ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 

Качалова Нина Александровна

Педагог-психолог

МБОУ ООШ №7

Мурманская обл., г. Оленегорск

Родительский всеобуч в форме World cafe (Мировое кафе):

 «Трудный возраст: учимся взаимодействовать с подростком».

 

Цель: вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс с целью взаимодействия семьи и школы.

Задачи:

  • сформировать у родителей адекватные представления о своей роли и роли школы в воспитании детей;
  • сформировать у родителей мотивацию к сотрудничества семьи со школой;
  • повысить родительскую психолого-педагогическую культуру;
  • определить оптимальные формы совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.

План проведения

  1. приветствие, вступительное слово ЗДВР
  2. видеоролик
  3. вступления по теме (Нина)
  4. работа на ватмане (подросток)
  5. рассадка, объяснение правил дальнейшей работы
  6. основная часть всеобуча – работа в группах
  7. подведение итогов, обобщение результатов работы
  8. завершение, обратная связь (рефлексия)

 

Вопросы для обсуждения за столами:

  1. представления о роли родителей в воспитании детей
  2. представления о роли школы в воспитании детей
  3. формы совместной работы школы и семьи

 

Необходимые материалы: столы по количеству групп, ватманы на которых записываются высказывания участников, маркеры разных цветов для каждой группы, бейджи для участников, ноутбук, колонки.

 

Ход мероприятия

Видео

Как вы уже поняли, сегодня мы поговорим с  вами на тему взаимоотношений взрослых и подростков

Современная ситуация заставляет семью жить в ускоренном, напряженном ритме. Возникает много проблем: жилищных, материальных и т.д., и зачастую общение между родителями и детьми происходит только в форме обмена информацией. Но ведь процесс общения — это ещё и эмоциональный, физический контакт, взаимопереживание, взаимовлияние, взаимодействие.

Внимание родителей часто сосредотачивается только на учёбе, достижениях и проблемах ребёнка, но не на самом взрослеющем человеке.

Порой получается, что родители недооценивают свою роль в развитии характера ребенка.

 

А сейчас мы предлагаем составить портрет современного подростка. Определите какими чертами характера, качествами обладает нынешний подросток. Для этого обратите внимание на доску, где представлен силуэт подростка. Ваша задача выйти и написать одну из черт характера нынешнего подростка.

ОБСУДИЛИ ОТВЕТЫ….. (ПРИ необходимости ДОПОЛнИЛИ).

Мы видим что современный подросток ,,,,,,,,,,,, (перечислить качества, которые написали родители). ДАТЬ ТЕОРИЮ ???

 

 А теперь мы предлагаем проанализировать то. Что чувствуете вы, воспитывая подростка.  Так нужно вписать качества.

ОБСУДИЛИ

Мы с вами дали характеристику подростка, мы свами определили какие чувства испытываете ВЫ как родители, теперь мы предлагаем вам перейти к основной части нашей встречи. Сейчас вы будете работать в группах.  

  1. объяснение правил дальнейшей работы

Уважаемые гости, предлагаю перейти к правилам работы и распределить роли:

– «Хозяин стола»

– Участники

Каждый стол будет обсуждать один вопрос.

За каждым столиком нужно назначить «Хозяина стола». «Хозяина стола» является хранителем знаний вашей группы. Ваша задача — фиксировать информацию и при переходе участников за новый стол приветствуют новую команду, вводят в тему и рассказывают о том, что наработано прошлой группой. «Хозяева» остаются, не меняют стол.

Следите, чтобы все принимали участие в обсуждении, поощряйте высказывание идей, пишите разборчиво. Все идеи принимаются без критики». Участники за каждым столиком совещаются и выбирают «хозяина стола».

Другие гости стола являются УЧАСТНИКАМИ – они вместе с «Хозяевами стола» ищут варианты ответа на вопрос, набрасывают ключевые идеи на ватманах.  По команде ведущего участники меняются столами. Новые участники дополняют список своими идеями. 

Правила  работы просты:

  • «Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном»
  • «Не отсиживайтесь – вносите свои мысли, мнения, размышления»
  • «Слушайте, чтобы понимать»
  • «Связывайте и соединяйте идеи»
  • «Фиксируйте свои идеи и решения на бумаге»
  • «Получайте удовольствие!»

