ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 Костакова Елена Александровна

Учитель-логопед

ГАУ ВО ЦППМС, Муромский филиал

Владимирская область, г. Муром

Категория детей с ограниченными возможностями здоровья объединяет тех, у кого имеются серьезные отклонения в психическом или физическом развитии. Эти врожденные или приобретенные отклонения затрудняют познание окружающего мира и негативно сказываются на социальном становлении личности.  При этом одной из важных областей развития ребенка является слухоречевая память, которая отвечает за способность воспринимать, запоминать и воспроизводить звуковую информацию.

Слухоречевая память играет ключевую роль в успешном освоении речи и развитии языка у детей. Она позволяет запоминать звуки, слова и фразы, а также совершенствовать произношение и понимание речи окружающих. У детей с ОВЗ слухоречевая память может быть повреждена или недостаточно развита, что приводит к затруднениям в освоении речи и развитии языка. Это может быть вызвано как физическими проблемами с органами речи, так и неврологическими отклонениями. Важно отметить, что у детей с ОВЗ особенно часто возникают затруднения с артикуляцией звуков, пониманием речи и формированием языковых навыков.

Однако, несмотря на проблемы, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ в области слухоречевой памяти, современные методики и подходы позволяют улучшить ситуацию. Раннее выявление и диагностика проблем в развитии речи являются важным этапом в помощи таким детям. Формирование слухоречевой памяти является одной из важнейших задач в работе с детьми, у которых имеются ограниченные возможности здоровья.

Изучено, что младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья характеризуются повышенной забывчивостью и ослаблением всех процессов памяти, а также сниженным ее объемом. В сочетании с особенностями внимания, восприятия и мышления, все это значительно затрудняет не только учебу, но и другие виды деятельности таких детей. Таким образом, очень важна серьезная коррекционно-развивающая работа. Для детей с ограниченными возможностями здоровья требуется особый подход и тщательно продуманный маршрут развития процессов формирования слухоречевой памяти. Важно использовать комплексные методики, которые учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка и специфические характеристики его ограниченных возможностей здоровья.

Игровой комплекс "Формирование слухоречевой памяти" является инновационным развивающим средством, которое специально разработано для эффективной тренировки и усиления слухоречевой памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Этот комплекс предоставляет уникальные возможности для развития и совершенствования навыков восприятия, обработки и воспроизведения устной информации.

Основной принцип действия игрового комплекса состоит в создании интеллектуальных игровых задач, специально разработанных для стимуляции и развития слухоречевой памяти. Это позволяет участникам игры развивать свои аудиальные навыки, такие как умение анализировать слуховую информацию, запоминать ее и последовательно воспроизводить.

Комплекс включает в себя широкий набор игр и упражнений, разнообразных по сложности и тематике, что позволяет адаптировать его к различным возрастным группам и уровню подготовки участников. Благодаря этому комплексу, дети могут развивать свои навыки восприятия слов, фраз и звуков, а также повышать свою память и концентрацию.

1.Одно из упражнений для развития слухоречевой памяти - «Звуковая гирлянда». В рамках этого упражнения детям предлагается слушать и повторять цепочку звуков. Постепенно увеличивается длина цепочки с каждым занятием. Для повышения дифференциации гласных звуков и их запоминания используются зрительные звуки (знаки) и жестовые символы, а также движения губ. Необходимо следить за тем, чтобы дети легко справлялись с предыдущими упражнениями и постепенно повышать сложность. Дает хорошие результаты сочетание этого упражнения с использованием зрительных и жестовых символов гласных и согласных звуков. Гласные произносим с утрированным движением губ. Например, «угадай звук по движению губ» перед зеркалом. Это упражнение дает дополнительную опору в дифференциации гласных звуков через движение губ. Движения рук в сочетании с произношением гласных и согласных звуков позволяет четко дифференцировать  звуки родного языка. Внешний вид каждого из символов логически связан с определенным звуком, однозначно ассоциируется с ним и быстро запоминается [см методику Т.А. Ткаченко]. Самое главное – постепенно увеличивать длину цепочек, убедившись, что дети легко справляются с предыдущими упражнениями.

2.Продолжаем работу, создавая цепочки слогов по тому же принципу. Например: ПА–КА–ТА; ПА–КА–ТА–НА; ПА–КА–ТА–НА–ХА.

В этом упражнении очень важна фантазия и чувство юмора педагога. Можно представить, что это язык инопланетян. Можно дать детям возможность придумать свой собственный язык или цепочку слогов на более поздних стадиях обучения.

  1. Игровое упражнение «Такие разные эмоции». Предлагаем детям произносить речевой материал с разной интонацией. Игровая задача, не только правильно повторить задание за педагогом, но и распознать и определить передаваемую эмоцию. Детям нравится быть в роли учителя, что создает дополнительную мотивацию к обучению. Просим ребенка произнести цепочку звуков (слогов, слов или фраз) с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно, восторженно, испуганно, разгневанно и т.д.

