ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Голубева Наталья Алексеевна

Педагог-психолог

ГБОУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ЛИРА»

Ставропольский край, г.Георгиевск

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа по формированию психомоторного развития детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

Пояснительная записка

Программа является образовательной, адаптированной, направленной на оказание коррекционно-развивающей помощи детям раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), их родителям (законным представителям) в вопросах развития, воспитания, социализации детей с ОВЗ.

Программа предполагает гибкое планирование психолого-педагогического процесса, выбор наиболее актуального материала для конкретного ребенка, позволяет педагогам объединять моторное развитие с непосредственно-эмоциональным общением и предметно-манипулятивной деятельностью.

На основе данной программы разрабатывается индивидуальная программа ранней помощи (ИПРП) ребенку, имеющего ограниченные двигательные возможности, с учетом результатов диагностирования его функциональной компетентности.

Содержательная часть программы состоит из 10 занятий для детей 2-3-х лет с тяжелыми и умеренными двигательными нарушениями с использованием при необходимости специального оборудования.

Программа предназначена для специалистов СРП, педагогов ДОУ, работающих с детьми раннего возраста с НОДА.

 

Актуальность.

Большинство родителей маленьких детей с синдромом двигательных нарушений ориентировано на сугубо медицинский характер помощи. Значение ранней коррекции в формировании и развитии личности ребенка с дизонтогенезом сложно переоценить: чем раньше начата работа, тем с меньшими затруднениями будет осуществляться его двигательное, речевое и интеллектуальное развитие.

Ранний возраст является сензитивным периодом для формирования движений и действий, речи, сенсорных, социальных навыков, что играет решающую роль для последующего развития ребенка. Особенно это касается детей с последствиями раннего органического поражения ЦНС. Раннее выявление отклонений в развитии дает возможность своевременно включить ребенка в коррекционное обучение, обеспечить профилактику неблагоприятной динамики развития, предоставить необходимую психолого-педагогическую помощь.

Актуальность создания программы обусловлена расширением инклюзивных тенденций в области оказания ранней помощи и неготовности детей с ограниченными возможностями здоровья к интеграции в дошкольную образовательную организацию и в социум в целом.

Программа является инструментом для построения комплексной психолого-педагогической модели сопровождения семей, воспитывающих детей раннего возраста с НОДА.

 

Цель программы: целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с НОДА с учетом их индивидуально-типологических особенностей и особых образовательных потребностей, оказание помощи в социализация и адаптация их в обществе, активизация ресурсов семьи.

Задачи:

  • максимальное расширение развивающего пространства для детей раннего возраста с НОДА;
  • индивидуализация образовательного процесса с учетом особенностей функционального состояния ребенка;
  • повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах индивидуального психомоторного развития каждого ребенка.

 

Принципы построения программы

Принцип доступности предполагает создание безбарьерной развивающей среды с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей с НОДА.

Принцип последовательности и систематичности позволяет в раннем поэтапном коррекционно-развивающем воздействии опираться на сохранные функции ребенка и формировать целостную систему знаний, умений, навыков от простого к сложному.

Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений предполагает взаимодействие специалистов медико-психолого-педагогического сопровождения и родителей. Коррекционно-педагогическая работа основана на тесном единстве с лечебными мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Сочетание психолого-педагогической работы с восстановительным лечением является важным условием комплексного взаимодействия специалистов медико-педагогического блока.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Формирование на занятиях нового двигательного опыта ребенка и перенос его в реальную жизненную практику осуществляется только при активном участии родителей.

Принцип развития скоординированной системы межанализаторных связей помогает задействовать одновременно несколько анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой) с обязательным включением двигательнокинестетического анализатора.

Принцип педагогического гуманизма и оптимизма. На современном этапе развития системы образования важно понимание того, что обучаться могут все дети. При этом под способностью к обучению понимается способность к освоению любых, доступных ребенку, социально и личностно значимых навыков жизненной компетенции, обеспечивающих его адаптацию.