А в конце мы обсудим все ответы и попытаемся ответить на вопрос _____________________________________________________________________________

  1. Основная часть
  2. Подведение итогов, обобщение

«Обсуждение».

Каждая группа презентует свои ответы на вопросы.

В конце ведущий обобщает, что было сказано ______________________

  1. Завершение, обратная связь (рефлексия)

 

 

Тренинг для родителей «ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»

Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.

Задачи:

  • Рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка.
  • Обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях детей;
  • Обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.
  • Развивать чувства родительской ответственности.

Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.

Участники: воспитатель, педагог – психолог, родители.

 

Ход собрания:

  1. Приветствие.

Упражнение «Здравствуйте».

Цель: активизация участников, настрой на позитивный лад, создание доброжелательной атмосферы.

Группа делится на две команды. Ведущий встаёт во главе одной команды. Его команда подходит к команде соперников и здоровается с каждым из них за руку. Ведущий начинает это приветствие – рукопожатие.

Варианты рукопожатия: поздороваться левой рукой, похлопать соперника по плечу, одновременно с похлопыванием сказать ободряющие слова.

Упражнение заканчивается, когда каждый поприветствовал всех соперников.

  1. Введение в тему.

Что необходимо ребенку для полноценного развития?

Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.

Могучая потребность в деятельности — вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит в том, что для каждого возраста характерен не только определенный состав видов деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями — папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону.

Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств, приводит, в конечном счете, к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.

Если педагогическая запущенность — это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами, то начать надо с последних. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы.

Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.

  1. Основная часть.

Арт-терапевтическое упражнение «Мир детства, мир взрослых»

Цель: развитие невербальной креативности, умения выражать свои чувства. Родители рисуют на тему «Мир детства и мир взрослых». По окончании работы каждый дает пояснение к своему рисунку.

Вопросы родителям:

  • Есть ли взаимодействие между миром взрослых и миром детей на Вашем рисунке?
  • Как они могут помочь друг другу?
  • Как Вы думаете, что хотят сказать взрослые на Вашем рисунке детям? А что дети хотят сказать взрослым?
  • Есть ли на рисунке место конфликту? Где?

Упражнение «Проигрывание ситуаций».

Цель: проанализировать конкретные воспитательные ситуации. (По желанию участников группы анализируются конкретные воспитательные ситуации в семьях).

Предложить родителям разрешить проблему как конфликтным, так и бесконфликтным способом. В процессе проигрывания каждой заявленной ситуации важно прояснять мотивы поведения ребенка и соотносить их с целесообразностью избираемых родителями способов реагирования на ситуацию.

Ситуация 1. Отреагируйте на поведение ребенка так, как считаете целесообразным.

Рассерженный ребенок шумно захлопывает дверь своей комнаты перед родителем, раздраженно кричит при этом: «Уходи, ты плохая (ой)!»

Ситуация 2. Проиграйте свой обычный способ реагирования и наиболее конструктивный, на Ваш взгляд (возможно, это будет тот же способ).

Все игрушки, с которыми играл ребенок, оставлены на полу разбросанными. Вы чувствуете, как усиливается Ваше недовольство ребенком, раздражение.

Насупившийся ребенок обиженно выговаривает своей маме: «Мамочка, ты говоришь, что любишь меня, а сама не разрешаешь делать то, что я хочу…». В глазах ребенка появляются слезы, он вот-вот разревется от обиды.

Предложить свой способ реагирования в данной ситуации.

Вопрос родителям:

  • Какие чувства у Вас возникли после выполнения упражнения?

Психологическая беседа «Ошибки семейного воспитания».

Цель: повышение психолого – педагогической компетентности родителей.

Ошибка 1. «Всё будет по – моему!»

Этот стиль воспитания называется авторитарным. Если родители часто разговаривают с ребёнком требовательным тоном, унижают, наказывают его, если они постоянно навязывают ему своё видение ситуации и ограничивают его самостоятельность – это принесёт только вредпроявляя насилие, родители не только не помогают, но мешают ребёнку развиваться

Ошибка 2. «Никаких поблажек!».

