Кудря Лиана Вадимовна
Музыкальный руководитель
МБДОУ «ясли-сад №167 г.Донецка»
ДНР, г.Донецк
МБДОУ «ясли-сад компенсирующего типа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата №167 г. Донецка»
Конспект интегрированного занятия с элементами сказкотерапии
«Снежинка и Снеговик»
Музыкальный руководитель
Л.В Кудря.
Программное содержание
Цель: углубленное восприятие музыки через интеграцию. Развитие познавательного интереса, навыков межличностного взаимодействия.
Задачи:
- воспитывать в детях чувство прекрасного посредством воздействия музыки, поэзии и искусства;
- развивать музыкальные и творческие способности в различных видах музыкальной деятельности;
- побуждать детей рассуждать, вступать в диалог со взрослым, аргументировано высказывать.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке, беседы с детьми о зимних явлениях природы, разучивание музыкального материала.
Музыкальный репертуар:
- Г. Свиридов «Вальс» (из музыки к/ф «Метель»);
- фонопедичесое упражнение «Снежинка» (муз. наусмотрение муз.руководителя);
- упражнение на развитие речевого дыхания «Снежинки»;
- Е.Д. Гольцова песня «Ах, снежок!»;
- пальчиковая гимнастика «Снеговик»;
- чистоговорки;
- куммуникативная гимнастика «А что у вас?»;
- Е. Никитина песня «Снеговик»;
- М. Картушина (из музыки к «П.И.Чайковский «Детский альбом»».
Материалы и оборудование: мольберт с картиной, накрытый легкой тканью, костюм снеговика, ширма, «снежок», карточки, «снежинки» на каждого ребенка.
Ход занятия
Звучит вальс Г.Свиридова (из музыки к к/ф «Метель») Дети под музыку вбегают в зал.
Воспитатель: Закружилась метель во дворе, задул холодный северный ветер, но дети все равно идут гулять на улицу, катаются на лыжах, санках, коньках, лепят снеговиков. Зима снежной бахромой украсила деревья и кусты, надела на дома снежные шапки. Ребята, как вы думаете, почему говорят, что зима-это хорошо, а почему плохо? (Дети размышляют и отвечают, передают друг другу снежок, означающий очередность ответа.)
Дети (поочередно):
1-й ребенок: Я думаю, зима это хорошо, потому что зимой очень красиво,кругом лежит белый, пушистый снег, а плохо, потому что в сильный мороз и метель не пойдешь гулять.
2-ой ребенок: Зима хорошо, но тому что наступает Новый год, а под елкой лежат подарки, а плохо, потому что водителям трудно заводить и вести машины.
3-й ребенок: Зима хорошо, потому что можно кататься на коньках, санках, лыжах, плохо, потому что дворникам трудно работать.
4-й ребенок: Я думаю, что зима это хорошо, потому что можно лепить снеговиков, играть в снежки, зима плохо потому, что в сильный мороз очень плохо живется птицам и животным.
5-ребенок: Я думаю, что зима хорошо, потому что реки и озера покрывает лед, а плохо, потому что можно провалиться под лед.
Муз. руководитель: Да, ребята, зима доставляет нам некоторые неприятности, но все равно это замечательное время года. Она приносит нам много радости, она нужна нам с вами, нужна животным и растениям, окружающей нас природе. А теперь послушайте загадку. О чем она?
С неба звезды падают, лягут на поля
Пусть под ними скроется черная земля
Много-много звездочек, тонких, как стекло
Звездочки холодные, а земле тепло
(Дети отвечают)
Воспитатель: Правильно, это снежинки. Сейчас я расскажу вам историю, которая приключилась с одной маленькой снежинкой. Вы с ней хорошо знакомы, только раньше ее звали Серебристой Капелькой. Напомните мне ее.
