Петрова Анна Викторовна
Педагог-психолог
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» городского округа, город Якутск.
ГБУ РС(Я) "ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ"
Мобильная кризисная служба
“УТВЕРЖДАЮ”
Председатель ГБУ РС (Я) "ЦСППСиМ"
____________________Н.Д.Елисеева
“___ ”______________20__ г.
Рабочая программа рассмотрена:
«Творческой группой ГБУ РС(Я)ЦСППСиМ»: __________________20__г.
Решение №_______ от ____________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АВТОРСКОГО ПРОЕКТА
«Краски души»
Программу разработал: педагог-психолог МКС
ГБУ РС(Я) «ЦСППСиМ»
Петрова А.В.
Якутск – 2023
Краткая характеристика компонентов рабочей программы
№ |
Название компонента (раздела) |
Краткая характеристика компонента (раздела) |
1 |
Обоснование проекта |
Тема жестокого обращения в отношении детей является чрезвычайно актуальной в современном мире. С каждым годом растет число детей, подвергающихся насилию и жестокому обращению. Жестокого обращения с детьми, имеет серьезные последствия для здоровья и развития детей. Данная программа предполагает знакомство с современным подходом к работе с детьми, пострадавшими от насилия. Арт-методы позволяют получить доступ к самым скрытым переживаниям ребенка и корректно помочь ему. Работа над рисунками, картинами, скульптурами – это безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций. Методы арт-терапии позволяют проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. |
2 |
Паспорт проекта |
Цель программы: помощь детям в преодолении психологической травмы Задачи программы: - Работа с острыми психотравмирующими переживаниями; - Помочь детям проанализировать чувство вины, часто неосознаваемое, и ощущение ответственности за то, что с ними произошло, и справиться с ним; - Обучение навыкам саморегуляции; - Формирование жизненных навыков; - Психологическая поддержка и сопровождение детей; - Привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей развитию всех психических процессов. - Обучать ребенка положительному восприятию себя и других людей; - Развивать у ребенка социальную и коммуникативную компетентность; - Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
Целевая группа: дети в возрасте 7-13 лет. Индивидуальные занятия Время проведения: 11 занятий по 40-45 мин Методы арт-терапии: · Музыкотерапия; · Кинотерапия · Цветотерапия; · Игротерапия · Библиотерапия · Сказкотерапия; · Изотерапия; · Телесно-ориентированная терапия · Лепка; · Аппликация; · Маскотерапия · Коллаж и др. Ожидаемые результаты: · развитие коммуникативных навыков; · развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции; · снижение эмоциональной тревожности; · повышение самооценки; · развитие самосознания; · закрепление положительных поведенческих реакций; · позитивные изменения в психологическом состоянии детей, и образе Я. · развитие самоанализа и углубление самораскрытия · обучение детей навыкам саморегуляции, формирование жизненных навыков для преодоления психологической травмы. |
3 |
Содержание проекта |
Программа состоит из 3 этапов: Этап 1. Предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности. Основная задача этапа – знакомство, исходный диагноз и процедура подготовки к работе. Модуль 1. «Приветствие»; Модуль 2. «Открытие»; Модуль 3. «Цвет и чувства».
Этап 2.Коррекционная работа. На этом этапе идет работа непосредственно с психологической травмой, полученной ребенком в результате насилия. Преодоление тревоги и психологических защит. Коррекция нарушений в поведении и эмоциональных расстройств. Работа с чувством стыда, вины, беззащитности, беспомощности, ответственности за происшедшее, ощущения предательства и потребности скрыть случившееся. Модуль 4. «Страхи»; Модуль 5. «Тайна»; Модуль 6. «Тело-храм души». Модуль 7. «Кадры из жизни» Этап 3. Завершающий этап работы призван помочь участникам закрепить полученный опыт и подведению личных итогов. Модуль 8. «Свет души»; Модуль 9. «Саморегуляция»; Модуль 10. «Учение слов». Модуль 11. «Прощание» |
4 |
Список литературы |
1. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие. Под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. — СПб.: Речь, 2004. 2. Психотерапия. Учебник. Под ред. Б.Д. Карвасарского. С-Пб.: Питер, 2000 3. Технологии работы оказания помощи детям, пережившим жестокое обращение (методическое пособие). Челябинск, 2011. 97 с. 4. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013 – 470 с. 5. Авторский коллектив: Т.Б. Журавлева, Т.И. Палачева, И.Ю. Чулкова, А.И. Багаутдинова, А.В. Смирнова, А.Р. Сибгатуллина. Современные технологии профилактики и преодоления жестокого обращения с детьми: методическое пособие. – Казань: Отечество, 2014. – 96 с. 6. КэроулУэлсби «Часть целого: арт-терапия в педагогике». Москва. 1988. 7. «Хрестоматия по психологии» под редакцией А.И. Копытина. – изд. «Питер». 2001. 8. Копытин А.И. «Системная арт-терапия». – изд. «Питер». 2001. 9. Пиханова Г.В. «Психологическая помощь подросткам». Москва. 1993. 10. Грехова А.В. «Педагогические возможности использования элементов арт-терапии на уроках искусства в средней школе». Москва. 1997. 11. Сьюзан Коган «Оздоровление звуковым и изобразительным искусством». Москва. 2000. 12. А.И. Копытин. Практикум по арт-терапии. «Питер» Санкт-Петербург 2001. 13. Хайкин Р. Б. "Арт-терапия". СПб: Наука, 1992. 14. М.В. Киселёва. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. «Речь» Санкт-Петербург 2007. 15. М.В. Киселёва. Арт-терапия в работе с детьми.«Речь» Санкт-Петербург 2006. 16. Сусанина И. "Введение в арт-терапию". Когито, 2007. 17. Дрешер Ю.Н. "Библиотерапия, теория и практика: учебное пособие". Профессия, 2007. 18. АтлановД. «Стоп-анализ» Санкт Петербург 2014 год |
5 |
Дополнительная информация |
Необходимые материалы: - ватман - готовые мандалы - глина, пластилин. - цветные карандаши, - фломастеры, - ручки для каждого участника, - планшеты с листами А4, - журнальные фотографии или картинки, - коврик для йоги - литература - магнитофон, диски с музыкой - песок - Акварель, кисть, емкость для воды, губка
|
Этап 1. Модуль 1. «Приветствие»
Цель:создать благоприятные условия для работы, вместе продумать и принять правила проведения занятий.