Детей надо воспитывать в строгости. Это неправильно. Этот подход основан на родительском страхе. Взрослые боятся, что дети «сядут им на шею». Такие дети лишены материнской ласки. Это впоследствии часто оборачивается разрывом контактов с родителями.

Ошибка 3. «Если ты не…то я».

Порой родители играют на чувствах ребёнка: чувстве страха «Если не ляжешь сейчас же спать, я не буду тебя любить»). В конце концов ребёнок понимает, что все угрозы остаются невыполненными. Это приучает ребёнка к мысли, что обещания даются не для того, чтобы их выполнять.

Ошибка 4. «Сам вырастет!».

Родители – «пофигисты» считают, что ребёнку надо давать полную свободу действий. Они не пытаются вложить в ребёнка хоть какие – то жизненные ценности, не вникают в его проблемы. Если ребёнку не давать жизненных ориентиров, он начнёт их искать за пределами дома, решив, что, родителям на него наплевать.

Ошибка 5. «Чрезмерная опека».

Излишняя забота о ребёнке может привести к различным нарушениям его поведения. Ребёнку сложно будет общаться с ребятами, он не сможет сам принимать решения.

Ошибка 6. «Детей надо баловать».

Здесь речь идёт о вседозволенности. Помните, как говорила атаманша банды разбойников в фильме «Снежная королева»«Детей надо баловать – тогда из них вырастут настоящие разбойники!» Как правило, это рецепт работает: если ребёнок растёт с уверенностью, что весь мир вращается вокруг него, то постепенно он превращается в эгоцентриста (все ему что – то должны).

Ошибка 7. «Родители – тоже люди!»

Многие родители могут позволить себе при случае сорваться на ребёнка: накричать на него и даже отлупить. Такое поведение приводит к тому, что у ребёнка закрепляется чувство вины от которого прямая дорога к психологическим комплексам.

Ошибка 8. «Кнут и пряник!»

На первый взгляд все ребёнку внушают, что если он будет вести себя хорошо, — получит «пряник», например ему что – нибудь купят, а если плохо – придётся терпеть лишения. В результате ребёнок начинает относиться к родителям потребительски.

Мы, родители, отвечаем за все ошибки, допущенные в воспитании своих детей. Так давайте же их не допускать!

  1. Рефлексия.

Родители по кругу обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии:

  • Как вы себя чувствуете здесь и сейчас? (Высказывания родителей)
  1. Прощание.

У нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Вы понимаете, что очень многие темы мы просто с вами не затронули. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Будьте добры, закончите предложения:

  • Из сегодняшнего разговора я поняла…
  • Мне не понравилось…
  • Возьму на вооружение и буду использовать в дальнейшем…
  • Хотелось бы продолжить разговор на тему…

Большое спасибо за работу.

 

 

 

Наказывать – по-русски значит поучать.
Поучать можно только примером.
Воздаяние же злом не поучает, а развращает”

Л.Н.Толстой

Появление ребенка в семье является серьезным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца или матери – важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений.

Одним из направлений работы психолога, работающего в детском саду, школе, является взаимодействие с семьей с целью создания оптимальных условий для развития ребенка. К психологу родители обращаются по самым разным вопросам. Среди них могут быть достаточно простые, которые могут быть разрешены в информационно-рекомендательной форме. Иногда достаточно одной встречи психолога с семьей, чтобы проблема была решена. Вместе с тем бывают ситуации, которые требуют от психолога долгой кропотливой работы по изучению проблемы, установлению контакта с семьей, коррекции деформированных отношений внутри нее.

Современная ситуация заставляет семью жить в ускоренном, напряженном ритме. Возникает много проблем: жилищных, материальных и т.д., и зачастую общение между родителями и детьми происходит только в форме обмена информацией. Но ведь процесс общения это ещё и эмоциональный, физический контакт, взаимопереживание, взаимовлияние, взаимодействие.

Внимание родителей часто сосредотачивается только на учёбе, достижениях и проблемах ребёнка, но не на самом взрослеющем человеке.

Порой получается, что родители недооценивают свою роль в развитии характера ребенка. В тех семьях, где взрослые по каждому поводу выражают недовольство, выговаривают детям за незначительную провинность, многое запрещают, дети становятся скрытными, привыкают быть недовольными, угрюмыми, боязливыми.

