ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Павлова Светлана Александровна

учитель-логопед

МБДОУ «Колокольчик»

ЯНАО, город Ноябрьск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

(МБДОУ «КОЛОКОЛЬЧИК»)

 

Проект

 по использованию современных интерактивных методов обучения,

электронных образовательных ресурсов

как фактора успешного решения проблемы

 подготовки дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к обучению грамоте

 

 «По дороге к азбуке»

/тема проекта/

 

 

 

 

2022-2024 годы

/сроки реализации проекта/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Павлова Светлана Александровна                                                                                                          /Ф.И.О. авторов/

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение…………………………………………………………

3

1.1. Обоснование актуальности…………………………………...

3

1.2. Цель и задачи проекта………………………………………...

4

 

 

2. Реферативная часть……………………………………………...

5

2.1. Теоретическое обоснование проекта…………………………

5

2.2.  Описание системы педагогических факторов и условий, влияющих на достижение цели…………………………………...

 

7

2.3. Степень новизны внедрения проекта………………………...

8

 

 

3. Проектная часть…………………………………………………

9

3.1 Разработка критериев и уровней характеристик оценки эффективности педагогического взаимодействия………………

 

9

 

 

4. Заключение………………………………………………………

13

4.1   Этапы реализация проекта…………………………………...

13

4.2. Перспективный план по реализации проекта………………

14

4.3. Ожидаемые результаты при реализации проекта…………...

15

 

 

5. Список использованной литературы…………………………...

16

 


  1. ВВЕДЕНИЕ

 

1.1. Обоснование актуальности

В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Совершенно по-новому ставится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении грамоте.

 Исследования ученых различных отраслей: психологии (Л. Выготский, Д. Эльконин, Т. Егоров и др.), лингвистов (А. Гвоздев, А. Реформатский, А. Салахов), классиков дошкольной педагогики (Е. Водовозова, С. Русова, Я. Тихеева и др.), современных педагогов и методистов (А. Богуш, Л. Журова, Н. Варенцова, Н. Вашуленко, Л. Невская, Н. Скрипченко, К. Стрюк и др.) позволили установить оптимальные сроки для начала обучения детей грамоте.

Дошкольный возраст детей (6 - 7 лет) является сензитивным периодом, так называемый, периодом «языковой одарённости». В этот период у ребёнка резко возрастает интерес к звуковому оформлению слова.  Проявляется способность понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами, формами и их сочетаниями. Ребёнок овладевает основными компонентами русского языка: «звуком», «буквой», «слогом», «словом», «предложением», «текстом». Так, продолжается дальнейшее развитие речи ребёнка, в контексте общего социально-личностного развития.

Работа с неосязаемой звуковой материей слова для ребёнка дошкольного возраста сложна, поэтому звуковой анализ (добуквенный период обучения грамоте) имеет большое значение, требующий много времени и сил. От добуквенного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыков чтения и письма в школе.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста.

Согласно, ФГОС ДО, один из критериев выпускника в образовательной области «Речевое развитие» - каждый ребёнок должен уметь содержательно, грамотно, связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их точными словами и построенными предложениями; ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.

21 век характеризуется миром информационных технологий. Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами – подготовить человека, ориентирующегося в огромном информационном потоке и умеющем извлекать нужную и полезную информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Важным аспектом в работе современного педагога является творческая активность детей, индивидуальные особенности каждого ребенка. Решение данных задач вызвало необходимость применения новых методов и технологий обучения.

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте.

Таким образом, процесс обучения элементам грамоты дошкольников с тяжелыми нарушениями речи будет интереснее и эффективнее, если использовать современные интерактивные методы обучения.


1.2. Цель и задачи проекта

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

Цель проекта: Создание информационно-образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении для эффективного внедрения электронных образовательных ресурсов, мультимедийной игровой продукции в коррекционно-образовательный процесс, направленный на обучение детей старшего дошкольного возраста элементам грамоты и подготовки руки к письму.

 

Задачи проекта:

- Изучить и обобщить научную, психолого-педагогическую литературу по проблеме использования современных интерактивных методов обучения и мультимедийной игровой продукции в коррекционно-образовательный процесс, направленный на обучение детей старшего дошкольного возраста элементам грамоты и подготовки руки к письму.

