Соболева Ремиля Валериевна
Учитель английского языка
МАОУ «Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа №2»
Республика Саха (Якутия), г.Якутск
Ролевая игра как средство развития навыков диалогической речи
у учащихся 4 класса на уроках английского языка
Role play as a means of developing dialogue skills in 4th grade students in English lessons
Соболева Ремиля Валериевна, учитель английского языка, МАОУ НПСОШ №2 г.Якутска
Remilya Soboleva, English teacher National Polytechnic Secondary School №2, Yakutsk
Аннотация. В данной работе рассматриваются эффективные методы обучения диалогической речи младших школьников. При развитии навыков диалогической речи младших школьников особое место занимает ролевая игра, так как она может побуждать учащихся к речевым высказываниям, привносить разнообразие в каждый урок и привлекать интерес учеников.
Ключевые слова: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, сравнительный анализ, математическая и статистическая обработка результатов исследования.
Annotation. This article examines effectives methods of teaching dialogical speech to young students. In developing dialogue skills of young students a special place is given to role play. It can encourage students to speak, bring diversity to each lesson and attracting the interest of students
Keywords: observation, discussion, educational experiment, comparative analysis, mathematical and statistical processing of research results
Практическая значимость заключена в том, что разработанный комплекс ролевых игр на уроках английского языка для развития навыков диалогической речи младших школьников может быть использован учителями иностранного языка в урочной и во внеурочной деятельности.
База исследования: Муниципальное автономное бюджетное учреждение "Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа №2 " г. Якутска с изучением отдельных углубленных предметов.
Диагностика уровня развития навыков диалогической речи у учащихся 4 класса
При использовании ролевых игр на уроках английского языка у детей улучшается коммуникативность, расширяется словарный запас, произношение становится более четким, эмоциональным и выразительным.
Мы провели педагогический эксперимент на базе МАОУ «Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа №2" г.Якутска. В данной школе английский язык изучают со 2 класса. Уроки проводятся по УМК "Английский язык" (Brilliant) Ю.А. Комаровой, И.В Ларионовой, Ж.Перрет.
Учебно-методический комплект (УМК) «Английский язык» для 4 класса завершает линию учебников по английскому языку для учащихся начальной школы. В основе УМК лежит занимательная история, герои которой знакомят детей с миром английского языка, учат слушать, говорить, читать, писать по-английски.
УМК состоит из следующих компонентов:
- Программа курса
- Рабочая программа
- Учебник
- Рабочая тетрадь
- Аудиоприложение
- Книга для учителя
- Интерактивный диск
- Комплект демонстрационных карточек
- Книга для родителей
Для проверки и обоснования правильности разработанной гипотезы был проведен эксперимент. Для проведения эксперимента были выбраны две группы учеников - экспериментальная и контрольная. Экспериментальная группа включала 16 человек, а контрольная - 15. Учащиеся обеих групп были примерно одинаковы по успеваемости, в обеих группах работали разные преподаватели, использовался один и тот же учебник, на усвоение материала отводилось одинаковое время, но приемы, используемые на уроках, были разные.
Дадим краткую психолого-педагогическую характеристику данного класса:
а) 4 «а» класс:
- Всего в классе 31 учащихся, из них 16 девочек и 15 мальчиков;
- Средний возраст учеников 9 лет;
- Все дети очень активные, открытые, эмоциональные, общительные;
- Класс отличается высокой дисциплинированностью. Уровень воспитанности соответствует нормам поведения, допустимого в школе. Весь класс принимает активное участие в различных мероприятиях школы, города, республики;
- Между детьми сложились благоприятные межличностные отношения, проявления антипатии у учащихся друг к другу не наблюдается;
Целью исследовательской работы явилось проведение экспериментальной оценки эффективности ролевых игр, как средства развития навыков диалогической речи у младших школьников в изучении английского языка.
Для этого были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы развития навыков диалогической речи у младших школьников;
- изучить психолого-возрастные особенности младших школьников;
- раскрыть содержание использования ролевых игр на уроках английского языка;
- выявить особенности влияния ролевых игр на развитие навыков диалогической речи учащихся экспериментальной группы 4 класса начальной школы.
