ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Илюшина Ирина Борисовна

преподаватель

ГБПОУ КК ТСПК

Скажи мне, я забываю.

Покажи мне, я могу запомнить.

Позволь мне сделать это,

и это станет моим навсегда.

(Китайская пословица)

 

 

Качество подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования зависит от множества факторов: материально-технических условий, экономических стимулов, личностных качеств педагогов, их профессиональной компетентности, организационной культуры в педагогическом коллективе и т. д.

Среди этих факторов важное место занимает учебное занятие - основная форма организации педагогического процесса в учреждении среднего профессионального образования.

Психолого-возрастные особенности студентов первого года обучения характеризуются эмоциональной незрелостью, низкой мотивацией к обучению и вообще к какому-либо труду, непониманием необходимости образования, даже получения профессиональных навыков.  Часть студентов не способна на должном уровне воспринимать программный учебный материал из-за слабого владения устной и письменной речью, низкой степенью общей эрудиции. Часто студенты не знают общедоступные вещи из истории человечества.  При этом наблюдается открытость, внушаемость и чрезмерное стремление к развлечениям: компьютерным играм, алкоголю и т.п., а также беспредметному общению в социальных сетях.

В силу психофизических особенностей студентов колледжа основным источником знаний, умений, жизненного опыта и основ культуры является преподаватель.

Преподаватель должен выбирать особые методы работы на занятиях в системе СПО, в которых:

 а) формировать требуемые ФГОС и рабочими программами компетенции, готовить к написанию диагностических и иных проверочных работ, к сдаче зачетов и экзаменов при фактическом отсутствии традиционных домашних заданий (ибо подавляющее большинство их не выполнит)

б) учитывать личностные особенности студентов, в частности то, что необходимость ежеминутного контроля поведения и учебной деятельности требует постоянной концентрации внимания и частую смену форм активности обучающегося. Именно это сводит до минимума индивидуальную работу на занятии. Иными словами, преподаватель должен изложить учебный материал: сжато, ярко, доступно, максимально приближая к жизни, используя IT- технологии, давая студентам возможность отдыхать и беседовать друг с другом, в том числе, на отвлеченные темы. Перечисленные критерии диктуют выбор технологии преподавания.

До сих пор преподаватели колледжей часто используют лекцию, т.к. она: является простейшим способом достижения результата максимально полной передачи теоретического материала за ограниченное время предоставляет преподавателю возможность самовыражения.

 Лекция – «это учебная технология, с помощью которой преподаватель, используя определенный промежуток времени, устно предоставляет информацию и мысли на определенную тему определенному кругу обучающихся. При этих условиях создается обучающая ситуация, где основной задачей каждого обучающегося является получение информации» (Л. Бауэр)

 НО: согласно современным методическим требованиям лекция как тип занятия не приветствуется.

Главные недостатки лекционного метода: лекция не самостоятельный тип занятия, в дополнение к ней требуются семинары, домашние задания, самостоятельные работы - традиционная лекция - это монолог преподавателя, который не предусматривает обратной связи студента с преподавателем, на лекции крайне  трудно удерживать внимание студентов.

Интерактивная лекция - форма занятия со студентами колледжей, которая объединяет в себе аспекты традиционной лекции и тренинговой игры. Этот формат лекции имеет смысл использовать в тех случаях, когда носителем уникальной информации является преподаватель или учащиеся, и когда ресурс времени и других информационных источников ограничен.

В систему образования интерактивная лекция пришла из сферы бизнеса. Эффективность овладения информацией на бизнес-тренингах и обучающих курсах значительно выше, чем в школе или СПО, поэтому использование данного опыта в колледже способно существенно повысить эффективность работы преподавателя, степень усвоения материала и качество обученности.

С учетом указанных недостатков лекционного метода, интерактивная лекция уникальна, т.к. позволяет одновременно: предоставить (презентовать) студенту необходимую информацию, знания в соответствии с рабочей программой курса обеспечить полный контроль со стороны преподавателя и необходимую каждому обучающемуся мотивацию и внимание на всех этапах занятия.

Для интерактивных лекций характерны следующие черты:

          - Преподаватель-лектор – основной источник информации, он обязательно использует электронную презентацию, которая часто становится самостоятельным участником лекции в отличие от традиционной лекции, интерактивная лекция требует от участников постоянной обработки информации (например, остановить лекцию и предложить студентам написать резюме или тезисы только что представленного содержания). она предполагает многостороннюю коммуникацию , т.е. студенты часто получают обратную связь друг от друга, от лектора, студентам предлагается, а иногда даже требуется, разговаривать друг с другом и с лектором, в том числе не только по заданной теме преподаватель полностью контролирует уровень взаимодействия между участниками; информация, поступающая через интерактивную лекцию, активно обрабатывается и может быть легко воспроизведена по истечении времени.

- Интерактивная лекция позволяют быстро конвертировать пассивную презентацию в интерактивное упражнение. Различные этапы занятия могут включать разнообразные технологии обучения, а частая смена форм работы повышает мотивацию и внимание студентов.

Формами интерактивной лекции  (ее этапов) могут быть  самостоятельная работа в парах и в группах по 3-4 человека по изучению и закреплению нового материала; групповые мини-проекты; самостоятельная индивидуальная работа, например, с небольшим отрывком из документа и поставленными к нему вопросами;  демонстрация учебных фильмов, видеофрагментов, фотографий; конспектирование фрагмента презентации; составление таблицы или схемы на основе предложенного текста элементы лекции с запланированными ошибками (лекция-провокация); «пресс-конференция», когда преподаватель просит задавать ему вопросы; обобщения студентами изложенного в форме составления тезисов, синквейнов, эссе, - создание и представление собственных интерактивных проектов (презентации, веб-квесты и т.п.); мини-тестирования.

          Среди интерактивных форм лекции (или этапов лекции) выделяют и более сложные и потому менее приемлемые при работе со студентами в СПО: лекция-беседа, лекция-исследование, деловая игра, ведомая дискуссия, лекция-визуализация, упражнение "в аквариуме», мозговой штурм, мотивационная речь и другие.

При проектировании лекции и постановке целей занятия преподавателем планируется прежде всего деятельность обучающихся; эта деятельность должна: соответствовать психологическим особенностям группы и уровню познавательных возможностей студентов быть направленной на формирование элементарных компетенций, общеучебных умений способствовать максимальному раскрытию изучаемой темы.

Сопоставляя особенности студентов- первокурсников отделения СПО и приведенные выше методы обучения, видно, что интерактивная лекция отвечает большинству параметров, необходимых для успешности учебного процесса в колледже. В ходе интерактивной лекции преподаватель: получает возможность самовыражения за счет смены форм работы, многократно дополнительно мотивирует студентов на изучение темы, свободно контролирует поведение и внимание студентов,  способен понять, насколько хорошо и быстро студенты усваивают предлагаемый им учебный материал,  включает в аудиторную деятельность элементы требуемой по ФГОС самостоятельной работы в рамках лекции применяет ФОСы и элементы опросов.

 Таким образом, интерактивная лекция не только способ подачи материла, как традиционная лекция, но и его систематизации, закрепления и контроля. Она способствует формированию большинства общих компетенций студентов и соответствует личностно-ориентированному подходу к обучению.

 

Перейти к  публикациям в сборнике для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.