- Создать комплексную интегрированную модель информационно-методического и технического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

- Создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе с детьми с ТНР в ДОУ.

- Интегрировать, внедрить современные интерактивные методы обучения, электронные образовательные ресурсы в коррекционно-образовательный процесс, направленный на подготовку дошкольников с ТНР к успешному обучению в школе.

- Разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, направленные на повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.

Гипотеза: целенаправленное использование современных интерактивных методов обучения, электронных образовательных ресурсов, создание информационно-образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении, сотрудничество с семьёй, повышение педагогической компетенции участников педагогического процесса и внедрение кружка «Школа умелого карандаша» (по подготовке руки к письму) способствуют эффективному овладению основных навыков устной и письменной речи, необходимых для дальнейшего обучения в школе и социализации ребёнка в обществе. Родители имеют возможность наглядно познакомиться с продуктами творческой деятельности детей, оценить реальные достижения и возможности в дальнейшем речевом развитии ребёнка, совместными усилиями с педагогами и специалистами дошкольной образовательной организации оказать своевременную помощь в речевом становлении ребёнка.

 


  1. РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ

 

2.1. Теоретическое обоснование проекта

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Но с каждым годом наблюдается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников в целом, и в части отклонения от нормы в речевом развитии, в частности.

Имеющиеся у детей нарушения в развитии речи приводят к трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредования (в частности – вербализации), искажению познания окружающего мира, нарушению умственной работоспособности и изменениям в становлении личности в целом. Вышеизложенное подтверждает чрезвычайную актуальность необходимости своевременного выявления и преодоления имеющихся речевых нарушений.

Дети с тяжелыми нарушениями речи относятся к особой категории дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения грамоте и составляют группу риска по дислексии, дисграфии.

В коррекционном процессе активно используются современные образовательные технологии, в том числе и при подготовке детей к обучению элементам грамоты, что способствует снижению утомления детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения, на наш взгляд, является использование наглядного моделирования.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А Венгер, О.М.Дьяченко и др.). Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С. Л.М. Хализева и др.). Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначении, чертежей, схематических рисунков и т.п.) появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Включение наглядных моделей на коррекционных занятиях с детьми по обучению грамоте помогают им овладеть звукобуквенным анализом, создают предпосылки для развития фонематического восприятия.

На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова.

Используя схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) мы постепенно приучаем детей к наблюдениям над языком. Наглядно показывая детям, что текст можно расчленить на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка.

Использование схем в процессе подготовки к обучению грамоте позволяет менять характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.

В ходе подготовки дошкольников к обучению грамоте дети знакомятся с буквами. На практике не раз убеждались в том, что дети с нередко испытывают затруднения при запоминании графического образа буквы. В связи с этим в процессе обучения чтению применяем предметную или предметно-схематическую модель буквы: предметную модель буквы может изготовить самостоятельно ребенок, с использованием камешков Марблс, рисованием букв на песке, лепкой из пластилина, глины, выкладыванием из различных круп. Такой прием не только способствует лучшему запоминанию графического образа буквы, но и развивает мелкую моторику пальцев рук.

С целью профилактики дисграфии используются ребусы, изографы (изографы – слова, записанные буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь), полубуковку, изображение предметов с помощью букв.

Одним из методов наглядного моделирования, используемых нами в логопедической работе при подготовке к обучению грамоте, является мнемотехника, а также технология синквейн.

Формирование навыков наглядного моделирования мы проводим в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия детей.

Использование в работе метода наглядного моделирования, позволило нам сделать процесс формирования фонематического восприятия и развития звуко-буквенного анализа и синтеза у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи интереснее и эффективнее.

Современный этап развития нашего общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Мы живем в веке информации, в веке, когда происходит компьютерная революция. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, проникают и в сферу дошкольного образования. Применение информационных компьютерных технологий (ИКТ) становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Внедрение компьютерных технологий на сегодняшний день является новой ступенью в коррекционно-образовательном процессе, что позволяет в наиболее доступной и привлекательной игровой форме достигнуть нового качества знаний, способствовать развитию логического мышления детей, усилить творческую составляющую непосредственно образовательной деятельности, а также максимально способствовать повышению качества дошкольного образования в целом.