Например: цепочка слогов СЭ–ФЫ–РУ–ШУ–ХО–ЩА.

Педагог: "Разные интонации придают новый смысл даже такой простой цепочке звуков, как эта. Произнесите ее с радостью, словно сегодня праздник Новый год; жестоко, как будто мы истребляем всех комаров в комнате; грустно, словно потеряли любимую игрушку или поссорились с другом..." и так далее. Можно предложить ребенку самому выбрать интонацию или..." отследить, какую он использует чаще всего. Это хороший диагностический материал для анализа его эмоциональной сферы. Хорошо поделиться этими данными с психологом с целью оказания поддержки ребенку.

  1. Важным упражнением, которое показывает хорошие результаты при подготовке к школе или на начальных этапах обучения, является "Узоры из букв". Ребенку предлагается произнести цепочку звуков и "нарисовать" букву перед собой, словно писать ее на бумаге. Работа в вертикальной плоскости, например, на стекле, даёт лучшие результаты в формировании пространственных функций и ориентации в пространстве.
  2. Сложный вариант – упражнение «Повтори наоборот». Педагог: «Сейчас я произнесу цепочку слогов. Послушай ее внимательно, а затем по моей команде повтори эту цепочку, сохраняя мою интонацию, но в обратном порядке или задом-наперед. Например, я говорю тебе: СА–ЖА–ЦА, а ты произносишь ЦА–ЖА–СА.»
  3. Составляем «Хоровод слов». Здесь возможны два этапа работы: первый – слова связаны между собой по смыслу, второй – слова не должны быть связаны по смыслу.

Первый вариант работы – даем два ряда слов, между которыми есть смысловые связи: постель – подушка, курица – яйцо, стол – стул, ученик – школа, груша – компот, книга – страница, праздник – радость и т.д. Затем, после паузы в 10–15 секунд, мы произносим первое слово в паре и просим ребенка назвать нам второе. Для коррекции элементов дисграфии и дислексии у школьников рекомендуется орфографическое произнесение запоминаемых слов. Это упражнение помимо механического развивает и логическую память ребенка.

Второй вариант. Например, следующая цепочка слов: мак, соль, дом, лес, кот, лук, брат, гриб…

Ведущий: «Сейчас я назову тебе несколько слов, послушай их внимательно, а затем по моей команде повтори».

В качестве усложненного варианта можно использовать упражнение «Повтори наоборот».

Важно помнить, что в зависимости от возраста ребенка он может воспринять и воспроизвести разное количество смысловых единиц. Например, дети возрастом 5–6 лет могут повторить цепочку из 6–7 слов, а школьникам можно предложить и все 10 слов.

  1. Предлагаем предложения с постепенным увеличением их объема.

Для того чтобы материал лучше запоминался, надо во время занятий включать эмоциональные реакции ребенка, что позволяет ему лучше усваивать информацию. Для этого подбираются специальные фразы или кусочки текста, содержащие какой-либо эмоциональный контекст.

Педагог просит детей превратить слова в конкретные картинки, так как абстрактные образы детям дошкольного и младшего школьного возраста трудно запоминать. Ребенок, мысленно создавая свою картинку, иллюстрирует сначала слово, затем фразу, а потом и кусочек текста. Пауза делается после каждого слова (фразы, отрывка из текста).

Педагог: «Ребята, я буду говорить вам слово (фразу, отрывок из текста), а вы после каждого закройте глаза и представьте себе картинку».

Варианты слов: буря, слон, радость, чемпион, школа…

Варианты фраз: вкусный пирог, красивый цветок, теплое море… Цепочка слов, предлагаемых для запоминания, постепенно увеличивается от 5–6 до такого количества, которое ребенок может запомнить."

Игры из комплекса "Формирование слухоречевой памяти" помогают участникам улучшить свои коммуникативные навыки, развить устную речь и умение строить логические связи между словами и предложениями. Кроме того, это эффективное средство для тренировки памяти и активного участия мозга в процессе обучения. Использование игрового комплекса является не только эффективным инструментом для развития и тренировки слухоречевой памяти, но и делает обучение увлекательным и интересным. Игры разнообразны и интерактивны, позволяют участникам активно взаимодействовать и развиваться в игровой форме.

 Перейти к публикациям в сборнике для педагогов

 

 

Список литературы

 

Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и всопитание. – М.:Прсвещение,2003.

Филичева Т.Б., Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. Программно-методические рекомендации. М.: 2009

Ткаченко Т.А., «Фонематическое восприятие. Логопедическая тетрадь. И теория и практика по развитию фонематических процессов у дошкольников».М., 2008

Нищева Н.В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи С-Пб., 2003

Маркова Л.С.Методическое пособие «Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. М., 2005

Маркова Л.С., Организация коррекционно - развивающего обучения дошкольников с ЗПР. Практическое пособие. М, 2005

. Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс. – М.: Владос, 2001.

 Рогов Е.И. Р59 Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1:

  1. Жировина Л.Ф. Развиваем память детей// Ребенок в детском саду.- 2010.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.