«В одном колодце жила-была Серебристая Капелька. Она очень любила свой
колодец. Ей казалось, что нет на свете ничего лучше. Однажды, во время дождя, в колодец попали новые капельки. Они стали рассказывать как красиво там наверху цветы и трава, кусты и деревья, птицы, животные, насекомые, моря и реки. Грустно стало нашей Капельке. Ей очень захотелось туда наверх, чтобы увидеть все эти чудеса. Как-то раз в колодец опустилось ведро и Капелька быстро в него запрыгнула. Когда ведро доставали, немного воды разлили. Эта вода попала в маленький ручеек. Так Капелька оказалась в ручейке, а ручеек принес ее в реку. В реке Капелька увидела рыбок, они играли до самого вечера. Когда Капелька проснулась, то очень испугалась. Берегов видно не было, а над водой летали чайки. Чайки успокоили ее и объяснили, что это море. Наша Капелька была очень любопытной, ей все было интересно. Чтобы лучше рассмотреть море, Капелька подпрыгнула. В это время до нее дотронулся солнечный лучик и Капелька испарилась, стала легкой и невесомой. Она взлетела высоко в небо и оказалась в облачке. Наверху было так холодно, что Капелька превратилась в Снежинку. Вокруг нее было множество таких же блестящих маленьких снежинок. Тучка мягко покачивалась и баюкала их.
Муз. руководитель:Ребята, давайте представим себе, что происходит со
Снежинкой и ее друзьями в облачке.
Фонопедическое упражнение «Снежинка»
Туча мягко покачивалась (дети делают qlissando на звук [а] в диапазоне теражнениерции вверх и вниз) и баюкала снежинок.
Налетел ветер и катал тучу по небу (звук [у] от самого нижнего звука до верхнего) Проснувшись, снежинки прыгали ( пропевают короткие [ а ] в разных регистрах) Метель поднимала снежинки (звуки [а], [о], [у] вверх и вниз), и крутила их быстро-быстро.
Ветер, расшалившись, то опускал их вниз, то поднимал вверх ( произносят «а-ах!»: 1-й звук в нижнем регистре, а 2-ой в высоком )
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько снежинок налетело в зал. Что о них можно сказать? ( Дети говорят: легкие, воздушные, ажурные, холодные, хрупкие, нежные, белые)
Воспитатель: Давайте поиграем со снежинками!
Упражнение на развитие речевого дыхания «Снежинки»
Кружатся снежинки в воздухе морозном
(снежинки лежат на полу)
Падают на землю кружевные звезды
( дети кружатся на носочках)
Вот одна упала на мою ладошку
(дети медленно приседают, показывают плавное падение снежинки,
вдох делают бережно берут снежинку за край, делают вдох и осторожно дуют на нее)
Ой, не тай, снежинка! Подожди немножко!
Воспитатель: Ветер подхватил снежинки и унес их на елочку.
(Дети вешают снежинки на елочку)
Ребята, а вы догадались какая снежинка досталась мне? Вспомните Историю о Серебристой Капельке. В кого она превратилась?
(Дети отвечают, что это бывшая Капелька, а теперь Серебристая Снежинка)
Да, это Серебристая Снежинка и она очень довольна, что ветер занес ее в детский сад, в такой красивый зал. Я посажу Снежинку на самую макушку елки, чтобы ей все хорошо было видно.
Муз. руководитель: Ребята, а вы можете сделать Снежинке подарок?
Спойте ей песню:
Дети исполняют песню «Ах, снежок»
(Воспитатель обращает внимание детей на картину, накрытую легкой тканью)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту картинку, она волшебная. Я вам прочитаю стихотворение и эта картина оживет в вашем воображении.
Невесомые снежинки превратились в снегопад
На дорожки, на скамейки мухи белые летят.
Дети лепят снежный ком станет ком снеговиком.
Малыши в снежки играют, кто-то строит снежный дом.
А в кормушке снегири зерна с крошками нашли.
Прячутся подснежники под сугробы снежные.
А Снегурочка с мешком посыпает всех снежком.
Белоснежные сугробы все дорожки замели.
Воспитатель: Ребята, какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
Какую картинку вы себе представили?
Дети отвечают, воспитатель снимает ткань с картины.
Посмотрите, какая замечательная картина: все на ней радуется, развлекаются, катаются на коньках и санках. А все это благодаря снегу. Давайте, ребята, подберем родственные слова к слову «снег».
Дети называют однокоренные слова.
Воспитатель: Ребята, а теперь поиграем с вами в такую игру, я вам читаю зимние слова, а вы хлопаете в ладоши тогда, когда слышите слово похожее на «снег»
снежинка белоснежный
мороз холодный
лед снегопад
подснежник снежок
снеговик метель
снегурочка снег
сосулька снегирь
зима снеговик
Воспитатель: Молодцы, почти не ошибались.
Муз. руководитель: Ребята, а вы хотите, чтобы этот замечательный снеговичок ожил и с вами поиграл? Тогда вставайте все в круг, будем лепить снеговика.