Предполагаемый результат: применение ролевых игр вызывает интерес учащихся к изучению иностранного языка, соответственно повышается уровень навыков диалогической речи.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования: наблюдение, проведение и анализ работы.
Общая работа с экспериментальной группой велась на протяжении всего учебного года в ходе которой формировались диалогические умения школьников. Кроме этого детей приучали к тому, что в ходе урока можно использовать не только заученные ранее фразы, но и выражать суть сказанного предложения посредством передачи эмоций. Для этого использовались разнообразные ролевые игры.
Основным методом исследования выступил метод педагогического эксперимента, который состоял из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На каждом этапе применялись свои, более частные, методы исследования. Занятия проводились на преддипломной практике.
- Констатирующий этап:
На этом этапе проводился первичный контрольный срез, также наблюдение и беседа с учащимися.
Уровень навыков диалогической речи экспериментальной и контрольной группы учащихся 4 класса оценивался нами по пяти критериям
№ |
Критерии оценивания навыков диалогической речи у детей младшего возраста |
Пятибалльная система оценивания навыков диалогической речи |
1 |
Использование английских коммуникативных выражений |
"0" - вообще не владеющие навыками диалогической речи по данному критерию
"1" - почти не владеющие
"2" - низкий уровень владения
"3"-удовлетворительный уровень владения
"4" - хороший уровень владения
"5"-отличный показатель владения по критерию уровня навыков диалогической речи учащихся |
2 |
Умение задавать вопросы, учитывая словарный запас младших школьников |
|
3 |
Умение отвечать на вопросы в пределах учебной программы |
|
4 |
Навыки оперирования языковыми средствами в коммуникативных целях |
|
5 |
Речемыслительная активность учащихся |
Начальный уровень навыков диалогической речи экспериментальной контрольной группы в 4 классе представлены в таблице № 1 и № 2.
Таблица № 1
Диагностика уровня навыков диалогической речи учащихся экспериментальной группы 4 класса
на констатирующем этапе
№ |
Фамилия Имя ученика |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Средний показатель каждого учащегося |
1 |
Ученик 1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
Ученик 2 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3.4 |
3 |
Ученик 3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2.2 |
4 |
Ученик 4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2.2 |
5 |
Ученик 5 |
4 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
6 |
Ученик 6 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2.2 |
7 |
Ученик 7 |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
8 |
Ученик 8 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3.2 |
9 |
Ученик 9 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Ученик 10 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2.2 |
11 |
Ученик 11 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2.2 |
12 |
Ученик 12 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3.8 |
13 |
Ученик 13 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1,2 |
14 |
Ученик 14 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2.8 |
15 |
Ученик 15 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3.4 |
16 |
Ученик 16 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2.2 |
Средний показатель по каждому критерию |
3,2 |
2,6 |
2,3 |
2,3 |
2,0 |
2,5 |
Согласно таблице № 1, можно отметить, что по критерии 1 «Использование коммуникативных выражений»дети показали средний уровень владения (3,2 балла). Один ученик имел низкий уровень владения английскими коммуникативными выражениями, четыре – удовлетворительный. По критерию 2 «Умению задавать вопросы» восемь учеников показали низкий уровень владения, и только один учащийся хорошо задавал вопросы, таким образом, средний показатель составил 2, 6 балла. По критерию 3 «Умению отвечать на вопросы», девять учеников имели низкий уровень по этому критерию, четверо учеников показали удовлетворительный уровень владения, два ученика имели хороший уровень. средний показатель составил 2, 6 балла. По 4 критерию «Речемыслительная активность учащихся» было констатировано, что навыком оперирования языковыми средствами в коммуникативных целях четверо - почти не владели, семеро учеников владели на низком уровне, еще пятеро показали удовлетворительный уровень. В результате наблюдения выяснилось, что по 3 критерию «Умению отвечать на вопросы» в пределах учебной программы средний балл обучающихся составил - 2,3 баллов, по 4 критерию «Навыкам оперирования языковыми средствами в коммуникативных целях средний балл составил- 2,3 балла. По последнему критерию «речемыслительная активность учащихся» четверо почти не обладали речемыслительной активностью, семеро учеников владели низким уровнем, четверо показали удовлетворительный уровень. В среднем речемыслительная активность учащихся составил 2 балла. Таким образом, средний показатель учеников 4 класса по пяти критериям уровня навыков диалогической речи - 2,5 балла.
