Ефремова Татьяна Александровна
Воспитатель
МБДОУ № 15 «Ручеёк»
Российская Федерация, Новосибирская область, город Бердск
Выступление из опыта работы на тему:
«Использование инновационных технологий для развития речи дошкольников».
Воспитатель Ефремова Т.А.
МБДОУ №15 «Ручеёк», г.Бердск
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Ведь ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдается ряд трудностей: скудный словарный запас, недостаточно сформирован навык построения связного высказывания, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Кроме того, согласно наблюдениям, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребёнка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
А ведь современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. И одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи. Важно, чтобы современный ребёнок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью.
Поэтому, в своей работе особое внимание я уделяю развитию речи своих воспитанников. На мой взгляд, развивать речь ребёнка, не включая её в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует любую деятельность детей, делая её более целенаправленной и осознанной. Я считаю, чем лучше будет организована речевая деятельность дошкольников, тем выше гарантии успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребёнка, как личности.
Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста. Занимаясь с детьми, я сделала вывод, что необходимо максимально использовать все известные в педагогике приёмы и методы, которые способствовали бы развитию связной речи её лексико-грамматического строя, совершенствованию мыслительных и познавательных способностей дошкольников. Поэтому, мною были поставлены ряд задач: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Стало очевидно, что необходимо изменить способы работы по развитию речи дошкольников. Поэтому современный педагог должен постоянно развиваться, самообразовываться, искать новые пути развития и образования детей. И поскольку в последнее время всё чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, я решила использовать их в своей педагогической деятельности. Ведь нестандартные приёмы и способы организации учебно-воспитательной работы положительно оцениваются не только педагогами и родителями, но и находят живой отклик у детей. Именно поэтому на занятиях с детьми по развитию речи я сочетаю традиционные формы обучения и инновационные.
При внедрении инноваций в педагогическую практику стало проще обеспечивать взаимодействие с коллективом дошкольников: у ребёнка-дошкольника снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика, мышление, речевая и общая инициатива.
В целях повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме, я изучила методическую литературу, познакомилась с новыми инновационными технологиями через сети интернет.
Я выяснила, что при использовании инновационных технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:
- технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
- содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
- технология должна носить здоровьесберегающий характер;
- основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком;
- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
- организация активной речевой практики каждого ребёнка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Исходя из этого, наряду с традиционными методами и приемами, для формирования и активизации связной речи, развитию словаря дошкольников, воспитанию звуковой культуры речи, формированию её грамматического строя дошкольников, я начала применять такие инновационные технологии, как: мнемотехника, кинезиология, легоконструирование, метод проектов, технологии «синквейн», «лепбук», информационно-коммуникативные технологии.
В работе по развитию связной речи я использовала приёмы мнемотехники, потому что наглядный материал у дошкольников усваивается лучше и позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Мнемотаблицы-схемы я использовала в качестве дидактического материала для обогащения словарного запаса детей, при заучивании стихов, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок.
Кроме того я использовала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Опорные схемы выступали в роли плана – подсказки и делали высказывания детей чёткими, связными и последовательными. Данные схемы помогли детям самостоятельно установить последовательность изложения выявленных признаков, определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, а так же способствовали развитию памяти, мышления, воображения, внимания.
Следующая технология, которую я использовала в своей работе - это кинезиология. Кинезиология способствует развитию мелкой моторики и относится к здоровьесберегающим технологиям. Кинезиологические методы позволяют улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость. В процессе проведения кинезиологических упражнений и наблюдения за детьми я заметила, что у детей слабая мускульная реакция на определенные упражнения, а так же плохая координация движений. Вот это и натолкнуло меня на работу по развитию межполушарного взаимодействия, и я решила использовать в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста приемы и методы кинезиологии.
Еще одной из немаловажных инновационных технологий, ориентированных на развитие речи дошкольников, является технология легоконструирования. Использование конструктора ЛЕГО развивает мыслительные процессы, способствует развитию воображения, мелкой моторики. В процессе игр с конструктором ЛЕГО дети использовали разные детали, запоминали их названия, назначение, называли их форму, цвет, что способствовало в свою очередь обогащению словаря, а так же развитию мыслительных процессов, воображения, мелкой моторики.
