ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Голубинская Светлана Викторовна

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №106»

Россия, Рязанская область, город Рязань

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.

Анализ литературы, а именно труды таких ученых, как  А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Е.М.Мастюкова, Т. Б. Филичева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, показал, что данная проблема достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования традиционных  приемов,  методов  и  поиск более эффективных научно - обоснованных путей формирования связной  речи у детей дошкольного  возраста с ОНР.

При ОНР отмечается позднее начало речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.

По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е.Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т. Б. Филичевой.

В рамках нашего исследования интерес представляет III уровень речевого развития, который  характеризуется тем, что в устной речи детей отмечаются отдельные аграмматичные фразы, неточное употребление некоторых слов.

Дети пользуются простыми распространенными предложениями из трех-четырех слов. Сложные предложения в речи детей отсутствуют. В самостоятельных высказываниях отсутствует правильная грамматическая связь, логика событий не передается.

Звуковая сторона речи на данном уровне значительно более сформирована, дефекты произношения касаются сложных по артикуляции звуков, чаще шипящих и сонорных.

После изучения специальной литературы по проблеме формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, нами была проведена исследовательская работа. Цель данной работы: выявить особенности развития связной речи у детей с ОНР, проанализировав результаты, и определить основные направления коррекционной работы.

В эксперименте принимала участие группа детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 10 человек. Из них в экспериментальную группу вошли 5 детей с ОНР, в контрольную группу вошло 5 детей с нормальным речевым развитием.

В ходе эксперимента,  нами была проведена диагностика развития связной речи  детей.

В целях комплексного исследования связной речи детей использовалась методика  Глухова В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, включающаяся в себя:

Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам.

Составление предложения по трем предметным картинкам, связанным по смыслу.

Пересказ текста (знакомые сказки, рассказы).

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Составление рассказа из личного опыта (по вопросам).

Продолжение рассказа по данному началу.

Первое задание использовалось для определения способности ребенка к составлению адекватного законченного высказывания на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). Ребенку поочередно предлагалось несколько картинок.

При показе каждой картинки ребенку задавался вопрос: «скажи, что изображено на картинке?», постановкой которого выяснялось, способен ли ребенок самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы. При отсутствии фразового ответа предлагался второй вспомогательный вопрос, указывающий на изображенное действие («что делает девочка, дети, котенок, мальчик?»).

В группе детей с нормальным речевым развитием при выполнении этого задания не было выявлено никаких затруднений. Дети с интересом рассматривали отдельные картинки, давали им краткую характеристику, пытались проанализировать не только действие, а всю ситуацию в целом. Задание было выполнено самостоятельно, лишь в  некоторых случаях оказывались помощь в виде вопросов. Речь связна и последовательна, в ней используются простые распространенные предложения.

При выполнении этого же задания дети с ОНР интерес проявляли только к картинкам, а не к заданию. Их речь была монотонна, эмоционально не выразительна. Отмечались пропуски слов, чаще всего глаголов, предлогов и др. В течение выполнения задания детям оказывалась помощь в виде вопросов.

В речи дети использовали простые предложения. Содержание картинок не раскрывалось. Отмечалось большое наличие пауз.

Второе задание — составление предложения по трем картинкам: «мальчик, удочка, рыба», было направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы — высказывания. Ребенку предлагалось назвать картинки, а затем составить предложение, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах. Для облегчения задания предлагался вспомогательный вопрос: «что делает мальчик?». Если ребенок составлял предложение с учетом только двух картинок, то инструкция повторялась с указанием на пропущенную картинку.

При выполнении второго задания в группе детей с нормальным речевым развитием затруднений не возникло. Группа детей с ОНР встретила большие трудности при самостоятельном составлении предложения. Дети правильно называли предметы,  изображенные на картинках, а предложения составляли только после того, как  была оказана помощь в виде вспомогательных вопросов. 

Третье задание имело целью выявить возможности детей с ОНР в воспроизведении небольшого по объему и простого по объему и простого по структуре текста. Использовалась знакомая детям сказка: «Колобок». Текст произведения прочитывался детям дважды; перед повторным чтением делалась установка на составление пересказа. При анализе пересказов особое внимание обращалось на соблюдение логической последовательности сообщения, а так же наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями.

При пересказе указанного  текста («Колобок») дети с ОНР допускали ошибки в согласовании и управлении. Последовательность рассказа была относительно соблюдена.

Выполнение четвертого задания — по серии картинок — было направлено на определение возможностей детей в составлении связного сюжетного рассказа на основе наглядного  содержания последовательных фрагментов — эпизодов. Использовались серии из трех-четырех картинок. Картинки в нужной последовательности раскладывались перед ребенком, и давалось время, чтобы их внимательно рассмотреть.

При выполнении четвертого задания  дети с нормальным речевым развитием проявили большой интерес к заданию и выполнили его. Составленный рассказ соответствовал содержанию картинок, и все предложения логически связаны между собой. При выполнении четвертого задания дети с ОНР  имели трудности. При составлении рассказа в речи наблюдались большие паузы. Логической связи между предложениями не было. У детей бедный словарный запас.

Пятое задание — составление рассказа из личного опыта — имело своей целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения ребенком связанной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Ребенку предлагалось составить рассказ на близкую ему тему: «Моя любимая игрушка».

Давался план рассказа из нескольких вопросов-заданий. При составлении рассказа «Моя любимая игрушка» предлагалось рассказать, что это за игрушка, как ее зовут, кто ее подарил, рассказать, как он любит с ней играть.

Шестое задание - продолжение рассказа по данному началу, имело целью выявить возможности детей, в решении поставленной речевой и творческой задачи, умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал. Ребенку предъявлялась картинка, изображающая кульминационный момент действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывался текст незавершенного рассказа,  и предлагалось придумать его продолжение.

Седьмое задание — использовалось как дополнительное. Данное задание предлагалось детям, у которых, по данным предыдущих исследований, имелись определенные навыки составления связанных сообщений. Ребенку показывались картинки с изображением мальчика, книги, дивана и задавались вопросы: «Как мы назовем мальчика?», «Что делает мальчик?». После этого ребенку предлагалось составить рассказ о какой-нибудь интересной истории, написанной в книге. Чтобы исключить пересказ знакомой сказки, предварительно оговаривалось, что ребенок должен придумать свой рассказ. Обращалось внимание на структуру и содержание детских рассказов, особенности монологической речи, наличие элементов свободного творчества.

Последние три задания у детей с нормальным речевым развитием вызвали большой интерес, дети задания выполнили. У детей с ОНР данные задания интереса не вызвали и оказались для них недоступными.

Результаты  диагностики представлены на рис. 1, где видно, что дети с ОНР по всем показателям испытывают затруднения, и они нуждаются в целенаправленной коррекционной логопедической работе по формированию связной речи.

Рис.1

 

Данное обследование, проведенное с детьми старшего дошкольного возраста,  позволило целостно оценить речевую способность детей в различных формах речевых высказываний. В дальнейшем это позволит, наиболее эффективно спланировать коррекционно-воспитательную работу по обучению связной речи детей с ОНР 3 уровня старшего дошкольного возраста.

Перейти к  публикациям в сборнике для педагогов

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.