ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Пашкова Татьяна Александровна

педагог-психолог

ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) школа-интернат №2 г. Владимир»

Владимирская обл.,

г. Владимир

Сказкотерапия – как способ коррекции агрессивного поведения у детей с когнитивными нарушениями

 

          Нарушение поведения часто присуще детям с когнитивными нарушениями. Это связано с тем, что такие дети не обладают эмпатией и им в ограниченном виде доступна рефлексия и саморефлексия.

          Это проявляется в том, что дети не чувствуют того, какие эмоции, чувства и переживания вызывают их действия в других детях. Так же, не имея возможности осознавать и свои эмоции – дети действуют импульсивно и агрессивно. Детям в ограниченной форме доступно понимание норм поведения в социуме, они с трудом переносят полученные знания об эмоциях и социальных нормах на свою жизнь.

          Воспитательный процесс в таких случаях больше строиться на наказании и объяснении, но дети, даже осознавая неправильность своего поведения, не переносят эти знания на последующие подобные ситуации.

Так же зачастую воспитательные мероприятия детьми воспринимаются негативно, отторгаются, потому что они привыкают к тому, что их ругают, и само содержание лекции взрослого не достигает цели. Это происходит еще и потому, что слуховое восприятие и способность переработки поступающей информации у таких детей ограничена.

Здесь нам на помощь приходит Сказкотерапия.

Сказкотерапия – это метод, благодаря которому мы можем обойти сопротивление сознания. Ведь в сказке говорится не о ребенке, а о каком-то вымышленном персонаже. Дети могут оценить его поведение, высказать свое мнение о том, что плохого в его поведении, что хорошего. Как ему себя стоит вести, что сделать, какие сделать выводы.

Алгоритм составления сказки:

- Герой сказки;

- Трудность или проблема;

- Критическая ситуация;

- Путь героя;

- Ресурсы;

- Препятствия;

- Варианты решения;

- Триумф.

Пример работы с агрессивным поведением у детей начальной школы – сказка «Друзья».

В работе, для иллюстрации, так же используются Метафорические ассоциативные карты Л.И. Кононовой.

Алгоритм работы.

Вступительное слово.

Ребята, сегодня мы с вами немного пофантазируем и сочиним сказку. Посмотрите на картинку. Что вы там видите?

Правильно – мышат, которые плывут на лодочке. А что же они делают, как вы думаете? Они помогают светлячкам, которые упали в воду, выбраться и сажают их на травинки. Как вы думаете, они делают хорошее дело?

Но не все так просто. Раньше с ними был еще одни друг. Хотите услышать их историю?

  1. Герой сказки.

Ребята, давайте сначала придумаем имена нашим мышатам. Как мы их будем называть?

Раньше с ними помогал светлячкам из друг – ежик. Давайте придумаем и ему имя.

  1. Трудность или проблема.

Друзья каждый вечер втроем садились в лодочку и плыли совершать добрые дела.

Но однажды ежик (имя) вытолкнул из лодки одного мышонка (имя). Ему это показалось смешным, он начал хохотать над своим поступком, над тем, как мышонок барахтался в воде.

Ребята, как вам кажется, что почувствовал мышонок (имя)? А что почувствовал его брат (имя), который остался в лодке? А что в это время чувствовал ежик? Понимал ли он чувства мышат? А мышата чувства ежика?

Конечно, мышонок забрался в лодку, с ним ничего не произошло. И мышата ничего не сказали ежику.

Но как только мышонок забрался в лодку, ежик снова вытолкнул его за борт. И стал смеяться еще сильнее.

Как вы думаете, почему ежик так сделал? Как бы вы себя повели в такой ситуации на месте мышат? (Обычно дети начинают говорить, что вытолкнули бы ежика за борт, что ударили бы его, обозвали. Но нам важно увести сказку немного в другую сторону.)

  1. Критическая ситуация.

Мышата ничего не сказали ежику. Они поплыли к берегу, высадили ежика, и больше не звали его с собой помогать светлячкам.

Ребята, посмотрите внимательно на картинку. Есть ли там ежик? А какие эмоции вы видите на мордашках мышат? Да, они улыбаются, им весело и хорошо. То есть ежик своим поведением сделал хуже только себе.

И другие обитатели леса, узнав, как вел себя ежик, перестали звать его в свои игры. А если он сам к ним приходил – то не брали его играть.

Ребята, как вы думаете, почему зверята так делали?

А как чувствовал себя ежик?

  1. Путь героя

Да, ежик не мог понять, почему с ним перестали играть. Сначала он обижался, а потом начал спрашивать у зверят, почему они его не принимают в игру. Ответы зверят были очень непонятны ежику. «Это же смешно и весело!» - говорил он. Но зверята с ним не соглашались. И только оставшись один, ежик начал думать над своим поведением.

  1. Ресурсы

Ежик стал все время проводить дома. Это заметила его мама, и спросила, что же случилось. И когда ежик все рассказал, мама помогла ему понять, что чувства других тоже очень важны. И что прежде, чем что-то сделать, нужно подумать и задать себе вопрос: «А если это сделают мне, что я почувствую? Мне это будет приятно или нет?».

  1. Препятствия.

Ежику было очень стыдно и страшно идти к друзьям. Ведь он осознал, как плохо себя вел. И как зверятам было неприятно его поведение. Сначала он просто подходил и начинал разговаривать, как будто ничего не произошло. Но зверята просто не обращали на него внимание.

Ребята, как вы думаете, почему зверята себя так вели? (Они ему не верили) А почему ежик себя так вел? (Ему было стыдно).

А как же ежику снова вернут доверие друзей? Что ему нужно сделать?

  1. Варианты решения

Конечно, ежику нужно в первую очередь извиниться. И сделать это искренне, ведь теперь он начал понимать, что другим могут быть неприятны его действия.

И конечно, начать себя вести по другому. И не совершать больше таких плохих поступков.

  1. Триумф

Конечно, зверята простили ежика. Ведь он действительно изменился. И даже начал учить других зверят, которые обижали друг друга, думать о том, как эти действия неприятны другому.

И друзья снова начали помогать светлячкам втроем. И в лесу все стали жить дружно.

 

Так же можно после разбора сказки на какое-то время повесить на видном месте персонажей сказки и основные тезисы:

- дружба

- уважение

- чувства других.

Такие напоминания помогают встроить коррекционный компонент сказки в жизнь ребенка.

 Перейти к  публикациям в сборнике для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.