ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Ефремова Татьяна Александровна

Воспитатель

МБДОУ № 15 «Ручеёк»

Российская Федерация, Новосибирская область, город Бердск

Выступление из опыта работы на тему:

«Использование инновационных технологий для развития речи  дошкольников».

 

 Воспитатель  Ефремова Т.А.

 МБДОУ №15 «Ручеёк», г.Бердск

 

       Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Ведь ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдается ряд трудностей: скудный словарный запас, недостаточно сформирован навык построения связного высказывания, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Кроме того, согласно наблюдениям, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребёнка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

      А ведь современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.   И одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи. Важно, чтобы современный ребёнок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью.

       Поэтому, в своей работе особое внимание я уделяю  развитию речи своих воспитанников. На мой взгляд, развивать речь ребёнка, не включая её в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует любую деятельность детей, делая её более целенаправленной и осознанной. Я считаю, чем лучше будет организована речевая деятельность дошкольников, тем выше гарантии успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребёнка, как личности.

        Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста. Занимаясь с детьми,  я сделала вывод, что необходимо максимально использовать все известные в педагогике приёмы и методы, которые способствовали бы развитию связной речи её лексико-грамматического строя, совершенствованию мыслительных и познавательных способностей дошкольников. Поэтому, мною были  поставлены ряд задач: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

       Стало очевидно, что необходимо изменить способы работы по развитию речи  дошкольников. Поэтому современный педагог должен постоянно развиваться, самообразовываться, искать новые пути развития и образования детей.  И поскольку в последнее время всё чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, я решила использовать их в своей педагогической деятельности.  Ведь нестандартные приёмы и способы организации учебно-воспитательной работы положительно оцениваются  не только педагогами и  родителями, но и  находят живой отклик у детей. Именно поэтому на занятиях  с детьми по развитию речи я сочетаю традиционные формы обучения и инновационные.

       При внедрении инноваций в педагогическую практику стало проще обеспечивать  взаимодействие с коллективом дошкольников: у ребёнка-дошкольника снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика, мышление, речевая и общая инициатива.

       В целях  повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме, я изучила методическую литературу, познакомилась с новыми инновационными технологиями через сети интернет.

      Я выяснила, что при использовании инновационных технологии необходимо  ориентироваться на следующие требования:

-  технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

- содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;

- технология должна носить здоровьесберегающий характер;

- основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком;

- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

- организация активной речевой практики каждого ребёнка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

     Исходя из этого, наряду с традиционными методами и приемами, для формирования и активизации связной речи, развитию словаря дошкольников,  воспитанию звуковой культуры речи, формированию её грамматического строя дошкольников, я начала применять такие инновационные технологии, как: мнемотехника,  кинезиология, легоконструирование, метод проектов, технологии «синквейн», «лепбук», информационно-коммуникативные технологии.

      В работе по развитию связной речи я использовала приёмы мнемотехники, потому что  наглядный материал у дошкольников усваивается лучше и  позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.  Мнемотаблицы-схемы я использовала в качестве дидактического материала для обогащения словарного запаса детей, при заучивании стихов, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы,  при отгадывании и  загадывании загадок.    

       Кроме того я  использовала  мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых.  Опорные схемы выступали в роли плана – подсказки и делали высказывания детей чёткими, связными и последовательными. Данные схемы помогли детям самостоятельно установить последовательность изложения выявленных признаков,  определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, а так же  способствовали развитию памяти, мышления, воображения, внимания.

     Следующая технология, которую я использовала в своей работе   - это  кинезиология. Кинезиология способствует развитию мелкой моторики и относится к здоровьесберегающим  технологиям.  Кинезиологические методы позволяют улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость.  В процессе  проведения кинезиологических упражнений  и наблюдения за детьми я заметила, что  у детей слабая мускульная реакция на определенные упражнения,  а так же плохая координация движений. Вот это и натолкнуло меня на работу по развитию межполушарного взаимодействия, и я решила использовать в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста приемы и методы кинезиологии.

      Еще одной из немаловажных инновационных технологий, ориентированных на развитие речи дошкольников, является  технология легоконструирования. Использование конструктора ЛЕГО развивает мыслительные процессы, способствует развитию воображения, мелкой моторики. В процессе игр с конструктором  ЛЕГО дети  использовали  разные детали, запоминали их названия, назначение, называли  их форму, цвет, что способствовало в свою очередь обогащению словаря, а так же   развитию мыслительных процессов, воображения, мелкой моторики.

