Кирюшина Елена Михайловна
воспитатель
МБДОУ ДС № 18 «Колобок» п. Тюменский
Цель: Развитие экологического мышления и воспитание ответственного, бережного отношения к природе.
Задачи.
Образовательные. Познакомить детей с млекопитающим животным, занесенным в Красную книгу, жителя озера «Инерка», Ельниковского заказника «Выхухоль».
Продолжить знакомство детей с разновидностями лесов, ввести в активный словарь слова: дубрава, березняк, смешанный лес.
Направлять мысли и восприятие детей на поиск и открытие закономерностей и связей в природе.
Развивающие. Продолжать развивать творческое воображение, умение разгадывать загадки, делать выводы, находить логические ответы на поисковые вопросы.
Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
Материал и оборудование. Лесная поляна, посылка от жителей леса, дидактическая игра «Правила поведения в лесу», картинки с животными, птицами.
Воспитатель. Ребята, сегодня я снова приглашаю вас на прогулку, а куда мы отправимся вы узнаете, если отгадаете загадку.
Дом со всех сторон открытый
Он резною крышей крытый.
Приходи в зеленый дом
Чудеса увидишь в нем.
Дети. Лес.
Воспитатель. Почему вы так думаете? Мне кажется, что в этой загадке говорится о каком-то доме.
Дети. Лес-это дом для диких животных, птиц, растений и т.д.
Воспитатель. Да. В этой загадке говорится о зеленом доме.
Дети. Летом лес утопает в зелени.
(Стук в дверь. Почтальон приносит посылку, в которой находится карта - схема и письмо).
Воспитатель (читает письмо) «Зеленый дом ждет вас в гости».
Рассматривает посылку, старается ее открыть. Влетает Баба-Яга, вырывает посылку.
Баба-Яга. Я тоже люблю посылки получать. Чтобы найти вам ее, надо выполнить все задания, которые я вам приготовила. (Теряет карту-схему и улетает).
Воспитатель. Ребята, не отчаивайтесь. Ведь Баба-Яга потеряла схему по которой мы можем найти посылку.
Задание детям. Назвать лесных жителей и сделать шаг вперед. Если загорится сигнальная лампочка, то ответы правильные.
Дети. Кабан, волк, лиса, заяц, рысь и т.д.
(Вскрывают конверт, рассматривают схему)
Воспитатель. Лес - это не только дом для диких птиц и животных, это дом и для растений. Назовите знакомые растения.
На какие группы можно их разделить?
Дети. Деревья, кустарники, трава.
Воспитатель. А знаете ли вы, как получает свое название лес? Его название зависит от того, какие деревья растут в лесу. Посмотрите на карту. Какое это дерево?
Дети. Ель.
Воспитатель. Как называется лес?
Дети. Еловый.
Игра «Найди дом для дерева». (Дети получают карточки с деревьями, на доске большие карты с разновидностями лесов « дубрава», «смешанный», «березняк».)
Воспитатель. Вот мы и нашли дом для деревьев. В каком лесу мы находимся.
Дети. В смешанном.
Воспитатель. А вот и лесная полянка. Лес принял своих гостей.
Давайте поприветствуем земного хозяина.
Здравствуй лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою?
Ночкой темной грозовою.
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре.
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь? Какая птица?
Все открой - не утаи-
Ты же видишь-мы свои!
Воспитатель. Что это нам приготовила Баба-Яга. ( На деревьях висят листочки с загадками).
На ветке не птичка
Зверек-невеличка.
Мех теплый как грелка
Кто это? (белка)
Кто в лесу зимой холодной
Ходит злой, голодный? (волк)
Это, что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы
Уши больше головы?(заяц)
Хитрая плутовка
Рыжая головка.
Хвост пушистый- краса
Кто же это? (лиса)
Воспитатель. Назовите еще животных, которые обитают в наших лесах.
(Подходим к озеру)
Загадка. Нос хоботочек, гусиные лапки
Голенький хвостик плоский и гладкий.
Плавает ловко, отлично ныряет
Быстро пиявок в воде догоняет.
Только вот видит она плоховато
Вы узнали зверюшку, ребята?
Воспитатель. Вижу затрудняетесь. Это выхухоль. (Рассказ воспитателя о зверьке).
Появляются Баба-Яга и Леший.
Баба-Яга. Чего- то я сегодня вредная. Не люблю я, когда красиво. Давай мы все здесь переделаем по-своему.