Основные задачи занятия состоят в следующем:
- Доверительный стиль общения.
- Общение по принципу «здесь и теперь».
- Активная работа участника.
- Внимательность.
- Конфиденциальность всего происходящего
Упражнение. Мое настроение. (1 мин)
Материал: листы и карандаши
Инструкция:На листе изображать свое настроение. Каждое занятие начинается и заканчивается так. Положит сундук (с датой). Конце каждого этапа анализ настроения.
Упражнение 1. «Автопортрет»(10 минут)
Цель:рассказать о себе. Портрет самого себя, восприятия себя.
Материал: лист А4 и карандаши и ручка.
Инструкция: «Сядьте, пожалуйста,сейчас я предлагаю вам нарисовать себя. Себя можно изобразить растениями, животными, с помощью схем, цвета или как-то еще, как вам захочется. Для рисования вы можете использовать любую бумагу и любые пишущие принадлежности и напиши свои качества». После проведения этого упражнения можно провести обсуждение: что ты ценишь в себе? Трудно ли было находить в себе хорошее качество, что ты при этом чувствовал?
Упражнение 2«Моя семья» (7-10 мин)(Диагностический)
Цель: исследование отношений в семье.
Материал:лист бумаги, набор цветных карандашей
Инструкция."Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Анализ взаимоотношений в семье, место ребенка в семье. Роль каждого члена семьи. Можно задать вопросы о взаимоотношениях между членами семьи, если ребенок открыт к этому. .
Упражнение 3«Перышко» (5 мин).
Цель: снятие напряжение.
Инструкция: Начните, пожалуйста, ходить по комнате. Почувствуйте свои ступни, пальцы, ощутите свои руки, кисти, кончики пальцев, свою голову, подбородок, веки. Теперь представьте себе, что вы превратились в нечто очень – очень легкое – а именно в маленькое перышко, может быть даже в нежную пушинку.Начните двигаться по комнате так, чтобы все ваше тело выражало эту легкость, изобразите парение и танец перышка, носимого ветром по комнате. Иногда оно, возможно, крутится, иногда летит низко над полом, иногда зависает высоко - все это очень легко, с неожиданными, прекрасными, гармоничными движениями. Подумайте, как вы можете задействовать свои руки и кисти, чтобы выразить легкость этого перышка.И в это время, когда вы «летаете» по комнате, вы можете говорить про себя: «Я легкий, как пух, я могу двигаться очень легко, я легко могу изобретать новые движения, я могу сделаться совершенно легким и наслаждаться танцем».
А теперь «перышки» должны постепенно успокоится и замереть – летите потихоньку обратно на свои места.
Упражнение 4. «Рисование по сырому листу». (5 мин)
Цель: Снятие напряжения, тактильная стимуляция, гармонизация эмоционального состояния, развитие воображения.
Материалы: Акварель, кисть, емкость с водой, губка.
Инструкция: Попросить ребенка намочить губкой лист бумаги и ставить на нем точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски.
Упражнение 5 «Письмо себе, любимому». (7 минут)
Цель: способствовать пониманию своего «Я», его позитивному принятию.
Инструкция: «Сейчас вы напишете письмо самому близкому вам человеку. Кто самый близкий вам человек? Вы сами. Напишите письмо себе, любимому, «Каким я вижу себя через ….», «Я буду…».
Открыть на последнем занятии.
Рефлексия (5 минут).
Домашние задание: Принести фотографии от рождения.
Мое настроение
Модуль 2. «Открытие».
Мое настроение.
Упражнение 1.«Жизненный путь»(7-10 мин)
Цель:восприятия себя через призму фотографий.
Материалы: фотографии, ватман, ручка и карандаши.
Инструкция:В ходе занятия участник показывает фотографии и комментируют их. Подобрать фотографии отражающие их прошлое и настоящее, а также предполагаемые будущие роли и ситуации. Затем происходит представление и обсуждение снимков. Визуально организовать снимки посредством изготовления плакатов.
Упражнение 2. «Рисунок музыки»(5 мин)
Цель: расслабление и научится передавать свои эмоции и чувства.
Материалы: музыкальный центр и записями различных музыкальных произведений (Баха, Бетховена и других классиков, композиторов-импрессионистов и романтиков, Малера, Шнитке, Хиндемита, Копланда и других, некоторые джазовые произведения, образцы этнической и ритуальной музыки, музыки в стиле эмбьент). Лист, карандаши, фломастер.
Инструкция: ведущий включает музыку и предлагает участникам группы создать один или несколько двухмерных или объемных визуальных образов, отражающих связанные с музыкой чувства и ассоциации.
