Мельникова Марина Мироновна
МБДОУ ДС № 25 «Чебурашка» г. Туапсе
музыкальный руководитель
Танцевальное искусство занимает одно из самых важных мест, является прекрасным средством гармоничного развития ребенка. Раскрывает творческий потенциал, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки, сопутствует физическому развитию и повышению уровня общего образования и культуры детей.
Танец, как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Используемые в хореографии, ритмике движения, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
Актуальность
Учитывая, что здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается, музыкально-ритмический и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.
Детские танцы - это изучение основных средств выразительности движения и позы, пластика и мимика, ритм, которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни. Актуальность заключается в том, что на сегодняшний день родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, был здоровым, счастливым, умным, добрым и успешным.
Гипотеза исследования заключается в том что, проблемой развития творческих способностей ребенка занимаются многие известные ученые и педагоги, и видят необходимость развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные навыки, заложенные природой.
мною была в дополнение выбрана парциальная программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика», А.И.Буренина.
Музыкально - ритмически движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие детей: во время движения под музыку развивается музыкальность, координация, умение ориентироваться в пространстве, творческие способности, формируются навыки коллективных действий.
Основные виды движений
Виды движений |
движения |
Основные виды движений
|
а) ходьба бодрая, спокойная, на полу - пальцах на носках топающим шагом вперед и назад (спиной) с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме ходьба гусиным шагом, ходьба широким шагом ходьба с остановками б) бег на носочках легкий ритмичный, передающий разные образы широкий (“волк”) острый бег(бежим по горячему песку) бег с захлестом ног назад бег с выбрасыванием ног вперед («петрушки»).
|
Общеразвивающие
|
Упражнения на различные группы мышц рук, ног, плеч, шеи, головы, туловища. Упражнения развивающие
гибкость пластичность координацию ритмичность ловкость
|
Прыжковые движения |
на двух ногах на месте, с продвижением вперед с продвижением назад прямой галоп – «лошадки», легкие поскоки, прыжки из стороны в сторону (вправо, влево), прыжки вокруг себя. |
Плясовые движения
|
Элементы народных плясок, доступных по координации: поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой, выбрасывание ног вперед, кружение «метелочка», «ковырялочка», «распашенка», «козлик», полуприседание для девочек, полуприсядка для мальчиков и др.
танцевальные упражнения: шаг польки, приставной шаг, шаг с притопом, дробный шаг, хороводный шаг, разучивание музыкально-ритмических композиций.
|
Для того, чтобы занятия были эффективны и для удобства детей, обязательной обувью для занятий используются чешки.
Музыкально-ритмические занятия проводятся мною с применением различных структур:
а) тематическое занятие
б) сюжетное занятие
в) игровое занятие
г) импровизационное
Решаются следующие задачи:
Развитие двигательных качеств и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки.
Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений.
Развитие творческих способностей, потребности в самовыражении в движении под музыку.
Задачи:
1.Развитие музыкальности:
-развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание;
-развитие музыкального слуха, чувства ритма;
-развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству;
-развитие музыкальной памяти.
2.Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.
3.Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец.
4.Развитие двигательных качеств и умений координировать движения.
5.Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности.
-воспитание выносливости, силы;
-формирование правильности осанки, красивой походки;
-развитие умения ориентироваться в пространстве;
-обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;
6.Развитие способностей фантазии и импровизации.
7.Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы) умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.
8.Всестороннее развитие и раскрытие творческого начала в каждом ребенке.
Для развития музыкально - ритмической деятельности детей в своей работе выбрала основные 4 направления:
первое – обеспечение музыкального развития и развития музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний;
второе – развитие двигательных качеств и умений координировать движения, формирование правильных двигательных навыков, простейших танцевальных движений;
третье – обеспечить формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движение и т.д.;
четвертое – развивать танцевальное творчество детей, навык передавать выразительно музыкальные образы самостоятельно.