Пальчиковая гимнастика «Снеговик».
Раз- рука, два рука (дети по очереди вытягивают руки вперед)
Лепим мы снеговика (имитируем лепку снежков)
Мы катаем снежный ком (ладонями делают круговые движения по бедрам)
Вот такой! (разводят руки в стороны, показывая величину кома)
А потом поменьше ком, (растирают ладонями грудь)
Вот такой! (показывают ком поменьше)
А наверх поставим мы (изображают комок)
Вот и вышел Снеговик. (ставят руки на талию, делают «пружинку») Снеговик, Снеговичок, снег, ведерко и морковка (показывают на снег, приставляют ладони к голове, затем к носу)
Да уменье, да сноровка («Петрушки» выставляют ногу на пятку по очереди)
И готов Снеговичок, очень милый толстячок! (трут руками надутые щечки)
Воспитатель: Ребята, давайте вместе скажем волшебные слова: «Трек-трак-трик! Оживи, наш Снеговик!»
Дети закрывают глаза, появляется Снеговик.
Воспитатель: Ой, какой красивый снеговичок получился. Здравствуй, Снеговик! Как твои дела?
Снеговик отвечает, коверкая.
Воспитатель: Я что-то совсем ничего не понимаю. Он говорит на каком-то непонятном языке. Может быть нам Снежинка поможет, она ведь тоже из снега.
Воспитатель: Снежинка, что нам делать со Снеговичком? Мы его совсем не понимает.
(Снежинка говорит, что он маленький, только родился его надо научить четко проговаривать слова)
Воспитатель: Все понятно, Снеговику нужен логопед. А может быть нам
чистоговорки использовать.
Дети читают чистоговорки.
- Саше купили новые сани
У Саши сани едут сами.
- Сонная ворона сидела на сосне
Снегири и сойка снились ей во сне.
- Шапка да шубка - вот и весь Мишутка
Шубка да шапка - вот и весь Мишатка
- Ворона - плутовка
Клювом клюкву клюет ловко
- Стоит на горе береза в серебре
Солнышко сияет - серебро сверкает
- Снегирь на утреней заре
Поет песни в феврале
- Иней лег на ветки елей
Иглы за ночь побелели.
Муз. руководитель: Ну как, Снеговичок, научили тебя ребята разговаривать?
Снеговик: Спасибо, ребята, я очень рад, что теперь так хорошо разговариваю.
Муз. руководитель: Снеговик, ты такой нарядный, беленький, пушистый.
Снеговик: Да, у меня белая шапочка, рукавички, шарфик, шубка. А у вас есть белое?
Коммуникативная игра «А что у вас».
(Дети становятся в круг и по «цепочке» спрашивают: «а что есть белое у тебя?». Снеговик начинает кашлять).
Воспитатель: Снеговичок, да ты простыл голоса у тебя совсем нет, и кашляешь ты, и чихаешь!
Муз. руководитель: Ничего, Снеговичок, мы с ребятами сейчас тебя вылечим.
Дети исполняют песню «Снеговик».
Воспитатель: Вот наш снеговик и здоров, а теперь давай играть
Музыкальная игра «Снеговик» муз. М. Картушиной.
Мы слепили это чудо в пять минут
-----------//-----------
Как зовут такое чудо, как зовут?
----------//------------
(Говорком) Снеговичок!
Снеговик к нам близко-близко подойдет
Низко-низко мы поклонимся ему
Вместе с ним мы посмеемся: «ха-ха-ха!»
Хороша у нас работа, хороша!
Раз, два, три, Снеговик, нас догони!
(Дети убегают, Снеговик их ловит)
Воспитатель: Ребята, наш Снеговичок начинает таять. Нам опять нужна помощь Серебристой Снежинки.
Муз.руководитель: Ребята, одна Снежинка не справится, ей нужны подружки снежинки.
Дети исполняют танец «Снежинки» муз. П.И. Чайковского
«Детский альбом».
Воспитатель: Ребята, молодцы, выучили Снеговика. Но не могут они Снежинкой долго находиться в помещении. Им нужно идти во двор, на мороз.
Муз. руководитель: Спасибо вам, Снежинка и Снеговик, что пришли к нам в гости. Но я надеюсь, что мы еще встретимся. А от наших ребят вам подарок.
Дети дарят Снеговику мороженое.
Воспитатель: Счастливого вам пути
Дети машут, Снеговик со Снежинкой уходят.