 

Условия реализации программы:

  • создание безбарьерной архитектурно-планировочной среды;
  • проектирование специальной предметно-пространственной развивающей среды, используя специальное оборудование и тренажеры;
  • формирование у педагогов специальных компетенций в области работы с детьми с двигательной патологией;
  • создание атмосферы психологического комфорта: непринужденной обстановки для саморазвития ребенка, поддержание работоспособности, предупреждение истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов;
  • обеспечение практической направленности содержания программы в соответствии с индивидуальными функциональными особенностями каждого ребенка;
  • проведение непрерывного мониторинга развития ребенка и качества освоения индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП) в специально созданных условиях;
  • сетевое взаимодействие с ПМПК и сторонними организациями (медицинскими, образовательными, общественными, социальными) для повышения эффективности реализации задач программы;
  • целенаправленная работа с родителями детей с НОДА, включая обучение их доступным приемам коррекционно-развивающей работы;
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с НОДА.

 

Ожидаемые результаты реализации программы:

-       развитие реабилитационного потенциала детей в соответствии с ИПРП каждого ребенка;

-       положительная динамика психомоторного развития ребенка в целом;

-       положительная динамика развития взаимодействия и коммуникации ребенка с окружающими;

-       повышение социально-психолого-педагогической компетенции родителей.

У детей с сочетанием двигательной патологии с сенсорными и (или) интеллектуальными нарушениями целевые ориентиры каждого возрастного этапа должны определяться индивидуально.

 

Форма реализации программы – коррекционно-развивающие индивидуальные занятия и групповые игровые сеансы с детьми и родителями, индивидуальные консультации родителей и других взрослых, воспитывающих ребенка с НОДА.

Индивидуальные занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 30-40 минут. Групповой игровой сеанс – 1 раз в неделю 60 минут.

Срок реализации данной программы определяется индивидуальной программой ранней помощи (ИПРП) с учетом функциональных возможностей и возраста ребенка.

 

Характеристика детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата у детей могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.

Различаются следующие виды НОДА:

  1. заболевания нервной системы: детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит;
  2. врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, деформации стоп (косолапость и др.), аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство);
  3. приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета (хонродистрофия, рахит).

У всех детей данной категории ведущими являются двигательные расстройства (задержка формирования, недоразвитие или утрата двигательных функций), которые могут иметь различную степень выраженности (тяжелая, средняя, легкая).

При тяжелой степени двигательных нарушений дети не владеют навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью, они не могут самостоятельно обслуживать себя.

При средней (умеренно выраженной) степени двигательных нарушений дети владеют ходьбой, но ходят неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (ходунки, канадских палочек и т.д.), т.е. самостоятельное передвижение детей затруднено. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивных функций рук.

При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно. Навыки самообслуживания развиты по возрасту, достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у них могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.

Степень тяжести психомоторных расстройств варьирует в большом диапазоне, при этом могут наблюдаться различные сочетания. Например, при легких двигательных расстройствах могут наблюдаться выраженные интеллектуальные и речевые нарушения, а при тяжелой степени двигательной патологии могут быть незначительные отклонения в интеллектуальном, речевом развитии.

Нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем (патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства) существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей.

Все познавательные психические процессы имеют ряд общих особенностей:

- нарушение активного произвольного внимания;

- повышенная истощаемость всех психических процессов (цереброастенические проявления), выражающаяся в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности.

- повышенная инертность и замедленность всех психических процессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой, к патологическому застреванию на отдельных фрагментах дидактического материала, к «вязкости» мышления.

Отмечается определенная зависимость между тяжестью нарушений артикуляционной моторики и тяжестью нарушений функций рук. Наиболее выраженные нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей со значительным поражением верхних конечностей.

У детей с НОДА нарушены согласованные движения руки и глаза, зрительно-моторная координация. У некоторых детей глазодвигательная реакция имеет рефлекторный, а не произвольный характер, что практически не активизирует моторную и психическую деятельность ребенка.

У большинства детей с НОДА имеет место ограниченность предметно-практической деятельности, ощупывающие движения рук слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. Недостаточность активного осязательного восприятия приводит к задержке формирования целостного представления о предметах, их свойствах, фактуре, что ведет к дефициту знаний и представлений об окружающем мире, препятствует становлению различных видов деятельности.

Некоторые специалисты отмечают сенсорную сверхчувствительность у детей с ДЦП. Например, ребенок усиленным мышечным сокращением реагирует на внезапный шум или на неожиданное приближение человека. У совсем маленьких детей можно наблюдать мышечный спазм, даже когда на лицо ребенка падает солнечный луч. Малейшее сенсорное возбуждение, если оно внезапно, может вызвать резкое усиление спазма.

