Старкова Татьяна Валерьевна
Педагог-психолог
МБОУ СОШ №9 им. П.Ф. Евдокимова
Краснодарский край, Абинский район, с. Светлогорское
Семейный практикум для родителей и подростков
«Шаг навстречу»
Цель: оптимизация детско-родительских взаимоотношений.
Задачи:
1.Расширение возможностей понимания и принятия в паре «родитель/ребенок»;
2. Улучшение рефлексии взаимоотношений в семье;
3.Выработка новых навыков взаимодействия друг с другом;
4. Формирование умения получать дополнительные знания друг о друге;
5.Активизация продуктивной коммуникации в семье.
Время: 60 минут
Количество участников: мини группа, общее количество (дети + родители) не больше 10-12 человек, т.е. 5, 6 пар.
Вводное слово: Обсуждение с участниками занятия правил группы:
- не перебивать друг друга;
- внимательно слушать друг друга;
- не критиковать друг друга;
- Упражнение: «Знакомство»
Цель: эмоциональная разрядка, возможность познакомиться, настрой на работу.
Время работы: 10 минут
Ход упражнения: Родители и дети рассаживаются по кругу и по очереди называют свое имя, свое настроение и 1 факт и себе.
- Упражнение: «Расскажи о себе».
Цели: сплочение, возможность родителям и детям сблизиться друг с другом, узнать новую информацию об увлечениях, вкусах, предпочтениях.
Время работы: 20минут.
Материалы: заранее подготовленные листы с вопросами (приложение1).
Ход упражнения: Педагог-психолог раздает листы подросткам и родителям с вопросами, касающимися их личности, интересов, привычек, предпочтений (приложение 1). Некоторое время участники работают с листами, заполняют самостоятельно, не уточняя ответы на вопросы друг о друге. Затем родители и дети меняются листами и изучают полученную информацию, ищут количество совпадений и угадываний. Далее упражнение можно закончить 2 способами (в зависимости от открытости/закрытости группы). Первый способ: обсуждение ответов в групповом формате, по кругу, каждая пара родитель/ребенок зачитывают наиболее интересные для них моменты. Второй способ: каждая пара родитель/ребенок обсуждают полученные ответы в парах и обсуждение лишь сводится к тому, насколько было полезно или неполезно упражнение.
Примечание: Как правило, это упражнение участники выполняют с удовольствием, это простое во всех смыслах упражнение, которое за короткий период и в ненавязчивой форме может сплотить родителя и ребенка, а также наметить коррекционный путь, если родитель и ребенок не очень хорошо знают друг друга, в силу различных обстоятельств.
3.Упражнение: «Семейные ценности».
Цель: формирование нравственной позиции по отношению к семье; развитие положительных эмоций и чувств, связанных с семьей; возможность ближе знать друг друга.
Время работы: 20 минут.
Материалы: пластилин, рамка для фото со стеклом.
Инструкция: Необходимо предложить участникам взять по кусочку пластилина любого цвета и начинать разминать в руке. Далее родителям и подросткам предлагается по очереди рассказать какие ценности присущи их семьям и что значит «семья» для каждого. (Пример: Любовь к членам семьи, взаимопонимание, доверие, терпение, уважение, почитание, старших, забота, доброта, верность, ответственность). Либо рассказать по одной традиции, которая есть в семье, либо о традиции, которую участник хочет внести в семью. Когда первый участник по кругу высказался он передает свой кусочек пластилина другому участнику, тот соединяет со своим кусочком и рассказывает про свои ценности и так далее пока все участники не выскажутся. В итоге у последнего участника должен оказаться крупный яркий кусок пластилина. Затем участникам предлагается получившийся кусок пластилина нанести на стекло рамки, распределив по всему стеклу равномерно. В итоге получается цветная картина. Необходимо отметить, что данная картина будет являться символом крепких, доверительных и дружеских отношений между детьми и родителями.
- Рефлексия. Ученики и их родители обсуждают итоги занятия, какие упражнения понравились. Что было полезно, с чем уходят участники занятия.
Далее педагог-психолог благодарит родителей и детей.
Приложение 1
Вопросы подросткам о родителях
Любимый фильм мамы/папы |
|
Любимая фраза мамы/папы |
|
Любимое блюдо мамы/папы |
|
Как проводит время мамы/папы |
|
Кто друзья у мамы/папы |
|
О чем мечтает мамы/папы |
|
Приятное воспоминание с |
|
Как бы ты хотел проводить время с мамой/папой |
|
Пожелание маме/папе |
|
Вопросы родителям о подростках
Любимый фильм сына/дочери |
|
Любимая фраза сына/дочери |
|
Любимое блюдо сына/дочери |
|
Как проводит время сын/дочь |
|
Кто друзья у сына/дочери |
|
О чем мечтает сын/дочь |
|
Приятное воспоминание с сыном/дочерью, когда он был маленьким |
|
Как бы Вы хотели проводить время с сыном/дочерью |
|
Пожелание сыну/дочери |
|