Нередко в семье используется грубый тон, резкий окрик, который вызывает у ребенка выраженный протест. В семье, где один из родителей, а тем более оба страдают алкоголизмом или наркоманией—никогда не бывает спокойной обстановки, что травмирует психику ребенка. Дети, растущие в таких семьях всегда угнетенные, испуганные, болезненно переживают пороки родителей, тем более что практически всегда лишены правильного ухода, здорового рационального питания.

Настроение взрослых членов семьи, их поступков, отношения между собой непосредственным образом сказываются на формировании коммуникативных навыков ребенка. Правила поведения и общения с взрослыми усваиваются ребенком в различных ситуациях на улице, в транспорте, в магазине, в театре и других общественных местах.

Анализируя собственный опыт работы с родителями, я пришла к выводу, что одна из главных предъявляемых проблем – проблема эмоционального взаимодействия в семье.

На основании этого, считаю, что одна из задач семейного консультирования сегодня – это налаживание эмоциональных взаимоотношений в семье.

В качестве примера формы работы в этом направлении предлагаю тренинг детско-родительских отношений “Как мы чувствуем друг друга”.

Цель тренинга – гармонизация эмоциональных связей в семье.

Задачи, решаемые в ходе тренинга:

- создать условия для эмоционального сближения членов семьи;
- обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;
- научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи;
- формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;
- формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подростковый период подразделяется на три этапа:
• Ранний подростковый период: с 10–11 до 14 лет жизни
• Средний: от 14 до 16–17 лет
• Поздний: от 16–17 лет до взрослого возраста

Многие современные методы воспитания детей знакомы многим молодым мамочкам с малых лет. То есть со времени их детства мало что изменилось. Это лишь показывает действенность способов, которые мы приведём ниже.

  1. Самый распространённый приём воспитания, который подкрепляется другими на выбор родителей – спокойная беседа. Это значит, что мама и папа без криков, абсолютно ровным тоном рассказывают своему чаду, как следует поступать, а как не следует.
  2. Методы подкрепления:
  • Положительное подкрепление. В целом всё просто. За хороший поступок ребёнок получает положительное подкрепление, под которым подразумеваются похвала, объятие, поцелуй, небольшой подарочек (сладость, игрушка), посещение парка или развлекательного мероприятия и т.д.
  • Отрицательное подкрепление, которое ребёнок получает негативный поступок. Это может быть замечание (только имейте в виду, что недовольство выражается исключительно в адрес события, поведения, а не самого чада!) или наказание.

Наказания могут быть тоже разными:

  • Тайм-аут, подразумевающий, что ребёнка на какое-то время оставляют наедине с самим собой. Вас в детстве ставили в угол? Вот это и есть тайм-аут. Роль угла может выполнить комната, необязательно заставлять маленького проказника стоя ковырять стенку. Или вы можете, например, просто час с ним не разговаривать.
  • Запреты (ещё их называют штрафными санкциями) и лишение ребёнка какого-либо удовольствия. Их родители подбирают, исходя из возраста чада. Если ребёнок маленький, то можно запретить какое-то время смотреть телевизор, а для подростка настоящим наказанием станет лишение его возможности отправиться на школьную дискотеку. А ещё вы можете заранее оговорить несколько возможных штрафных санкций, которые в случае их применения смогут действительно сильно огорчить ребёнка (соответственно, в его интересах будет избегать поступков, влекущих такие запреты и наказания).
  • Физическое наказание. А знаете ли вы, что до сих пор не доказано, действительно ли битьё помогает в воспитании ребёнка? Но избегать его стоит не только по этой причине. Ведь, наказывая малыша таким образом, вы можете травмировать его не только физически, но и психологически…
  1. Метод кнута и пряника. Он сильно перекликается с предыдущими способами воспитания при помощи подкреплений. Точнее, и здесь используются подкрепления. Но если в предыдущем случае родители вольны выбирать и применять, например, только положительные или только отрицательные, то здесь их комбинируют. То есть за любой хороший поступок – положительное подкрепление, а за любой плохой – отрицательное.
  2. Методы воспитания детей раннего возраста. К ним относится метод 1-2-3 (предупреждения). Хорош для малышей от 2 лет. Если ребёнок расшалился, а уговоры на него не действуют, то предупредите, что у него есть время успокоиться, пока вы считаете до трёх. Если он успеет это сделать, то не получит наказания.
  3. «Заезженная пластинка». Если вы хотите чего-то добиться от ребёнка, а он не хочет это делать и старается втянуть вас в дискуссию – не поддавайтесь. Просто на любую его реакцию повторяйте свою просьбу (или требование).