У детей с НОДА также отмечаются задержанное развитие игровой деятельности. Эмоциональное общение детей с окружающими выражено слабо.

Нарушения эмоционально-волевой сферы проявляются в том, что у одних детей отмечается повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других - заторможенность, застенчивость, робость.

 

Диагностика (мониторинг) индивидуального развития ребенка

 

Подбор методов и материалов диагностики построен на принципе интеграции методик обследования индивидуального развития ребенка.

На первый план в работе с детьми раннего возраста выдвигается изучение динамики развития при целенаправленном и длительном наблюдении (протокол обследования ребенка «Лекотека» и «Проверочные таблицы развития ребенка раннего возраста» разделы общей и тонкой моторики)

Сроки проведения диагностики соответствуют срокам, указанным в этапах реализации ИПРП.

Задачи первичной диагностики:

  • оценить зону актуального развития ребёнка;
  • определить ресурсы семьи, позволяющие преодолеть (минимизировать) отставание в психомоторном развитии ребенка;
  • разработать ИПРП, этапы и методы ее реализации.

Промежуточная диагностика показывает результаты проводимой работы и позволяет вносить уточнения и изменения в реализуемую программу.

Итоговая диагностика дает полное представление о качестве реализации ИПРП и на этой основе позволяет наметить общие перспективы дальнейшей работы, либо оценить итоговые результаты.

Для углубленной оценки в каждом конкретном случае необходимо использовать дополнительные, более детальные или специальные методы оценки:

- диагностика нервно-психического развития детей Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л.Фрухт (разделы: игра и действия с предметами, движения, навыки).

- тест «ГНОМ» Г.В. Козловская и соавторы с целью определения отклонений в психическом развитии детей раннего возраста (исследование моторной функции: статика, кинетика, тонкая моторика, мимика).

- диагностика уровня развития моторики (по К.А. Семеновой) -  оценка двигательных возможностей ребенка раннего возраста.

 

Развитие моторики и коррекция ее нарушений в раннем возрасте.

 

Одной из главных целей воспитания детей с двигательными нарушениями выступает развитие самостоятельности в окружающей обстановке. В социальной адаптации существует два направления:

  1. Адаптация ребенка к среде.
  2. Приспособление окружающей обстановки к ребенку.

Функциональный уровень ребенка может быть значительно повышен за счет специальных средств и приспособлений, способствующих созданию «безбарьерной среды» оптимальных условий для развития самостоятельности в повседневной жизни.

Моторное развитие ребенка должно осуществляться по этапам онтогенетического развития – от головы, плеч, верхних конечностей, туловища к нижним конечностям. Ребенка сначала обучают поднимать и удерживать голову (посредством выкладывания на живот), затем – становиться и ползать на четвереньках, далее – сидеть, потом – стоять и ходить на коленях, стоять на одном колене, и, наконец, подниматься и ходить (методика В. Войта на основе системы Бобатов).

Для фиксации головы, туловища, конечностей, облегчения удержания и закрепления правильных поз применяются различные вспомогательные приспособления (специальные опоры, укладки, валики, подушки, ортезы, кресла-корсеты, вертикализаторы и т.п.).

Опора для ползания Лисичка с наклонной подушкой используется для улучшения ребёнком контроля положения головы, укрепления мышц шеи, спины, плечевого пояса и обучения навыкам ползания.

Ребенок должен лежать на подушке так, чтобы руки свободно свешивались с переднего (наиболее высокого) края подушки, а абдуктор располагался между его ног. При необходимости ребенок может фиксироваться на подушке двумя крепежными ремнями.

Необходимый и достаточный угол наклона стимулирует ребенка на поднятие головы с наименьшей затратой сил. Удержание головы укрепляет мышцы шеи и плечевого пояса. Абдукционная подушка (абдуктор – мышцы отведения) предупреждает патологическое сведение нижних конечностей в процессе движения.

Опора для сидения Слоник - сидение с ортопедической укладкой используется для постепенного выведения ребенка из положения лежа в положение сидя. Постепенное увеличение угла наклона спинки позволяет плавно, с минимальными ощущениями дискомфорта, переводить ребенка в полулежащее положение.

