ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 Колбасина Ольга Игоревна

Педагог-психолог

АНПОО «Колледж ВИВТ»

Воронежская область г. Воронеж

Работа с детьми из зоны боевых действий с использованием техник арт-терапии

Педагог-психолог

АНПОО «Колледж ВИВТ»

Колбасина О.И.

 

Работа проводилась на базе ДОК «Дружных» Санкт-Петербург с детьми и подростками из Мариуполя в июле-августе 2022 года.

Особенности детей, переживших травматические события. Из наблюдения можно сказать, что для данных детей характерно усугубление их проблем и потребностей, которые были актуальны и до СВО. Агрессивные дети становятся более агрессивными, те у кого проблемы с коммуникацией ощущают это ещё в большей степени. Проблемы с которыми дети часто сталкиваются в стенах школы также не теряют свою актуальность. При всей трагичности событий дети остаются детьми и им необходимо осуществлять свою деятельность в рамках возрастной нормы. Из-за того, что дети и их семьи на протяжении долгого времени находились в замкнутом пространстве в подвалах или оказались заперты в своих домах у них обострилась потребность в общении, что мы ярко заметили как в групповой, так и индивидуальной работе.

Для детей оказалась шоком и необычным, что где-то в другом мире нет снарядов и разрушений, не летают вертолеты и целые дома. У детей и подростков проявлялись симптомы ПТСР: страх громких звуков салюта или молнии, плач, панические атаки, боязнь темноты, проблемы со сном. В лагере дети находились без родителей и многие очень сильно скучали по дому, родным. На самом деле дети очень открытые и шли на контакт, активно участвовали в творческих мероприятиях, демонстрировали свои таланты. Из проявлений девиантного поведения столкнулись с тем, что дети склонны к воровству и был небольшой процент детей с само повреждающим поведением. В такой травмирующей обстановки расширяются границы дозволенного и иногда проявление не допустимых в обществе форм поведения просто необходимы для выживания. Утрата смысла жизни связана с отсутствием позитивных перспектив на будущее, подрывом привычного устоя жизни.

В рамках групповой работы применялась техника «Автобиография. Прошлое настоящее будущее» [1]. В данном упражнении дети рисуют ретроспективу своей жизни, выделяя значимые и повторные события в своей жизни, также происходит отображение того, что происходит с человеком сейчас и что самое важно проявляется перспектива на будущее и мы можем увидеть как раз есть ли что-то в этом будущем. После создания рисунков происходит обсуждение о том, как повлияли события на жизнь подростков, что они чувствуют и переживают в настоящем и какие у них есть перспективы, цели в будущем. Это упражнение показало свою эффективность и позволило увидеть внутренний мир ребенка, актуальные затруднения.

 

 

 

Так же оказалось полезным упражнение в технике свободного рисования мокрыми красками. Ребятам предлагается не задумываясь сделать кляксы, капли на листе, непроизвольно изобразить какие-либо формы, линии. После необходимо увидеть в этом какие-либо ассоциации, образы. Данное упражнение помогает настроиться на работу и в благоприятной, безопасной обстановке обсудить с подростками все их переживания, страхи и т. д. а также отразить текущее эмоциональное состояние. Создание благоприятной обстановки один из самых важных факторов в работе, дети зачастую переживают о том, что можно сказать или нет и проверяют границы в отношениях со взрослыми. Поэтому очень важно создать доверие и ощущение безопасности.

 

В рамках работы с агрессией выполняли упражнение в арт-технике «Я хочу, я могу сделать» На первом рисунке ребенок изображает ситуацию, когда он испытывал злость, на втором, что он делает, когда злиться, дерется, угрожает, обзывает и т. д.  и на третьем рисунке он изображает то, как он может справиться с агрессией или выражать ее конструктивными способами. Это упражнение полезно тем, что позволяет взглянуть на свою агрессию, выразить негативные эмоции и переосмыслить то, как я могу поступить по-другому в этой или похожей ситуации. Здесь с подростками обсуждаются способы переработки эмоций и саморегуляции.

 

В работе с данной категорией детей важно понимать их особенности и то, что для них является нормой может нас напугать, однако через игры, шутки и пугающие для нас рассказы происходит их от реагирования на травмирующее событие и переживание. Также важно сохранить себя и понимать свои ресурсы и возможности и обращать внимание на звоночки проф. выгорания и истощения.

 

Список литературы:

  1. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. - Санкт-Петербург ; Москава : Речь, 2020. - 160 с.
  2. Перейти к публикациям в сборнике для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.