Алексеева Анастасия Сергеевна
Педагог-психолог
ГОБУ НОЦППМС
Новгородская область
Государственное областное бюджетное областное учреждение
«Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОБУ НОЦППМС
_____________ Е.И. Крайнева
Рассмотрено на заседании
мини-педсовета Центра
Протокол №_______________
«___»_______________2023 г.
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа
«Точка опоры»
для детей 16-18 лет
Составитель:
Алексеева А.С.,
Дмитриева И.А.
педагоги-психологи
Великий Новгород
2023 г.
Пояснительная записка
Актуальность программы
Подростковый период очень важен в процессе развития личности. В этот период у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.
Подростку приходится постоянно решать актуальные для своего возраста задачи:
- отделение от родителей и приобретение психологической самостоятельности;
- определение своего места среди сверстников в референтной группе, установление новых эмоциональных отношений с ровесниками;
- расширение ролевого репертуара, преодоление ролевой диффузии - размытости и неопределенности ролевой структуры личности;
- обретение взрослой (зрелой) сексуальности, установление гармоничных отношений с представителями противоположного пола;
- профессиональное самоопределение;
- движение к осознанию своего предназначения, поиски «смысла жизни» и ответов на вопросы: «кто я?», «какой я?»;
- стремление молодых людей к познанию мира, своих возможностей, их желание самореализоваться в подростковом возрасте проявляются и через реакции увлечения, или хобби-реакции.
Решая возрастные задачи развития, подростки могут использовать конструктивные и неконструктивные стратегии поведения.
Неадекватные стратегии поведения приводят к школьной и социальной дезадаптации и требуют коррекции.
Конструктивные способы решения проблем направлены на активное преобразование ситуации, на преодоление травмирующих обстоятельств, в результате чего возникает чувство роста собственных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни.
Развитие эмоциональной сферы подростков протекает бурно. Для подросткового возраста характерна резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков - порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Таким образом, основная задача подросткового возраста - интеграция в единое целое элементов идентичности личности, в той или иной степени сформированных ранее.
В ГОБУ НОЦППМС на консультации к педагогам-психологам часто обращаются подростки после 16 лет и старше, с жалобами на сниженное настроение, приступы грусти, апатии, чувство одиночества. Подростки так же имеют повышенный уровень тревожности, неуверенность в себе и заниженную самооценку. Имеют риск социальной дезадаптации, риск депрессии, риск истинных суицидальных попыток. Все эти факторы влияют на личностное развитие, эмоциональное состояние, на их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
По этой причине была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на профилактику эмоционального неблагополучия подростков 16-18лет.
Научная обоснованность:
Подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которое во многом определяет последующую судьбу (И.Л. Божович, К.С. Лебединская, А.Е Личко, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Перед современным подростком есть два пути к взрослости. Первый путь – путь к реальной взрослости, сопровождающийся развитием самопознания, принятием на себя ответственности за свою жизнь, понимания смысла своего бытия. Второй путь – путь к взрослости иллюзорной, инфантильной или в некоторых случаях асоциальной, к взрослости с эмоциональными и физическими проблемами.
Очень важно, чтобы в этот возрастной период у ребенка сформировалась коммуникативные навыки и адекватное представление о самом себе, которые помогут ребенку быть принятым в группе сверстников, поскольку задачами развития личности в период 13-14 лет является успешная социализация в среде сверстников, ощущение себя полноправным членом референтной группы. Развитие самосознания подростка связывается с развитием его самооценки. Представление о себе складывается в сопоставлении себя с другими. Только когда он разберется в действиях и качествах другого подростка, он сможет понять себя.
И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.
И. С. Кон тоже говорит о том, что одна из главных тенденций подросткового возраста – переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников. По его мнению, такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков, но происходит она обязательно.
Программа построена на формирование коммуникативных навыков и адекватного представления о самом себе через игру.
