Грошевихин Александр Николаевич
Педагог дополнительного образования
МБОУ СОШ №50
Чувашская Республика, город Чебоксары
Игрофикация – это внедрение игровых элементов в неигровую деятельность, например, учебу. Такой подход позволяет повысить мотивацию и включенность в процесс обучения и уже успешно себя зарекомендовал. Особенно важно использовать игрофикацию в дополнительном образовании, чтобы доступно объяснять, зачастую, сложную, околопрофессиональную, терминологию в доступном виде и на практике.
Для лучшего вовлечения в образовательный процесс важно давать детям возможность самостоятельно повлиять на игрофикацию. Таким образом будет формироваться уникальная игротека для педагогической практики. В качестве примера привожу созданную первоклассницей игру «Человеческие шахматы».
Правила игры не такие сложные, как может показаться на первый взгляд. Главное, чтобы игроки понимали, как ходят фигуры в обычных шахматах. Сначала группе необходимо разделиться на две команды. Рекомендую играть от 3 человек в команде. Так будет сохраняться интрига и будет больше азарта. Каждый игрок выбирает себе фигуру, за которую ему предстоит играть, и очередность хода. Стоит отметить, что в «Человеческих шахматах» нет роли короля, а главной фигурой является ферзь. Ферзя не может быть два в одной команде. Потому участникам нужно будет договориться, так сказать, на берегу.
- Пешка – в начале игры может сделать 2 шага, далее ходит лишь один шаг и только вперед. После того, как съедает противника, пешка встает на место съеденной фигуры и может попробовать сразу (не дожидаясь своего следующего хода) съесть кого-то еще из соперников, если они находятся рядом. Дойдя за границу поля у команды соперников – может стать любой фигурой на выбор.
- Ладья – ходит только по горизонтали и вертикали. Может сделать за ход до 3 шагов.
- Конь – ходит всегда буквой «Г»
- Эндшпиль – ходит только по диагонали. Может сделать за ход до 3 шагов
- Ферзь – ходит по горизонтали/вертикали/диагонали не более 3 шагов за ход. Менять траекторию движения в момент шагов не может. Если королева доходит за границу поля соперника – может возродить пешку на поле.
Важный элемент. Для того, чтобы соблюдался принцип честной игры – у ферзя должен быть предмет, который игрок будет держать в руке (монетка, фантик – что угодно). Для того, чтобы ферзь мог доказать, что он является ферзем.
Для того, чтобы «скушать» соперника – необходимо взять его за плечи обеими руками одновременно, не потеряв равновесия. Если этого сделать не получается – то съесть не удалось. