Семина Елена Николаевна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №12»
Челябинская область,
г.Снежинск
«Уроки социальной жизни»: планирование совместной деятельности с детьми 4-7 лет и взаимодействия с родителями воспитанников
Сентябрь
|
|||||||
Тема занятия, цель |
Этюды |
Развивающие игры |
Коммуникативные игры |
Творческая деятельность |
Художественная литература |
Развивающая среда |
Работа с родителями |
«Для чего нужны правила?» Воспитывать умение контролировать свои действия, вежливое отношение к окружающим, восприятие порядка |
«Все спят»
«Насос и мяч» |
«Запретный номер» |
«Приветствия» |
«Музыка и эмоции» (описываем настроение музыкальных произведений) |
«Очень важный разговор» Н.Дурова
«Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковский |
Написать правила поведения в группе |
Консультация на тему «Как научить ребенка вежливости?» |
«Закрепление правил поведения» Закрепить правила поведения в группе, учить проигрывать ситуации вежливого поведения |
«Дружная семья» «Фея сна» |
«Карлики и великаны» |
«Пожелания» |
Веселая зарядка (перед зеркалом) |
«Котята» английская народная песенка
«Вредные советы» Г.Остер |
Дидактическая игра «Оцени поступок» |
Закреплять знания о правилах поведения |
«Настроение» Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства, познакомить с понятием «настроение», ввести наглядные образы, символизирующие разное настроение |
«Березки» |
«Настроение»
«Платочек» |
«Комплименты» |
Рисование Красками «Нарисуй свои чувства» |
Пеликанье воспитанье» «Яблоко» С.Михалков |
Дидактическая игра «Настроение клоуна» |
«Ромашка настроений» (сделать вместе с ребенком) |
«Настроение» № 2 Развивать у детей умение управлять своим настроением, дать представление о взаимодействии между мыслями, настроением |
«У меня радость!»
«Факиры» |
«Угадай настроение» |
«Ласковые слова» |
Рисование парами (дети рисуют настроение партнера) |
«Вредные советы» Г.Остер |
Дидактическая игра «Хорошо и плохо» |
Сочинение на тему «Мой ребенок» |
Октябрь
|
|||||||
Тема занятия, цель |
Этюды, пси-хогимнастика |
Развивающие игры |
Коммуникативные игры |
Творческая деятельность |
Художественная литература |
Развивающая среда |
Работа с родителями |
Знакомство с чувствами Учить детей различать разные эмоциональные состояния, познакомить с разными способами выражения эмоций, тренировать умение выражать эмоции в мимике, жестах |
«Березки» |
«Море волнуется» |
«Сороконожка»
|
Разыгрывание сценок «Встреча эмоций» |
«Мне грустно» С.Махотин |
Разрезные картинки «Узнай настроение» |
Фотоальбом «Разные эмоции» |
Чувства и настроение Тренировать детей в умении управлять своим настроением, учить искать выход из трудных ситуаций |
«Из семени – в дерево» |
«Доскажи словечко» |
«Зеркало» |
Интервью «Что я люблю больше всего» |
«Ласковушки», «Как лягушонок превратился в принца» Э.Фрид
|
Дидактическая игра «Азбука настроений» |
Чтение детской энциклопедии «Хорошие манеры» |
«Если было бы все не так» Научить детей поиску выхода из трудной ситуации, изменить которую невозможно, воспитывать позитивное отношение к происходящему |
«Росинки» |
«Нравится – не нравится» |
«Доброе животное» |
Разыгрывание ситуаций «Что произошло бы, если…» |
«Зимовье зверей» русская народная сказка
«Толстый жук» С.Михалков |
Развивающая игра «Собери портрет» |
Обучающий семинар для родителей «Помоги мне это сделать самому» |
«Я справился!» Закрепить у детей умение менять отношение к трудной ситуации |
«Сон на берегу моря»
«Пылесос и пылинки» |
«Запомни свое место» |
«Паутинка» |
Инсценировка «Поссорился»
Рисование «Нарисуй себя другим» |
Чтение небылиц «Так бывает или нет»
«Волшебный возок» В.Котова
|
Альбом «Вот я какой!» |
Чашка «Доброты» |
Ноябрь
|
|||||||
Тема занятия, цель |
Этюды, пси-хогимнастика |
Развивающие игры |
Коммуникативные игры |
Творческая деятельность |
Художественная литература |
Развивающая среда |
Работа с родителями |
«Мое поведение» Дать детям представление о том, что такое «поведение», о связи между мыслями и поведением |