Ребенок фиксируется в напольном сидении нагрудным креплением «Уздечка». Для устранения перекреста ног и для пассивной растяжки абдукционных мышц (отводящие мышцы) служит абдуктор, расположенный в передней части сидения. Для развития навыков сидячего положения с ногами, согнутыми в коленях, как спинке, так и сидению придается наклонное, приподнятое положение с опущенной подножкой. Эта конфигурация сидения – раскладушки используется и при рекурвации (чрезмерном напряжении коленного сустава впереди) колена.

Функциональное кресло позволяет тренировать процесс удержания головы в вертикальном положении, формировать правильную осанку, а также обеспечивает подавление патологических рефлексов. 

Кресло укомплектовано фиксирующим поясом с лямками, мягкими подголовниками, регулирующимися по высоте и ширине спинками, абдуктором, подставкой для ног. Съемный столик используется для различных игр и занятий.

Вертикализатор – это простое в обслуживании, легкое и при этом надежное и стабильное устройство позволяет принимать пассивное положение стоя. Специальная система фиксации гарантирует ребенку чувство безопасности и не сковывает свободу движений верхних конечностей.

Система эргономических обойм, грудной и бедренной, которые приспосабливаются к телу ребенка, влияют на его стабильное положение стоя. Поворотные ролики дают возможность легко перемещать устройство (в том числе с находящимся в нем ребенком). Различные конструктивные решения хорошо влияют на ликвидацию барьеров, связанных с постоянным пребыванием ребенка на одном месте, и стимулирует к преодолению ограничений в движении.

Используя эти приспособления с 1 года можно стимулировать раннее развитие основных двигательных навыков.

В ходе коррекционно-развивающей работы важно решать следующие задачи:

  • развитие различных видов двигательной активности;
  • формирование контроля над положением головы и ее движениями;
  • обучение разгибанию верхней части туловища;
  • тренировка опорной функции рук (опора на предплечья и кисти);
  • развитие поворотов туловища (переворачивания со спины на живот и с живота на спину);
  • формирование функции сидения и самостоятельного присаживания;
  • обучение вставанию на четвереньки, развитие равновесия в этом положении и ползания на четвереньках;
  • обучение вставанию на колени, затем на ноги;
  • развитие возможности удержания вертикальной позы и ходьбы с поддержкой;
  • стимуляция самостоятельной ходьбы и коррекция ее нарушений;
  • формирование навыков безопасного поведения.

 

Основным подходом при выработке действий у ребенка со спастикой является предварительное расслабление, далее – пассивное движение с постепенным переводом в активное. Работа идет по следующему плану:

  1. Общий массаж для ослабления (нормализации) патологически повышенного или сниженного тонуса. Проводится медицинским работником или обученным родителем перед занятием в СРП.
  2. Точечный массаж (по мере необходимости). Проводится родителем во время занятия при мышечном спазме.
  3. Пассивная разработка движений (пассивные упражнения с использованием специальных опор для сохранения объема движений).
  4. Стимуляция активных движений. Особый акцент делается на развитие произвольных движений, которые стимулируют работу высшей нервной деятельности.

Одновременно можно разрабатывать несколько движений, не дожидаясь совершенствования предыдущих. В течение одного занятия одни движения осваиваются и совершенствуются, другие только начинают вызываться и стимулироваться.

Родителей необходимо проинформировать о том, что нельзя оставлять ребенка лежать в одном положении длительное время, подолгу сидеть с согнутыми ногами; положения необходимо менять как можно чаще, соблюдать выработанный индивидуальный двигательный (и ортопедический режим), поворачивая ребенка с боку на бок, выкладывая его на живот с использованием специальных укладок, чередуя горизонтальное и вертикальное положения с помощью опор.

В сфере развития различных видов двигательной активности организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием (бассейн с шариками, дорожки, модули, горки, качели и т. п.) для удовлетворения естественной потребности детей в движении, для развития ловкости, силы, координации и т. п.

Мышечное расслабление достигается путем использования основных приемов массажа (поглаживание, растирание, разминание, похлопывание, вибрация) и равномерных плавных покачиваний в занятой ребенком позе. Для расслабления и нормализации мышечного тонуса используются покачивания на больших гимнастических мячах. Ребенка в положении лежа на животе или спине покачивают во фронтальной (справа налево) и сагиттальной (вперед-назад) плоскостях до наступления расслабления.

Пассивные движения, направленные на тренировку отдельных элементов целостного двигательного акта, особо показаны детям раннего возраста, так как их произвольная двигательная активность еще недостаточно развита.