В процессе разучивания музыкально-ритмических движений использую следующие методические приемы: выразительное исполнение музыки, игра, упражнения, пояснения, художественное слово, показ.
Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально - ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.
Используя свой опыт работы по развитию музыкально - ритмических движений у детей дошкольного возраста, на основе особенностей детей разработала программу «Развитие танцевального творчества старших
дошкольников средствами ритмопластики».
Музыкально-ритмические занятия проводятся мною с применением различных структур:
а) Тематическое занятие
Отличительной чертой структуры тематического занятия является то, что в них музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединён единой темой. Такой тип даёт возможность сконцентрировать внимание детей на одной теме в процессе всего занятия. Основная задача - воспитание интереса, потребности в движениях под музыку, развитие гибкости, пластичности, развитие способности к выразительному исполнению движений, вызвать эмоциональный отклик на музыку.
Все двигательные упражнения, пляски, танцы, перестроения используются мною в соответствии с возрастными особенностями детей. Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.
Тематика занятий может быть различной: например
«В гости к солнышку», «Наступили холода», «В цирке», «Бродит осень у ворот», «Сюрприз для мамы», «В гостях у Капитошки» и.т.д.
б) Сюжетное занятие
Сюжетные занятия стараюсь выстраивать в соответствии с содержанием знакомых детям русских и зарубежных сказок.
В сюжетном занятии преобладают имитационные движения – разнообразные, образно-игровые движения, жесты, раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний (в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях)
Цель занятия: Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать другим людям и животным – персонажем сказок. Развивать художественно -творческие способности по средством ритмической пластики. Провожу сюжетные занятия по заданному сценарию сказки, или произведения.
Занятие состоит из основных трех частей.
В подготовительную часть включаю разминку и общеразвивающие упражнения, в которых отражен сюжет занятия, т.е. “сказочная зарядка.”
Основная часть: это кульминация – наивысшая точка развития сюжета. В основную часть входят музыкально-ритмические композиции, соответствующие сценарию.
Заключительная часть – развязка на достижение целей, которые были поставлены в начале занятия перед детьми.
Мною используются следующие сюжетные темы:
“Три поросенка”, “Путешествие колобка”, «Поможем Красной шапочке», «Кто вытащил репку?», «Теремок», «Осень в гости к нам пришла», «Весенняя карусель», «Спасем Зайку от мороза», «Замела метелица город мой» и др.
в) Игровое занятие
Игровое занятие по структуре напоминает сюжетное занятие.
Цель занятия способствует развитию у детей творческих и физических способностей. Содействуют развитию прыгучести, ловкости, координации движений, ориентировании в пространстве. Занятие состоит из трех частей: подготовительная, основная, заключительная.
В подготовительной части проводится разминка и общеразвивающие упражнения. Характер упражнений соответствует предлагаемой теме.
Основная часть занятия включает в себя подвижные игры, отражающие тему занятия.
В заключительной части используется музыкально-ритмические композиции, соответствующие данной теме занятия.
В своей практике использую следующие темы игровых занятий:
«На зеленом, на лугу», «В гости к Гномику», «Поход в зоопарк», «На арене цирка», «Зимние забавы», «В бабушкиной горнице» и др.
г) Импровизационное
Импровизационные занятия, как правило, я провожу в конце учебного года. У детей развиты двигательные навыки, накоплен разнообразный музыкально - ритмический репертуар, что способствует творческому мышлению, воображению и фантазии, они проходит в свободной импровизированной форме.
Цель занятия: повторить хорошо выученные за учебный год ритмические упражнения, пляски, танцы, хороводы, танцевальные композиции с предметами, музыкальные игры. Побуждать детей импровизировать под музыку. Способствовать развитию импровизации, творческих способностей детей.
Импровизационное занятие состоит из разных видов занятий:
сюжетное, занятие - импровизация, игровое.
Решаются следующие задачи:
Развитие двигательных качеств и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки.
Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений.
Развитие творческих способностей, потребности в самовыражении в движении под музыку.
Музыку для занятий стараюсь подобрать так, чтобы она была доступна восприятию ребенка. Используются детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения, много современных детских песен из интернета, которые очень нравятся ребятам. Все занятия проходят в занимательной сказочно-игровой форме, с использованием декораций, атрибутов, богатого музыкального оформления.Применение средств ИКТ позволяет постоянно обновлять и пополнять музыкальный репертуар, что интересно не только для детей, но и для взрослых.
Использование на музыкально - ритмических занятиях различных методов и приемов, таких как: наглядный, метод организации, метод стимулирования, метода поощрения , здоровьесберегающих технологий (пальчиковые игры, физкультминутки, дыхательную гимнастику, элементы психогимнастики), фольклорного материала (потешки, хороводы, музыкальные игры), делают занятия для детей интересными, занимательными и, что немаловажно, понятным и доступными. Стараюсь каждое занятие выстроить так, чтобы у ребят по его окончании было приподнятое, хорошее настроение, чтобы оно доставляло детям удовольствие. В ходе занятий использую игровые приемы.
С помощью хлопков и притопов удобно передавать ритмический рисунок музыки. В этом можно убедиться на примере движений под мелодию песни « Все захлопали в ладоши». Дети стоят в кругу, лицом к центру. На слова:
1. Все захлопали в ладоши дружно веселее
(хлопки в ладоши в нужном ритме)
Ножки, ножки застучали громче и сильнее
(притопы в нужном ритме)
2. По коленочкам ударим тише, тише, тише.
(хлопки по коленям затихая)
Ручки, ручки поднимаем выше, выше, выше.
3. Покружились, покружились,
И на землю опустились.
Покружились, покружились
И остановились».
На примере этой песни вводятся динамические понятия (пиано, форте). Дальше, разучивая второй и третий куплет, ввожу понятия темпа (быстрый и медленный).
Обучение движениям должно начинаться с восприятия музыки к игре (танцу, пляске), чтобы сформировать общее представление о ней. Разучивание игр и плясок начинается с показа, и, только увидев, что дети хорошо двигаются под музыку, педагог может ограничиваться указаниями по ходу исполнения танца, пляски или игры. При этом следует добиваться не просто правильного и выразительного выполнения движения. Для этого использую образные сравнения (идем как солдаты, прыгаем как зайчики, летаем как птички), помогающие детям передавать характер движения.
Придаю большое значение освоению ритмического рисунка в движениях. Для этого обращаю внимание воспитанников на остановки, изменения в равномерном движении, пунктирный ритм маршевой музыки. Это делается с помощью игр, например « Охотники и зайцы» Здесь каждая группа движется под свою музыку: первая – под музыку «охотников», которые идут в ритме маршевой музыки; вторая - под музыку «зайцев». Участие в таких играх способствует активизации ритмического чувства, умения вслушиваться в звучание музыки.
С помощью движений формирую ряд музыкальных представлений, например о двух-, трехдольном метре. Так, стоя, ребята поднимаются на носках и опускаются под звуки музыки в размере две четверти, а в размере три четверти на «раз» опускаются, на «три» поднимаются. Дети исполняют эти движения под хорошо знакомую им музыку (польку и вальс). Они могут быть использованы для «музыкальной зарядки» или в игре «Узнай свой танец». Каждая группа исполняет движения в ритме своего танца. Учитель отмечает ту группу, которая наиболее ритмично и в характере выполняла движения.
Практика показала, что детям очень нравятся игры с наглядными пособиями, например, «Передай настроение» или « Передай движение», нравятся игры на координацию движения «Тень», «Зеркало».
Для музыкально - пластической деятельности провожу игры: “Угадай, кто появился?”. По знакомой мелодии или песне дети движениями передают музыкальный образ: кошечка, петушок, лягушка (для младшего возраста), и пьесы “Карнавала животных” К.Сен-Санса: «Черепахи», «Слон», «Кенгуру», «Лебедь» для детей старшего возраста.
