Язев Иван Владимирович
преподаватель биологии и географии
ЧУПОО Техникум «Бизнес и Право»
На современном этапе развития человеку следует быть практичным и самостоятельным в принятии того или иного решения, чему следует научиться со школьной скамьи. Роль организатора и руководителя учебного процесса заключается не только в том, чтобы для каждого коллектива и каждого конкретного случая найти оптимальное сочетание разных приёмов учебной деятельности школьников, но и обеспечить неуклонное развитие у них активности и самостоятельности, вооружить их необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками
Одно из основных условий эффективности урока – занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, обучению их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы.
Задача учителя – не просто излагать учебный материал, проверять усвоенное содержание, задавать вопросы, а организовывать деятельность учащихся с различными источниками географической информации, формулировать познавательные задачи и оказывать помощь в решении учебных проблем, осознании собственных творческих возможностей, создавать ситуации взаимодействия.
Самостоятельная работа- это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное время, при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических ( либо тех и других вместе) действий.
Самостоятельная работа, позволяет:
вести обучение с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учащихся;
осуществлять переход от простых знаний к более сложным;
развивать мышление и творческие способности каждого учащегося;
овладеть определенными познавательными умениями и навыками.
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:
Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.
Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).
Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.
Соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения.
Осознание учеником цели и появление желания к её достижению.
Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ребята выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый учащийся выполняет особое задание).
Осознание учащимися результатов своих достижений.
Организация самостоятельной работы учащихся проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования общих компетенций.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы обучающегося являются:
уровень освоения обучающимся учебного материала;
умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общих компетенций;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Успешности и результативности своей работы достигаю за счёт того, что, наряду с традиционными формами проведения уроков, практикую нетрадиционные, при этом учитываю возрастные особенности учащихся
Самостоятельная учебная работа выполняет следующие функции:
выработка способности работать самостоятельно;
развитие познавательной активности;
стимулирование творческого мышления;
повышение культуры умственного труда, интереса;
осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается"); формирование умения планировать время;
выработка ответственности и инициативности.