Мохова Ирина Александровна
учитель - логопед
МБДОУ ДС № 39 "Золушка"г. Туапсе
Автоматизация звуков – один из длительных, сложных, трудоёмких этапов коррекционного процесса. В данный период работы логопед использует огромное количество наглядных и игровых дидактических приёмов, завлекая ребёнка в коррекционную работу.
В процессе игры у ребёнка появляется возможность задействовать работу зрительного, речедвигательного, речеслухового анализаторов. А это в свою очередь позволяет ускорить процесс введения звуков речь ребёнка.
Игровые пособия достаточно просты и доступны в их подготовке. Игровым полем может служить альбомный лист или картон формата А4. Элементы могут быть вырезаны из цветного картона или бумаги. Персонажами могут служить мелкие игрушки.
«Рыбки» - автоматизация звуков [р], [р’].
Понадобятся вырезанные фигурки зелёного и синего цвета. На игровом поле изображён водоём (море, озеро, пруд, река). При автоматизации ребёнок произносит слово и кладёт в водоём рыбку одного цвета, а при дифференциации – рыбку другого цвета.
Инструкция: решили рыбки отправиться в путешествие и потерялись. Помоги им вернуться домой, в озеро. Рыбка сможет вернуться домой только тогда, когда ты правильно произнесёшь слово.
«Жук» - автоматизация звука [ж].
Игровое поле поместить в файл, на поле изображён большой жук. Во время произнесения ребёнок фломастером или маркером рисует кружочки на изображении жука, как бы «украшая» его.
Инструкция: жил-был паук, летал с травки на травку и жужжал песенки свои. Однажды прошёл сильный дождь и смыл «нарядный костюм» у жука. Стал жук грустным, не может теперь жужжать. Укрась так жука, чтобы он смог летать и жужжать. После каждого слога (слова) нарисуй жуку на спинке кружочки.
«Починим кран» - автоматизация и дифференциация звуков [с], [с’].
Игровое поле поместить в файл, на поле изображен кран. На файле нарисованы капли воды, которые вытекают из крана. После того как ребёнок правильно произнёс слово, капли стираются.
Инструкция: дома сломался кран. И теперь из крана бежит вода: са, сы, со, су и мешает всем спать. Почини кран, чтобы вода не бежала.
«Лана и Лёня» - автоматизация звуков [л], [л’].
На листе изображены девочка Лана и мальчик Лёня. Заранее приготовлен комплект картинок на отрабатываемый звук в зависимости от этапа автоматизации.
Инструкция: Лана и Лёня часто ссорятся, не могут поделить картинки. Помоги им разобраться. У Ланы картинки, в названии которых есть звук [л], Лёнины - в названии которых есть звук [л’]. Разложи эти картинки со словами: «У Ланы лайка, у Лёни лейка».
Вашему вниманию предлагаю игру, которую вы можете провести с ребенком «Строим башню», для ее проведения вам понадобятся кубики или детали детского конструктора.
Цель игры: назвать как можно больше слов со звуком [C].
Делимся на 2 команды. У вас по 6 деталей конструктора. Вам нужно придумать слова со звуком С, который стоит в начале слова, в середине и в конце слова - по 2 на каждую группу. Одно слово – одна деталь конструктора. Если чья-то башня окажется выше, тот и победит. Звук С в начале слова -…., в середине, в конце.
«Завяжи столько узелков, сколько слов я скажу со звуком «Ч».
Цель игры: автоматизация звука Ч в словах.
Для данной игры вам понадобиться лента (шнурок). Я назову слова со звуком «Ч», а вы завяжите столько узелков, сколько слов услышите и запомните эти слова (чайник, чемодан, число, сапог, качан, зачин, работа, качели, луч, кулич санки). Участники завязывают на каждое слово узел и называют все услышанные слова.
Данную игру можно усложнить таким образом. Я назову не только слова со звуком «Ч», но и без него, Вы на слух выделите только слова с заданным звуком и завяжите соответствующее количество узелков, назовите эти слова.
Игра: «Кто получит приз?» – проводится в виде эстафеты.
Цель: автоматизация звука Л в словах.
На полу лежат три обруча. Внутри первого – игрушки, во втором – картинки, в третьем – шоколадки. Нужно:
• выбрать игрушку, в названии которой есть звук [Л];
• выбрать картинку, в названии которой есть звук [Л];
• назвать слово со звуком [Л] и взять приз, назвав его. (ШокоЛадка).
При назывании слов прошу утрированно произносить указанный звук.