Игра – это своего рода диагностика личных качеств и способностей ребенка. В игре существуют правила, о соблюдении которых подростки учатся договариваться друг с другом и выполнять их, формируются коммуникативные умения, повышается уверенность в себе, развивается эмпатия. Игра, по мнению Д.Б. Эльконина, это "деятельность, преодолевающая эгоцентризм", в общении со сверстниками и под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности, в процессе споров и поиска общих договоренностей, происходит процесс децентрации т.е. умения увидеть и проанализировать ситуацию с различных точек зрения, выделить новые свойства и значения условий разрешения проблемной ситуации. Игровое взаимодействие предоставляет существенные возможности для организации условий эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации ребенка.
Цель программы: коррекция эмоционального неблагополучия подростков.
Задачи программы:
- Развитие навыков эффективного общения (слушать, умения вступать в диалог, высказывать свою точку зрения, умение договариваться, приходить к компромиссному решению).
- Повышение самопонимания себя и своих положительных личностных качеств).
- Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.
- Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
- Создание условий для определения жизненных целей и самоопределения.
Адресат: старшие подростки 16-18 лет.
Продолжительность курса: 12 групповых занятий, 1 раз в неделю, продолжительностью два академических часа.
Ожидаемые результаты.
Подростки научатся:
- эффективному поведению в преодолении стрессовых ситуаций;
- понимать своё эмоциональное состояние, свои способности и личностные качества;
- выстраивать дружеские взаимоотношения;
- нормализуется эмоциональное состояние;
- сформируется позитивная самооценка.
Система оценки достижения
- Подростковый диагностический опросник (Н.Я. Иванов, А.Е. Личко), в начале группы.
- Тест развития эмоционального интеллекта Холла (в начале группы и в конце).
- Наблюдение за детьми.
- Содержание программы.
- Каждое занятие тактически разбивается на этапы:
- Приветствие.
- Разминка, на которой закрепляются умения, формируемые на предыдущем занятии.
- Основной этап, в ходе которого происходит формирование новых умений.
- Арт-техники на отработку навыков предложенные ведущим.
- Завершающий этап, рефлексия получение обратной связи. Прощание
Тематическое планирование
№ занятия |
Тема занятия
|
Цели и задачи |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
Знакомство?
|
Знакомство участников друг с другом и с психологическим тренингом как методом работы, формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий.
|
1.Приветствие. 2.Обсуждение и принятие правил работы. 3.Знакомство «Самопрезентация в рисунке»- «Метафорический автопортрет. 4.Упражнение «Интервью». 5.Рефлексия. |
2 |
2 |
Мой внутренний мир |
Формирование осознанного отношения к своему внутреннему миру, развитие самоинтереса к своему внутреннему миру, осознание всей многосторонности своего внутреннего мира, формирование позитивного отношения к своему внутреннему «Я». |
1.Приветствие. 2.Упражнения «Привет» 3.Знакомство с техникой «Мандалы»; Упражнение «Мой внутренний мир». 4.Упражнение «Моя самая грустная история. 5.Рефлексия |
2 |
3 |
Моя история |
Развитие самосознания подростков, умений и навыков самоанализа, рефлексии, способствовать личностному росту, нравственному самосовершенствованию. |
1. Приветствие. 2. Знакомство c техникой рисование песком на световом планшете. 3.Упражнение «Линия и настроение», «Палитра чувств». 4.Упражнение «Мой самый сильный страх» 5. Рефлексия |
2 |
4 |
Мир моей мечты |
Создать у подростков мотивацию на самопознание. Научить внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя. |
1.Приветствие. 2.Рисование песком на световом планшете 3.Упражнение «Мир моей мечты» 4.Упражнение «Мои ресурсы» 5. Рефлексия. |
2 |
5 |
Самого себя любить
|
Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок. Создание положительного эмоционального состояния. Облегчение состояния тревожности, переключение тревоги в конструктивное русло. |
1.Приветствие. 2. Беседа о стрессе 3. Упражнения на дыхание и мышечное расслабление. Техники «Маски» «Старательный чукча», «Снежная королева» 4.Релаксация «Полет бабочки» 5. Рефлексия |
2 |
6 |
Учимся взаимопониманию |
развитие социальной наблюдательности, вербального взаимодействия.
