Мартыненко Вадим Алексеевич
преподаватель технических дисциплин
ЧУПОО Техникум «Бизнес и Право»
Постоянно совершенствующаяся система образования, научно-технический и социально-экономический прогресс являются важнейшими закономерностями современного общества. На данном этапе основная задача системы образования — подготовка высококвалифицированных специалистов, с учетом накопленного мирового опыта, умеющих адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям развития личности, требованиям к профессиональной компетенции. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. [1] Для подготовки специалистов высокого уровня, необходимо обеспечить преподавание специальных дисциплин совместно с организацией практической деятельности, что, в свою очередь, является определяющим фактором направленности технических специальностей. Образовательные учреждения СПО помимо передачи теоретических знаний и практических умений должны непосредственно инициировать и активировать научно-исследовательскую деятельность обучающихся, расширить кругозор и научить работать в коллективе. Быть в курсе тенденций развития отрасли и гибко подстраиваться под изменения в ней. Решение поставленных задач невозможно без разработки новых технологий обучения по специальным техническим дисциплинам. Высокий уровень познавательной самостоятельности должен стать необходимым качеством личности будущего специалиста. [2] Педагогическая технология, предусматривающая полную управляемость учебным процессом и воспроизводимость обучающего цикла, достигается за счет: 1. специфических черт обучения, 2. разработки диагностично — поставленных целей обучения, 3. ориентации всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей, 4. оперативной обратной связи, оценки текущих и итоговых результатов, 5. воспроизводимости обучающих процедур. [3] Основополагающей характеристикой дисциплин технических специальностей является формирование как теоретических, так и практических основ, которые входят в программу специализированного обучения. Технические науки характеризуются, прежде всего: 1) научными методами исследования проблем; 2) определенной организацией получаемых знаний; 3) специальной организацией деятельности по выработке знаний и умений. Специфика же дисциплин, преподаваемых в колледже, обусловлена их «обслуживающей» функцией. Обеспечение этой функции включает приложение и детализацию знаний естественных наук, однако не сводится к этому и предполагает формирование специального предмета исследования. [4] Профессиональная подготовка выпускника колледжа базируется на содержании специальных дисциплин и должна осуществляться с учетом изменений, происходящих в системе образования. Традиционное содержание этих предметов не соответствует принципиально изменившимся экономическим, социальным и образовательным потребностям современного общества. Этим объясняется наличием таких факторов как: 1. постоянно совершенствующиеся практические требования к профессиональной подготовке; 2. умение адаптироваться к быстро изменяющимся условиям труда; 3. защита будущих специалистов от безработицы. Все это имеет значительное влияние на повышение уровня профессиональной подготовки, развитие интереса учащихся к приобретению новых знаний, их профессиональной мобильности, гарантии трудоустройства. [5] Подготовка специалистов в современных условиях ориентирована, в первую очередь на следующие требования работодателей: 1. знание современных технологий, тенденций научно-технического прогресса; 2. владение основами техники безопасности; 3. стремление к расширению профессиональных знаний; 4. владение основами законодательной базы; 5. развитие навыков физического самосовершенствования; 6. формирование личностных качеств специалиста. Изучение специальных дисциплин позволяет студентам проанализировать различные виды источников информации о профессиональной деятельности с точки зрения ее ценности в современных условиях, использовать теоретические и практические знания на современном этапе развития общества. [6, c. 78–82] Специальные дисциплины направлены на развитие таких способностей как: 1. познавательная активность и профессиональная направленность студентов; 2. мотивация и стимулирование учебно-познавательной деятельности; 3. формирование готовности к профессиональной деятельности; 4. оптимизации изучаемой информации; 5. актуализация полученных знаний и умений; 6. формирование способностей перехода с одного производства на другое, сопровождающееся сменой техники и обязанностей; 7. взаимодействие в команде; 8. эффективное достижение поставленных целей. Успешное выполнение профессиональных обязанностей достигается путем качественной подготовки специалистов, которая в свою очередь, является важнейшим компонентом обучения в учреждении СПО. От того на сколько специалист готов к выполнению своих будущих обязанностей и как тонко он чувствует грань ответственности за свои поступки при выполнении должностных инструкций будет зависеть его дальнейшая карьера. Проблема формирования учебно-методического обеспечения как средства совершенствования образовательного процесса в профессиональном образовании осознаётся в педагогической науке в качестве приоритетной. Учебная дисциплина «Введение в специальность» закладывает основы профессиональной деятельности, формулируя требования к личным качествам учащихся, показывая пути их совершенствования, включая перспективы использования учебного материала в профессиональной практической деятельности. [7] Основные направления деятельности в учреждениях СПО, осуществляющих качественную подготовку специалистов: 1. организация творческой и научно-исследовательской деятельности; 2. подготовка высококвалифицированных специалистов; 3. повышение инновационного потенциала учреждений СПО; 4. организация образовательного процесса совместно с потенциальными работодателями; 5. продуктивное взаимодействие с институтами социализации; 6. увеличение качества предоставляемых образовательных услуг; Именно в целостной, правильно организованной образовательной среде происходит формирование профессионала и специалиста, способного стать социально активной, конкурентоспособной, компетентной и творческой личностью и в современных социально-экономических условиях учреждения среднего профессионального образования становятся теми ресурсными центрами, которые способны концентрировать образовательные ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей. Литература: 1. Законопроект «Об образовании в Российской Федерации», ст. 71. 2. Зонина С. В., Мухаметзянова Г. Ф. Особенности преподавания специальных технических дисциплин на современном этапе. Электронный журнал: Образование и наука закамья Татарстана. Журнал № 15 от 02.10.09 г. Режим доступа: http://nauctat.ru/. 3. Долженко О. В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1990, -187с. 4. Симоненко О. Д. Специфика технических наук. Образовательный портал СЛОВО. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/impressionism/36324.php. 5. Маркина Н. Ю. Проектирование содержания общетехнических и специальных дисциплин в колледже [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата наук: 13.00.01: Педагогические науки, информация и информационные системы / Н. Ю. Маркина; [Ин-т пед. инноваций РАО]. — М., 1999. 6. Чернышова А. В. Модель формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в процессе изучения специальных дисциплин (на примере специальности «Социальная работа»), Научн. журн.: Фундаментальные исследования. № 8, с 78–82, 2011 г. 7. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред, проф. образования. — М.: Мастерство, 2001. — 272 с.