выполнила:
воспитатель
муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 290 Дзержинского района Волгограда"
Волгоградская область
город Волгоград
Никулина Лариса Борисовна
Обучение детей старшего дошкольного возраста «языку эмоций» через произведения художественной литературы
Актуальность:
Современный ребёнок (в отличие от своего сверстника 60-х, 70-х и 80-х годов) больше знает, но меньше глубоко и многообразно переживает впечатления внешнего мира, эмоции его напряжены, остры и противоречивы. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка создавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать. То, что писал Л.С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства), наблюдавшееся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальность и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребёнок.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Произведения искусства не только расширяют представление ребёнка, обогащают его знания о действительности: главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубокий переживаний и эмоциональных открытий. Ребёнок познаёт мир, не только умом, но и сердцем.
Что же даёт ребёнку художественная литература, в частности, сказка?
Как влияет на формирование его личности? Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.
В связи с этим перед взрослыми и в первую очередь перед воспитателями, встают две основные задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, на сколько они глубоки и серьёзны, открылось ли ему что-либо новое в мире чувств под влиянием сказки, а если нет, то почему; и, во-вторых, помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы развернуться его активность, его содействия персонажам произведения; научить ребёнка осознанно относиться к своим чувствам, переживаниям, к своему внутреннему миру, иначе говоря, способствовать развитию самосознания ребёнка, побуждать его к творчеству, развивать умение управлять своими чувствами, особенно бурными и импульсивными.
Решаемые задачи:
1. Сформировать у детей устойчивые знания об эмоциях (радость, гнев, страх, удивление, горе, отвращение).
2. Научить детей видеть эмоциональное состояние другого человека, способности поставить себя на его место.
3. Помочь ребёнку разобраться в образе героя произведения и высказать своё отношение к нему.
4. Расширить социальный опыт дошкольников.
5. Развивать гуманные отношения к своим сверстникам и младшим детям.
6. Воспитывать у детей чувство эмпатии.
Для решения поставленных задач использовала педагогические средства:
а) нетрадиционную форму проведения занятий, на основе эмоционального воспитания дошкольников;
б) эмоциограмма;
в) перспективное планирование работы с детьми;
г) подбор художественных произведений;
д) беседы по двум произведениям для формирования у детей справедливой оценки поступков героев;
е) игры, направленные на развитие эмоциональной сферы;
ж) музыкальные эподы на выражение основных эмоций;
з) проведение игр-драматизаций;
и) технические средства, оборудование.
Технология
Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающего.
На 1 этапе (диагностическом) дети учились определять настроение на материале дидактической игры «Ребята с нашего двора».
На следующем формирующем этапе проводились занятия с детьми, цель которых была научить детей понимать и выражать свое настроение при помощи слов: умению понимать эмоциональное настроение другого человека.
На занятиях я использовала следующие приемы:
1. Игровые упражнения, направленные на:
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Зеркало», «Найди пиктограмму»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек».
2. Беседы по ранее прочитанным сказкам и рассказам.
3. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, небылиц.
4. Проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально переживать ее.
Ситуации направлены на:
- передачу характера изображаемого персонажа (хитрый, злой, добрый) при помощи голоса, мимики и движений. Игра-драматизация «Спрятанная котлета». Дидактическая игра «Настроение»;
- выражение сочувствия и сопереживания взрослым и маленьким детям.
5. В некоторых занятиях по художественно-эстетическому развитию использовала рисование:
- на темы «Автопортрет», «Я и мое настроение»;
-пиктограммы (схематическое выражение лица с разным настроением).
6. Вспомогательный прием слушание музыки. Определение эмоционального состояния человека (удивления, радости, горя, гнева) в соответствии с характером музыки.
Вне занятий детям предлагаются подвижные игры «Медведи и пчелы», «Гуси-лебеди», «Облака», которые развивают эмпатию, самоконтроль, выразительность движений и речи.
Результаты работы
В результате работы по обучению детей старшего дошкольного возраста «языку эмоций» через произведения художественной литературы, у ребят сформированы: устойчивые знания об эмоциях (радости, горя, гнева, страха, удивления, отвращения).
Дети научились видеть эмоциональное состояние другого человека, способны поставить себя на его место. Также дети могут разбираться в образе героя и высказывать свое отношение к нему.
Дети стали более эмоционально отталкиваться она эмоциональное состояние другого человека или одушевляемого ими предмета или явления.
Работа в группе направлена на воспитание у детей чувства эмпатии, доброты и чуткости к чужим бедам и радостям.