Левшина-Калинко Надежда Николаевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 18 «Колобок» п. Тюменский
Цель: создание условий по расширению знаний у детей об осенних изменениях в природе.
Задачи:
Коррекционно - обучающие: учить детей в процессе рассуждений устанавливать причинно-следственные связи между явлениями в живой природе и сезонными изменениями погоды.
Коррекционно-развивающие: развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие, содействовать развитию логического мышления, навыков исследовательской деятельности.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение видеть красоту осенней природы, чуткое и бережное отношение к природе и окружающему нас миру.
Методы и приёмы:
- словесный ( вопросы, указания);
- игровой (логическая игра);
- наглядный (рассматривание, показ способа выполнения);
- практический (самостоятельное выполнение).
Оборудование и ТСО: осенние листья, макеты деревьев, картинки по теме «Осень», музыкальные инструменты, портативная колонка.
Педагогические технологии: личностно-ориентированные.
Коррекционные технологии: логоритмика;
Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза.
Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Прогнозируемые результаты:
- проявился интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни растений;
- имеют элементарные экологические представления о природе;
- эмоционально реагируют при взаимодействии с объектами природы и передают свои чувства в доступных видах творчества, с желанием участвуют в трудовой деятельности, связанной с объектами природы;
- ориентируются в окружающем мире, готовы к самостоятельному познанию;
- развиты физические навыки.
Ход организованной образовательной деятельности
- Организационный момент
Учитель-дефектолог: Сегодня мы с вами совершим путешествие, а куда нам подскажет загадка, которую мы сейчас с вами отгадаем!
Под ногами лежат,
Зашагаешь — шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
Дети: листья.
Учитель-дефектолог обращает внимание детей на красоту разноцветной листвы, отмечает яркость ее расцветки и разнообразие красок (зеленые, желтые, ораньжевые, красные листья)
Учитель-дефектолог: вы молодцы, правильно отгадали загадку, а сейчас мы пойдем по дорожке и посмотрим, какими стали деревья осеню.
II Основная часть
Учитель-дефектолог читает отрывок из стихотворения Е. Трутневой
Стало вдруг светлее вдвое,
Парк, как в слолнечных лучах,
Это платье золотое
У березы на плечах.
Учитель-дефектолог: какого цвета листья на березе?
Дети: Желтого.
Учитель-дефектолог: Посмотрите, как они красиво блестят на солнце. А какого цвета листья были летом?
Дети: Зеленого.
.Дидактическая игра « Большие и маленькие листочки»
Учитель – дефектолог: Вот перед вами листочки. Они разные. Вот большой листок. А вот маленький листок. Покажите мне большой листок. Покажите маленький листок. Положите большой листок на стол. Положите маленький листок сверху на большой. А теперь положите маленький листок на стол и накройте его сверху большим листом. Спрятался маленький листок. Большой лист накрыл маленький так, что маленький лист не видно.
Учитель-дефектолог: Где маленький листок?
Дети: Вот он, под большим листочком.
Учитель-дефектолог: наступила осень, и листья на березе желтеют и опадают. Кружась в воздухе, падают на землю золотые листочки. Это явление называется – листопад. А сейчас мы представим, что ветер подул и мы увидели настоящий листопад .Давайте и мы с вами покружимся как осенние листочки.
Динамическая пауза « Мы - листики осенние»
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)
Учитель-дефектолог: А сейчас мы пойдем к другому дереву. Листя у него крупные и узорные. На что же они похожи?
Дети: На ладошки.
Учитель-дефектолог: Это дерево называется клен. Скажите. Ребята, какого цвета кленовые листочки?
Дети: Зеленые, желтые, красные.
Учитель-дефектолог: А вы знаете, почему они становятся такими? Осенью солнце греет слабо, становится все холоднее, и листья клена потепенно меняют свою окраску: желтеют и краснеют.
Дидактическая игра «Подбери картинки по их тени»
Учитель- дефектолог: Дети, подойдите тихонечко сюда, послушайте, что мы слышим и что мы видем осенью.
Наборная песенка осенних звуков «Осенние звуки»
Что мы видим, что мы слышим осенью
Дождик кап-кап-кап
Дятел тук-тук-тук,
Ветер У-У-У-У,
Листя шур – шур –шур.
Кошечка на печке мур!
А сейчас все эти звуки мы с вами будем изображать.
Игра на музыкальных инструментах.
Учитель-дефектолог: Осенью становиться холодно, на небе появляются тучи и облака. На что же они похожи?
Дидактическая игра «На что похожи облака?» Дети выдвигают свои предположения.
III Заключительная часть
Учитель-дефектолог: Вот и закончилось наше путешествие, и мы возвращаемся. А для начала я предлагаю вам собрать букет из осенних листьев для украшения нашей группы.
Дети собирают букеты из осенних литьев.