Упражнение 3. «Маска» (15- 20 мин)
Цель: развитие самоинтереса, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими, принятие различных сторон своего «Я», развитие рефлексии, повышение самооценки.
Материалы: бумага (белая и цветная), картон, ножницы, краски, карандаши, кисточки, клей, стразы, ленточки, пуговицы, аудиопроигрыватель, спокойная музыка, презентация или изображения масок.
Инструкция: Маски издревле создавались для того, чтобы отразить какой-то образ. Ваша маска должна отражать то, что, на ваш взгляд, видят в вас – ваши положительные и отрицательные стороны. Нарисуйте на листе овал лица, глаза, рот и, используя любые материалы, сделайте маску . Маска есть олицетворение архетипа «Персона». Я себя так презентирую миру. Человек, живущий в социуме, необходимо имеет определенный набор масок как один из копинг-механизмов. Маска – это то, что дает возможность спрятаться, «замаскироваться», не показать себя настоящего. Целью процесса психологического развития, процесса индивидуации является снятие всяких и всяческих масок, идентичность самому себе, аутентичность. Психотерапевтическая помощь становится необходимой в тех случаях, когда: масок слишком мало (низкая адаптивность), масок слишком много (низкая адаптивность), ношу чужие маски (сценарные проблемы), путаю маску со своим собственным лицом (низкая аутентичность), не знаю, для чего мне эта маска (дезадаптивные паттерны поведения) и т.п. Следовательно, использование масок в психотерапии (арттерапии) чрезвычайно широко: при работе со взрослыми и подростками, в групповой и индивидуальной работе, в работе с самым широким спектром проблем, вплоть до психосоматических расстройств. Способы изготовления масок: рисование на бумаге, картоне, пластике; использование готовых масок; изготовление из папье-маше, глины, гипса и пр. Помним, что каждый материал имеет свою внутреннюю метафору.
Вопросы для обсуждения:
Что это за маска? Как бы вы ее назвали, или охарактеризовали?
Что видят друзья, когда они смотрят на маску?
Что маска им показывает?
Что ей хотелось бы показать?
Чего маска не хочет показывать?
Чего маска боится?
Какое самое заветное у маски желание?
Упражнение 4. «Улыбка».(5-7 мин)
Цели: Эта игра-фантазия создает хорошее настроение, а также вызывает прилив бодрости и готовность воспринимать новое. Её хорошо использовать в перерывах между уроками.
Инструкция: Сядьте поудобнее и закрой те глаза. С делайте три глубоких вдоха и выдоха…Во время каждого выдоха ты можешь почувствовать, как твоё лицо всё больше и больше расслабляется. Пусть с каждым выдохом расслабляется твой рот ,нос, уши, лоб, глаза…Теперь вдохни глубоко –глубоко и задержи дыхание. Откинь голову назад, сделай сильный вдох, выдувая воздух как можно выше ,чтобы он долетел до потолка…
Повтори это ещё раз.
Глубоко вдохни. И когда будешь сейчас выдыхать, постарайся улыбнуться .Почувствуй как во время улыбки растягиваются твои губы, и как напрягаются мышцы щёк…Сделай это ещё раз и попробуй улыбнуться пошире. Представь себе, что видишь перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой ,дружеской улыбке .(Повторяйте этот шаг до тех пор, пока Вы не увидите улыбку на лицах всех детей)
Когда ты сей час снова улыбнёшься, почувствуй, как улыбка переходит в твои руки, доходит до ладоней. Возможно, ты заметишь в ладонях лёгкое покалывание. Дыши, улыбайся.…И ощущай, как твои руки и ладони наполняются улыбающейся силой солнышка.
Когда ты улыбнёшься снова , почувствуй ,как твоя улыбка спускается всё ниже и доходит до ног , до самых кончиков ступней. Ощути тепло солнца под подошвами ног. Возможно, ты заметишь, как твои ноги и ступни начнут слегка подрагивать от этой улыбающейся солнечной силы.Ощути улыбку во всём твоём теле. Улыбаясь, ты хорошо чувствуешь себя с ног до головы, ощущаешь радость всеми клеточками своего тела.
Теперь снова глубоко вздохни и задержи на мгновение дыхание. Представь, что в твоей груди находится большой золотой шар. Это настоящее солнце внутри тебя, внутри твоего сердца. Когда ты будешь сейчас выдыхать, пусть это солнце улыбается. Снова набери побольше воздуха, задержи дыхание и почувствуй ,как солнце внутри тебя широко и дружелюбно улыбается. И когда ты ещё пару раз так же глубоко вдохнёшь и позволишь солнцу улыбнуться, ты сможешь заметить, как спокойно ,безмятежно и радостно стало у тебя на душе. И ты сможешь потом вызывать в себе это приятное чувство, вспоминая картину улыбающегося солнца.
Теперь немного потянись и выпрямись. Открой глаза и снова окажись снами в этой комнате.
Рефлексия (5 минут).
Мое настроение.
МОДУЛЬ 3. «Цвет – чувства»
Эмоциональный опыт ребенка оказывает большое влияние на его общее развитие, поэтому данный модуль целиком посвящен работе с чувствами.
Основные задачи этого модуля состоят в следующем:
- Научить участников группы выражать свои чувства
- Подготовить детей к работе с неприятными и часто противоречивыми чувствами
Мое настроение
Упражнение 1.«Рисуем чувства»(5-7 мин)
Цель: Научить выражать учащихся свои чувства внутренне разрядить учащихся. Поднять самооценку.
Материал: Бумага и карандаши.