И пластические импровизации «Заяц», «Волк», «Медведь», «Лиса» под музыку из музыкальной сказки «Колобок» В.Герчик.
Большое место в развитии творческой инициативы детей занимает выполнение несложных музыкальных этюдов. Этюд – это набросок, импровизация. Знакомя детей с новой сюжетной игрой, этюдом предварительно стараюсь заинтересовать детей: рассказываю содержание, даю характеристики образов. Предлагаю детям этюды разного настроения и характера: « Осенний лист», «Просыпаются цветы», «Пчелка собирает нектар», «Киска умывается» и др. Роль слова при выполнении музыкально-ритмических и творческих заданий огромна. Нередко прибегаю к художественному слову: стихотворению, потешке, загадке. Все время направляю внимание детей на восприятие музыкального произведения в целом. Во время исполнения детьми этюда слежу за качеством исполнения движений. Своевременные уточнения позволяют ребятам более четко согласовывать свои движения с музыкой. В процессе построения этюда можно наблюдать, как совершенствуется выразительность детского исполнения.
как совершенствуется выразительность детского исполнения.
Арт-терапевтическая деятельность. Слушание шума морских волн. Упражнения: «Шум моря», «Звуковые волны», «Игра с волной», «Ветер по морю гуляет», «Буря», «Качка», «Лодочки в океане» и др.
Для арт-терапевтической деятельности использую упражнения, потешки и стихи с движениями: «Гармошка», «Черепаха», «Слон», «Кенгуру», «Павлин», «Белка», «Смешная обезьянка».
В основе сюжетных игр лежит определенная тематика, раскрывающая музыкальные образы, начало, развитие и окончание игры. Например, «Зайцы и лиса», «Летчики», «Звероловы и звери», «Поездка за город», и др.
Несюжетные игры определенной тематики не имеют. В таких играх встречаются элементы пляски, ловли, бега, соревнования, различные построения, перестроения. Например, «Будь ловким», «Кто скорей ударит в бубен», «Бери флажок», «Ловушка», «Ищи» и др.
Формируя выразительность эмоций, предлагаю детям разнообразные этюды: «Лимон, «Ласковая бабушка», «Сердитый дедушка», «Хочу спать», «Обида», «Жалость».
Характерный танец, в котором «свободные» плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец Петрушки, танец снежинок, мишек, зайчиков и т.д.). Перечисленные разновидности плясок, танцев, хороводов в основном исполняются детьми младшего дошкольного возраста. Эти пляски дети выполняют по показу взрослого (персонажа). С детьми среднего и старшего возраста разучиваются танцы персонажей, которые потом включаются в праздничные мероприятия. Например: «Танец солнечных лучиков», «Танец капелек», «Танец елочек», «Танец Белоснежки и гномов», «Танец поварят», «Танец паучков», «Танец цветов», «Танец разбойников». Так же в индивидуальной работе я разучиваю с детьми индивидуальные танцы: «Танец Снегурочки», «Танец Буратино и Мальвины», «Танец березки», «Пляска скомороха», «Выход Солнышка» и т.д. Чаше эти танцы дети исполняют с атрибутами, характерными для персонажа. Снеговики танцуют с метелками, или фонариками, снежинки с шифоновыми шарфами, а березка с платочком, паучки – с обручами, которые переплетаются нитями, создавая вид паутины и т. д. Характерные танцы занимают особое место в утренниках и развлечениях.
Инсценировки музыкальных пьес, песен с помощью выразительных движений не только развивают музыкально-слуховые представления. Они способствуют активизации творческих способностей, формированию художественного вкуса, если учащимся предлагается самим найти движения, соответствующие характеру музыки, и выразительно их исполнить. Обычно для инсценировок используются песни, прoграммная музыка, подсказывающие содержание и последовательность движений. Совместно с детьми находим характерные движения. Во время инсценирования помогаю детям достичь выразительности, или прибегаю к помощи воспитателя.
