Мартыненко Вадим Алексеевич
преподаватель технических дисциплин
ЧУПОО Техникум «Бизнес и Право»
Подготовка технического специалиста с использованием последних достижений науки и техники – это одно из приоритетных направлений нынешнего среднего профессионального технического образования. На сегодняшний день образовательные технологии тесно связаны с новыми информационными технологиями, которые предлагают понимать поучительный процесс с применением комплекса компьютерных и других средств обработки информации, позволяющий на системной основе организовать оптимальное взаимодействие между преподавателем и студентом с целью достижения результата обучения.
Федеральный государственный стандарт СПО предъявляет требование к преподавателю: формировать у студента общие и профессиональные компетенции при изучении дисциплин и модулей. Эти требования едины ко всем педагогам, независимо от его профессиональной категории, и ко всем студентам, независимо от его фундаментальных знаний, способностей, личностных характеристик.
Не секрет, что во многие колледжи страны приходят те ребята, которых не допустили к получению среднего общего образования в школе. Они не мотивированы к обучению, слабы в учебе, слабо подготовлены организационно и дисциплинарно. Им труднее всего дается учеба, потому что нет мотивации, стремлении получить знания и навыки специальности, на которой он обучается. Но совсем другое дело, когда стараниями преподавателя в нем пробуждается интерес к выбранной профессии.
Основными задачами при изучении технических дисциплин необходимо считать следующее: -объяснять студентам назначение и важность выбранной ими профессии;
-заинтересовать их изучаемыми предметами;
научить самостоятельно мыслить и принимать правильные решения в тех или иных ситуациях; научить правильно работать с технической литературой и Интернет-ресурсами;
привлечь студентов к выполнению творческих работ, которые будут заключаться в написании рефератов, создании презентаций по изучаемым темам, оформлении различного рода стендов, поиску необходимой информации в Интернете по изучаемым предметам, изготовлению плакатов с использованием компьютера.
Преподавание технических дисциплин связано с определенными трудностями, которые вызваны как объективными так и субъективными причинами. К ним можно отнести следующие:
-студенты, обучающиеся в колледже, в основном, это выпускники 9 классов, которые не знают производства и пришли в колледж по настоянию родителей;
-не умеют навыков самостоятельной работы с учебником и методическими пособиями;
-в большинстве случаев - отсутствие материальной базы в виде узлов и агрегатов изучаемых машин;
-используемые плакаты по устройству машин, узлов и агрегатов не всегда соответствуют современным видам машин, используемых в строительстве.
Чтобы студенты успешно овладели знаниями, умениями и навыками, преподавателю необходимо организовать учебный процесс в соответствии с современными принципами мотивации и потребностей личности.
Применение и использование учебных презентаций, видео материалов и электронных учебно-методических средств в преподавании технических дисциплин определяется возможностями, которые позволяют:
представить учебный материал, с высокой степенью наглядности, в особенности при моделировании явлений физических процессов в динамике;
повысить мотивацию обучаемых при применении учебных презентаций, в которых основополагающие учебные вопросы, сопровождаются звуковыми маркерами, что способствует усилению эмоционального фона образования; расширить потенциал по индивидуализации образования; обеспечить широкую зону контактов с обучаемыми; предоставить широкое поле для активной самостоятельной деятельности студентов;
Внедрение учебных презентаций и видеоматериалов способствует к появлению новых образовательных методик и форм занятий, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации. Но, несмотря на разнообразие технических средств, и технологий, использующихся в учебном процессе, следует отметить, что качество обучения зависит, прежде всего, от совершенства учебного материала, формы его представления и организации учебного процесса.
В традиционной схеме обучения, возникает много проблем, связанных с постоянно нарастающим потоком новой информации, усложнением знаний, отсутствием иллюстративного материала. В этих условиях акцент на интенсивную самостоятельную работу не дает положительных результатов по тем же причинам.
Появление мультимедиа средств и технологий позволяет решить эти проблемы. Внедрение электронных учебно-методических обучающих средств в учебный процесс не только освобождает преподавателя от рутинной работы в организации учебного процесса, оно дает возможность создать богатый справочный и иллюстративный материал, представленный в самом разнообразном виде: текст, графика, анимация, звуковые и видеоэлементы.
При отсутствии технических возможностей наглядного представления материалов, простейшими средствами визуального воздействия на обучающихся являются плакаты, реже материальные модели и совсем редко специальные кино-видео фильмы. При сравнительном анализе недостатки этих средств очевидны, а возможности мультимедийных учебных презентаций объективно шире. Основным способом повысить количество воспринимаемой информации является повышение наглядности.
Учебные видео-презентации позволяют представлять усваиваемый материал максимально детально и подробно, дробя его на порции, имеющие оптимальную информационную насыщенность и наглядность, а так же совмещать указанное дробление со структурированием. Помимо этого электронные видео-презентации позволяют использовать возможности, недоступные обычным плакатам – анимация отдельных элементов, использование видеовставок.
При отсутствии технических возможностей наглядного представления материалов, простейшими средствами визуального воздействия на обучающихся являются плакаты, реже материальные модели и совсем редко специальные кино-видео фильмы. При сравнительном анализе недостатки этих средств очевидны, а возможности мультимедийных учебных презентаций объективно шире.
Основным способом повысить количество воспринимаемой информации является повышение наглядности.
Учебные видео-презентации позволяют представлять усваиваемый материал максимально детально и подробно, дробя его на порции, имеющие оптимальную информационную насыщенность и наглядность, а так же совмещать указанное дробление со структурированием. Помимо этого электронные видео-презентации позволяют использовать возможности, недоступные обычным плакатам – анимация отдельных элементов, использование видеовставок.
Внедрение подобных информационных технологий в учебный процесс должно быть качественно обоснованным и не повсеместно заменяющим, а дополняющим фактором в системе современного образования. Однако применение данных комплексов в профессиональной подготовке будущих специалистов позволяет повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, а также научить их самостоятельно мыслить и работать с учебным материалом, что способствует их дальнейшему непрерывному совершенствованию в течение всей жизни.
Часто через Интернет- ресурсы можно найти материал, в котором демонстрируется устройство и принцип работы той или другой строительной машины или оборудования и вместо плаката демонстрировать его на уроках. Для этого мы используем видеоплеер и телевизор.
Важной составляющей в успешном освоении предмета является выполнение практических и лабораторных работ, участие студентов в проводимых ежегодно в колледже «Недели специальности».