Инструкция: Возьмите бумагу и нарисуйте, как вы себя в данный момент ощущаете. Подберите цвета, подходящие вашему чувству. Вы можете царапать, можете рисовать линии, круги, узоры или картинку, в общем, всё, что вам хочется.
Я буду ходить по рядам, и вы мне скажите, какое чувство вы хотите показать своим рисунком. Я запишу это слово, и вы сможете его потом приписать на свою картинку.
Учащиеся сами могут написать чувство на рисунке. Важно, чтобы каждый ребенок смог показать свой рисунок, а Вы положительно оценили его: так, чтобы дети поняли, что подобное рисование – хорошая возможность заметить и назвать свои собственные чувства. Поговорите также с детьми о том, что они могут делать и делают, когда им скучно; когда они волнуются; когда ревнуют…
Рефлексия упражнения:
- Какое чувство тебе больше всего нравится?
- Какое чувство тебе не нравится?
- С каким чувством ты идёшь утром в школу?
- Когда ты радуешься?
- Когда ты злишься?
Упражнение 2.«Скульптура моих хороших качеств»(5-7 мин)
Цель: содействовать повышению самоуважения детей.
Материал: пластилин
Инструкция: Ребенок вспоминает свои хорошие качества и подбирает к каждому пластилин определенного цвета. Затем определяет свое главное хорошее качество, размышляет о том, на что оно похоже, как его можно слепить. После этого он добавляет в скульптуру все другие свои хорошие качества.
Упражнение 3. «Самого себя любить» (10 мин)
Цель: научить детей внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.
Материал: Лист бумаги для каждого участника, восковые мелки. Запись спокойной музыки.
Инструкция: Сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…Представь себе зеркало. Громадное – громадное зеркало в светло – красной раме. Возьми платок и вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все блестело и сияло… Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе видно себя? Если да, то подай мне знак рукой. (Дождитесь, пока большинство учащихся подадут вам знак.)
Разгляди свои губы и цвет своих глаз… Посмотри, как ты выглядишь, когда немного покачиваешь головой… Посмотри на свои плечи и грудь. Посмотри, как ты опускаешь и поднимаешь плечи…
Тебе видно свои ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыгнуть… У тебя хорошо получается! Теперь представь себе, что твоё отражение улыбается и ласково смотрит на тебя…
Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Возьми расческу и причешись, глядя в зеркало перед собой. Причешись как обычно…
Посмотри в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят и светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркало. Набери немного воздуха в лёгкие и надуй немного маленьких светлых искорок в свои глаза. (При этих словах – глубоко вдохните и громко, и отчетливо выдохните воздух. Повторите свою просьбу к детям - добавить блеска в глаза.) Постарайтесь разглядеть золотое свечение вокруг твоих глаз. Пусть твои глаза выглядят совершенно счастливыми.
Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: «Моё лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становиться приятнее» Если твоё лицо всё ещё серьёзно, то преврати серьёзное лицо в одну громадную и довольную улыбку. Покажи свои зубы зеркалу. У тебя это здорово получилось!
Теперь посмотри на своё тело в зеркале и увеличь его. Твои плечи пусть станут совсем ровными и прямыми. Постарайтесь почувствовать, как это приятно – вот так гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая себя с ног до головы, повторяй за мной: «Я люблю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!» (Произнесите эти слова с большим энтузиазмом и очень эмоционально.) Ту чувствуешь, как это приятно? Ты можешь повторять про себя эти слова всякий раз, когда захочешь почувствовать себя счастливым и довольным. Постарайтесь прочувствовать всем своим телом, как ты произносишь: «Я люблю себя!» В какой части тела ты ощущаешь это? Покажи рукой на это место, где чувствуешь своё «Я люблю себя!» Хорошо запомни, как в твоем теле отражается твоё «Я люблю себя!» Сейчас мы обсудим это.
А теперь ты можешь вернуться снова в наш класс. Потянись, немного напряги и расслабь своё тело и открой глаза…
Попросите по завершении этой фантазии всех детей хором произнести фразу – подтверждение «Я люблю себя!» Спросите учащихся, где в своём теле они чувствуют эту любовь.
Затем дети могут нарисовать свой образ. Они могут работать в парах, при этом каждый ребенок рисует контур своего партнёра на большом листе бумаги. Потом этот контур раскрашивается и превращается в улыбающийся и счастливый портрет. Учащиеся могут отдельные части тела характеризовать позитивными прилагательными. Например: «мои красивые карие глаза», «мои золотые умелые руки» и т.д.
Рефлексия:
- Почему некоторые люди любят самих себя?
- Почему некоторые люди себя не любят?
- Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе?
- Что ты можешь сделать для того, чтобы чаще думать о себе хорошо?
- Что делает тебя счастливым?
Упражнение 4. «Фигуры эмоций» (5 мин)
Цель: понимать чувства.
Материал: лист и карандаши
Инструкция: рисуют пять больших фигур (любые) на листе А4, подбирают из них и подписывают имена четырех из них (гнев, радость, страх, ярость) и раскрашивают цветными карандашами. Придумывают имя 5-й фигуре, раскрашивают, используя такие цвета, которые соответствуют ее эмоциональному состоянию.
Обсуждение чувств. Какие еще есть чувства. Участникам предлагается выяснить, как окружающие люди понимают наши чувства.
В завершение этого упражнения можно задать несколько вопросов: «Какие чувства испытывал когда вы в последний раз писали контрольную работу? Что вы чувствовали, когда приближались каникулы? Что вы чувствовали, когда в последний раз что-нибудь сломали? Какое, по- вашему, самое неприятное чувство? Какое чувство вам нравится больше других? Какое из названных чувств знакомо вам лучше (хуже) всего?»
