ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

 воспитатель

муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 290 Дзержинского района Волгограда"

Волгоградская область

город Волгоград

Никулина Лариса Борисовна

Обучение детей старшего дошкольного возраста «языку эмоций» через произведения художественной литературы

 

Актуальность:

Современный ребёнок (в отличие от своего сверстника 60-х, 70-х и 80-х годов) больше знает, но меньше глубоко и многообразно переживает впечатления внешнего мира, эмоции его напряжены, остры и противоречивы. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка создавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать. То, что писал Л.С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства), наблюдавшееся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальность и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребёнок.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Произведения искусства не только расширяют представление ребёнка, обогащают его знания о действительности: главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубокий переживаний и эмоциональных открытий. Ребёнок познаёт мир, не только умом, но и сердцем.

Что же даёт ребёнку художественная литература, в частности, сказка?

Как влияет на формирование его личности? Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.

В связи с этим перед взрослыми и в первую очередь перед воспитателями, встают две основные задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, на сколько они глубоки и серьёзны, открылось ли ему что-либо новое в мире чувств под влиянием сказки, а если нет, то почему; и, во-вторых, помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы развернуться его активность, его содействия персонажам произведения; научить ребёнка осознанно относиться к своим чувствам, переживаниям, к своему внутреннему миру, иначе говоря, способствовать развитию самосознания ребёнка, побуждать его к творчеству, развивать умение управлять своими чувствами, особенно бурными и импульсивными.

Решаемые задачи:

1.      Сформировать у детей устойчивые знания об эмоциях (радость, гнев, страх, удивление, горе, отвращение).

2.      Научить детей видеть эмоциональное состояние другого человека, способности поставить себя на его место.

3.      Помочь ребёнку разобраться в образе героя произведения и высказать своё отношение к нему.

4.      Расширить социальный опыт дошкольников.

5.      Развивать гуманные отношения к своим сверстникам и младшим детям.

6.      Воспитывать у детей чувство эмпатии.

Для решения поставленных задач использовала педагогические средства:

а) нетрадиционную форму проведения занятий, на основе эмоционального воспитания дошкольников;

б) эмоциограмма;

в) перспективное планирование работы с детьми;

г) подбор художественных произведений;

д) беседы по двум произведениям для формирования у детей справедливой оценки поступков героев;

е) игры, направленные на развитие эмоциональной сферы;

ж) музыкальные эподы на выражение основных эмоций;

з) проведение игр-драматизаций;

и) технические средства, оборудование.

Технология

Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающего.

На 1 этапе (диагностическом) дети учились определять настроение на материале дидактической игры «Ребята с нашего двора».

На следующем формирующем этапе проводились занятия с детьми, цель которых была научить детей понимать и выражать свое настроение при помощи слов: умению понимать эмоциональное настроение другого человека.

На занятиях я использовала следующие приемы:

1. Игровые упражнения, направленные на:

- развитие умения понимать настроение окружающих: «Зеркало», «Найди пиктограмму»;

- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек».

2. Беседы по ранее прочитанным сказкам и рассказам.

3. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, небылиц.

4. Проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально переживать ее.

Ситуации направлены на:

- передачу характера изображаемого персонажа (хитрый, злой, добрый) при помощи голоса, мимики и движений. Игра-драматизация «Спрятанная котлета». Дидактическая игра «Настроение»;

- выражение сочувствия и сопереживания взрослым и маленьким детям.

5. В некоторых занятиях по художественно-эстетическому развитию использовала рисование:

- на темы «Автопортрет», «Я и мое настроение»;

-пиктограммы (схематическое выражение лица с разным настроением).

6. Вспомогательный прием слушание музыки. Определение эмоционального состояния человека (удивления, радости, горя, гнева) в соответствии с характером музыки.

Вне занятий детям предлагаются подвижные игры «Медведи и пчелы», «Гуси-лебеди», «Облака», которые развивают эмпатию, самоконтроль, выразительность движений и речи.

Результаты работы

В результате работы по обучению детей старшего дошкольного возраста «языку эмоций» через произведения художественной литературы, у ребят сформированы: устойчивые знания об эмоциях (радости, горя, гнева, страха, удивления, отвращения).

Дети научились видеть эмоциональное состояние другого человека, способны поставить себя на его место. Также дети могут разбираться в образе героя и высказывать свое отношение к нему.

Дети стали более эмоционально отталкиваться она эмоциональное состояние другого человека или одушевляемого ими предмета или явления.

Работа в группе направлена на воспитание у детей чувства эмпатии, доброты и чуткости к чужим бедам и радостям.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.