«Вежливый ребенок»
Слушание тихой спокойной музыки
|
«Морская фигура» |
«Добрый бегемотик» |
Коллективное рисование «Руки помощи» |
«Синие листья» В.Осеева |
Правила речевого общения |
Учить детей анализировать свое поведение |
«Хорошие мысли» Закреплять представление о том, что «позитивные» мысли могут управлять нашим поведением, они наши помощники |
«Ток» |
«Ровным кругом» |
«Магазин надувных игрушек» |
Инсценировка «Дразнилки» |
«Почта для тигра» Янош
«Что кому нравится» С.Черный
|
Пособие «Чье окошко?» |
Чтение С.Маршак «Урок вежливости» |
«Что делать, если ты злишься?» Учить различать добрые чувства и поступки; закреплять способы саморегуляции поведения (снятие отрицательных эмоций) |
«Злюка»
«Гневная гиена» |
Упражнение «Гнев»
«Повтори за мной» |
Упражнение на сплоченность детского коллектива «Солнышко и тучка» |
Пение любимых песенок
Рисование «Нарисуй себя другим» |
«Злодей» В.Еремин
«Нехорошая история» Е.Серова |
Дидактическая игра «Азбука настроений» |
Обучающий семинар для родителей «Помоги мне это сделать самому» |
«Поговорим о доброте» Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, соотв. этому понятию; вызвать стремление совершать добрые поступки |
«Добрый мальчик» |
«Веселые ребята» |
«Колечко» |
Работа в уголке самостоятельной творческой деятельности: «Дерево чудес» |
«Вовка – добрая душа» А.Барто
«Пишу тебе письмо» Я.Аким |
Схемы к стихотворениям «Расскажи стихи руками». |
Фотоальбом «Традиции нашей семьи» |
Декабрь
|
|||||||
Тема занятия, цель |
Этюды, пси-хогимнастика |
Развивающие игры |
Коммуникативные игры |
Творческая деятельность |
Художественная литература |
Развивающая среда |
Работа с родителями |
«Выбор» Познакомить детей с понятием слова» выбор», учить прогнозировать ситуацию |
«Волшебный сон» |
«Перевоплощение» |
«Мостик дружбы» |
Рисование «Если бы я был волшебником» |
«Цветик-семицветик» В.Катаев |
Дидактическая игра «Хорошо-плохо» |
Советы родителям: Билль о правах ребенка |
«Ответственность» Дать детям представление, что такое «ответственность», кого можно назвать ответственным человеком и почему, учить детей логически мыслить |
«Штанга»
«Шалтай- Болтай» |
«Где мы были, мы не скажем» |
«Копилочка вежливых слов» |
Ролевое проигрывание ситуаций |
«Крошка енот и тот, кто сидит в пруду» Л.Мур |
Дидактическая Игра «Банк идей» |
Беседы дома «Почему важно говорить правду» |
«Мои поступки» Учить детей анализировать свои поступки и поступки других людей, закреплять знания о правилах осуществления выбора |
«Сон на берегу моря» |
«Запрещенное движение» |
«Животные в лесу» |
Концерт для малышей
Придумывание сказки «Путешествие по миру» |
«Лгун» Л.Толстой |
Сюжетные картинки «Деятельность детей» |
Чтение «Крокодил Гена и его друзья» Э.Успенский |
«Успех» Дать детям представление о понятии слова «успех», познакомить с чувством «уверенности в себе» |
«Ток» |
«Путаница» |
«Зеркало» |
Рисование красками «Взлохмаченные человечки» |
«Мальчик с пальчик» Ш.Перро |
Сюжетные картинки и фотографии о радостных событиях |
Чтение «Вредные советы» Г.Остер |
Январь
|
|||||||
Тема занятия, цель |
Этюды, пси-хогимнастика |
Развивающие игры |
Коммуникативные игры |
Творческая деятельность |
Художественная литература |
Развивающая среда |
Работа с родителями |
«Как добиться успеха?» Дать детям знания об условиях достижения успеха; объяснить из чего состоит успех |
«Сороконожка» |
«Прорвись в круг» |
«Встреча» |
Сочиняем истории про себя и друзей |
«Чук и Гек» А.Гайдар
«Брат и младшая сестра» Э.Шип |
Игра «Оцени поступок» |
|
«Как справиться с упрямством?» Учить детей анализировать свое эмоциональное состояние, закрепить правила доброжелательного поведения, формировать навыки контроля эмоций |
«Упрямый мальчик» |
«Очень вредные советы» |
«Слушаем сердце» |
Игра «Мешочек добрых дел»
«Рисуем чувства» Цикл интегрированных занятий |
«Пусть он сидит» В.Машковская |
Сюжетные картинки на тему «Разные поступки» |
