ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Язев Иван Владимирович

преподаватель биологии и географии

ЧУПОО Техникум «Бизнес и Право»

Биология — система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех уровнях орга­низации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным.

Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, а владение биологическими знаниями — одним из необходимых условий сохранения жизни на планете.

Содержание учебной дисциплины направлено на подготовку обучающихся к реше­нию важнейших задач, стоящих перед биологической наукой, — по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и здоровья людей.

В процессе модернизации общего среднего и среднего профессионального образования в России происходят изменения в содержании и методах, которые выдвигают одной из основных задач образовательного процесса достижение нового, современного качества образования.

Выпускник, получающий профессиональное образование, должен быть готов к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых ситуациях. Он должен иметь совокупность достаточно сформированных, социально значимых качеств, отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.

В области биологического образования эти изменения проявляются особенно четко в смене волевой ориентации и обозначении приоритетности его развивающей функции.

В системе среднего профессионального образования курс биологии играет большую роль в развитии и воспитании подрастающего поколения: в воспитании общей культуры и творческой личности, осознании своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле. Предмету биологии принадлежит ведущее место в формировании научно обоснованных знаний о природе, её составляющих, о проблемах, связанных с антропогенным преобразованием естественных природных ландшафтов.

Учитывая специфику контингента студентов, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования,   хотелось бы отметить основные их особенности. Они стремятся как можно быстрее получить специальность и устроиться на работу, чтобы стать самостоятельным и независимым. Поэтому интересы обучающихся направлены главным образом на изучение дисциплин по выбранной специальности. Кроме того, у большинства студентов невысокие способности к усвоению получаемых знаний. Чтобы привлечь их интерес к изучению биологии, необходима работа в разных направлениях.

Практические знания и умения, визуальная информация воспринимаются  с интересом,   приобретенные знания, как правило, бывают прочными.

Основной проблемой преподавания биологии в профессиональном училище является то, что на изучение отводится небольшое количество часов. Известно, что на курс общей биологии предлагается всего 36 часов для специальностей технического профиля. Поэтому обширный материал необходимо корректировать, в соответствии с количеством часов,  выделенных на изучение биологии. В связи с переходом на новые государственные стандарты существенно изменилось содержание биологического образования, в частности, сокращено время аудиторных часов, увеличено количество часов выделяемых на самостоятельную работу студентов, причем преподаватель биологии должен в обязательном порядке в пояснительной записке описать формы сдачи студентами самостоятельной работы.

Естественнонаучное образование, в частности биологическое, является самостоятельным элементом в структуре среднего профессионального образования, которое воспитывает у учащихся основы научных представлений о взаимодействии общества и природы, а также формирует ответственное отношение к окружающей среде, научное мировоззрение. В связи с этим, приоритетной задачей биологического образования является грамотное использование обучающимися полученных биологических знаний на практике и в нестандартных ситуациях в повседневной жизни и на производстве. Особую актуальность имеет тот факт, что студенты должны эти умения и полученные знания переносить из одной научной отрасли в другую, например биология имеет тесную связь с такими науками, как экология, физиология, физика, химия и т.д. Следовательно, биология, как учебная дисциплина, должна способствовать выработке у учащихся понимания целостности и единства природы, общества и человека, а также путей их взаимодействия.

Методика преподавания биологии определяет методы обучения и содержание учебной дисциплины биологии, а также принципы отбора учебного материала, в контексте общих целей образования, которые вместе с содержанием, процессом и результатом образования являются важным элементом любой
педагогической системы.

Поэтому преподавателем при разработке рабочей программы по дисциплине «Биология» в обязательной степени должна учитываться реализация компетентностного подхода, так как компетенции в системе среднего профессионального образования – это та платформа, на которой и строится весь образовательныйпроцесс с учетом общих принципов и целей образования. В результате освоения дисциплины биология студент должен приобрести общекультурные и профессиональные компетенции, сформулированные как характеристики деятельности, соответствующие знаниям, умениям и практическому опыту по государственным образовательным стандартам системы профессионального образования. В связи с этим, для полной реализации компетентностного подхода и усвоения учебной дисциплины «Биология» у преподавателей возникают трудности связанные с тем, что помимо биологических знаний, т.е. теории, нужно у студентов сформировать социальный опыт, и тем самым на практике реализовать заложенный государственными стандартами смысл образования. Также студенты должны полученные теоретические знания уметь социализировать, эти умения применять в повседневной жизни, это основа содержания среднего профессионального образования. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций при изучении биологии будет трудоемким, если
преподаватель не будет учитывать педагогические условия, способствующие приобретению данных компетенций. Критерием формирования у студента компетенций является уровень достижения студентом положительного результата при решении профессиональной задачи в разных сферах деятельности.

Изучение биологии студентами в рамках среднего профессионального образования существенно отличается от изучения биологии в общеобразовательной школе. Приоритетными для формирования являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников, а также самостоятельная учебная работа по предмету. Именно поэтому первоочередной задачей для преподавателя биологии в системе среднего профессионального образования является не только передать базовые знания студентам, а еще научить студента самостоятельно управлять собственной учебной деятельностью, принимать самостоятельные решения в поиске информации, осознанно планировать процесс получения новых знаний и применять их на практике. Также сокращение аудиторных часов на изучение дисциплины биология и увеличение часов на самостоятельную работу в системе среднего профессионального образования требуют перестройки организации процесса обучения. Специфика методики преподавания биологии в системе среднего профессионального образования заключается в развитии навыков учебной деятельности, формированию познавательного интереса, что приводит к усвоению содержания обучения предусмотренного учебной программой.

Таким образом, обучение студентов - это один из видов познания, а формирование умений и навыков - одна из форм познавательной деятельности, в ходе которой осуществляется овладение биологическими знаниями, формирование понятийно-теоретического мышления обучающихся, что способствует ориентации на развитие личностного потенциала студента.

Библиографический список

1. Гризодуб Н. В., Чернышев Д. И. Теоретический анализ проблемы самостоятельной работы студентов колледжа технического профиля / г. Иваново. Изд-во «Проблемы науки»: статья журнала «International scientific review». № 2 (33), 2017 г. С.3-11.

2. Пономарева И. Н. / Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов / И. Н. Пономарева, В. П.Соломин, Г. Д. Сидельникова; под ред. И. Н. Пономаревой. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 280 с.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.