Очевиден эффект использования данной технологии в процессе подготовки детей с тяжелыми нарушениями речи к овладению грамотой, позволяющей разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы.

Как показывает практический опыт, обучение старших дошкольников элементам грамоты проходит более успешно, с применением компьютера и мультимедийных технологий. Так как применение цвета, графики, звука, позволяют моделировать различные ситуации, развивая при этом познавательные и речевые способности детей дошкольного возраста, вызывая интерес к изучаемому.

Инновационные компьютерные технологии активизируют учебную деятельность детей, их эмоциональное состояние и в целом, способствуют развитию психических процессов (вниманию, памяти, мышлению…). Помогают привлекать внимание детей уже на организационном этапе, цель которого, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков. Предъявление информации на экране вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс являются мультимедийные презентации, которые позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Информационно-коммуникативные технологии, используем на различных этапах подготовки к обучению грамоте: звукового анализа и синтеза, на этапе знакомства с буквой, чтении.  

Задания на чтение буквы, слогов и слов с изучаемой буквой проводятся с использованием слайдов и раздаточного материала, где у детей формируется осознанное восприятие составляемых и прочитываемых слогов и слов. Также предлагается составлять слова из букв в определенной последовательности: слова с одной заданной пропущенной буквой, слова из переставленных или перепутанных букв, и слова, в которых одна буква заменяется на другую с целью изменения фонетического звучания и смысла.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ: 

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
  • компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
  • компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
  • постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
  • компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;

Таким образом, использование современных интерактивных методов обучения, электронных образовательных ресурсов способствуют активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению в школе, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что позволяет достигать поставленных целей и решению задач в коррекционно-образовательной работе по обучению элементам грамоты с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

 Использование современных интерактивных методов обучения, электронных образовательных ресурсов как фактора успешного решения проблемы подготовки дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к обучению грамоте основано на комплексном психолого-педагогическом подходе, что позволяет объединить деятельность педагогов, специалистов и родителей.

 

2.2. Описание системы педагогических факторов и условий, влияющих на достижение цели.

Реализация проекта «По дороге к азбуке» предполагает наличие педагогических факторов и условий, реализуемых в коррекционно-образовательном процессе при подготовке дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к обучению грамоте средствами современных интерактивных методов обучения:

  • создание информационно-образовательной среды в группе, способствующей повышению уровня овладения детьми с тяжелыми нарушениями речи элементам грамоты и подготовки руки к письму;
  • формирование банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе с детьми с ТНР, направленных на успешную подготовку к школе;
  • органичное сочетание традиционных и современных интерактивных методов обучения детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи элементам грамоты и подготовки руки к письму;
  • повышение уровня компетентности всех участников проекта при овладении электронными образовательными ресурсами;
  • создание электронной методической библиотеки для родителей и активное использование данного материала в домашних условиях;
  • мониторинг качества обучения и внесение корректировок.

 

2.3. Степень новизны внедрения проекта

Новизна проекта «По дороге к азбуке» заключается в гармоничном сочетании традиционных средств речевого развития ребенка и современных интерактивных методов обучения, электронных образовательных ресурсов, позволяющих оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным при максимальном подключении педагогов и родителей к решению данной проблемы.

 


  1. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

 

3.1. Разработка критериев и уровней характеристик оценки эффективности педагогического взаимодействия

С целью оценки эффективности внедрения данного проекта предусмотрено проведение мониторинга знаний по обучению детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Мониторинг следует проводить в начале и в конце учебного года в форме индивидуального обследования.

Разработан материал для мониторинга:

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Ф.И.О. ребенка ________________________________________________________________

Дата рождения ____________ Возраст (на момент обследования) _________ группа ______

  1. СОСТОЯНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ:

1 Двусложные из двух открытых слогов: ноты, муха, дети, вата

  1. Трехсложные из открытых слогов: малина, голова, молоко, бананы
  2. Односложные: кот, дом, мак, дым

    Двусложные:

  1. с одним закрытым слогом: петух, хобот, диван, веник;
  2. со стечением согласных в середине слова: ветка, кофта, сумка, туфли;
  3. с закрытым слогом и стечением согласных: альбом, тюльпан, индюк, фонтан.