Рефлексия (5 минут).
Мое настроение. (Тренер анализ за этап, мониторинг)
ЭТАП 2.
МОДУЛЬ 4. «Страхи»
Основные задачи этого модуля состоят в следующем:
- Дать детям возможность выразить чувства, связанные с пережитым.
- Работа со страхами
- Помочь детям разобраться в их чувствах.
Мое настроение
Упражнение 1. «Образ страха»(нарисовать ситуацию)(7 мин)
Цель: работа со страхом, над чувствами, связанными с пережитым насилием.
Материал: лист, карандаши,
Инструкция: страх можно изобразить как ситуацию, как существо, как предмет, как явление природы и т.д. Иногда представить страх помогают наводящие вопросы: «На что похож твой страх?», «Как он выглядит?», «А как тебе страшно?», «А какой он, твой страх?», «Если бы он был животным, то каким?». Детям необходимо разобраться в своих переживаниях. Затем специалист помогает детям осознать и проанализировать. Чтобы преодолеть страх, рисунок не надо стирать, рвать или сжигать. Страх — это часть психики. Если его просто вырвать оттуда, в психике образуется дыра, которая заполнится другой проблемой. Лучше заполнить ее самостоятельно, преобразовав страх в какое-то новое отношение — сделать его нейтральным, спокойным, веселым, добрым и т.д. Именно этот образ и закрепится в сознании рисующего.
Упражнение 2. Работа с глиной. (10 ми)
Цель: выражение переживаний через глину или пластилин
Материал: глина или пластилин
Инструкция: Используйте глину (пластилин) для выражения актуальных в данный момент переживаний создайте скульптурное изображение, закрыв глаза; проанализировать полученное изображение.
Упражнение 3. «Играть как ребенок...». (5 мин)
Цель: выражение чувств бессознательного через рисунок.
Материал: гуашь, мелки, акварель и т.п, А3 и больше.
Инструкция: Нарисовать «нерабочей» рукой самую любимую игру (или занятие) своего детства и придумать к рисунку название. Понятно, что при рисовании левой рукой «правша» как бы раздвигает границы умений, открывает в себе новые чувства, становится более спонтанным. При этом высока вероятность проявления сильных переживаний, детских страхов, и наоборот, появления ярких творческих образов. Затем можно обсудить, почему именно эта детская игра возникла в воображении? Как чувствовал себя человек, работая над образами? Что чувствует сейчас?
Упражнение 4. «Маски животных и растений или Я – в другом образе»(10-15 мин)
Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений, самопринятие, раскрепощение, самопознание собственного «Я» через маски.
Материалы: музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.
Процедура:
1 этап: каждый выбирает себе роль животного.
2 этап: затем описывает в словах свое животное, например, «Что я за кошка?»
3 этап: участники по очереди изображают свое животное.
Инструкция: «Представьте себя хищной птицей... маленьким цыпленком... кошкой (домашней или дикой, как вам больше нравится)... слоном... снова птицей... рыбой... бабочкой... Представьте себя любым зверем. Таким, который вам ближе всего, на которого вы похожи, побудьте им. Как он двигается, какие звуки издает? Каково вам в обличье этого зверя... А теперь вы снова – люди. Темп движения – спокойный. Сделайте несколько глубоких вдохов. Упражнение закончено».
Вопросы для обсуждения:
Подумайте, какую привычную роль вы играете в жизни?
Обратите внимание на то, что окружающие воспринимают вас обычно по этой роли, и когда вы выходите из нее, многие вас не понимают?
Подумайте, есть ли сходство между поведением вашим и выбранного вами животного?
Что нового узнали сегодня о себе из этого упражнения?
Какие чувства возникали в процессе выполнения упражнения?
Упражнение 5. «Свечка» (3-5 мин)
Цель:помочь ребенку выйти на разговор о значимых для него переживаниях.
Материал: свеча спичка
Инструкция: свечку зажечь, погасив свет, и предложить внимательно смотреть на нее до тех пор, пока каждый не разглядит в пламени то, что может помочь в трудной ситуации именно ему. Затем дети рассказывают группе, что им удалось увидеть в пламени свечи.
Рефлексия (5 минут).
Мое настроение.
МОДУЛЬ 5. «Тайна»
Основные задачи этого модуля состоят в следующем:
- Проработка старых чувств. Выражение чувств.
- Поработать с чувством вины, беспомощности.
- Осознание чувств и эмоций.
Мое настроение.
Упражнение 1. «Коллажи чувств» (15 минут)
Цель: научить опознавать и понимать невербальные проявления чувств.
Материалы: листы бумаги, журнальные картинки, фотографии, фломастеры, карандаши.
Инструкция: Каждому ребенку предлагается сделать, используя фотографии (картинки), коллаж одного из чувств («грусть», «счастье», «испуг» и т.п.). После этого ребенок, сделавший коллаж, объясняет, каким образом каждая из картинок выражает это чувство. Если дети увидели в этих иллюстрациях другие чувства, им предлагается дать свои объяснения.
Упражнение 2 «Эмоции в моем теле». (10 минут)
Цель: упражнение позволяет осознать связь эмоций с телесными переживаниями, индивидуальные особенности переживания и выражения эмоций. Работа над чувством стыда.
Материалы: листы бумаги, цветные карандаши.