Метод проектов – это одна из инновационных технологий, которую я так же использовала в своей педагогической деятельности. Она является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, а так же способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Технологию проектирования и использование метода проектов в ДОУ я интегрировала с различными образовательными областями. Это давало детям возможность размышлять, творить, сочинять, фантазировать, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивалась познавательная активность, так как вопросы и задания требовали от них активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в решении поставленной задачи. Используя проектную деятельность, дети учились строить высказывания в соответствии с темой и основной мыслью, соблюдать структуру текста, соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств, отбирать необходимые лексические и грамматические средства. В ходе проектной деятельности дети находили ответы на возникающие вопросы, что способствовало развитию умения выражать свои мысли, формировать диалогическую и монологическую речь.
Ещё одним из эффективных и интересных методов, используемых мною в работе с детьми, является технология «синквейн». Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. дети, при составлении синквейна учились исключать лишнее, выделять главное, обобщать и классифицировать. Я отметила, что данная инновация очень интересна детям. Она воспринималась ими, как увлекательная игра, активизирующая их познавательную деятельность, а так же способствовала обогащению и актуализации словаря, развитию памяти, внимания, мышления.
Сначала работа по составлению синквейна осуществлялась в парах или небольших подгруппах, а уже потом и индивидуально. Чаще всего мы с детьми составляли синквейн для закрепления пройденного материала или по определённой лексической теме, когда у детей уже имелся по ней достаточный словарный запас.
Лэпбук - новое, интересное, незаменимое методическое пособие, которое я использовала в своей педагогической деятельности для развития речи детей. Для ребёнка, лэпбук - это игрушка, в которой собрано много различных скрытых интересных элементов: дидактических игр, стихотворений, загадок, раскрасок, картинок, фотографий, которые раскрывают себя при взаимодействии. А для меня, как педагога, применение лепбука в процессе обучения давало возможность провести с детьми словарную работу, составить рассказ, рассмотреть иллюстрации или же побеседовать с ребёнком индивидуально. В процессе работы с лепбуком, дети, в лёгкой и непринужденной форме, узнавали что-то новое, проводили наблюдения, у них закреплялись и совершенствовались знания по определенной теме.
Наряду с вышеперечисленными инновационными технологиями, используемыми мною в воспитательно-образовательном процессе, я очень широко использовала информационно-коммуникационные технологи. В моей работе средства ИКТ выполняли следующие функции:
- как источник информации, для подбора дополнительного познавательного материала для непосредственно образовательной деятельности, материала для оформления стендов;
- как средство подготовки различных материалов: создание презентаций в программе Power Point, демонстрационного материала: предметные, сюжетные картинки, иллюстрации, опорные схемы и пр.
К тому же, применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекало внимание детей, а так же помогало мне в решении образовательных задач.
Так, на занятиях для младших дошкольников, я представляла материал в виде презентаций по лексическим темам, а так же проводила дидактические интерактивные игры: на сортировку, классификацию предметов. Весь материал, подготовленный мною, я предлагала детям в доступной игровой форме, который хорошо усваивался. Яркие, объемные картинки, привлекали внимание детей и помогали легко и быстро запомнить необходимую информацию.
Для детей старшего дошкольного возраста мною использовались интерактивные дидактические игры-задания на развитие словарного запаса, формирование грамматического строя речи. Большой интерес у старших дошкольников вызвали игры-путешествия, в ходе которых на экране появлялись различные задания, которые дети должны были выполнять. Кроме того, к обучающим презентациям я добавляла видеоматериалы или видеозагадки. Для этого дети отгадывали и сочиняли загадки с использованием картинок. Такая игровая форма деятельности пробуждала у детей интерес к выполнению заданий, способствовала ориентировке в окружающем, использованию слов, относящихся к разным частям речи. Дети стали активно употреблять антонимы, узнали и запомнили много загадок, научились понимать и соотносить изображаемое на картинках с содержанием текста. Так же были сделаны первые шаги по сочинению собственных загадок. Кроме того я показывала детям обучающие мультфильмы, например, такие, как «Уроки тётушки Совы», «Профессор Почемушкин», «Энциклопедия всезнайки», а затем проводила беседу на данную тему.
Таким образом, применение инновационных образовательных технологий в ДОУ могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой личности, умеющей принимать нестандартные решения. При использовании инновационных технологий в развитии речи дошкольников наблюдается желание детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания. Поэтому, использование современных образовательных технологий в речевом развитии дошкольников способствует успешному развитию всей речевой системы в целом.