    Трехсложные:

  1. с закрытым слогом: бегемот, телефон, попугай, молоток;
  2. со стечением согласных: улитка, ботинки, калитка, девочка
  3. закрытым слогом и стечением согласных: будильник, кофейник, Айболит, охотник;
  4. с двумя стечениями согласных: клубника, ласточка, футболист, хоккеист
  5. Односложные со стечением согласных: винт, гном, бант, танк
  6. Двусложные с двумя стечениями согласных: клубки, клюква, клумба, гнездо
  7. Четырехсложные из открытых слогов: паутина, гусеница, пианино, чемоданы
  8. Со сложной слоговой структурой: сковорода, остановка, аквариум, велосипед, космонавт, водопроводчик, парикмахерская, библиотекарь

Предложения:

Дети слепили снеговика ______________________________________________________

Милиционер стоит на перекрестке. ______________________________________________________

Водопроводчик чинит водопровод. ______________________________________________________

Фотограф фотографирует детей. ______________________________________________________

Саша сушила мокрое белье на веревочке. ______________________________________________________

ВЫВОД: _______________________________________________________________________

      


  1. ПРОИЗНОШЕНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ:

С: сад, коляска, глобус.                                                   Л: лампа, волк, стол

Сь: беседка, василек, такси                                            Ль: лейка, плита, соль

З: замок, зонт, Незнайка                                                  Р: рыба, корова, топор

Зь: земляника, обезьяна, зима                                         Рь: река, пряники, фонарь

Ц: цапля, кольцо, индеец                                                 Й: яблоко, ёж, крылья

Ш: шашки, ошейник, карандаш                                      К: куртка, скрипка, шкаф

Ж: живот, жук, лыжи                                                       Г: грядка, грелка, виноград

Щ: щука, щенок, щетка                                                   Х: хлеб, ткачиха, петух

Ч: чайник, печенье, мяч

Повторить предложения:

У сома усы.                                                                        У ежа ежата.

У Зины зонт.                                                                     Дятел долбил ель.

Кузнец кует цепь.                                                             К нам во двор забрался крот.

Шапка да шубка -  вот вам и мишутка.                         Майя и Юля поют.

ВЫВОД: ____________________________________________________________________

 

  1. ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (фонематический слух и восприятие):
  2. Выделение первого ударного гласного в словах: Утка, Оля, Аня.
  3. Выделение первого согласного в словах: палка, танк, мак.
  4. Выделение последнего согласного в словах: суп, мак, кот, сом.
  5. Определить количество звуков в словах ус, дом, ваза
  6. Закончить слова: бара…, пету…, самока… .
  7. Отбор картинок со звуком М: мак, лампа, носки, морковь, дом, ком.
  8. Отбор картинок со звуками С –З: коляска, автобус, ваза, сосиски, смородина, зуб, суп, зайка, коса.
  9. Придумывание слов с заданным звуком.
  10. Повторить слоги и слова за взрослым:

та – да – та________   кот – год – кот__________         бочка — почка_________

ка – га – га________     том – дом – ком__________         мышка – мишка_________            

па – па – ба________     удочка – уточка__________           коза – коса____________

ВЫВОД: ____________________________________________________________________

 

  1. СОСТОЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

Движения большой и указательный палец в кольцо на правой руке __ левой __ одновременно____ Упражнение «Коза» на правой руке ____ левой ___ одновременно ___

Упражнение «Улитка» на правой руке ____ левой ____ одновременно ____

Упражнение «Колечко» на правой руке ____ левой ____ одновременно ____

Упражнение «Игра на рояле» (пальцы) 1-5____ 2-4 _____ 1-2-3-4-5 ____

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» _____

Ведущая рука (правая, левая, амбидекстер)

Навык ориентировки в пространстве: лево ____ право___ верх____ низ____ впереди___ сзади___

Вывод: _________________________________________________________________

  1. ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ И ВОЛЕВЫХ ПРОЦЕССОВ

 Контактность: легко идет на контакт, общительный, на контакт идет, с трудом идет на контакт, замкнут

Внимание: устойчивое, рассеянное, неустойчивое

Объем памяти: достаточный, недостаточный

Усидчивость: усидчивый, малоусидчивый, неусидчивый

Работоспособность: высокая, достаточная, средняя, низкая

 

Методика обследования слоговой структуры слова

  1. Назови и повтори: Задание направлено на проверку сформированности умения ребенка изолированно произносить слова различной слоговой структуры и предложения.