Мы рассмотрели несколько игр с предметами. А теперь хочу познакомить вас со следующим видом.
Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Хочу Вас познакомить с играми, направленными на автоматизацию поставленных звуков в речи, а также развивают зрительную память, внимание и воображение.
Игра «Украсим ёлочку».
Цель: Автоматизация звуков Р,Рь.
Ёлку будем наряжать игрушками, в названии которых есть звуки Р или Р’). Приглашаются два участника. На столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После того, как вы находите картинку с заданным звуком и украшаете ей ёлку, переворачиваете один пазл картинки, постепенно «проявляя» изображение. Когда задание выполнено, участник называет, кто изображен на собранной картинке и героя, в имени которого есть заданный звук.
Игра «Расставь игрушки на полки». Автоматизация звука Ш в предложениях.
Цель: автоматизировать звук Ш в словах.
Стеллаж буквы Ш: 3 полки. Часть картинок расположена на полотне, другая часть в руках у конкурсантов.
- Мы попали в комнату к букве Ш. У неё на полках лежат игрушки. Давайте всё рассмотрим и назовем, что лежит на полках: на верхней, на нижней, на второй снизу, на второй сверху? А теперь буква Ш будет задавать вам вопросы, а вы попробуйте на них правильно ответить и выполнить её задание (детям задаются вопросы, которые учат их ориентироваться на плоскости, например: что находится между матрёшкой и мишкой, положи кошку под машину и т. д.) Отвечайте полным предложением.
Словесные игры
построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и углубляют знания о предметах.
Игра «Договаривание загадок на заданный звук».
Цель: Автоматизация звука Р в словах.
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я – школьный (ранец)
Был толстяк когда-то в моде,
Славу заслужил в народе.
Выдыхая жаркий пар,
Чай готовил. (самовар)
Мчат детей слоны, барашки,
Разноцветные коняшки.
Всех кружили, всех вертели
В нашем парке. (карусели)
Вот трёхглазый молодец.
До чего же он хитрец!
Кто откуда ни поедет,
Подмигнёт и тем, и этим.
Знает, как уладить спор,
Разноцветный (светофор)
Игра «Песенка»
Цель: автоматизация звука З.
Стучим пальцами по детскому синтезатору, имитируя игру. На каждое прикосновение называем звук, слог. Можно выбрать знакомую мелодию, например: «Маленькой елочке холодно зимой». Для усложнения задания предлагаю повторить ритм за мной с заданным звуком с использованием музыкального инструмента.
В этом задании развивается фонематический слух, мелкая моторика, память, внимание.
Игры на автоматизацию звуков используем во всех видах деятельности, также и в физминутках. Предлагаю отдохнуть и её провести.
Для автоматизации изолированного шипящего звука [Ш] я предлагаю поиграть в игру «Лес шумит».
Цель игры: Автоматизация изолированного звука [Ш].
Участникам предлагается выбрать лист дерева и назвать, с какого дерева этот лист? Превращаемся в деревья, затем имитируем звук, похожий на звук листвы. По команде «шуми ветерок» сначала поднимаем руки вверх, а затем равномерно двигаем ими из стороны в сторону, произнося Ш-Ш-Ш…
Можно немножко усложнить эту игру, предлагая дополнительные команды, например: «Ветер усиливается, начинается ураган!», а потом: «А теперь он постепенно затихает, превращаясь в лёгкий ветерок». При этом дети сначала произносили звук с большей силой, а затем постепенно, ослабляя воздушную струю, всё тише и тише. В конце игры нужно было дать оценку каждому ребёнку, похвалить отличившихся. Таким же образом позже проводились игры-звукоподражания на автоматизацию изолированных звуков [Ж], [Щ], [Ч].
Задание «Наполни бочонок»
Участникам предложены жетоны: жёлтого цвета мёд и коричневого цвета дёготь. Ведущий держит в руках бочонок с надписью «Мёд»
-Мой мастер-класс подошёл к концу. Я благодарю всех участников за активность, творчество, эмоциональность. Мне очень важно знать ваше мнение о ценности предложенного мастер-класса. Помогут нам в этом жетоны. Если вас заинтересовал материал – «добавьте ложку мёда» (жёлтый жетон, если нет – добавьте «ложку дёгтя» (коричневый жетон).
Я рассказала Вам об играх на совершенствование навыков звукопроизношения. Хочется надеяться, что может какие-то игры и пособия, показанные и перечисленные мною сегодня, Вам пригодятся в работе. Большое спасибо всем за помощь и внимание!