Существует несколько стадий освоения окружающего пространства:

  • «собственное пространство», которое познается ртом ребенка;
  • «ближнее пространство» – пространство руки;
  • «дальнее пространство», которое познается «мерой своих шагов» и связано с ходьбой.

Можно создать «мягкую игровую комнату» (или уголок), где размещаются различные мягкие модули в виде «леса» из круглых колонн, ступенек, «сухого бассейна», заполненного цветными шариками, а также наличие мягкого покрытия пола и стен комнаты, предотвращающих травматизм детей и уменьшающих чувство страха падения, что особенно важно для детей с двигательной патологией. В такой безопасной среде для малышей можно организовывать специальные игры, направленные на совершенствование имеющихся двигательных навыков, освоение новых этапов двигательного развития, манипулятивной деятельности, зрительно-моторной координации, тренировку вестибулярного аппарата, развитие познавательной активности и мотивации (в том числе речевой), развитие ощущений себя в пространстве.

В последние годы широко распространяется метод кинезотерапии – система моторного переобучения двигательного стереотипа при ДЦП, основанного на нейропсихологическом и нейроортопедическом обследовании ребенка. Для детей, у которых двигательные стереотипы еще только формируются, используется вариант кинезотерапии – методика двигательного обучения.

При развитии двигательных функций важное значение имеет использование комплексных афферентных стимулов:

  • зрительных (проведение упражнений перед зеркалом);
  • тактильных (применение различных приемов массажа; ходьба босиком по песку и камешкам; щеточный массаж);
  • проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами);
  • температурных (локальное использование льда, упражнения в воде с изменением ее температуры).

При коррекционно-развиваюющей работе по развитию движений рук и действий с предметами необходимо учитывать этапы становления моторики (формирования функций) кистей и пальцев рук:

  • опора на раскрытую ладонь;
  • осуществление захвата предметов кистью, включение пальцевого захвата;
  • противопоставление пальцев;
  • постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия, дифференцированные движения пальцев рук.

С 1 года развивают манипулятивную функцию рук – простые предметные действия, при необходимости выполняемые пассивно или пассивно-активно. Для формирования хватательной функции руки, развития мелкой моторики, преодоления нарушений фиксации взора и прослеживания можно использовать следующий простой прием. Рукой ребенка с зажатой в ней яркой, звучащей игрушкой плавно водят в поле зрения, привлекая внимание малыша к собственным действиям.

Для детей постарше большую пользу принесут различные дидактические игрушки, развивающие точность движений рук, глазомер, согласованность движений обеих рук, зрительно-моторную координацию (н-р, «крученки» – изогнутые проволоки с продетыми в них шариками, кольцами, которые нужно провести по всему «маршруту» и др.).

Произвольный захват предмета возможен после освоения базового навыка – опоры на ладони выпрямленных рук с разогнутым запястьем.

Развитию опорной функции руки способствуют медленные перекатывания ребенка в положении на животе вперед на большом мяче.

Развитию функции хватания способствует вкладывание в руки ребенка предметов, различных по форме, величине, весу, фактуре, температуре.

Важно обучать ребенка не только захвату предмета, но и его отпусканию. Разжимание кисти облегчается потряхиванием ее в сторону мизинца поворотом руки ладонью вверх.

Желательно развивать активность обеих рук, что будет способствовать стимуляции интегративной работы обоих полушарий головного мозга. Например, вокруг сидящего ребенка раскладываются игрушки, которые ему предстоит собрать в стоящую перед ним коробку. Сбор может быть совместным, т.е. взрослый берет и кладет сам, но рукой ребенка, причем то, что лежит справа правой рукой, то что слева – левой. Ребенка побуждают брать предметы разной формы и фактуры (круглые, плоские, мягкие, твердые и т.д.) из положений снизу, сверху, слева, справа от него. Собирая мелкие игрушки, камушки, бусины обучают различным способам хватания: кулаком, щепотью, подводят к «пинцетному» захвату.

При развитии осязания следует переходить от мягкого к твердому, используя контрасты между грубой структурой материала и гладкой. Ребенка можно укладывать на пеленки, простыни, полотенца разной фактуры, погружать полностью (или только руки, ноги) в воду, шариковый бассейн, песок, сено, крупы, каштаны, нарезанную бумагу, фольгу и т.п. Благодаря этим погружениям и спонтанным манипуляциям в них у ребенка развиваются психомоторные навыки.