Оборудование: предметные картинки: телевизор, милиционер, вертолет, сковорода, снеговик, водопроводчик и т.д.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку называть изображения на картинках, при затруднении взрослый просит повторить за ним соответствующие слова. Затем показывает ребенку картинку и предлагает повторить за ним следующие предложения: "Милиционер стоит на перекрестке" и т.д.

Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка воспринимать и произносить слова сложной слоговой структуры изолированно и в предложениях.

Итог: воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом сформировано по возрасту; нарушено: элизии (пропуски звуков, слогов), персеверации (отсроченное повторение), итерации (добавление), антиципации (замена предшествующих звуков последующими), перестановка звуков, слогов, контаминации (соединение слоговых частей двух слов), парафазии (замены).

Методика обследования звукопроизношения детей

  1. Назови и повтори правильно: задание направлено на определение состояния звукопроизношения.

Оборудование: картинки.

Методика обследования: ребенку предлагают повторить предложенные слова и предложения.

Фиксируются: возможность ребенка правильно произносить различные звуки в начале, середине, конце слова и в предложениях.

Итог: Звукопроизношение сформировано, нарушено. Отмечается характер неправильного произношения звука (звуков). Фиксируется вид нарушения, с указанием дефекта, а не просто искажения или отсутствие звука. Например, искажение свистящих (боковой сигматизм свистящих); замена шипящих (свистящий парасигматизм) и т.д.

 

Методика обследования фонематических процессов у детей

  1. Будь внимательным: задание направлено на проверку уровня сформированности элементарных навыков фонематического анализа и синтеза.

 Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть «Я буду называть слова, а ты называть первый (последний) звук в словах». Затем ребенку поочередно предлагают назвать первый гласный (согласный) звук в словах, а также последний согласный звук в словах.

Фиксируется: умения правильно выделять указанные звуки.

  1. Сколько звуков в слове: задание направлено на проверку уровня сформированности элементарных навыков фонематического анализа и синтеза.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть «Я буду называть слова, а ты сосчитай сколько звуков в каждом слове». Затем ребенку произносят слова из двух, тех, четырех звуков (ус, дом, ваза).

Фиксируется: умения правильно выделять, последовательно называть и сосчитать звуки в слове.

  1. Закончи слово: задания направлены на проверку уровня сформированности навыков фонематического восприятия, слухового внимания.

Методика обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Закончи слово». Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Затем ребенок заканчивает слово подбирая пропущенный звук и произнося слово целиком.

Фиксируется: умения правильно называть пропущенный звук.

4.Эхо: задания направлены на проверку уровня сформированности навыков фонематического восприятия, слухового внимания и умения   повторять слоговые ряды в заданной последовательности и слова паронимы.

Методика обследования: ребенку предлагают поиграть в игру "Эхо" - взрослый произносит следующие слоговые ряды и слова паронимы: та-да-та, ка-га-га, па-па-ба. удочка-уточка и т.д.

Фиксируется: выполнения задания в соответствии с инструкцией.

Итог: Фонематические процессы сформированы, сформированы недостаточно, не сформированы. Отмечаем: все задания выполнены верно с первой попытки. Допускаются ошибки, но исправляются самостоятельно, задания выполняются с ошибками, одно-два задания недоступны, большая часть заданий недоступна, неверные ответы, отказ от выполнения.

Методика обследования состояния мелкой моторики

(объем движений, темп, наличие леворукости):

- кинестетическая основа движений:

упражнение «Коза» - вытянуть одновременно указательный и средний пальцы на правой руке, потом на левой, затем на обеих руках;

упражнение «Улиточка» - вытянуть одновременно указательный и безымянный пальцы на правой руке, потом на левой, затем на обеих руках;

- кинетическая основа движений:

упражнение «Колечко» - соединить большой палец поочередно с остальными пальцами руки в кольцо на правой руке, потом на левой, затем на обеих руках;

упражнение «Игра на рояле» - одновременное переключение пальцев с позиции большой и мизинец на безымянный и указательный; попеременное переключение пальцев с мизинца до большого;

проба «Кулак – ребро – ладонь» - переключение движений кисти руки согласно словесной инструкции учителя-логопеда.