|
1.Разминка «Копирование движений» 2. Упражнение «Бип», «Чужие коленки», «Необычное использование», «Снежки»; 3.Игра-загадка «МПС» 4.Подведение итогов. 5. Прощание. |
2 |
7 |
Средства общения |
продолжить развитие навыков эффективного общения. Продемонстрировать, что средствами общения выступают не только слова, но и интонации, жесты, контекст общения и т.д.
|
1. Разминка «Пишущая машинка». 2. Информационный блок: средства общения. 3. Упражнения «Испорченный телевизор», «Дистанция общения», «Перебежчики и охранники», «Поиск предметов». 4. Подведение итогов. 5. Прощание. |
2 |
8 |
Общение без слов |
Развитие навыков невербальной коммуникации, экспрессивности, умение расшифровывать невербальные сигналы других участников общения.
|
1.разминка «Сбор по голосам» 2. Упражнение «Стеклянная дверь», «Выстраивание по росту», «Разговор в рисунках». 3.Игра «Испорченный телефон» (с тактильным контактом) 4.Подведение итогов. 5. прощание. |
2 |
9 |
Наши эмоции и чувства |
понять, что такое эмоции и чувства, а также совершенствовать умение конструктивно выражать их.
|
1.Разминка «Путаница»; «Хлопки по коленям». 2. Информационный блок: основные эмоции и чувства. 3Упражнение «Угадай эмоцию», «Скульптор и глина», «Замороженные». 4. Подведение итогов 5. Прощание.
|
2 |
10 |
Проявление эмоций и чувств |
Научиться расшифровывать внешние проявления основных эмоций и чувств у других людей, а также развивать собственную эмоциональную экспрессивность. |
1. Разминка «Хлопки по коленям». 2.Практическая работа с иллюстративным материалом «Внешние проявление эмоций». 3.Игра-соревнование «Замороженные». 4.Подведение итогов. 5.Прощание. |
2 |
11 |
Владею собой |
Развитие и формирование умения расслабляться, релаксация, развитие воображения. |
1.Приветствие. 2. Упражнение «Поплавок в океане» 3. Упражнение «Коса», «Все в твоих руках» 4.Релаксация «Место силы» 5. Рефлексия. |
2 |
12 |
Подведение итогов |
Подведение итогов, закрепление достигнутых результатов, завершение групповой работы.
|
1. Приветствие. 2. Упражнение «Карта отличного настроения» 3. Упражнения «Рисунок на память» 4. Релаксация «Улыбка. 5. Рефлексия. |
2 |
Литература
- Антропов, Ю.Ф. Психосоматические расстройства и
патологические привычные действия у детей и подростков [Текст]: Учебное
пособие. / Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко. – М.: Издательство Института
Психотерапии, Издательство НГМА, 2002. – 320 с. - Белова, А.П. Оценка депрессивности в подростковом возрасте
[Текст] / А.П. Белова, С.Б. Малых, Е.З. Сабирова, М.М. Лобаскова. // Вестник
Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. –
2008. – № 32 (132). - Беляева, В.А. Выявление депрессии и анализ причин ее
возникновения у школьников-старшеклассников [Текст] / В.А. Беляева. //
53.
4. Психология XXI века: материалы Международной научно-практической
конференции молодых ученых «Психология XXI века» (Санкт-Петербург,
21-23 апреля 2011 г.) / Под науч. ред. О.Ю. Щелковой. – СПб.: Издательство
Санкт-Петербургского университета, 2011. – С. 132-134. - Иовчук, Н.М. Эмоциональные расстройства и расстройства
поведения, начинающиеся обычно в детском или подростковом возрасте
[Текст] / Н.М. Иовчук. – Психиатрия: национальное руководство. – М.:
Издательская группа «ГЭОТАР», 2009. – С. 728-749.
Перейти к публикациям в сборнике для педагогов