Таблица № 2
Диагностика уровня навыков диалогической речи учащихся контрольной группы 4 класса
на констатирующем этапе:
№ |
Фамилия Имя ученика |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Средний показатель каждого учащегося |
1 |
Ученик 1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
Ученик 2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3,2 |
3 |
Ученик 3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,2 |
4 |
Ученик 4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2,4 |
5 |
Ученик 5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2,8 |
6 |
Ученик 6 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,2 |
7 |
Ученик 7 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
8 |
Ученик 8 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3,2 |
9 |
Ученик 9 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Ученик 10 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,4 |
11 |
Ученик 11 |
4 |
4 |
2 |
2 |
3 |
3 |
12 |
Ученик 12 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3,6 |
13 |
Ученик 13 |
4 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2,6 |
14 |
Ученик 14 |
4 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
15 |
Ученик 15 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3,6 |
Средний показатель по каждому критерию |
3,4 |
2,4 |
2,4 |
2,3 |
2,3 |
2,5 |
В контрольной группе выявлено:
Критерий 1 «Использование английских коммуникативных выражений» средний балл - 3,4 б.
Критерий 2 «Умение задавать вопросы» - 2,4 б.
Критерий 3 «Умение отвечать на вопросы» - 2,4 б.
Критерий 4 «Навыки оперирования языковыми средствами в коммуникативных целях» - 2,3 б.
Критерий 5 «Речемыслительная активность учащихся» - 2.3 б.
Итого средний показатель уровня навыков диалогической речи контрольный группы составил 2, 5 балла.
Этот же материал мы можем отобразить в виде диаграммы, где данные представлены в баллах:
Диаграмма уровня навыков диалогической речи экспериментальной и контрольной группы обучающихся 4 класса на констатирующем этапе
Диаграмма № 1
Исходя из диаграммы видно, учащиеся и в экспериментальной и в контрольной группе имеют высокий уровень по 1 критерию «Использование английских коммуникативных выражений», наиболее низкий уровень показали по 5 критерию «Речемыслительная активность учащихся»
Содержание опытно-экспериментальной работы
На формирующем этапе я использовала комплекс на уроке ролевых игр на уроках английского языка. Проанализировав УМК Ю.А. Комаровой, можно сделать вывод, что в нем содержится недостаточно ролевых игр по обучению диалогической речи на уроках английского языка. Так как такие игры являются полифункциональными и продуктивными (при правильной организации), необходимо разработать дополнительно для каждого раздела и апробировать на практике ролевые игры, способствующие диалогическому общению учащихся на уроках. Подбирать ролевые игры надо не только в зависимости от пройденного лексического, грамматического, фонетического материала, но и от особенностей класса и индивидуальных особенностей каждого ученика.
В разделе “Do you draw pictures?” была добавлена и проведена игра по обучению диалогу на английском языке. После изучения лексических единиц по теме «Погода», учащиеся изучают время Present Simple. На уроке обучения правилу образования вопросительных предложений в конце урока была проведена ролевая игра, целью которой являлось закрепление первичного умения задавать общие вопросы в Present Simple Tense и отвечать на них. Ход игры: на доске висит карта России, некоторые города выделены и картинками показана погода на сегодня. (Приложение 1)
Задание: « You are going to the picnic, but you are not sure of the weather. Call to the weather forecast and justify the weather for the next day in your place». Это социально-бытовая, умеренно-контролируемая ролевая игра. После проведения игры были сделаны следующие выводы. Диалог предполагает не менее трех реплик с каждой стороны: приветствие, запрос информации и ответ, прощание. Например,
A: Good morning!
B: Hello!