Тактильную стимуляцию можно проводить с помощью кусочка меха, ваты, кисточки, щетки, перышка, губки, а также посредством втирания крема, поглаживания, постукивания, пощипывания, покалывания. Много приятных эмоций может доставить прохождение через «душ чувств» своеобразные занавеси из газовых шарфов, лент, деревянных подвесок.

Осязательно-двигательный опыт развивает способность ребенка использовать свои органы чувств. Особо важное значение имеет четкая речевая инструкция. Ребенок становится более деятельным. Игрушки, которые он видит и начинает доставать, служат объектами воздействия.

Большое значение в развитии мелкой моторики имеют игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.

Сопровождение движений стихами (логоритмика) развивает целенаправленность действий, создает положительный эмоциональный фон, улучшает понимание обращенной речи, обогащает словарь.

В раннем возрасте у детей с НОДА важно формировать предпосылки к продуктивным видам деятельности, стимулировать у ребенка интерес к процессу рисования, лепке, аппликации, конструированию, а также учить узнавать в изображениях и поделках реальные предметы окружающей действительности. При этом развиваются базовые предпосылки: зрительно-двигательная координация, согласованность действий обеих рук, умение подражать действиям взрослого. Сначала ребенок наблюдает за тем, как взрослый лепит, рисует, конструирует. Педагог должен учитывать, что детям могут быть трудны и недоступны многие, даже несложные движения кистей и пальцев рук. Поэтому важно начать формирование любого вида продуктивной деятельности с совместного выполнения всех действий (в пассивной форме), а затем постепенно учить выполнять действия самостоятельно (по подражанию, позже по образцу).

Лепка начинается с перекладывания пластилина из руки в руку, разминания его, отщипывания небольших кусочков. Затем учим совершать круговые движения обеими руками, катать шарики, делать лепешки, колбаски, баранки. Постепенно действия усложняются, ребенок учится лепить различные формы и предметы.

Рисование начинается с простых вещей: изображения капелек дождя из тучи, дорожки для машины, колобка на пенечке, лучиков солнышка. Ребенку предлагали дорисовать простые элементы к рисунку взрослого, например, веревочку для шарика, ягоды на кусте, зернышки для птички. Широко используются пальчиковое рисование, файл-рисование.

При конструировании применяется самый разнообразный материал – кубики, палочки, кирпичики, всевозможные детали конструктора, природный материал. Ребенок учится сооружать башни, гараж и дорогу для машины, забор для дома, мебель для куклы.

Чередование различных методов психомоторного развития, обыгрывание поделок, рисунков, сопровождение действия речью, потешками, музыкой способствует получению детьми радости от результатов своих действий с предметами и двигательной активности.

 

Тематическое планирование

 

Коррекционно-развивающие занятия для детей 2-3-х лет с тяжелыми и умеренными двигательными нарушениями

(проводятся с активной помощью родителя и с применением опор «Лисичка», «Слоник», «Березка»-вертикализатор, некоторые упражнения и продуктивная деятельность, сидя за функциональным столом)

 

№ и тема занятия

Задачи

Содержание

№ 1

«Знакомство с Мишкой»

Учить ориентироваться в собственном теле, принимать прикосновения. Развивать глазо-двигательную координацию, умение следить за предметом, отыскивать его в окружающем пространстве. Развивать интерес к совместным играм.

1. Игра-приветствие. Здороваемся жестом, взаимным поглаживанием по ручкам, ножкам, спинке, голове и т.д.

2. Игра «Найди Мишку» в бассейне с шариками. Ребенка кладут в бассейн, он ищет игрушку руками, ногами по мере своей двигательной функциональности.

3. Упражнение-игра: удерживая голову ребенка в срединном положении поочередно сгибают руки и направляют то правую, то левую руку к носу, рту, противоположному уху, животу, сопровождая движения словами «носик, ротик, ушко, брюшко». Затем ребенок показывает на Мишке все части тела и играет с ним.

4. Игра «Где Мишка?». Мишка прячется за предметами в игровом пространстве сначала на близком расстоянии, затем дальше. Ребенка перемещают на опоре по комнате, он указательным жестом или иным доступным способом показывает где Мишка. Если трудно, Мишка обращает на себя внимание – «Я здесь, ку-ку».

5. Прощание с Мишкой разным способом: словом, жестом, объятием, улыбкой.

