ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Алексеева Анастасия Сергеевна

Педагог-психолог

ГОБУ НОЦППМС

Новгородская область

Государственное областное бюджетное областное учреждение

«Новгородский областной центр психолого-педагогической,  медицинской и социальной помощи»

 

 

                                                                             УТВЕРЖДАЮ          

                                                                                                       Директор ГОБУ НОЦППМС

  _____________ Е.И. Крайнева

                                                                                                        Рассмотрено на заседании       

                                                                                                         мини-педсовета  Центра

                                                                                                        Протокол №_______________

           «___»_______________2023 г.

 

 

 

Индивидуально-ориентированная  коррекционно-развивающая программа

«Точка опоры»

для детей 16-18 лет

 

 

 

 

Составитель:

Алексеева А.С.,

Дмитриева И.А.

педагоги-психологи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

 

 

Великий Новгород

2023 г.


Пояснительная записка

                                     Актуальность программы

Подростковый период очень важен в процессе развития личности. В этот период у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.

Подростку приходится постоянно решать актуальные для своего возраста задачи:

  • отделение от родителей и приобретение психологической самостоятельности;
  • определение своего места среди сверстников в референтной группе, установление новых эмоциональных отношений с ровесниками;
  • расширение ролевого репертуара, преодоление ролевой диффузии - размытости и неопределенности ролевой структуры личности;
  • обретение взрослой (зрелой) сексуальности, установление гармоничных отношений с представителями противоположного пола;
  • профессиональное самоопределение;
  • движение к осознанию своего предназначения, поиски «смысла жизни» и ответов на вопросы: «кто я?», «какой я?»;
  • стремление молодых людей к познанию мира, своих возможностей, их желание самореализоваться в подростковом возрасте проявляются и через реакции увлечения, или хобби-реакции.

Решая возрастные задачи развития, подростки могут использовать конструктивные и неконструктивные стратегии поведения.

Неадекватные стратегии поведения приводят к школьной и социальной дезадаптации и требуют коррекции.

Конструктивные способы решения проблем направлены на активное преобразование ситуации, на преодоление  травмирующих обстоятельств, в результате чего возникает чувство роста собственных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни.

Развитие эмоциональной сферы подростков протекает бурно. Для подросткового возраста характерна резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков - порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Таким образом, основная задача подросткового возраста - интеграция в единое целое элементов идентичности личности, в той или иной степени сформированных ранее.

В ГОБУ НОЦППМС на консультации к педагогам-психологам  часто обращаются подростки после 16 лет и старше, с жалобами на сниженное настроение, приступы грусти, апатии, чувство одиночества.  Подростки так же имеют повышенный уровень  тревожности, неуверенность в себе и заниженную самооценку. Имеют риск социальной дезадаптации, риск депрессии, риск истинных суицидальных попыток. Все эти факторы влияют на личностное развитие, эмоциональное состояние, на их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. 

По этой причине была  разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на профилактику эмоционального неблагополучия подростков 16-18лет.

 

Научная обоснованность:

Подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которое во многом определяет последующую судьбу (И.Л. Божович, К.С. Лебединская, А.Е Личко, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Перед современным подростком есть два пути к взрослости. Первый путь – путь к реальной взрослости, сопровождающийся развитием самопознания, принятием на себя ответственности за свою жизнь, понимания смысла своего бытия. Второй путь – путь к взрослости иллюзорной, инфантильной или в некоторых случаях асоциальной, к взрослости с эмоциональными и физическими проблемами.

Очень важно, чтобы в этот возрастной период у ребенка сформировалась коммуникативные навыки и адекватное представление о самом себе, которые помогут ребенку быть принятым в группе сверстников, поскольку задачами развития личности в период 13-14 лет является успешная социализация в среде сверстников, ощущение себя полноправным членом референтной группы. Развитие самосознания подростка связывается с развитием его самооценки. Представление о себе складывается в сопоставлении себя с другими. Только когда он разберется в действиях и качествах другого подростка, он сможет понять себя.

И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

И. С. Кон тоже говорит о том, что одна из главных тенденций подросткового возраста – переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников. По его мнению, такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков, но происходит она обязательно.

