руках у конкурсантов.

- Мы попали в комнату к букве Ш. У неё на полках лежат игрушки. Давайте всё рассмотрим и назовем, что лежит на полках: на верхней, на нижней, на второй снизу, на второй сверху? А теперь буква Ш будет задавать вам вопросы, а вы попробуйте на них правильно ответить и выполнить её задание (детям задаются вопросы, которые учат их ориентироваться на плоскости, например: что находится между матрёшкой и мишкой, положи кошку под машину и т. д.) Отвечайте полным предложением.

Словесные игры

построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и углубляют знания о предметах.

Игра «Договаривание загадок на заданный звук».

Цель: Автоматизация звука Р в словах.

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог,

Я б такой исполнил танец!

Да нельзя, я – школьный (ранец)

Был толстяк когда-то в моде,

Славу заслужил в народе.

Выдыхая жаркий пар,

Чай готовил. (самовар)

Мчат детей слоны, барашки,

Разноцветные коняшки.

Всех кружили, всех вертели

В нашем парке. (карусели)

Вот трёхглазый молодец.

До чего же он хитрец!

Кто откуда ни поедет,

Подмигнёт и тем, и этим.

Знает, как уладить спор,

Разноцветный (светофор)

Игра «Песенка»

Цель: автоматизация звука З.

Стучим пальцами по детскому синтезатору, имитируя игру. На каждое прикосновение называем звук, слог. Можно выбрать знакомую мелодию, например: «Маленькой елочке холодно зимой». Для усложнения задания предлагаю повторить ритм за мной с заданным звуком с использованием музыкального инструмента.

В этом задании развивается фонематический слух, мелкая моторика, память, внимание.

Игры на автоматизацию звуков используем во всех видах деятельности, также и в физминутках. Предлагаю отдохнуть и её провести.

Для автоматизации изолированного шипящего звука [Ш] я предлагаю поиграть в игру «Лес шумит».

Цель игры: Автоматизация изолированного звука [Ш].

Участникам предлагается выбрать лист дерева и назвать, с какого дерева этот лист? Превращаемся в деревья, затем имитируем звук, похожий на звук листвы. По команде «шуми ветерок» сначала поднимаем руки вверх, а затем равномерно двигаем ими из стороны в сторону, произнося Ш-Ш-Ш…

Можно немножко усложнить эту игру, предлагая дополнительные команды, например: «Ветер усиливается, начинается ураган!», а потом: «А теперь он постепенно затихает, превращаясь в лёгкий ветерок». При этом дети сначала произносили звук с большей силой, а затем постепенно, ослабляя воздушную струю, всё тише и тише. В конце игры нужно было дать оценку каждому ребёнку, похвалить отличившихся. Таким же образом позже проводились игры-звукоподражания на автоматизацию изолированных звуков [Ж], [Щ], [Ч].

Задание «Наполни бочонок»

Участникам предложены жетоны: жёлтого цвета мёд и коричневого цвета дёготь. Ведущий держит в руках бочонок с надписью «Мёд»

-Мой мастер-класс подошёл к концу. Я благодарю всех участников за активность, творчество, эмоциональность. Мне очень важно знать ваше мнение о ценности предложенного мастер-класса. Помогут нам в этом жетоны. Если вас заинтересовал материал – «добавьте ложку мёда» (жёлтый жетон, если нет – добавьте «ложку дёгтя» (коричневый жетон).

Я рассказала Вам об играх на совершенствование навыков звукопроизношения. Хочется надеяться, что может какие-то игры и пособия, показанные и перечисленные мною сегодня, Вам пригодятся в работе. Большое спасибо всем за помощь и внимание!

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.