ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Колосова Наталья Александровна

 воспитатель

МБДОУ ДС № 32 «Берёзка» г. Туапсе

Образовательная область: познавательное развитие.

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет).

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное

Форма организации: групповая.

Учебно – методический комплекс: самостоятельная разработка.

Материалы и оборудование:

  • раздаточный материал: нарукавники, полиэтиленовые пакеты; таз с водой, воздушный шар, мяч, надувные игрушки; трубочки для коктейля, стаканы; салфетки по количеству детей; мыльные пузыри, веера;
  • Зрительный ряд: картинки - надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч, шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг. Картинка - винт вертолета, самолета, ветряная мельница, чтоб муку молоть, фен, вентилятор;
  • Мультимедийные: музыкальное сопровождение -композиция А. Рыбникова из кинофильма «Усатый нянь».

Предварительная работа:

  • изготовление вееров для опыта;
  • беседа об источниках информации о воздухе;

 

 

Цель: Знакомство детей со свойствами воздуха.

Задачи образовательной программы

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников

Обучающие:

  • продолжить знакомить с понятием «воздух» и его свойствами;
  • учить делать выводы, обобщения при проведении практических опытов;
  • учить детей экспериментировать с воздухом при помощи различного оборудования.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность;
  • формировать потребность соблюдать элементарные правила безопасности;
  • формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность детей;
  • развивать умение работать в группе детей.

 

 формировать умение преодолевать сиюминутные побуждения.

 

формировать умение преодолевать застенчивость, быть активным.

 

 

 

 

 

 

 

Этапы, последовательность (цель)

Содержание совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Iэтап

Актуализация знаний

(2мин)

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся, 
И друг другу улыбнемся!

 

- Ребята послушайте загадку и отгадайте её:

Он нам нужен, чтоб дышать

Чтобы шарик надувать

С нами рядом каждый час

Но не видим он для нас. Что это?

 

-Дети, как вы думаете, что такое воздух? Для чего он нужен?

-Ребята, а хотите больше узнать о воздухе: ощутить его, поймать, почувствовать?

Воспитатель собирает детей, предлагает встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.

 

Загадывает загадку

 

 

 

 

 

Задает вопросы.

 

Постановка проблемного вопроса.

Мотивирует.

Собираются вокруг воспитателя., действуют в соответствии с текстом 

 

 

Отгадывают загадку

 

 

Делятся опытом. Рассуждают.

 

Проявляют интерес к предстоящей деятельности

Выражают готовность узнать новое

Актуализация имеющихся у детей знаний.

 

II этап -

организационно-мотивационный

(2 мин).

 

 

 

 

 

 

-Тогда я приглашаю вас в лабораторию. 

-А кто знает, что такое лаборатория?

-Что делают в лаборатории?  Правильно, проводят опыты. 

-Кто работает в лаборатории? 

-Хотите стать учеными?  

 -Давайте мы с вами сосчитаем до пяти, и наша группа превратится в лабораторию, а вы в ученых. Только считать надо дружно.    

-1, 2, 3, 4, 5 -

Все ребята покружились

и в ученых превратились

Задаёт вопросы.

Беседует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы. Соглашаются с принятием роли ученых

 

 

 

 

Дети считают до 5.

Выполняют движения соответственно тексту

Проявление потребности к познанию нового.

III этап –деятельностный.

3.1. Инструктаж по проведению опытов

(2 мин).

 

 

 

3.2.Проведение опытов.

Экспериментирование (15 мин).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Мы с вами в лаборатории. Обратите внимание, на  столах  находится всё необходимое для проведения опытов.

-Как вы думаете нужно себя вести в лаборатории?

-Какие правила нужно соблюдать?

-А еще для безопасного проведения опытов нам понадобятся  нарукавники, которые лежат на столах.

-Все готовы? Итак, ученые - к делу.

-Приглашаю вас пройти к столам, присаживайтесь!

-Наденьте нарукавники.

-Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)

- А раз мы его не видим, значит, какой воздух? (прозрачный, бесцветный, невидимый).

-Как вы думаете, несмотря на то, что воздух невидим мы можем его поймать? Я предлагаю вам проверить ваши предположения.

-Хотите научиться ловить воздух?

-Попробуйте поймать руками, получается?

Я предлагаю вам провести   1–й опыт

-Посмотрите на оборудование и подумайте, с помощью чего мы сможем поймать воздух?

Опыт № 1: Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.

-Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой?

-Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ответьте на вопросы:

- Что внутри пакета? (воздух)

- На что похож пакет? (на подушку, шар)

- Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? - Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).

Давайте сделаем вывод:  воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка,  но его можно его  поймать. И мы смогли это сделать!

- Положите пакеты на стол

- Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «пойманный» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч, шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг)

-Дети, как вы думает, надувные предметы тонут в воде? Я предлагаю вам проверить наши предположения.

- Приглашаю вас пройти в другую лабораторию к синему столу, сесть на ковер.

Опыт № 2: Плавающие предметы.

-Я опускаю в воду мяч, надувные игрушки, один пакет с воздухом. Тонут ли эти предметы?

-Какой мы с вами сделаем вывод?

Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!

- Итак, ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то, что с ним случится? (этот предмет может утонуть.) Поэтому, чтобы не случилось беды, на речке летом или в бассейне вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей.

-Посмотрите, как это может произойти с нашим надувным пакетом.

 

- Дети, как вы думаете, а внутри человека воздух есть? Я предлагаю пройти за лабораторные столы  и проверить наши предположения.

