Пашкова Татьяна Александровна
педагог-психолог
ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) школа-интернат №2 г. Владимир»
Владимирская обл.,
г. Владимир
Сказкотерапия – как способ коррекции агрессивного поведения у детей с когнитивными нарушениями
Нарушение поведения часто присуще детям с когнитивными нарушениями. Это связано с тем, что такие дети не обладают эмпатией и им в ограниченном виде доступна рефлексия и саморефлексия.
Это проявляется в том, что дети не чувствуют того, какие эмоции, чувства и переживания вызывают их действия в других детях. Так же, не имея возможности осознавать и свои эмоции – дети действуют импульсивно и агрессивно. Детям в ограниченной форме доступно понимание норм поведения в социуме, они с трудом переносят полученные знания об эмоциях и социальных нормах на свою жизнь.
Воспитательный процесс в таких случаях больше строиться на наказании и объяснении, но дети, даже осознавая неправильность своего поведения, не переносят эти знания на последующие подобные ситуации.
Так же зачастую воспитательные мероприятия детьми воспринимаются негативно, отторгаются, потому что они привыкают к тому, что их ругают, и само содержание лекции взрослого не достигает цели. Это происходит еще и потому, что слуховое восприятие и способность переработки поступающей информации у таких детей ограничена.
Здесь нам на помощь приходит Сказкотерапия.
Сказкотерапия – это метод, благодаря которому мы можем обойти сопротивление сознания. Ведь в сказке говорится не о ребенке, а о каком-то вымышленном персонаже. Дети могут оценить его поведение, высказать свое мнение о том, что плохого в его поведении, что хорошего. Как ему себя стоит вести, что сделать, какие сделать выводы.
Алгоритм составления сказки:
- Герой сказки;
- Трудность или проблема;
- Критическая ситуация;
- Путь героя;
- Ресурсы;
- Препятствия;
- Варианты решения;
- Триумф.
Пример работы с агрессивным поведением у детей начальной школы – сказка «Друзья».
В работе, для иллюстрации, так же используются Метафорические ассоциативные карты Л.И. Кононовой.
Алгоритм работы.
Вступительное слово.
Ребята, сегодня мы с вами немного пофантазируем и сочиним сказку. Посмотрите на картинку. Что вы там видите?
Правильно – мышат, которые плывут на лодочке. А что же они делают, как вы думаете? Они помогают светлячкам, которые упали в воду, выбраться и сажают их на травинки. Как вы думаете, они делают хорошее дело?
Но не все так просто. Раньше с ними был еще одни друг. Хотите услышать их историю?
- Герой сказки.
Ребята, давайте сначала придумаем имена нашим мышатам. Как мы их будем называть?
Раньше с ними помогал светлячкам из друг – ежик. Давайте придумаем и ему имя.
- Трудность или проблема.
Друзья каждый вечер втроем садились в лодочку и плыли совершать добрые дела.
Но однажды ежик (имя) вытолкнул из лодки одного мышонка (имя). Ему это показалось смешным, он начал хохотать над своим поступком, над тем, как мышонок барахтался в воде.
Ребята, как вам кажется, что почувствовал мышонок (имя)? А что почувствовал его брат (имя), который остался в лодке? А что в это время чувствовал ежик? Понимал ли он чувства мышат? А мышата чувства ежика?
Конечно, мышонок забрался в лодку, с ним ничего не произошло. И мышата ничего не сказали ежику.
Но как только мышонок забрался в лодку, ежик снова вытолкнул его за борт. И стал смеяться еще сильнее.
Как вы думаете, почему ежик так сделал? Как бы вы себя повели в такой ситуации на месте мышат? (Обычно дети начинают говорить, что вытолкнули бы ежика за борт, что ударили бы его, обозвали. Но нам важно увести сказку немного в другую сторону.)
- Критическая ситуация.
Мышата ничего не сказали ежику. Они поплыли к берегу, высадили ежика, и больше не звали его с собой помогать светлячкам.
Ребята, посмотрите внимательно на картинку. Есть ли там ежик? А какие эмоции вы видите на мордашках мышат? Да, они улыбаются, им весело и хорошо. То есть ежик своим поведением сделал хуже только себе.
И другие обитатели леса, узнав, как вел себя ежик, перестали звать его в свои игры. А если он сам к ним приходил – то не брали его играть.
Ребята, как вы думаете, почему зверята так делали?
А как чувствовал себя ежик?
- Путь героя
Да, ежик не мог понять, почему с ним перестали играть. Сначала он обижался, а потом начал спрашивать у зверят, почему они его не принимают в игру. Ответы зверят были очень непонятны ежику. «Это же смешно и весело!» - говорил он. Но зверята с ним не соглашались. И только оставшись один, ежик начал думать над своим поведением.
- Ресурсы
Ежик стал все время проводить дома. Это заметила его мама, и спросила, что же случилось. И когда ежик все рассказал, мама помогла ему понять, что чувства других тоже очень важны. И что прежде, чем что-то сделать, нужно подумать и задать себе вопрос: «А если это сделают мне, что я почувствую? Мне это будет приятно или нет?».
- Препятствия.
Ежику было очень стыдно и страшно идти к друзьям. Ведь он осознал, как плохо себя вел. И как зверятам было неприятно его поведение. Сначала он просто подходил и начинал разговаривать, как будто ничего не произошло. Но зверята просто не обращали на него внимание.
Ребята, как вы думаете, почему зверята себя так вели? (Они ему не верили) А почему ежик себя так вел? (Ему было стыдно).
А как же ежику снова вернут доверие друзей? Что ему нужно сделать?
- Варианты решения
Конечно, ежику нужно в первую очередь извиниться. И сделать это искренне, ведь теперь он начал понимать, что другим могут быть неприятны его действия.
И конечно, начать себя вести по другому. И не совершать больше таких плохих поступков.
- Триумф
Конечно, зверята простили ежика. Ведь он действительно изменился. И даже начал учить других зверят, которые обижали друг друга, думать о том, как эти действия неприятны другому.
И друзья снова начали помогать светлячкам втроем. И в лесу все стали жить дружно.
Так же можно после разбора сказки на какое-то время повесить на видном месте персонажей сказки и основные тезисы:
- дружба
- уважение
- чувства других.
Такие напоминания помогают встроить коррекционный компонент сказки в жизнь ребенка.