№ 2

«Поиграй с Мишкой»

Тренировка опорной функции рук (опора на предплечья и кисти). Учить ловить предмет двумя руками, затем одной. Развивать зрительно-моторную координацию, равновесие, мышечное расслабление. Воспитывать сочувствие, дружелюбие.

1. Раскачивание ребенка с Мишкой на фитболе в разных плоскостях, затем с опорой на ладони и стопы.

2. «Игра с мячом» - разнообразные игровые поочередные действия с мячом (катать, крутить, бросать, ловить).

3. Игра в бассейне с шариками «Поймай бабочку» (развитие хватания). Взрослый держит в руке веревочку, на конце которой прикреплена бабочка, поднимает ее выше, ниже. Ребенок должен схватить бабочку двумя руками, одной рукой.

4. Игра «Покатай Мишку» Взрослый катает ребенка на скейтборде в удобной для него позе. Ребенок, держит игрушку, сохраняя равновесие. Разыграть ситуацию падения Мишки – ребенок должен поднять его и пожалеть.

 

№ 3

«Покорми Мишку»

Учить действиям с шариком су-джок, с комочком теста, захвату ладошкой, пятью пальцами, щипковому захвату двумя пальцами.

Развивать повороты туловища при смене поз катания. Развивать навыки самообслужива

ния (умение пользоваться ложкой).

1. Массажные игры су-джок шариком из мягкого материала (резина, силикон) с пупырками и мягкими шипами. Пластмассовые, колючие шарики и колечки используются после освоения мягких. Массаж сопровождается стихами «Пальчик», «Колечко».

2. Игра «Накорми Мишку медом». Ребенок черпает деревянной ложкой из банки «мед» и кормит Мишку и себя, используя поочередно правую и левую руки.

3. Лепка из теста, мягкого пластилина «Ягодки для Мишки». Ребенок разминает ком, возможно с помощью взрослого, и отщипывает от него маленькие кусочки правой и левой руками.

4. Катание с горки в разных позах: лежа на животе, спине, боку, сидя на коленях, вытянув ноги вперед и др. (позы меняются с помощью взрослого)

№ 4

«Одень Мишку»

Учить выполнять поочередное мышечное напряжение-расслабление, Развивать навыки самообслужива

ния.

Обучать разгибанию верхней части туловища, удержанию вертикальной позы и ходьбы с поддержкой.

1. Игра на руках и коленях родителя «Потягушеньки» - расслабляющий массаж всего тела.

2. Пальчиковая игра «Стирка» - сжимать пальчики в кулачки, расслаблять их, встряхивать.

3. Упр. «Оденем Мишку». Ребенок смотрит, как взрослый одевает кофту мишке и сам пытается просунуть ручки в рукава.Головной убор ребенок надевает сам себе и одевает Мишке.

4. Катание Мишки на коляске. Ребенок , в зависимости от своей способности передвигаться, или сам катит коляску, опираясь на ручку, или взрослый катит ребенка, а он Мишку (держа на руках, держа веревочку от коляски или ручку коляски).

№ 5

«Мишка -музыкант»

Формировать контроль над положением головы и ее движениями в поиске звучащего предмета. Развивать захват предмета ладонью и его бросание.

1.Игры на руках и коленях. Игровой массаж «Паучок».

2. Игра «Схвати шарик» (развитие хватания). Держа ребенка над бассейном, побуждаем схватить шарик двумя руками, затем одной рукой (сначала правой, потом левой).

3. Игра «Оркестр». Взрослый рукой ребенка играет на разных музыкальных инструментах, побуждая его выполнять крепкий захват предметов ладонью и ударные действия.

4. Игра «Где звучит?». Ребенок поворачивает голову и верхнюю часть тела в сторону звучащего предмета.

№ 6

«Умения Мишки»

Развивать двигательную активность и равновесие, перевороты туловища. Тренировать поочередные действия в массажных играх. Упражнять в растопыривании пальцев.

1. Игры на руках и коленях «Ехали, ехали». Согласованные движения родителя и ребенка со словами потешки.

2. Повороты туловища (вращение) в бассейне: «Поплаваем», «Поползаем». Ребенок переворачивается со спины на живот и с живота на спину (возможна помощь взрослого).

3. Массажные игры с су-джок шариком «Веселый мячик», «Будь здоров» (массаж ладоней и стоп).