A: What’s the temperature today in Yakutsk?
B: It’s twenty degrees above zero
A: Thank you, good bye!
B: Good bye!
Из шестнадцати учащихся 4а класса семь человек справились с заданием без ошибок: по три реплики с каждой стороны, грамматически и лексически правильно построенные предложения, коммуникативная задача решена полностью. Один ученик испытывал небольшие затруднения при образовании вопросительных вопросов, но коммуникативная задача была решена, количество реплик соответствует данному заданию. Два человека испытывали грамматические трудности при образовании вопросительных предложений, не дослушивали реплики собеседника. Игра способствует развитию диалогического общения.
В разделе «Do you draw pictures?» была проведена ролевая игра: «A survey». A social worker make a survey. You are social worker and you should find out what living conditions students of the 4th form have. First ask questions about the furniture. For example: How many rooms are there in your house? Do you have a separate bedroom? If there is a computer desk?, Is there a TV set?, If is there enough light? Ask if he (she) feels comfortable in his (her) room? Цель: учить расспрашивать о том, что есть в комнате, используя оборот there is/are и изученную лексику по теме «Мебель». Это социально-бытовая, умеренно контролируемая ролевая игра. Игра проводилась при изучении правила образования вопросительных предложений с оборотами there is/are. Диалог был спонтанным, учащиеся заранее к нему не готовились. Для правильного ответа на вопросы необходимо было слушать собеседника и знать необходимый языковой материал. Примерный диалог из рисунка:
A: Is your room big or little?
B: my room is very big
A: How many beds in your room?
B: There are 2 beds
A: Is there a carpet on the floor?
B: Yes, there is a brown carpet on the floor
Из пятнадцати (один ребенок отсутствовал) учащихся девять человек справились отлично: достаточное количество реплик, грамматически и лексически правильные предложения, решена коммуникативная задача; учащиеся внимательно слушали друг друга. Два ученика испытывали небольшие трудности при образовании вопросов (иногда путали is и are), в остальном справились с заданием. Один ученик испытывал трудности из-за незнания лексического материала по теме. Игра способствует развитию диалогического общения.
Также в разделе «This is happy town» была проведена ролевая игра «Мой родной город». Цель: учить рассказывать о достопримечательностях родного города. Ход игры. На доске висят картинки с изображением достопримечательностей города, его частей, улиц, территорий около города (приложение 2). Учащиеся работают в паре. You live in Yakutsk and your friend has come to visit your happy town. He likes the name «Happy town». He may ask such questions: can you tell me about…?, He wants to know why it is called Happy town? How many theaters (museums, cinemas, cafes…) are there…? What is your favourite place in your town? Why do you like it so much? Do you agree it is a happy town? Is there any special corner for you? Почти все учащиеся справились с заданием (достаточное количество реплик, грамматически и лексически правильные предложения, решена коммуникативная задача), но двое из них иногда путали грамматические обороты. Это социально-бытовая, умеренно-контролируемая ролевая игра. Игра способствует развитию умений диалогического общения.
В разделе “We played a good trick” при изучении времени Past Simple (общие вопросы) была проведена игра «Что ты делал прошлым летом?» Цель: закрепление первичного умения задавать общие вопросы в Past Simple Tense и отвечать на них кратко и полным ответом, учить расспрашивать и рассказывать о том, что делал прошлым летом. На доске висят 3 картинки с изображениями разных ситуаций (Приложение 3). Учащиеся работают в парах. Задание: «Расспроси своего собеседника о том, что он делал прошлым летом». Учащиеся задавали вопросы и отвечали на них, опираясь на схему на доске. Несомненно, для проведения данной игры необходимо знать достаточное количество лексического материала (знание глаголов) и грамматического материала (знание I и II форм неправильных и правильных глаголов). Только пятеро из шестнадцати справились с заданием на отлично (достаточное количество реплик, грамматически и лексически правильные предложения, решена коммуникативная задача). Четыре обучающихся испытывали некоторые трудности при образовании общих вопросов (вместо I формы глагола использовали II форму). Два ученика не знают достаточное количество лексического материала для решения коммуникативной задачи (не знают некоторых глаголов, не всегда могут образовать II форму неправильных глаголов). Один ученик справился с заданием удовлетворительно, т. к. не знает II форму неправильных глаголов. Это социально-бытовая, умеренно-контролируемая ролевая игра. Игра способствует развитию диалогического общения
В разделе “Open the door” представлено достаточное количество ролевых игр, способствующих обучению диалогическому общению.