С целью развития танцевальных навыков у детей использую различные переплясы, при звучании которых дети с большой охотой ищут новые сочетания знакомых элементов. Конечно, такие попытки у детей еще не совсем уверенны, но в любой группе среди детей есть активисты, которые не боятся трудностей, идут вперед и ведут за собой остальных. Эти дети показывают порой даже такие элементы, которые взяты ими не из занятий в детском саду. Достижения каждого ребенка, сформированные в ходе музыкальных занятий, должны найти достойное представительство на праздничных утренниках, развлекательных и открытых занятиях, в детской досуговой деятельности.
Занятия, предшествующие утреннику, должны быть правильно спланированы. Допустим, я решила выучить новую пляску, элементы которой еще не усвоены детьми. Естественно, такое разучивание требует значительного времени, проявления некоторых усилий в запоминании движений, и на утреннике дети будут исполнять эту пляску с напряжением. Если же пляска составлена из элементов усвоенных движений, то исполнение ее всегда будет радостным и желанным для ребенка. Следовательно, надо так организовать подготовку к праздникам, чтобы она не разрушала планомерности музыкального развития, не перегружала детей, не нарушала общий распорядок работы. Чтобы решить эту проблему я:
а) более сложные и малознакомые движения и перестроения разучиваю на музыкальных занятиях в разделе музыкально – ритмические движения и упражнения;
б) применяю форму групповых занятий ;
в) применяю форму индивидуальный занятий.
Конечно, в работе над развитием музыкально – ритмических способностей детей есть и трудности. Очень много труда, сил и времени приходиться тратить на движения, требующие длительного разучивания. К ним относятся такие танцевальные упражнения, как боковой галоп, пружинящий шаг, шаг польки, переменный шаг, элементы национальных народных плясок, перестроений из одного круга в два или четыре, движения с пением (хороводы, в том числе и новогодние). Труднее, чем под аккомпанемент фортепиано или аккордеона, даются упражнения и танцевальные композиции под аудиозапись. В движениях всегда слабее мальчики: хуже, чем у девочек координация, движения не выразительны, трудно дается техника движений и перестроений. Все эти вопросы решаются в индивидуальной работе с детьми и на фронтальных занятиях. Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям. Я пришла к выводу, что музыкально – ритмические движения и музыкальная ритмика способствуют более быстрому развитию творческой активности детей дошкольного возраста, чувства ритма, координации, музыкального восприятия и понимания изучаемого материала/ По проведенному мониторингу в старшей и подготовительной группах, сделала вывод:
- дети любят музыку;
- занятия доставляют им радость;
- легко усваивают теоретический материал;
- развивается творческий потенциал ребёнка;
- развиваются музыкально-слуховые представления;
- ребёнок свободен, раскован, имеет свою точку зрения;
- наглядные пособия создают ощущение праздника на занятии.
После проделанной работы можно с уверенностью сказать, что основная масса детей в группе может четко, легко выполнять музыкально-ритмические движения. Большая часть детей при первом же напоминании начинают правильно выполнять задания. У них хорошо развито чувство ритма, внимание. Если даже что-то не получается, то для них достаточно какого-то очень короткого, незначительного замечания или помощи, подсказки. Они не требуют индивидуальной работы. Во всех плясках хороводах, упражнениях эти дети являются “костяком”, поэтому очень часто даем им задание научить кого-то из неуспевающих детей какому-то движению, и это им удается.
Дети самостоятельно водят хороводы, выполняя перестроения, свободно ориентируются в пространстве.
Называют и выполняют программные танцевальные движения,
русские народные танцы, различные переплясы и современные композиции,
Легко, свободно и выразительно двигаются с предметом.
У детей развито чувство коллективизма. В играх – чувство сопереживания друг за друга, чувство справедливости.