Опыт № 3: Пузырьки в стакане.

-У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Поставьте перед собой это оборудование, подуйте в трубочку. Что вы видите?

- Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки?

- Мы с вами провели опыт, подули в трубочку. Можем мы теперь сказать есть ли внутри нас воздух. - Какой мы с вами сделаем вывод? Есть ли внутри нас воздух?

Вывод: Да вы правы. Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.

Воздух есть внутри нас.

 

-Ребята, а как воздух попадает внутрь человека? (Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем)

- Давайте проверим ваши предположения.

Опыт № 4: Движение салфетки. 

-Я предлагаю вам взять салфетку за верхние углы пальцами, поднести к носу, выдохнуть воздух, поднести ко рту, выдохнуть воздух.

- Что происходит с салфеткой?

- Какой мы с вами сделаем вывод?

Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает салфетку. Значит наши предположения верны.

- На что похожа салфетка, когда шевелится от воздуха (На листья деревьев, которые шевелятся от ветра, воздушный змей, парус)

-Все ученые между проведениями опытов отдыхают, и нам пришло время немного отдохнуть.

Физкультминутка 
Дует ветер с высоты, 
Гнутся травы и кусты ( руки вверх, наклоны) 
Вправо – влево, влево - вправо 
Клонятся цветы и травы ( руки на пояс, наклоны) 
А теперь давайте вместе - 
Все попрыгаем на месте (прыжки) 
Выше! Веселей! Вот так! 
Переходим все на шаг (ходьба) 
Вот закончилась игра, 
Заниматься нам пора (садятся) 

-Про что была физ. минутка? (Про ветер)

Ветер – это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передвигать предметы.

-Хотите устроить ветер?

Тогда вернемся в нашу лабораторию за столы.

Игра с веером.

-Возьмите в руки веера, которые мы приготовили.

-Помашите на себя и друг на друга.

-Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок, прохладный ветерок)

-Как получается ветер? (Движется воздух)

-Где человек использует ветер? (Винт вертолета, самолета, ветряная мельница, чтоб муку молоть, фен, вентилятор, на метеоплощадке).

- Какой мы с вами сделаем вывод?

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

-Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились. На этом наша  лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад.

-Я предлагаю вам пройти на ковер.

-Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад.

Показывает предметы в лаборатории.

Педагог предлагает детям пройти в лабораторию.

Педагог предлагает вспомнить правила безопасности при проведении опытов.

Беседует.

 

 

 

Предлагает надеть нарукавники

 

 

 

 

 

 

Выдвигает гипотезу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дает четкие инструкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает сделать вывод по результатам опытного наблюдения.

 

 

 

На доске картинки, подтверждающие ответы детей

 

 

 

 

Выдвигает гипотезу

 

Приглашает сесть детей вокруг стола, на котором стоит таз с водой.

 

 

 

 

Предлагает сделать вывод по результатам опытного наблюдения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрирует, как пакет тонет

 

 

 

Выдвигает гипотезу

 

 

 

Педагог предлагает подуть в соломинку, опущенную в стакан с водой.

Предлагает сделать вывод по результатам опытного наблюдения.

 

 

Предлагает сделать вывод по результатам опытного наблюдения.

 

 

 

 

 

Выдвигает гипотезу  следующего опыта

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает сделать вывод по результатам опытного наблюдения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает пройти и сесть за столы.

 

Воспитатель предлагает взять в руки веер, устроить ветер с помощью веера, помахать веером сначала на себя, потом друг на друга.

 

На доске картинки, подтверждающие ответы детей

 

 

Предлагает сделать вывод по результатам опытного наблюдения.

 

Проходят в лабораторию, рассаживаются. Берут на себя  роль ученых.

Перечисляют и принимают правила.

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

Надевают нарукавники

 

 

 

 

 

 

 

Дети высказывают свои предположения, мысли.

 Участвуют в проверке гипотезы. Выражают согласие.

 

 

 

 

Проводят  опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывают о результатах проведенных опытов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети высказывают свои предположения, мысли.

 участвуют в проверке гипотезы.

 

Дети наблюдают, что они не тонут в воде.

 

 

Делают вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения, мысли

участвуют в проверке гипотезы.

 

Ответ: в воде появились пузырькиМы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки.

Делают вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети участвуют в проверке гипотезы.

 

 

 

 

Она движется, шевелится, качается

 

 

 

Делают вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют движения согласно тексту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают вывод

 

 

 

 

Дети считают вместе с воспитателем

Проявление потребности к

дальнейшей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Проведение опытов.

Закрепление свойств воздуха

Проявляют умение делать выводы.

IVэтап - Рефлексия, открытый конец.

(4 мин.)

-Дети, мы с вами сегодня  узнали много о воздухе: ощутили, поймали, увидели, почувствовали.

-Так зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? 

-Да, вы правы.

 Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.

-Вам понравилось быть  учеными?

-Какой опыт вам понравился больше всего?

-Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории?

-Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.

-Посмотрите, что у меня для вас есть, а как связаны мыльные пузыри и воздух?

-Предагаю вам поиграть с воздухом.

Игра с мыльными пузырями.

- Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные)

- Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух)

Педагог  подводит итог, беседует с детьми. Благодарит детей за хорошую работу.

Высказывания детей

Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся.

 

 

 

 

 

 

Оценка работы

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети произвольно пускают мыльные пузыри из своих контейнеров под музыкальное сопровождение.

Умение анализировать свою деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Желание поучаствовать в следующем виде деятельности.

                                

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.