Программа построена на формирование коммуникативных навыков и  адекватного  представления о самом себе через игру.

Игра – это своего рода диагностика личных качеств и способностей ребенка. В игре существуют  правила, о соблюдении которых подростки  учатся договариваться друг с другом и выполнять их, формируются коммуникативные умения, повышается уверенность в себе, развивается эмпатия.   Игра, по мнению Д.Б. Эльконина, это "деятельность, преодолевающая эгоцентризм", в общении со сверстниками и  под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности, в процессе споров и поиска общих договоренностей, происходит процесс децентрации т.е. умения увидеть и проанализировать ситуацию с различных точек зрения, выделить новые свойства и значения условий разрешения про­блемной ситуации. Игровое взаимодействие предоставляет существен­ные возможности для организации условий эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации ребенка. 

Цель программы: коррекция эмоционального неблагополучия подростков.

Задачи программы:

  1. Развитие навыков эффективного общения (слушать, умения вступать в диалог, высказывать свою точку зрения, умение договариваться, приходить к компромиссному решению).
  2. Повышение самопонимания себя и своих положительных личностных качеств).
  3. Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.
  4. Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
  5. Создание условий для определения жизненных целей и самоопределения.

Адресат: старшие подростки 16-18 лет.

Продолжительность курса: 12 групповых занятий, 1 раз в неделю, продолжительностью два академических часа.

Ожидаемые результаты.

Подростки  научатся:

- эффективному поведению в преодолении стрессовых ситуаций;

- понимать своё эмоциональное состояние, свои способности и личностные качества;

- выстраивать дружеские взаимоотношения;

- нормализуется эмоциональное состояние;

- сформируется позитивная  самооценка.

          Система оценки достижения

  1. Подростковый диагностический опросник (Н.Я. Иванов, А.Е. Личко), в начале группы.
  2. Тест развития эмоционального интеллекта Холла (в начале группы и в конце).
  3. Наблюдение за детьми.
  4. Содержание программы.
  5. Каждое занятие тактически разбивается на этапы:
  6. Приветствие.
  7. Разминка, на которой закрепляются умения, формируемые на предыдущем занятии.         
  8. Основной этап, в ходе которого происходит формирование новых умений.
  9. Арт-техники на отработку навыков предложенные ведущим.
  10. Завершающий этап, рефлексия получение обратной связи. Прощание

 

Тематическое планирование

 

занятия

Тема занятия

 

Цели и задачи

Содержание

Кол-во часов

1

Знакомство?

 

Знакомство участников друг с другом и с психологическим тренингом как методом работы, формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий.

 

1.Приветствие.

2.Обсуждение и принятие правил работы.

3.Знакомство «Самопрезентация в рисунке»- «Метафорический автопортрет.

4.Упражнение  «Интервью».

5.Рефлексия.

2

2

Мой внутренний мир

Формирование осознанного отношения к своему внутреннему миру, развитие самоинтереса к своему внутреннему миру, осознание всей многосторонности своего внутреннего мира, формирование позитивного отношения к своему внутреннему «Я».

1.Приветствие.

2.Упражнения «Привет»

3.Знакомство с техникой «Мандалы»; Упражнение «Мой внутренний мир».

4.Упражнение «Моя самая грустная история.

5.Рефлексия

2

3

Моя история

Развитие самосознания подростков, умений и навыков самоанализа, рефлексии, способствовать личностному росту, нравственному самосовершенствованию.

1. Приветствие.

2. Знакомство c техникой рисование песком на световом планшете.

3.Упражнение «Линия и настроение», «Палитра чувств».

4.Упражнение «Мой самый сильный страх»

5. Рефлексия

2

4

Мир моей мечты

Создать у подростков мотивацию на самопознание. Научить внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

1.Приветствие.

2.Рисование песком на световом планшете

3.Упражнение «Мир моей мечты»

4.Упражнение «Мои ресурсы»

5. Рефлексия.

2

5

Самого себя любить

 

Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок.

Создание положительного эмоционального состояния.

Облегчение состояния тревожности, переключение тревоги в конструктивное русло.

1.Приветствие.