Чтение сказки «Два жадных медвежонка» |
«Робкий или неуверенный» Учить детей понимать причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие окружающих людей, повышать уверенность в себе |
«Ночные звуки» |
«Разрезные картинки» |
«Колокол»
«Добрый бегемотик» |
Маски эмоций
Игры на развитие выразительности движений |
«Храбрый мальчик» дагестанская народная сказка |
Альбом с фотографиями «Наши эмоции» |
Игры на развитие уверенности в себе |
«Кривляки, хвастунишки и дразнилки» Формировать моральные представления об отрицательных чертах характера, учить высказывать свое мнение |
«Ябедник»
«Кривляка» |
«Недостающие детали» |
«Передай настроение» |
Игра – сказка «Брыкающаяся лошадка»
Истории для раздумий: «У меня нет друзей», «Насмешки и дразнилки» |
«Замарашка», «Якалка», «Девочка – копуша» Я.Демьянов |
Игра «Составь портрет» |
Учим стихи дома «Две мартышки» (выразительные движения) |
Февраль
|
|||||||
Тема занятия, цель |
Этюды, пси-хогимнастика |
Развивающие игры |
Коммуникативные игры |
Творческая деятельность |
Художественная литература |
Развивающая среда |
Работа с родителями |
«Смелый и трусливый» Познакомить детей с такими качествами как «смелость» и «трусость», обсудить их значение для общения с другими людьми |
«Робкий ребенок» |
«Назови части целого» |
«Эхо»
«Ласковое имя» |
Придумывание сказок: «Про храброго слоненка», «Любопытный зайчонок»
|
«Волшебное слово» В.Осеева |
Альбом «Эта книжка про меня» |
Чтение «Сказка про храброго зайца» Д.Мамин-Сибиряк |
«Трудолюбие» Познакомить детей с понятием «трудолюбие», дать представление о том, какое значение имеет это качество в жизни человека |
«Любящий сын» |
«Слова наоборот» |
«Море волнуется» |
Театрализация сказки «Колосок» |
«Лисичкин хлеб»
«Морозко» русская народная сказка |
Фотографии «Сервировка стола» |
Консультация «Воспитание самостоятельности и воли через упражнения практической жизни» |
«От чего мне бывает страшно?» Познакомить детей с чувством страха, учить оценивать эмоциональное состояние человека, связанное с чувством страха |
«Страх»
«Гроза» |
«Что лишнее?» |
«Испорченный телефон» |
Рисуем страхи
Сказка на новый лад: «У страха глаза велики» |
«Живая шляпа», «Огурцы» Н.Носов |
Пиктограммы «Эмоции» |
|
«Как преодолеть страх?» Познакомить детей со способами преодоления страха; предупреждение и коррекция страхов |
Слушание с закрытыми глазами тихой, спокойной музыки |
«Противопо-ложности» |
«Добрые слова» |
Упражнение «Комната смеха», «Гримаски»
Разыгрывание бытовых ситуаций эмоционального неблагополучия |
«Муха – цокотуха», «Тараканище» К.Чуковский |
Дидактическая игра «Встреча эмоций» |
Рисуем страхи |
Март
|
|||||||
Тема занятия, цель |
Этюды, пси-хогимнастика |
Развивающие игры |
Коммуникативные. игры |
Творческая деятельность |
Художественная литература |
Развивающая среда |
Работа с родителями |
«Кто я?» Дать детям представление об индивидуальности, неповторимости каждого из них, диагностика самооценки |
«Раздумье» |
«Чего не хватает? |
«Магазин надувных игрушек» |
Праздник шляп
Рисование «Давайте познакомимся» |
«Королевство кривых зеркал» В.Катаев |
Дидактическая игра «Фоторобот» |
Изготовление ленты времени «Я расту» |
«Когда бывает стыдно» Познакомить детей с чувством вины и стыда, формировать социальные способы поведения детей в различных ситуациях, формировать умения согласовывать свои действия с действиями других людей, развивать речевую коммуникацию |
«Стыдно»
«Лисичка подслушивает» |
«Чего на свете не бывает?» |
«Добрые эльфы» |
Разыгрывание ситуаций «Некрасивые поступки» |
«Огурцы» Н.Носов
«Два товарища» Л.Толстой
«Тараканище» К.Чуковский |
Игра «Оцени поступок» |
Закрепление правил поведения в общественных местах |
«Ссора» Учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки |
«Насос и мяч» |
Упражнение «Закончи предложение» |
«Волны» |
Рисование «Нарисуй себя другим»
Пение любимых песенок |
«Обида» Э.Мошковская |
Сюжетные картинки «Конфликтные ситуации» |
Беседа о добрых поступках |