Результаты по ходу обследования фиксируются в речевых картах (приложение 3, п.п. 7,8,9,10,11) и по каждому компоненту устной речи определяется: обследуемый компонент сформирован, сформирован недостаточно (частично) или не сформирован, что соответствует традиционным уровневым показателям (оценкам): высокий, средний или низкий уровень.

Устойчивость достигнутых результатов на отдаленных этапах после завершения коррекции показывает отсроченная проверка. Для учета эффективности целесообразно проводить диагностику с помощью тех же приемов, которые использовались перед началом коррекции.


  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

4.1. Этапы реализации проекта

Проект по использованию современных интерактивных методов обучения, электронных образовательных ресурсов как фактора успешного решения проблемы подготовки дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к обучению грамоте «По дороге к азбуке» предполагает несколько этапов его реализации:

 

Этапы

Основные задачи

Сроки

I этап -

 

Организационный

(поисково-теоретический)

Изучение и анализ научной, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.

 Изучение современных интерактивных методов обучения, электронных образовательных ресурсов при подготовке дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к обучению грамоте. Определение методологии и методики исследования, понятийного аппарата, проблемы, объекта, предмета, задач, методов и гипотезы, подбор необходимого диагностического и практического инструментария.

декабрь 2022 г. -май

2023 г.

II этап –

 

Диагностический (методико-аналитический)

Проведение диагностического обследования, изучение особенностей овладения детьми с тяжелыми нарушениями речи элементами грамоты.

Анализ полученных диагностических данных.

Составление плана работы.

Подбор интерактивных методов обучения, электронных образовательных ресурсов для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса.

Создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, направленных на успешную подготовку к школе.

Планирование деятельности с педагогами и родителями.

сентябрь-декабрь

2022 г.

III этап –

 

Практический (реализация системы мероприятий)

 

Диагностика овладения элементами грамоты детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в начале и конце учебного года, внесение корректировок.

Составление индивидуальных планов по обучению элементам грамоты с учетом диагностических данных.

Проведение основных мероприятий по реализации проекта. Внедрение современных электронных образовательных ресурсов в коррекционно – развивающий процесс.

декабрь 2023 г.–май 2024 г.

IV этап –

 

Аналитический

 

Анализ достигнутых результатов.

Оценка эффективности проекта.

Подведение итогов по реализации проекта.

Отчёт о реализации проекта.

май

2024 г.

 

 

4.2. Перспективный план по реализации проекта

по использованию современных интерактивных методов обучения, электронных образовательных ресурсов как фактора успешного решения проблемы подготовки дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к обучению грамоте          «По дороге к азбуке»

 

Этап

Основные мероприятия

Сроки проведения

I этап

Изучение современных интерактивных методов обучения, электронных образовательных ресурсов, способствующих подготовке дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к обучению грамоте.

декабрь-май

2022 г.

 

II этап

Создание банка современных интерактивных методов обучения, электронных образовательных ресурсов в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, направленных на успешную подготовку к школе.

Организация информационно-образовательной среды: таблицы, схемы, мультимедийные презентации, компьютерные программы, игры, тестовые задания, электронная библиотека, направленных на обучение детей старшего дошкольного возраста элементам грамоты и подготовки руки к письму.

сентябрь-декабрь

2022 г.

 

 

III этап

Проведение диагностического обследования, изучение особенностей формирования фонематических процессов, звуко-слоговой структуры слова, звукопроизношения, мелкой моторики и графо-моторных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи в начале и конце учебного года, внесение корректировок.

сентябрь 2022 г.

апрель 2023 г.

сентябрь 2023 г.

апрель 2024 г.

