Арустамян Диана Мусаевна
Педагог-психолог
МБОУ СОШ №13
Ставропольский край, Предгорный муниципальный округ, с. Этока
Профилактика девиантного поведения у младших школьников
Аннотация. В данной статье рассматриваются социально-психологическое явление «девиантное поведение», его основные признаки в младшем школьном возрасте и методы профилактики.
Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика девиантного поведения, методы профилактики, младшие школьники.
Первоначальным для понимания сущности девиантного поведения, как отмечает в своей статье С.Ю. Лапихова, считается термин ««социальная норма», определяющаяся как допустимый предел в деятельности или поведении людей, обеспечивающее сохранение социальной системы общества» [2, с. 252].
Отклонения данной нормы делятся на:
- позитивные - направлены на преодоление устаревших норм и стандартов, связанные с социальным творчеством и способствующие качественным изменениям социальной среды;
- негативные - реорганизуют социальную систему, способствуют к её разрушению и, естественно, к поведению, которое называется девиантным.
Девиантное поведение – «социальное поведение, которое не соответствует нормам, установившимся конкретном обществе. И.С. Кон дополняет определение девиантного поведения, рассматривая как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали» [1, с. 120].
В психологии девиантное поведение определяется в узком и широком смыслах. В узком понимают под девиантным поведением, отклонения, не влекущие за собой уголовного наказания, в широком – поведение личности, не соответствующей нормам и правилам, принятым в конкретном обществе.
На современном этапе развития общества, девиантное поведение нередко отмечается у младших школьников, которое являлось отличительной особенностью подростков.
Младший школьный возраст – возраст активного формирования личности. Данный возраст характеризуется выстраиванием новых отношений со сверстниками и со взрослыми, включением в целую систему коллективов и в новый вид деятельности – учебная, предъявляющий серьёзные требования к школьнику. Это всё отражается главным образом на формирование и закрепление новых взаимоотношений с людьми, в коллективе; на отношении к учёбе и связанным с ней обязанностям. Расширяется круг интересов, формируются воля и характер, развиваются способности.
Как отмечает Т.И. Михайлова, к личностным особенностям детей с девиантным поведением относят:
- недостаточность жизненного опыта;
- низкий уровень самокритики»
- отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств;
- повышенная эмоциональная возбудимость;
- демонстрация двигательной и вербальной активности»
- обострённое чувство независимости, стремление к престижу в референтной группе, негативизм, неуравновешенность возбуждения и торможения» [3, с. 119].
Детей младшего школьного возраста с девиантным поведением характеризует повышенная тревожность, низкий уровень самооценки, нарушение взаимоотношений со взрослыми (педагогами и родителями), в том числе и со сверстниками.
Необходимо учитывать, что девиантное поведение учащихся младших классов, это реакция школьника, личности на принятие его окружающей средой, социумом, что данное поведение не является врождённым.
К методам профилактики девиантного поведения младших школьников относятся:
-сказкотерапия;
- арттерапия;
- визуализация;
- психогимнастика;
- игровые методы;
- моделирование и анализ проблемных ситуаций;
- этические беседы.
В деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников эффективно применять все методы в их совокупности; в том числе важно учитывать возрастные, индивидуальные, личностные особенности обучающихся и степень «социальной запущенности».
Для профилактики девиантного поведения младших школьников необходимо:
- создавать комфортные отношения в классном коллективе;
- вести просветительскую деятельность с родителями.
Целесообразно в работе по профилактике девиантного поведения задействовать педагогов начальных классов, психолога, социального работника, то есть специалистов, которые корректировать могут своевременно особые проявления личности (агрессивность, тревожность).
Таким образом, работа по профилактике девиантного поведения у детей младшего школьного возраста является эффективной, если осуществляется просветительская работа с родителями школьников, формируется позитивный психологический климат между всеми участниками образовательного процесса.
Перейти к публикациям в сборнике для педагогов
Список литературы:
- Калинина, К.А. Профилактика девиантного поведения младшего школьника /К.А. Калинина //К.А. Калинина //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 1-1. – С. 120–123.
- Лапихова, С.Ю. Профилактика девиантного поведения младших школьников /С.Ю. Лапихова //Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сборник материалов VIII международной научно-практической конференции, 2016. - С. 252 – 255.
- Михайлова, Т.И. Социально-психологические особенности младшего школьника с девиантным поведением /Т.И.Михайлова
//Поколение будущего: Взгляд молодых ученых – 2015: сборник научных статей 4-й Международной молодежной научной конференции в 4-х томах, 2015. - С. 118 – 121.
_______________________
* Слуханская А., 2020