Инструкция: «Представьте, что вы сейчас очень сильно злитесь на кого-нибудь или на что-нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Может быть, вам будет легче представить, если вы вспомните какой-нибудь недавний случай, когда вы сильно разозлились на кого-нибудь. Почувствуйте, где в теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете? Может быть, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулаки? Заштрихуйте эти участки красным карандашом на своем рисунке. Теперь представьте, что вы вдруг испугались чего-то. Что вас может напугать? Представили? Где находится ваш страх? На что он похож? Заштрихуйте черным карандашом это место на своем рисунке».
(Аналогичным образом предложите участникам обозначить синим карандашом части тела, которыми они переживают грусть, и желтым – радость.)
«Где в теле вы чувствуете свою злость (страх, грусть, радость)? Какое чувство вам было легче всего представить и ощутить в теле? А какое – труднее? Были ли у кого-нибудь из участников группы похожие ощущения?»
Упражнение 3. Работа с глиной. (10 мин)
Цель: выражение переживаний через глину
Материал: глина
Инструкция: Создайте глиняный амулет или оберег. Анализ оберега. Отчего помогает? В чем смысл оберега? По желанию ребенок может ее собой взять.
Рефлексия (5 минут).
Мое настроение
МОДУЛЬ 6. «Тело –храм души»
Цель: работа с телом.
Основные задачи этого модуля состоят в следующем:
- Расслабление
- повысить энергетический потенциал
- гармония тела и психики
4.Осознание собственного тела
- развитие положительного образа тела
Мое настроение.
Упражнение 1.«Арка»(3-4 мин)
Цель: прочувствовать напряжение
Материал: коврик
Инструкция: Встаньте, расставив ноги на ширину плеч и слегка повернув носки внутрь. Максимально согните колени, не отрывая пятки от пола. Уприте кулаки в поясницу и прогнитесь назад. Дышите животом и удерживайте эту позу около минуты. Обратите внимание на то, какие участки вашего тела напряжены. Если вы достаточно гибки и расслаблены, ваши ноги начнут дрожать. Это естественная реакция тела на напряжение.
Упражнение 2. «Снятие зажима». (5 мин)
Цель: снятие зажима
Инструкция:Сядьте в неудобную позу: оглянитесь, не поворачивая плеч и туловища; прижмите подбородок к ключице; поднимите вверх или подайте вперед плечи; коснитесь пальцами руки задней ножки стула. Сосредоточьте внимание на возникшем мышечном зажиме и снимите его усилием воли.
Упражнение 3. «Симфония». (3-5 мин)
Цель: расслабление
Инструкция: послушать музыку для общего успокоения, удовлетворения. Бетховен "Симфония 6", часть 2.
Упражнение 4. «Напряжение и расслабление тела». (10 мин)
Цель: расслабление тела.
Материал: коврик
Инструкция: Лягте на спину. Полностью вытяните ноги, положите руки вдоль тела. Дышите легко и свободно. Крепко сожмите ягодицы. Затем напрягите икры и бедра. Напрягите все ваше тело, одновременно делайте равномерные вдохи выдохи – удерживайте напряжение примерно минуту. Старайтесь не выгибаться вверх, чтобы не получился «мостик». Даже когда вы достигли уровня максимального напряжения, ягодицы должны касаться пола. Позвольте напряжению полностью уйти. Возьмитесь руками за колени и покачайтесь так несколько раз, чтобы расслабить мышцы позвоночника. Если упражнение удалось, вы почувствуете расслабление и тепло во всем теле. Если вы слишком сильно вытягивали ноги, у вас может появиться ощущение покалывания в стопах и икрах. Упражнение помогает быстро освободиться от напряжения, расслабить мышцы позвоночника, уменьшить боли в спине.
Упражнение 5. «Тонус».(4-5 мин)
Цель: поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.
Инструкция: послушать Чайковского "Шестая симфония", 3 часть.
Рефлексия (5 минут).
Мое настроение
МОДУЛЬ 7. «Кадры из жизни»
Задачи:
-Переживание и осознание эмоций и импульсов, разделение эмоционального переживания с персонажами
-Выявление личностных особенностей и моделей поведения, а также при необходимости способов их коррекции;
-Повышение осознанности поведения и мотивации к решению возникающих проблем;
-Осознание и формулировка, а также переоценка смыслов, ценностей, принципов, задач и т.д.;
-Развитие индивидуальной культуры восприятия, самоощущения и самоидентификации, самореализации, понимания других людей, общения и других видов деятельности.
Мое настроение
Упражнение 1. Фильм
Материал:Ноутбук
Инструкция: Просмотреть кино в зависимости от Запроса ребенка:
Примерные фильмы:
Вверх!, м/ф., реж. Пит Доктер, Боб Питерсон
И жизнь, и слёзы, и любовь, реж. Николай Губенко
Кус-кус и Барабулька, реж. АбделатифКешиш.
Любовь и голуби,реж. Владимир Меньшов.
Любовь по правилам и без,реж. Нэнси Мейерс
Любовь с привилегиями,реж. Владимир Кучинский
Небеса обетованные, реж. Э. Рязанов.
Небесный суд, реж. А. Званцова
Пока не сыграл в ящик, реж. Р. Райнер
Руди и Сэм, реж. Гр. Гярдушян
Старики-разбойники, реж. Э. Рязанов
Человек дождя, реж. Б. Левинсон
Тренер, реж., Ники Каро
Девочка на миллион, реж., Клинт Иствуд.
Не сдавайся, реж.,Гас Ван Сент
Разум в огне, реж., Дж. Барретт
Обсуждение фильма.
- Поделитесь своими впечатлениями от фильма.
- Что с Вами происходило в момент просмотра? Какие чувства Вы переживаете сейчас?
- Какие ассоциации приходят в связи с фильмом?
- Что нового узнали о мире, людях и о себе?
- Я на месте Героя?.Как я понимаю чувства героя, по каким признакам я распознаю то или иное переживание героя? Разделяю ли я чувства героя или нет?Как герой понимает ситуацию в фильме, и как я понимаю ситуацию?Какие действия героев обнаруживают проблемы, присущие и мне?Как герой меняет способы действия и могу ли я изменитьсякак он?
- Герой в моем месте?.Кто мне нравится, а кто нет? С кем сравнивать себя не очень хочется?Почему именно с этими героями я сравниваю себя? Кто мне нравится, а кто нет? С кем сравнивать себя не очень хочется?Герои, которые мне нравятся (или не нравятся), они чем-то похожи на меня или нет?Мои эмоции в отношении фильма: в какие моменты реальной жизни я испытывал сходные чувства?Какие проблемы моей жизни наиболее близки тематике фильма?Как герой смотрел бы на мои проблемы?
- Если бы вы имели возможность стать активным участником фильма, какую роль вы сыграли бы?Что означает для вас выбор именно этой роли? Какая ключевая идея вашей жизни стоит за этим выбором?А как в жизни? Насколько тот выбор, который вы произвели сейчас, соответствует осознанным стратегиям, которыми вы руководствуетесь в реальной жизни? Насколько этот выбор вы считаете эффективным для себя? Хочется ли что-нибудь изменить?
- Если бы Вы были режиссером, что бы вы изменили в подаче основной идеи фильма?
- Если бы вы были сценаристом, какое продолжение сценария вы могли бы придумать?
Рефлексия (5 минут).
Мое настроение
МОДУЛЬ 8. «Свет - души»
Цель: научиться позитивно воспринимать себя и свое тело, уважать себя и других. Уметь расслабляться
Мое настроение
Упражнение 1. «Прекрасное» (3мин)
Цель: уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы.
Материал: запись Баха "Контата 2".
Инструкция: послушать Баха "Контата 2". Обсуждения состояния.
Упражнение 2. «Мычание».(5 мин)
Цель: расслабление голосовых связок
Инструкция: Расслабьтесь и мычите нравящуюся мелодию, любые естественные
гневные звуки, при этом прикладывайте руки к разным частям тела, чтобы ощутить, как они вибрируют во время мычания. Это упражнение освобождает напряжение вокруг голосовых связок и горла, возникающее у тех, кому приходится много говорить, а также у тех. кто испытывает ощущение сдавленности в горле. Работа с вибрацией позволяет, кроме того, сбрасывать болезненные ощущения в разных частях тела.
Упражнение 3. «Крик». (2-3 мин)
Цель: расслабление
Инструкция: Наберите полную грудь воздуху, закройте рот ладонями и закричите изо всех сил. Повторите крик несколько раз до ощущения опустошения.
Упражнение 4. «Животное» (20 мин)
Цель: символическая ролевая игра и расслабление тела.
Инструкция: Выберите любое млекопитающее, рептилию или птицу. В течение 10 минут вы должны быть этим животным, "переняв" его форму, движения и звуки. Не объявляйте о своем выборе. Ползайте, прыгайте, скачите и "летайте", изображая это животное. Подходите к заданию творчески и старайтесь выразить такие стороны своей личности, которые, может быть, нелегко выразить в вашей обычной жизни. Шумите, осознавайте чувства, возникающие у вас, будь то страх, гнев или любовь. В заключение поделитесь своими впечатлениями от опыта с остальной группой.
Упражнение 5. «Тонус» (4-5 мин)
Цель: улучшение самочувствия и настроения.
Инструкция: послушать Бетховена "Увертюра Эдмонд". Обсуждения состояния
Рефлексия (5 минут).
Мое настроение
МОДУЛЬ 9. «Саморегуляция»
Цель – познакомить и предложить эффективные способы снятия нервно-психического напряжения.
Задачи:
- Оптимизация уровня агрессивности и тревожности.
- Обучение навыкам релаксации.
Мое настроение
Упражнение 1. «Эмоции тела» (30-40 мин)
Цель: осознание чувств
Материалы: Ковер, бумага, цветные карандаши, фломастер, мел, гуашь, запись Шопена "Ноктюрн соль-минор".
Инструкция:Лежа с закрытыми глазами, представьте один из следующих случаев из вашего детства: 1) случай, когда вы плакали и хотели, чтобы вас успокоили; 2) случай, когда вы хотели исследовать что-нибудь, а вас удерживали и мешали вам; 3) случай, когда вы пришли в ярость; 4) случай, когда вы ……
Зрительно вообразите сцену как можно детальнее и представьте реакцию окружающих. Выразите свои чувства на бумагу.Доверяйте своим внутренним ощущениям.
Используйте одну-две минуты, чтоб осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент. Забудьте об искусстве и не старайтесь быть художником. Возьмите карандаш и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Попытайтесь символически выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте себя рисовать что-то определенное и высокохудожественное. Рисуйте то, что приходит в голову. Анализировать получившийся рисунок. Старайтесь в своей работе обнаружить информацию для себя.
Потом, лягте на спину, колотите руками и ногами по полу и издавайте любые звуки, которые просятся наружу, пока не наступит желание спокойно полежать и отдохнуть.
После расслабления клиента, инструктору: Включить Шопена "Ноктюрн соль-минор".
Упражнение 2 «Кошечка». (3 минуты)
Цель: Расслабление, научить правильно вставать
Инструкция:Подняться с пола и потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Спросить у клиента: не кружится и голова потом только помочь подняться с пола.