И главное помните, что ребёнок в любом возрасте – это личность и относитесь к нему соответственно.

 

Исходя из вышесказанного, можно выделить систему общих методов воспитания:

  • методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера)
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности ( приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, , иллюстрации и демонстрации)
  • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие)
  • методы контроля, самоконтроля, и самооценки в воспитании.

 

 

Трудности воспитания подростка

С 11 до 18 лет лети становятся юношами и девушками. В физическом и психическом состоянии подростка происходят изменения, требующие большого терпения и понимания окружающих и близких.

Для подростка характерно критическое восприятие действительности.
В его жизни появляются новые кумиры.
У подростка часто меняется настроение.
Повышаются финансовые требования.
Появляется свое мнение в оценке партнера и в вопросах выбора профессии.

В крайнем случае возможно возникновение болезненного влечения к наркотикам, анорексия или склонность к преступной деятельности.

Особенности развития подростков

В процессе воспитания подростка родителей могут насторожить многие моменты — родители начинают беспокоиться. Но не нужно бояться обычных вещей, которые являются нормальным развитием подростка (как физиологическим так и психическим):

Физиологическое развитие подростка

Половое созревание: у девочек — начало менструаций, у мальчиков — поллюции.
Быстрый рост и заметные внешние изменения: у девочек — женские формы тела, у мальчиков — рост бороды, мутация голоса.

Психическое развитие подростка

Состояние беспокойства и жажда новых впечатлений.
Осознание собственной значимости и желание самоутверждения.
Поиск примеров для подражания.
Появление новых друзей, критическое отношение к взрослым.
Частая смена настроения.
Чрезмерная чувствительность.
Мечтательность.
Желание завязать отношения с противоположным полом.
Излишняя самостоятельность в принятии решений.

 

Воспитание подростков

Возраст от 14 до 16 лет считается самым сложным в воспитании детей, так как это период пубертата, когда сходятся вместе гормональные, психологические, и социальные проблемы. Подростковый период тяжело переживается не только родителями, но и самими тинейджерами. Задача родителей – максимально облегчить прохождение ребёнком такого непростого, но необходимого этапа взросления.

Делать это надо тактично, уважительно, именно в подростковом возрасте дети начинают принимать наркотики, уходят из дома, примыкают к экстремистским группировкам, попадают в секты. За каждым таким «выплеском» стоит ребёнок, которого не нашёл понимания дома в среде самых близких людей.

Первое, на что нужно обратить внимание родителей и учитывать это при общении с подростками, — гормональные изменения продуцируют большинство подростковых проблем. Бурный рост, изменения в теле, практически обязательная дистония приводят к перепадам настроения, повышению температуры, раздражительности, беспричинным слезам, вялости, повышенному аппетиту. Эти проявления уйдут сами собой, как только закончится активный рост, к 18–19 годам.

Второе – это психологические изменения. Ребёнок постоянно отторгает всё, что предлагают ему родители, и активно принимает всё, что предлагают ему друзья и музыкальные кумиры. Причём, касается это всего: от выбора стиля одежды и музыкальных пристрастий до характера питания, сленга, походки и жизненных устремлений. Родители должны учитывать, что если подросток хочет пойти в кино или боулинг, но ему предложили такой досуг родители, подросток откажется. Даже если очень хочет, мечтал посмотреть фильм, а потом он будет переживать, плакать, но не пойдёт.

Это необходимо самому подростку: чтобы стать взрослым он должен полностью оторваться от родителей, поэтому всё родительское принимается в штыки. Если надо провести воспитательно-нравоучительную беседу, то лучше обратится к своим друзьям, у которых есть ребёнок чуть старше (20–22 года). Те несколько фраз, которые бросит он за столом в гостях с небрежной улыбкой, запомнятся вашему подростку лучше, чем часы занудных родительских лекций.