     Метод проектов – это одна из  инновационных технологий,  которую я так же использовала в своей педагогической деятельности. Она  является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых,  а так же способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.  Технологию проектирования и использование метода проектов в ДОУ я интегрировала с  различными образовательными областями. Это давало детям возможность размышлять, творить,  сочинять, фантазировать, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивалась познавательная активность, так как вопросы и задания требовали  от них активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в решении поставленной задачи. Используя проектную деятельность,  дети  учились строить высказывания в соответствии с  темой и основной мыслью, соблюдать структуру текста, соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств, отбирать необходимые лексические и грамматические средства. В  ходе проектной деятельности  дети находили ответы на возникающие вопросы, что способствовало развитию умения выражать свои мысли, формировать диалогическую  и монологическую речь.

       Ещё одним из эффективных и интересных методов, используемых мною в работе с детьми,  является технология «синквейн». Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. дети, при составлении синквейна учились  исключать лишнее, выделять главное, обобщать и  классифицировать. Я отметила,  что данная инновация очень интересна детям. Она  воспринималась ими,  как увлекательная игра, активизирующая  их  познавательную деятельность, а  так же  способствовала обогащению и актуализации словаря,  развитию памяти, внимания, мышления.  

       Сначала работа по составлению синквейна осуществлялась в парах или небольших подгруппах, а уже потом и индивидуально. Чаще всего  мы с детьми составляли синквейн для закрепления пройденного материала  или по определённой лексической теме, когда у детей уже имелся по ней  достаточный словарный запас.

     Лэпбук  - новое, интересное, незаменимое методическое пособие,  которое я использовала  в своей педагогической деятельности для развития речи детей.  Для ребёнка, лэпбук - это игрушка,  в которой собрано много различных скрытых интересных элементов: дидактических игр, стихотворений, загадок, раскрасок, картинок, фотографий, которые раскрывают себя при взаимодействии. А для меня,  как педагога, применение лепбука в процессе обучения давало возможность провести с детьми словарную работу, составить рассказ, рассмотреть иллюстрации или же побеседовать с ребёнком индивидуально. В процессе работы с лепбуком, дети, в лёгкой и непринужденной форме,  узнавали что-то новое, проводили наблюдения, у них закреплялись и совершенствовались знания по определенной теме.

       Наряду с вышеперечисленными инновационными технологиями, используемыми мною в воспитательно-образовательном процессе, я очень широко использовала информационно-коммуникационные технологи.  В моей работе  средства ИКТ выполняли следующие функции:

  -  как источник информации, для подбора дополнительного познавательного материала для непосредственно образовательной деятельности, материала для оформления стендов;

-  как средство подготовки различных материалов: создание презентаций в программе Power Point, демонстрационного материала: предметные, сюжетные картинки, иллюстрации, опорные схемы и пр.

        К тому же, применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекало внимание детей,  а так же помогало мне в решении образовательных задач.

       Так,  на занятиях для младших дошкольников,  я представляла материал в виде презентаций по лексическим темам, а так же проводила дидактические интерактивные игры: на сортировку, классификацию предметов. Весь материал, подготовленный мною, я предлагала детям в доступной игровой  форме, который  хорошо усваивался. Яркие, объемные картинки, привлекали внимание детей и помогали легко и быстро запомнить необходимую информацию.

       Для детей старшего дошкольного возраста  мною использовались интерактивные дидактические игры-задания на развитие словарного запаса, формирование грамматического строя речи.  Большой интерес у старших дошкольников вызвали  игры-путешествия, в ходе которых на экране появлялись различные задания, которые дети должны были выполнять. Кроме того, к обучающим презентациям  я добавляла видеоматериалы или видеозагадки. Для этого дети отгадывали и сочиняли загадки с использованием картинок.  Такая игровая  форма деятельности пробуждала  у детей интерес к выполнению  заданий, способствовала ориентировке в окружающем, использованию слов, относящихся к разным частям речи. Дети стали активно употреблять антонимы, узнали и запомнили много загадок, научились понимать и соотносить изображаемое на картинках с содержанием текста. Так же  были сделаны первые шаги по сочинению собственных загадок.  Кроме того я показывала детям обучающие мультфильмы, например, такие, как «Уроки тётушки Совы», «Профессор Почемушкин»,  «Энциклопедия всезнайки»,  а затем проводила беседу на данную тему.

       Таким образом, применение  инновационных  образовательных технологий  в ДОУ могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой личности,  умеющей принимать нестандартные решения.  При использовании инновационных  технологий в развитии речи дошкольников наблюдается желание детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.  Поэтому, использование современных образовательных технологий в  речевом развитии дошкольников  способствует успешному развитию всей речевой системы в целом.

Перейти к публикациям в сборнике для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.