Леший. Давай, Бабуся Ягуся (начинает ломать деревья).
Воспитатель. Хорошо они делают или плохо?
Дети. Плохо!
Воспитатель. А давайте их остановим. Разве можно так делать? Крикнем громко - Нельзя!
От крика Леший падает с дерева и за ним падает гнездо с птенцами.
Баба-Яга. Ой, что это? Гром что ли? Или сила нечистая?
Леший. Ой, боюсь. Сгинь, сгинь, нечистая сила.
Воспитатель. Это что вы тут хулиганите, гнезда разоряете?
Леший. Ой, бабуся, к нам гости пожаловали!. Они наверное тоже вредные, не любят красоту, все живое, все цветущее, все поющее. Давай пригласим их с нами повредничать.
Баба-Яга. Давай пригласим. Проходите, гости дорогие, будем вместе вредничать.
Воспитатель. Ах, вы, нехорошие! Это, что же вы творите? (обращается к Лешему и Бабе-Яге).
Разве можно лес обижать? Цветы и веточки ломать? Грибы и ягоды топтать?
Дети. Нельзя!
Воспитатель. Конечно, нельзя. Ведь деревья, цветы, трава, птицы - они живые.
Баба-Яга. Деревья живые?
Леший. Цветы живые?
Воспитатель. А как, вы, дети, думаете?
Ответы детей.
Баба-Яга. А кто сказал, что они живые? А я говорю, что неживые.
Леший. Да они не ходят, да кашу не едят (оба смеются).
Воспитатель. Растения живые, и вот почему: цветок растет-дышит. Если бы он не дышал, он бы не рос. Он впитывает своими корнями воду и только за счет этого растет и размножается. Так и все растения растут. Посмотрите, сколько цветов сорвали и выбросили. Сколько веточек сломали, гнездо разорили. (Баба-Яга и Леший стоят, понурив головы).
Баба-Яга. А мы сейчас посадим снова цветы, веточки на место приделаем, гнездо на место поставим.
Воспитатель. Ну и что? Если сорванный цветок воткнуть в землю, он приживется? А если веточку приставить к сломанному месту она приживется?
Ответы детей.
Воспитатель. Сломали ветку, она теперь живая или неживая?
Дети. Неживая.
Воспитатель. А цветок? Живой или неживой?
Дети. Неживой.
Воспитатель. Слышите, Баба-Яга и Леший. Это вы постарались, сделали их неживыми. Вы вредные.
Баба-Яга. Мы больше не будем такими плохими, а станем хорошими.
Воспитатель. А вы знаете правила поведения в лесу? Сейчас мы проверим.
Игра «Правила поведения в лесу»
Воспитатель. Баба-Яга, что означает этот знак?
Дети. Нельзя в лесу разжигать костер! От огня погибнут и задохнутся многие животные, птицы, растения.
Воспитатель. Леший, а этот знак, что означает?
Леший. Рви побольше и бросай.
Дети. Не рви в лесу, на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе.
Воспитатель. (Бабе-Яге) А что же означает этот знак?
Баба-Яга. Ходи где тебе нравится.
Дети. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого могут погибнуть насекомые и растения.
Воспитатель. ( Лешему). А что означает этот знак?
Леший. А это значит, топчи муравейники.
Дети. Нет! Берегите муравейники! Помни: муравьи- санитары леса!
Воспитатель. (Бабе-Яге). А что означает этот знак?
Баба-Яга. Разоряй гнезда.
Дети. Не подходи близко к гнездам. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнезд!
Воспитатель. Запомните все правила эти!
Баба-Яга и Леший. Мы хорошо запомнили. Будем теперь правильно себя вести.
Дети. Баба-Яга, отдай нам посылку. Все твои задания мы выполнили.
(Баба - Яга приносит посылку).
Воспитатель. Давайте откроем. Да это же жители леса прислали нам варенье. Да земляничное. А еще альбомы, в которых рассказывают сами о себе, чтобы мы как можно больше о них узнали.
Вот и побывали мы с вами в Ельниковском заказнике. Научили Бабу-Ягу и Лешего правилам поведения в лесу. Сделали доброе дело.
Итог занятия.
Воспитатель. Что же вы можете сказать о сегодняшней прогулке?
Дети. Окружающая нас природа- наше богатство, наша гордость, краса, наша жизнь.
Воспитатель. Мне хочется познакомить вас со стихами Игоря Мазнина.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтобы нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!
Давайте будем, беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?