В период 14–16 лет подростки стараются максимально оградить свою личную и внутреннюю жизнь от постороннего вмешательства. Идеально, если у ребёнка будет своя комната, которую можно и оформить по своему вкусу и с подругой уединиться, да и просто полежать музыку послушать. Входить в комнату к тинейджеру можно только после стука, особенно маме в комнату сына, а папе в комнату дочери.

Никогда не приходите с уборкой – пусть подросток сам убирает в своей «берлоге»: вытирает пыль, пылесосит, разбирает вещи в шкафу и т.д. Если ребёнок будет уверен, что в его отсутствие никто не трогает вещи, не перекладывает, не листает дневники как личные, так и учебные, он будет чувствовать себя спокойнее дома, доверие между родителями и ребёнком возрастёт.

Если нет возможности выделить подростку отдельную комнату, то можно купить ему небольшой ящик или сундучок, который будет запираться на ключ. В этом сундучке можно будет хранить личный дневник, фотографии и т.д.

Временами родителям кажется, что подростковый период не кончится никогда, на самом деле, он пролетает также быстро, как всё детство ребёнка.

Пройдёт несколько лет и родители увидят, что их тинейджер из гадкого утёнка превратился в прекрасного лебедя, который, расправив крылья, покинет своё гнездо.

Удачи вам, дорогие папы и мамы!

 

 

3.1.Стили семейного воспитания.

 

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Типология стилей родительского воспитания представлена 3 типами: демократический, авторитарный, либеральный.

Демократический стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития автономии детей. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей.

Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким уровнем контроля. Стиль общения авторитарных родителей - командно-директивный, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна.

Либеральный стиль воспитания характеризуется эмоциональным принятием и низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен.

Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Успешность социализации ребенка зависит от стиля воспитания, от того направления, который выбирают родители.

 

 

 

 

3.2.Методы воспитания в семье.

 

Методы воспитания детей в семье - это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Они имеют свою специфику:

- влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлениях к личности;

- выбор методов зависит от педагогической культуры-родителей: понимания целей воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т.д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей - столько разновидностей методов.

Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий.

1) Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т.д.;

2) Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов;

3) Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы.

4) Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны.

Приемлемые методы воспитания следующие:

1) Убеждение. Это сложный и трудный метод. Пользоваться им надо осторожно, вдумчиво, помнить, что убеждает каждое слово, даже случайно оброненное. Родители, умудренные опытом семейного воспитания, отличаются именно тем, что без окрика и без паники умеют предъявлять требования к детям. Они обладают секретом всестороннего анализа обстоятельств, причин и следствий поступков детей, предугадывают возможные ответные реакции ребят на их действия. Одна фраза, сказанная к месту, в нужный момент может оказаться более действенной, чем урок морали. Убеждение - метод, при котором воспитатель обращается к сознанию и чувствам детей. Беседы с ними, разъяснения - далеко не единственное средство убеждения. Убеждаю и книга, и кинофильм, и радио; по-своему убеждают живопись и музыка, которые, как и все виды искусства, действуя на чувства, учат жить «по законам красоты». Большую роль в убеждении играет хороший пример. И здесь огромное значение имеет поведение самих родителей. Дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Как ведут себя родители, так приучаются вести себя и дети. Наконец, детей убеждает их собственный опыт.

2) Требование. Без требований нет воспитания. Уже к дошкольнику родители предъявляют совершенно определенные и категорические требования. У него есть трудовые обязанности, и к нему предъявляются требования по их выполнению, при этом осуществляйте следующие действия:

- постепенно усложняйте обязанности ребенка;

- осуществляйте контроль, никогда не ослабляя его;

- когда ребенку нужна помощь, оказывайте ее, в этом надежная гарантия того, что у него не выработается опыта непослушания.

Главная форма предъявления требований к детям - распоряжение. Его следует отдавать категорическим, но, в то же время, спокойным, уравновешенным тоном. Родители при этом не должны нервничать, кричать, злиться. Если отец или мать чем-то взволнованы, то лучше пока воздержаться от предъявления требования.