«Чувства одинокого человека» Учить анализировать свое эмоциональное состояние, рассказывать о собственных переживаниях, познакомить со способами преодоления одиночества |
«Фея сна»
«Я так устал» |
«Подарок» |
«Ожившие игрушки» |
Рассказы детей из личного опыта
«Грустный день»
Аппликация «Дружба» |
«Мне грустно» С.Махотин
«Последний» В.Еремин |
Пособие «Веселые и грустные» |
Рассматривание фотографий о радостных жизненных моментах |
Апрель
|
|||||||
Тема занятия, цель |
Этюды, пси-хогимнастика |
Развивающие игры |
Коммуникативные игры |
Творческая деятельность |
Художественная литература |
Развивающая среда |
Работа с родителями |
«Несовпадение настроений» Учить детей понимать настроение других людей, принимать их позицию |
«Встреча с другом» |
«Ладошки» |
«Эхо» |
Музыка и эмоции: прослушивание музыкальных произведений
|
«Эмоциональный букварь» Л.Стрелков |
Игра «Ромашка с настроением» |
Консультация «Как бороться с негативными эмоциями?» |
«Что тебя огорчает или чему ты радуешься?» Учить детей определять, какие эмоциональные реакции вызывают разные жизненные события |
«Новая кукла» |
Упражнение «Продолжи рисунок» |
«Бабушка Маланья» |
Коллективное рисование «Если б я был волшебником» |
«Когда никого нет дома» С.Черный
«Один дома» И.Токмакова
|
Игра «Что нравится мне и другим» |
Сделать вместе с ребенком «звездочку удачи» |
«Конфликты» Учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки |
«Гневная гиена»
«Хмурый орел» |
Упражнение «Просьба» |
«Тень»
«Зеркало» |
Инсценировка сказки «Два жадных медвежонка» |
«Почему мама плачет» В.Сухомлинский
«Обида» А.Барто |
Игра «Ссора» |
Знакомство с упражнением «Возьми себя в руки» |
«Общение» Учить детей преодолевать барьеры в общении со сверстниками и взрослыми, совершенствовать внимание, регулировать свое поведение, учить снимать психическое напряжение |
«Удивление»
«Круглые глаза» |
Упражнение «Передай дальше» |
«Животные в лесу»
«Доброе животное» |
Выпуск семейных газет «Мама, папа, я – дружная семья»
Беседа «Что огорчает людей?» |
«Кукушка» ненецкая сказка
«Друзья в походе», «Хочу бодаться» С.Михалков |
Дидактическое пособие «Магазин вежливых слов» |
Изготовление вместе с ребенком копилочки «Добрые дела» |
Май
|
|||||||
Тема занятия, цель |
Этюды, пси-хогимнастика |
Развивающие игры |
Коммуникативные игры |
Творческая деятельность |
Художественная литература |
Развивающая среда |
Работа с родителями |
«Я понимаю себя и других» Обобщить и закрепить знания и умения понимать себя и других, развивать умение самовыражения, умение подчиняться определенным правилам, воспитывать дисциплину |
«Что там происходит?»
«Факиры» |
«Узнай по описанию» |
«Приветствия» |
Игры «Следствие ведут малыши», «Чьи следы?» |
«Два толстяка и заяц» С.Михалков |
Дидактическая игра «Дорисуй портрет» |
Индивидуальная беседа «Как вы относитесь к друзьям своего ребенка?» |
«Я – внимательный!» Развивать у детей способность понимать состояние других людей, управлять своими чувствами, познакомить со способами создания бодрого настроения |
«Любопытный»
Звуки леса (аудиозапись) |
«Разрезные картинки» |
«Комплименты» |
Сочиняем рассказы: «Рассказ про меня», «Моя история» |
«Старый дед и внучек», «Отец приказал сыновьям» Л.Толстой |
Фотоальбом «Мы» (совместная деятельность и игры детей) |
|
«Я – уверенный!» Развивать у детей уверенность в себе, выработать умение находить выход из трудных ситуаций, самостоятельно принимать решения |
«Золотые капельки»
«Ласка» |
«Спрятанные проблемы» |
«В магазине зеркал» |
Сюжетно-ролевая игра «Почта» (отправляем письмо друзьям) |
«Крошечка-хаврошечка» русская народная сказка |
Фотоальбом «Изобрази себя другим» |
Психологический тренинг «Как воспитать в ребенке уверенность?»
|
«Я умею владеть собой!» Обобщить и закрепить полученные знания и умения; вручение сертификатов «Я умею владеть собой!» |
«Цветок» |
«Найди половинку» |
«Дракон кусает свой хвост» |
Игры народов мира
Праздник дружбы
|
«Мир, в котором все хорошо» Э.Фрид |
Альбом «Эта книжка про меня» |
|