Коррекционно-развивающий образовательный процесс, направленный на повышение показателей развития фонематических процессов, звуко-слоговой структуры слова, звукопроизношения, мелкой моторики и графо-моторных навыков детей с тяжелыми нарушениями речи, путем внедрения современных интерактивных методов обучения, электронных образовательных ресурсов.

декабрь 2022 г.-

апрель 2024 г.

Проведение кружка по подготовке руки к письму «Школа умелого карандаша»

сентябрь 2022 г.-

май 2023 г.

Педагогическая мастерская для педагогов МБДОУ «Эффективное использование электронных образовательных ресурсов, направленных на обучение детей старшего дошкольного возраста элементам грамоты».

декабрь 2022 г.

Методический кейс для родителей «Волшебный мир звуков, букв и слов».

январь 2023 г.

Игровой тренинг «В гостях у Буквознайки».

февраль 2023 г.

Видеоряд «От погремушки до тетрадки».

март 2023 г.

Электронный сборник для педагогов и родителей «У буквы-невелички – волшебные привычки».

апрель 2023 г.

Презентация материала «Игровые ступени» (итог работы кружка «Школа умелого карандаша»)

апрель 2023 г.

Анализ достигнутых результатов воспитанников за год. Внесение корректировок.

май 2023 г.

Круглый стол с родителями «Азбука для дошкольника»

октябрь 2024 г.

В рамках преемственности с МБСОШ № 8 КВН «АБВГДей-ка»

декабрь 2024 г.

Электронная библиотека для родителей «Как превратить занятия с ребенком в увлекательную игру».

февраль 2024 г.

Обобщение педагогического опыта по теме: «Использование современных интерактивных методов обучения, электронных образовательных ресурсов, направленных на обучение детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи элементам грамоты».

апрель 2024 г.

IV этап

Анализ достигнутых результатов за 3 года.

Обработка итоговых данных диагностического обследования.

Соотнесение результатов проекта с поставленными целью и задачами.

Оценка эффективности проекта.

май 2024 г.

 

4.3. Ожидаемые результаты при реализации проекта

Использование традиционных средств речевого развития ребенка и современных интерактивных методов обучения, электронных образовательных ресурсов позволит повысить эффективность коррекционно-развивающей работы, значительно улучшить уровень развития языковой способности, мелкой моторики и подготовить дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к успешному обучению в школе.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Увеличится количество детей со сформированным фонематическим слухом.
  2. Повысится уровень сформированности звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
  3. Улучшится состояние мелкой моторики, графо-моторных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
  4. Способствует профилактике дисграфии и дислексии.
  5. Повысится уровень развития познавательных способностей (внимания, памяти, мышления, речи, восприятия, воображения).
  6. Повысится уровень компетентности педагогов по использованию традиционных средств речевого развития ребенка и современных интерактивных методов обучения, электронных образовательных ресурсов в подготовке детей с тяжелыми нарушениями речи к успешному обучению в школе.
  7. Приобретение родителями опыта взаимного сотрудничества, активное использование современных интерактивных методов обучения в домашних условиях и вовлечение в работу по подготовке детей к школе.

Таким образом, все перечисленные традиционные средства речевого развития ребенка и современные интерактивные методы обучения, электронные образовательные ресурсы позволят разнообразно проводить непрерывную образовательную деятельность по обучению элементам грамоты, и работу кружка по подготовке руки к письму «Школа умелого карандаша, что обеспечит большую эффективность в достижении положительных результатов и подготовки детей к школе. 

 

Список литературы

 

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. Пособие / В.М. Акименко. – изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 105 с.
  2. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.
  3. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г
  4. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6–7 лет. Конспекты фронтальных занятий III периода обучения в подготовительной к школе логогруппе / О.С.
  5. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 160 с. – (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
  6. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
  7. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке», 2011.
  8. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М., 2001.
  9. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. Опорные конспекты 18 занятий. Комплект листов для выполнения заданий. – М., 1996.
  10. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи: метод. пособие / А.Н. Корнев. – М., 2007. (Библиотека логопеда-практика).
  11. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб., 2007.
  12. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. – М., 2009.
  13. Куликовская Т.А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов / Т.А. Куликовская. – М., 2010.
  14. Матвеева А.Н. Звуки и буквы. – М., 1994.
  15. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.
  16. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.

 

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.