В разделе «What have you got?» в дополнение к большому количеству ролевых игр была также проведена ролевая игра «В магазине». На доске висят картинки с изображением продуктов питания. Один из учащихся – продавец в магазине продукты питания (можно менять продавцов на протяжении игры), остальные – покупатели. Задание: «Купите в магазине продуктов питания какую-нибудь еду. Назовите вид продукта, спросите цену, спросите наличие того или иного продукта, попросите взвесить, заплатите за товар» Цель: закрепление навыка ведения диалога в магазине. Игра проводилась после того, как учащиеся выучили реплики и необходимый лексический материал. Это социально-бытовая, свободная ролевая игра. Десять из шестнадцати учащихся справились с заданием (достаточное количество реплик, грамматически и лексически правильные предложения, решена коммуникативная задача). Пятеро учащихся (те, кто исполнял роль продавца) испытывали небольшие трудности когда задавали вопросы. Продуктивность игры связана с тем, что перед ней проводилась другая, контролируемая игра, способствующая запоминанию реплик. Игра способствует развитию диалогического общения.
В разделе “Are they playing?” была разработана и проведена дополнительная ролевая игра c целью закрепления лексического материала по теме «Учебные предметы» (“Subjects”). Цель: закрепление первичного умения задавать общие вопросы в Present continuous Tense и отвечать на них кратко и полным ответом, учить расспрашивать и рассказывать о любимом школьном предмете. Ход игры: один из учащихся – ученик школы, другой – младший брат или сестра, которому предстоит пойти в школу в следующем году. Задание для младшего брата (или сестры): расспроси старшего брата (сестру) какие учебные предметы у него есть в школе и что он на них делает. Задание для старшего брата (сестры): ответь на вопросы младшего брата (сестры). Это умеренно контролируемая социально бытовая ролевая игра. Игра проводилась на этапе закрепления лексического материала. На протяжении нескольких предшествующих уроков учащиеся постепенно изучали и тренировались использовать лексический материал по теме «Учебные предметы». Все учащиеся справились с заданием (достаточное количество реплик, грамматически и лексически правильные предложения, решена коммуникативная задача) .
Посредством вот таких ролевых игр и заданий у школьников формируются такие качества как общительность, коллективизм. Уроки с применением ролевых игр и заданий обычно проходят живо, эмоционально, при высокой активности учеников в благоприятной психологической атмосфере.
Анализ результатов
Цель моей опытно-экспериментальной работы состоял в выявлении эффективности использования ролевых игр на уроках английского языка для развития навыков диалогической речи учащихся 4 класса начальной школы.
Проведенная работа позволила определить, что ролевые игры способствуют формированию навыков диалогической речи. В ходе уроков с ролевыми играми учащиеся были активны, ответственны; повысилась эффективность обучения, усвоение материала, у большинства наблюдается положительная мотивация к изучению английского языка, у обучающихся исчезла боязнь дачи неправильных ответов.
