Илюшина Ирина Борисовна
преподаватель
ГБПОУ КК ТСПК
Скажи мне, я забываю.
Покажи мне, я могу запомнить.
Позволь мне сделать это,
и это станет моим навсегда.
(Китайская пословица)
Качество подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования зависит от множества факторов: материально-технических условий, экономических стимулов, личностных качеств педагогов, их профессиональной компетентности, организационной культуры в педагогическом коллективе и т. д.
Среди этих факторов важное место занимает учебное занятие - основная форма организации педагогического процесса в учреждении среднего профессионального образования.
Психолого-возрастные особенности студентов первого года обучения характеризуются эмоциональной незрелостью, низкой мотивацией к обучению и вообще к какому-либо труду, непониманием необходимости образования, даже получения профессиональных навыков. Часть студентов не способна на должном уровне воспринимать программный учебный материал из-за слабого владения устной и письменной речью, низкой степенью общей эрудиции. Часто студенты не знают общедоступные вещи из истории человечества. При этом наблюдается открытость, внушаемость и чрезмерное стремление к развлечениям: компьютерным играм, алкоголю и т.п., а также беспредметному общению в социальных сетях.
В силу психофизических особенностей студентов колледжа основным источником знаний, умений, жизненного опыта и основ культуры является преподаватель.
Преподаватель должен выбирать особые методы работы на занятиях в системе СПО, в которых:
а) формировать требуемые ФГОС и рабочими программами компетенции, готовить к написанию диагностических и иных проверочных работ, к сдаче зачетов и экзаменов при фактическом отсутствии традиционных домашних заданий (ибо подавляющее большинство их не выполнит)
б) учитывать личностные особенности студентов, в частности то, что необходимость ежеминутного контроля поведения и учебной деятельности требует постоянной концентрации внимания и частую смену форм активности обучающегося. Именно это сводит до минимума индивидуальную работу на занятии. Иными словами, преподаватель должен изложить учебный материал: сжато, ярко, доступно, максимально приближая к жизни, используя IT- технологии, давая студентам возможность отдыхать и беседовать друг с другом, в том числе, на отвлеченные темы. Перечисленные критерии диктуют выбор технологии преподавания.
До сих пор преподаватели колледжей часто используют лекцию, т.к. она: является простейшим способом достижения результата максимально полной передачи теоретического материала за ограниченное время предоставляет преподавателю возможность самовыражения.
Лекция – «это учебная технология, с помощью которой преподаватель, используя определенный промежуток времени, устно предоставляет информацию и мысли на определенную тему определенному кругу обучающихся. При этих условиях создается обучающая ситуация, где основной задачей каждого обучающегося является получение информации» (Л. Бауэр)
НО: согласно современным методическим требованиям лекция как тип занятия не приветствуется.
Главные недостатки лекционного метода: лекция не самостоятельный тип занятия, в дополнение к ней требуются семинары, домашние задания, самостоятельные работы - традиционная лекция - это монолог преподавателя, который не предусматривает обратной связи студента с преподавателем, на лекции крайне трудно удерживать внимание студентов.
Интерактивная лекция - форма занятия со студентами колледжей, которая объединяет в себе аспекты традиционной лекции и тренинговой игры. Этот формат лекции имеет смысл использовать в тех случаях, когда носителем уникальной информации является преподаватель или учащиеся, и когда ресурс времени и других информационных источников ограничен.
В систему образования интерактивная лекция пришла из сферы бизнеса. Эффективность овладения информацией на бизнес-тренингах и обучающих курсах значительно выше, чем в школе или СПО, поэтому использование данного опыта в колледже способно существенно повысить эффективность работы преподавателя, степень усвоения материала и качество обученности.
С учетом указанных недостатков лекционного метода, интерактивная лекция уникальна, т.к. позволяет одновременно: предоставить (презентовать) студенту необходимую информацию, знания в соответствии с рабочей программой курса обеспечить полный контроль со стороны преподавателя и необходимую каждому обучающемуся мотивацию и внимание на всех этапах занятия.
Для интерактивных лекций характерны следующие черты:
- Преподаватель-лектор – основной источник информации, он обязательно использует электронную презентацию, которая часто становится самостоятельным участником лекции в отличие от традиционной лекции, интерактивная лекция требует от участников постоянной обработки информации (например, остановить лекцию и предложить студентам написать резюме или тезисы только что представленного содержания). она предполагает многостороннюю коммуникацию , т.е. студенты часто получают обратную связь друг от друга, от лектора, студентам предлагается, а иногда даже требуется, разговаривать друг с другом и с лектором, в том числе не только по заданной теме преподаватель полностью контролирует уровень взаимодействия между участниками; информация, поступающая через интерактивную лекцию, активно обрабатывается и может быть легко воспроизведена по истечении времени.
- Интерактивная лекция позволяют быстро конвертировать пассивную презентацию в интерактивное упражнение. Различные этапы занятия могут включать разнообразные технологии обучения, а частая смена форм работы повышает мотивацию и внимание студентов.
Формами интерактивной лекции (ее этапов) могут быть самостоятельная работа в парах и в группах по 3-4 человека по изучению и закреплению нового материала; групповые мини-проекты; самостоятельная индивидуальная работа, например, с небольшим отрывком из документа и поставленными к нему вопросами; демонстрация учебных фильмов, видеофрагментов, фотографий; конспектирование фрагмента презентации; составление таблицы или схемы на основе предложенного текста элементы лекции с запланированными ошибками (лекция-провокация); «пресс-конференция», когда преподаватель просит задавать ему вопросы; обобщения студентами изложенного в форме составления тезисов, синквейнов, эссе, - создание и представление собственных интерактивных проектов (презентации, веб-квесты и т.п.); мини-тестирования.
Среди интерактивных форм лекции (или этапов лекции) выделяют и более сложные и потому менее приемлемые при работе со студентами в СПО: лекция-беседа, лекция-исследование, деловая игра, ведомая дискуссия, лекция-визуализация, упражнение "в аквариуме», мозговой штурм, мотивационная речь и другие.
При проектировании лекции и постановке целей занятия преподавателем планируется прежде всего деятельность обучающихся; эта деятельность должна: соответствовать психологическим особенностям группы и уровню познавательных возможностей студентов быть направленной на формирование элементарных компетенций, общеучебных умений способствовать максимальному раскрытию изучаемой темы.
Сопоставляя особенности студентов- первокурсников отделения СПО и приведенные выше методы обучения, видно, что интерактивная лекция отвечает большинству параметров, необходимых для успешности учебного процесса в колледже. В ходе интерактивной лекции преподаватель: получает возможность самовыражения за счет смены форм работы, многократно дополнительно мотивирует студентов на изучение темы, свободно контролирует поведение и внимание студентов, способен понять, насколько хорошо и быстро студенты усваивают предлагаемый им учебный материал, включает в аудиторную деятельность элементы требуемой по ФГОС самостоятельной работы в рамках лекции применяет ФОСы и элементы опросов.
Таким образом, интерактивная лекция не только способ подачи материла, как традиционная лекция, но и его систематизации, закрепления и контроля. Она способствует формированию большинства общих компетенций студентов и соответствует личностно-ориентированному подходу к обучению.