2. Беседа о стрессе

3. Упражнения на дыхание и мышечное расслабление. Техники «Маски» «Старательный чукча», «Снежная королева»

4.Релаксация «Полет бабочки»

5. Рефлексия

2

6

Учимся взаимопониманию

развитие социальной  наблюдательности, вербального взаимодействия.

 

 

1.Разминка «Копирование движений»

2. Упражнение «Бип», «Чужие коленки», «Необычное использование», «Снежки»;

3.Игра-загадка «МПС»

4.Подведение итогов.

5. Прощание.

2

7

Средства общения

продолжить развитие навыков эффективного общения. Продемонстрировать, что средствами общения выступают не только слова, но и интонации, жесты, контекст общения и т.д.

 

 

1. Разминка «Пишущая машинка».

2. Информационный блок: средства общения. 

3. Упражнения «Испорченный телевизор», «Дистанция общения», «Перебежчики и охранники», «Поиск предметов».

4. Подведение итогов.

5. Прощание.

2

8

Общение без слов

Развитие навыков невербальной коммуникации, экспрессивности, умение расшифровывать невербальные сигналы других участников общения.

 

1.разминка «Сбор по голосам»

2. Упражнение «Стеклянная дверь», «Выстраивание по росту», «Разговор в рисунках».

3.Игра «Испорченный телефон» (с тактильным контактом)

4.Подведение итогов.

5. прощание.

2

9

Наши эмоции и чувства

понять, что такое эмоции и чувства, а также совершенствовать умение конструктивно выражать их.

 

1.Разминка «Путаница»; «Хлопки по коленям».

2. Информационный блок: основные эмоции и чувства.

3Упражнение «Угадай эмоцию», «Скульптор и глина», «Замороженные».

4. Подведение итогов

5. Прощание.

 

2

10

Проявление эмоций и чувств

Научиться расшифровывать внешние проявления основных эмоций и чувств у других людей, а также развивать собственную эмоциональную экспрессивность.

1. Разминка «Хлопки по коленям».

2.Практическая работа с иллюстративным материалом «Внешние проявление эмоций».

3.Игра-соревнование «Замороженные».

4.Подведение итогов.

5.Прощание.

2

11

Владею собой

Развитие и формирование умения расслабляться, релаксация, развитие воображения.

1.Приветствие.

 2. Упражнение «Поплавок в океане»

3. Упражнение «Коса», «Все в твоих руках»

4.Релаксация «Место силы»

5. Рефлексия.

2

12

Подведение итогов

Подведение итогов, закрепление достигнутых результатов, завершение групповой работы.

 

1. Приветствие.

2. Упражнение «Карта отличного настроения»

3. Упражнения «Рисунок на память»

4. Релаксация «Улыбка.

5. Рефлексия.

2

 

Литература

  1. Антропов, Ю.Ф. Психосоматические расстройства и
    патологические привычные действия у детей и подростков [Текст]: Учебное
    пособие. / Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко. – М.: Издательство Института
    Психотерапии, Издательство НГМА, 2002. – 320 с.
  2. Белова, А.П. Оценка депрессивности в подростковом возрасте
    [Текст] / А.П. Белова, С.Б. Малых, Е.З. Сабирова, М.М. Лобаскова. // Вестник
    Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. –
    2008. – № 32 (132).
  3. Беляева, В.А. Выявление депрессии и анализ причин ее
    возникновения у школьников-старшеклассников [Текст] / В.А. Беляева. //
    53.
    4. Психология XXI века: материалы Международной научно-практической
    конференции молодых ученых «Психология XXI века» (Санкт-Петербург,
    21-23 апреля 2011 г.) / Под науч. ред. О.Ю. Щелковой. – СПб.: Издательство
    Санкт-Петербургского университета, 2011. – С. 132-134.
  4. Иовчук, Н.М. Эмоциональные расстройства и расстройства
    поведения, начинающиеся обычно в детском или подростковом возрасте
    [Текст] / Н.М. Иовчук. – Психиатрия: национальное руководство. – М.:
    Издательская группа «ГЭОТАР», 2009. – С. 728-749.

                                                                                        

Перейти к  публикациям в сборнике для педагогов

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.