Предъявляемое требование должно быть посильным для ребенка. Если отец поставил перед сыном непосильную задачу, то ясно, что она не будет выполнена. Если так случается не раз и не два, то образуется очень благоприятная почва для воспитания опыта непослушания. И еще: если отец дал распоряжение или запретил что-то, то мать не должна ни отменять, ни разрешать то, что он запретил. И, конечно, наоборот.

3) Поощрение (одобрение, похвала, доверие, совместные игры и прогулки, материальное стимулирование). Одобрение широко применяется в практике семейного воспитания. Одобрительное замечание - это еще не похвала, а просто подтверждение, что сделано хорошо, правильно. Человек, у которого правильное поведение еще только формируется, очень нуждается в одобрении, потому что оно является подтверждением правильности его действий, поведения. Одобрение чаще применяется к детям младшего возраста, еще плохо разбирающимся в том, что - хорошо и что - плохо, и поэтому особенно нуждающимся в оценке. На одобрительные замечания и жесты не надо скупиться. Но и здесь старайтесь не переборщить. Часто приходится наблюдать прямой протест против одобрительных замечаний.

4) Похвала - это выражение воспитателем удовлетворения определенными действиями, поступками воспитанника. Как и одобрение, она не должна быть многословной, но иногда одного слова «Молодец!» все-таки недостаточно. Родителям следует опасаться того, чтобы похвалы не сыграли отрицательную роль, потому что чрезмерное захваливание также очень вредно. Доверять детям - значит проявлять к ним уважение. Доверие, кончено, нужно соразмерять с возможностями возраста и индивидуальностью, но всегда нужно стараться делать так, чтобы дети не чувствовали недоверия. Если родители говорят ребенку «Ты неисправим», «Тебе ничего нельзя доверить», то этим расслабляют его волю и замедляют развитие чувства собственного достоинства. Приучать к хорошему без доверия невозможно.

Выбирая меры поощрения, нужно учитывать возраст, индивидуальные особенности, степень воспитанности, а также характер действий, поступков, которые являются основанием для поощрения.

5) Наказание. Педагогические требования к применению наказаний следующие:

- Уважение к детям;

- Последовательность. Сила и эффективность наказаний значительно снижаются, если они применяются часто, поэтому не следует быть расточительными на наказания;

- Учет возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности. За одинаковый поступок, например, за грубость к старшим, нельзя одинаково наказывать младшего школьника и юношу, того, кто допустил грубую выходку по недопониманию и кто сделал это преднамеренно;

- Справедливость. Нельзя наказывать «сгоряча». Прежде чем наложить взыскание, надо выяснить причины и мотивы поступка. Несправедливые наказания озлобляют, дезориентируют детей, резко ухудшают их отношение к родителям;

- Соответствие между отрицательным поступком и наказанием;

- Твердость. Если наказание объявлено, то его не следует отменять, за исключением случаев, когда выясняется его несправедливость;

- Коллективный характер наказания. Это означает, что в воспитании каждого из детей принимают участие все члены семьи.

Советы психологов

Родители часто полагают, что, когда ребенок маленький, он нуждается в трепетной заботе, максимальном внимании. И это, действительно, так. Вот только подросток в период пубертата напоминает младенца, который беспомощен и одинок. Как не представляется здравым оставить без внимания малыша, так и невозможно бросить на долгом пути становления взрослеющего ребенка. Диалог — лучшее речевое взаимодействие с подростком, так как ни демократия, ни диктат не способны в полной мере удовлетворить потребность в общении между близкими людьми. Зная круг общения ребенка, занимающие его голову проблемы, родитель показывает свое участие с жизни любимого чада. Осторожность в оценках внешнего облика ребенка, его интересов заслужит уважение со стороны подростка. Период перехода из детства в мир взрослых ознаменован щемящим сердце чувством одиночества. Именно на этом этапе подросток нуждается в общении, а именно: высказаться и быть услышанным. Однако не стоит поощрять неправильное поведение ребенка. Для этого опять же стоит прибегнуть к диалогу. Пример, явленный самим родителем, когда не приветствуется и не пропагандируется в семье употребление бранных слов, осуждающих речей, обличительных фактов в адрес других людей — самое лучшее средство в воспитании достойного человека.