4. Свободная игра с мыльными пузырями. Взрослый выдувает пузыри, ребенок их ловит и наоборот.

№ 7

«Мишка любит поиграть»

Формировать функцию сидения и присаживания. Укреплять мышечный корсет.

Упражнять в ползании.

Развивать предпосылки к аппликации.

1.   Игра на коленях «По кочкам скакали, маму обнимали».

2. Игра «Прокати». Катание и ловля шарика, машинки с горки, в трубе от взрослого к ребенку и наоборот.

3. Игра «Проползи». Ребенок ползет до игрушки в прямом направлении на четвереньках (опираясь на колени и предплечья или ладони). Ползая, ребенок старался поймать игрушку на веревочке, которую тянет взрослый.

4. Упр. «Наклейки». Ребенок с помощью взрослого наклеивает наклейку на картон.

№ 8

«Мишка любит рисовать»

Развивать двигательную активность в подвижных играх, мелкую моторику, мимику. Учить пользоваться выключателем, разными застежками. Формировать навыки рисования пальчиками.

 

1. Игровой массаж лица «Густой лес, чисто поле» (поглаживание лба, щек, расчесывание волос пальцами и др.).

2. Упр. «Бизиборд». Ребенок упражняется в застёгивании и расстегивании липучек, кнопок, молний, в пользовании выключателем (обеими руками).

3. Пальчиковое рисование «Дождик». Взрослый рисует тучку, ребенок – дождик.

4. П/игра «Солнышко и дождик». На слово «солнышко» ребенок проявляет двигательную активность удобным способом. По команде «дождик» прячется в домик или под зонтик (может раскрыть его, нажав на кнопку).

№ 9

«В гостях у Мишки»

 

Упражнять в расслаблении различных групп мышц.

Учить набирать ложкой мелкие предметы.

Развивать зрительно-моторную координацию, стимулировать работу мозжечка.

1. Упр. на фитболе. Раскачивание ребенка на фитболе в разных плоскостях, лежа на животе, спине, на боку, затем с опорой на ладони и стопы, прыжки на фитболе, сидя на коленях, вытянув ножки вперед.

2. Игра «Покорми Мишку» Ребенок берет ложкой мелкие предметы (хлопья, кусочки яблока) и несет ложку ко рту.

3.Упр. «Крученки». Ребенок проводит игрушку по проволоке. При затруднении – взрослый рукой ребенка.

4. Упр. на ножном нейролабиринте – балансире. Ребенок с поддержкой взрослого стоит на балансире, держа равновесие. Взрослый, держа ножки ребенка раскачивает балансир так, чтобы шарик катался по кругу.

№ 10

«Веселый Мишка»

Развивать координацию движений, вестибулярный аппарат. Формировать умение пересыпать сыпучие вещества руками и с помощью предметов. Учить разрывать бумагу, комкать, бросать ее.

Вызывать радость от совместных игр.

1. Катание на качалке-балансире.

2. Упр. «Пересыпание». С помощью воронки, совка, ложки пересыпать разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок в коробку руками (горстями, щипоткой).

3. Игра «Кукольные прятки». Ребенок находит (откапывает) мелкие игрушки, спрятанные взрослым в песке, затем прячет их (закапывает).

4. Игра «Прятки с Мишкой». Мишка прячется в бассейне с шариками рядом с ребенком, затем в конце бассейна, за бассейном. Ребенок, проявляя двигательную активность, находит его.

5. Игра «Салют для Мишки». Ребенок рвет бумагу на кусочки и подбрасывает вверх (жесткость бумаги подбирается по функциональности рук ребенка).

 

 

  Перейти к публикациям в сборнике для педагогов

Литература:

  1. Варенова Т.В. Ранняя коррекционная помощь детям с двигательными нарушениями /Т.В. Варенова. – Коррекционно-педагогическая работа с детьми до трех лет с особенностями психофизического развития. Минск, 2009.
  2. Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицина и И.И. Мамайчук. СПб.2003.
  3. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста с интеллектуальными и двигательными нарушениями развития: Программа и методические рекомендации / Авт.- сот Жаврид Ю.В. Мн., 2000.
  4. Левченко, И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2001.
  5. Приходько О.Г. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. М., 2003.
  6. Хольц Ренате. Помощь детям с церебральным параличом. Изд. 2-е под ред. и с предисловием Е.В. Клочковой. М., 2007.
  7. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата. М., 2009.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.