Рефлексия (5 минут).
Мое настроение
Модуль 10. «Учение -слов»
Задачи:
- активизировать и успокоить
- устранение психического напряжения
- изменение отношения или поведения
Мое настроение
Упражнение 1. «Жаба, черепаха и жук».(10 мин)
Материал: А4, карандаши, фломастеры.
Инструкция: прочитать текст по мотивам сказки «Жаба, черепаха и жук».
«Жаба, черепаха и жук жили на лугу недалеко друг от друга. Они очень дружили. Ходили на прогулки в лес и к реке. И везде, куда они ходили, жаба и черепаха выбирали мокрые места для игры. Всегда находили лужи на своем пути. Жук летал над ними и весело жужжал. Он был быстрее их, но это не огорчало друзей. Они любили играть вместе и старались проводить много времени друг с другом. Чаще всего они играли на поляне, где протекал маленький ручеек. Жаба и черепаха уговаривали жука прыгать в речку как они. Но жук знал, что если он намочит свои крылышки, то не сможет больше летать. Поэтому он не играл в воде, но с удовольствием смотрел, как резвятся его друзья. Жаба и черепаха понимали, что он не может плавать, и слушали его жужжание, когда он пролетал над ними. Однажды друзья решили устроить соревнование. Жаба нарисовала толстую линию на берегу реки и сказала, что это старт. Финиш назначили в лесу, в красивом малиннике. Кто первым дотронется до березы – тот и съест всю малину. Стартовали!»
Вопросы: Как вы думаете, кто победил? Почему? Если хотите, нарисуйте эти соревнования. А может, расскажете сами, что случилось потом?
Упражнение 2. «Притча» (5 мин) Два волка: Старинная притча о борьбе добра и зла.
Инструкция: прочитать текст
Текст: Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке, - сказал он, - идет борьба, похожая на схватку двух волков. Один волк представляет зло – зависть, трусость, ревность, эгоизм, злость, ложь. Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, верность.
Внук задумался, а потом спросил:
- А какой же волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Обсуждение.
Упражнение 3. «Гвозди» Восточная притча о гневе
Инструкция:прочитать текст
Текст:Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Обсуждение
Рефлексия (5 минут).
Мое настроение
МОДУЛЬ 11. «Прощание»
Основные задачи этого модуля состоят в следующем:
- Закрепление всего пройденного.
- Определить, с какими участниками группы необходима дальнейшая терапевтическая работа.
Мое настроение
Упражнение 1. «Письмо себе, любимому». (7 минут)
Цель: способствовать пониманию своего «Я», его позитивному принятию.
Инструкция: Открыть и прочитать. Анализировать.
Упражнение 2 «Фильм о моей жизни». (20 минут)
Цель: Формирование активной жизненной позиции, умения планировать будущую жизнь и добиваться успеха. Формирование и развитие навыков изменения себя.
Материалы: лист бумаги, фломастеры, карандаши.
Инструкция: «Представьте себе всю вашу будущую жизнь как художественный фильм, в котором вы играете. Каждый из вас – и сценарист, и режиссер, и исполнитель главной роли. Вам решать, о чем этот фильм, вам выбирать, какие в нем будут действовать персонажи, где будут происходить события.
Нарисуйте на бумаге портрет героя будущего фильма, но не обычный автопортрет, а портрет того, кем бы вы хотели стать. При этом не важно, будет ли этот рисунок выполнен в реалистической, абстрактной или в какой угодно другой манере. Важно, чтобы он отражал вас таким, каким вы хотели бы видеть себя в будущем.
Отдохните немного и посмотрите на рисунок. Скажите себе: «Это я. Такой, каким я сделал себя сам. Нравлюсь ли я себе таким?» Если нет или не совсем, все можно исправить. Внесите необходимые изменения, уберите ненужное, добавьте детали. Сделайте все, чтобы вы были довольны. Не торопитесь. Теперь вы нравитесь себе? Тогда опишите словами то, что вы вложили в портрет себя в будущем.
Наш герой готов к действиям. Пора сочинять сценарий, режиссировать, ставить фильм. Пусть этот сценарий начнется с самого ближайшего будущего, лучше всего – с завтрашнего дня. Придумывайте, что хотите; главное условие – это должен быть фильм про победителя.
Конечно, я не предлагаю вам придумать фильм, где у героя все только хорошо, очень хорошо или просто замечательно. Такого не может быть в реальной жизни, и смотреть такой фильм будет невыносимо скучно. Пусть в вашем сценарии будут и неудачи, и провалы, но это значит, что вы должны придумать самые интересные пути преодоления жизненных трудностей. Если вы выберете для сценария путь избегания трудностей, то фильма про победителя не получится. Запишите этот сценарий и вспоминайте его. Вспоминайте о том, что у вас есть возможность творить свою жизнь и самого себя».
Заключение
Рефлексия. (15 минут)
- Возможность высказать свое мнение обо всем
- Обсудить что нового и полезного узнали?
- Поделитесь своими эмоциями, которые возникли во время встречи.
- Насколько эффективным им показался тренинг? насколько он оправдал их ожидания?
-Что нового открыл в области мотивации человеческого поведения и в межличностных отношениях?
Перейти к публикациям в сборнике для педагогов
Упражнение 3. «Прощание» (2 минуты)
Ритуал закрытия тренинга. Обменялись взглядами, поблагодарили друг друга. Повернулись на 180 градусов. Прощальный взгляд: «До свидания!»