 

 

 

Ранний подростковый период: с 10-11 до 14 лет жизни Данный период специалисты расценивают как промежуточную составляющую между последними днями детства и наступающим взрослением. Непреодолимое желание стать частью мира «отцов» столь сильное, что центральную часть в жизни начинает занимать социум, а именно: сверстники. На уровне физиологии все довольно ясно. Кора головного мозга не может больше управлять подкорковыми процессами, контроль ослабевает и подросток просто не способен отвечать за эмоции. Все реакции протекают достаточно медленно, отсюда и непонимание между взрослыми и детьми, ведь уже нет мгновенного повиновения, беспрекословного подчинения, да и ответ на вопрос не сразу следует. Изменения психологической составляющей происходит во взаимодействии с памятью, которая на данном этапе ослабевает, и мышлением. Возрастает чувствительность ко мнению о подростке окружающих людей, что влечет крайнюю степень обидчивости. Одни ребята готовы промолчать, затаив переживания, иные — бунтарствуют, демонстрируют отвержение всяких норм. Средний подростковый период:

 

от 14 до 16-17 лет 14 лет — время градации установок моральных наряду с социальными. Сомневаясь, совершая поступки по подобию старших, подросток абсолютно не уверен до конца, поэтому проявляет при малейшей просьбе объяснить свои мотивы, грубость, сопровождающуюся раздражительностью, упрямство, выливающееся в непослушание. Ощущение мира посредством восприятия самого себя приводит иногда и к крайностям. Излишнее уединение, постоянное одиночество — сигнал для родителей. Это не значит, что поразмышлять в тишине опасно для жизни, но системность этого должна насторожить. Порой одни подростки под давлением социальных обстоятельств не проявляют желаемых эмоций, другие — эмоционируют, впадая в крайности. Например, часто ребенок обличает взрослых во лжи, неумении сдерживать данные слова. Непринятие подростками мнения «отцов» печалит взрослых. Случается, что буйная раздражительность связана с навязывающимся мнением о следовании по стопам родителей. Тактика со стороны взрослых проигрышная, поскольку порождает протест, который может закончиться скандалом, а иногда и уходом из стен дома.

 

Поздний подростковый период: от 16-17 лет до взрослого возраста Поведение подростков на этапе от 16 лет подвержено их саморегулированию. Ценности постепенно начинают располагаться в иерархическом порядке. Мотивы, побуждающие к размышлению и осмысливанию, формируют частичное понимание существующего в мире взрослых законодательства, принять который придется. 17 лет — возраст выбора, сделать который для подростка непросто. Опасение допустить ошибку, не справиться с поставленными задачами приводит к пассивности в действиях, уклонению. Переломный момент приходится на окончание школьного образования. Социум давит на профессиональное самоопределение, а подросток растерян. Склонность пребывать в долгих раздумьях, юношеский страх перед несостоятельностью — все это черты подростка в 17 лет. Излишняя опека родителей, неустанное бдение за жизнью ребенка, диктат способны породить в сомневающемся ребенке неуверенность, которая постепенно перерастет в скованность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета к мероприятию

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста на наши вопросы.

Из сегодняшнего разговора я поняла…

 

Мне не понравилось…

 

Возьму на вооружение и буду использовать в дальнейшем…

 

Хотелось бы продолжить разговор на тему…

 

Большое спасибо за работу.

 

Анкета к мероприятию

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста на наши вопросы.

Из сегодняшнего разговора я поняла…

 

Мне не понравилось…

 

Возьму на вооружение и буду использовать в дальнейшем…

 

Хотелось бы продолжить разговор на тему…

 

Большое спасибо за работу.

Анкета к мероприятию

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста на наши вопросы.

Из сегодняшнего разговора я поняла…

 

Мне не понравилось…

 

Возьму на вооружение и буду использовать в дальнейшем…

 

Хотелось бы продолжить разговор на тему…

Большое спасибо за работу.

 

 

 Перейти к публикациям в сборнике для педагогов

 

 

 

 

 

 

 

 6

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.