На заключительном этапе, получила следующие количественные показатели уровня развития навыков диалогической речи у учащихся (см. таблицу № 3)
Таблица № 3
Уровень навыков диалогической речи у учащихся экспериментальной группы 4 класса на контрольном этапе
№ |
Фамилия имя ученика |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Средний показатель каждого учащегося |
1 |
Ученик 1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2,8 |
2 |
Ученик 2 |
5 |
4 |
4 |
2 |
4 |
4,2 |
3 |
Ученик 3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2,8 |
4 |
Ученик 4 |
4 |
2 |
3 |
2 |
4 |
3,2 |
5 |
Ученик 5 |
4 |
4 |
4 |
2 |
4 |
3.6 |
6 |
Ученик 6 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2,8 |
7 |
Ученик 7 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
8 |
Ученик 8 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
9 |
Ученик 9 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
10 |
Ученик 10 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
11 |
Ученик 11 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2,8 |
12 |
Ученик 12 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
13 |
Ученик 13 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
1,8 |
14 |
Ученик 14 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
15 |
Ученик 15 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
16 |
Ученик 16 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3,4 |
Средний показатель по каждому критерию |
3,6 |
3,0 |
3,2 |
2, 8 |
3,5 |
3,22 |
Согласно таблице № 3, можно отметить, что средний балл по критерию 1 «Использование английских коммуникативных выражений стал» 3.6 балла. Критерий 2 «Умение задавать вопросы» увеличился у 4 обучающихся и составил 3,0 балла. По 3 критерию «Умению отвечать на вопросы в пределах учебной программы» средний показатель составил 3,2 балла. Большинство учеников показали удовлетворительный уровень владения. Средний показатель по 4 критерию «Навыки оперирования языковыми средствами в коммуникативных целях» составил 2,8 балла. По 5 критерию включая тех, обладал низкой речемыслительной активностью в констатирующем этапе, средний показатель увеличился на 0,6%, и составил 3,22 балла. Таким образом, средний показатель учеников экспериментальной группы 4 класса по пяти критериям уровня диалогической речи вырос на 0,6%, что доказывает эффективность использования комплекса ролевых игр на уроках английского языка.
Этот материал мы можем отобразить в виде диаграммы, где данные представлены в баллах
Уровень навыков диалогической речи у учащихся экспериментальной и контрольной группы 4 класса на контрольном этапе
Диаграмма 2
Наиболее высокого уровня достигли по 1 критерию «Использование английских коммуникативных выражений» и по 5 критерию «Речемыслительная активность». Труднее дается критерий №2 «Умение задавать вопросы». Учащиеся на момент знакомства с грамматикой английского языка не владеют грамматикой русского языка в полном объеме.
Перейти к публикациям в сборнике для педагогов
Выводы
На констатирующем этапе провела контрольный срез для выявления уровня навыков диалогической речи экспериментальной и контрольной группы обучающихся 4 класса и оценивался нами по 5 критериям. По результатам среза выявила низкий уровень по четырем критериям: «Умение задавать вопросы», «Умение отвечать на вопросы», «Навыки оперирования языковыми средствами», «Речемыслительная активность». 1 критерий «использование английских коммуникативных выражений» находился на удовлетворительном уровне. Поэтому на формирующем этапе моего педагогического эксперимента, я составила комплекс ролевых игр, который поможет устранить проблему развития навыков диалогической речи у учащихся.
На контрольном этапе после проведения контрольного среза наиболее высокого уровня достигли в 1 критерии «Использование английских коммуникативных выражений» и в 5 критерии «Речемыслительная активность». Труднее дается 2 критерий «Умение задавать вопросы» и 4 критерий «Навыки оперирования языковыми средствами в коммуникативных целях». Данные полученные в ходе исследования, дают основание полагать, что в процессе проведения ролевых игр на уроках английского языка повысилась общительность, коллективизм.
В заключении хочу сказать, что ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Она способствует расширению сферы общения.
В этой исследовательской работе я изучала содержание обучения диалогической речи, психолого-возрастные особенности младших школьников, технологию проведения и основные требования к их проведению. Данные полученные в ходе исследования, дают основание полагать, что в процессе проведения ролевых игр на уроках английского языка повысилась общительность, коллективизм. Таким образом, процесс развития навыков диалогической речи учащихся 4 класса проходит более эффективно, если использовать комплекс ролевых игр.
Использованная литература:
- УМК Комарова Ю.А /Ларионова И.В / Ж.Перрет 4 класс «Русское слово», 2018
- 1. Аникеева Н.П. / Воспитание игрой: Книга для учителя. / Н.П. Аникеев / М.: Просвещение, 2011.
- Белякова С.В. / Игра как эффективное средство обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста // Иностранные языки в школе. - 2013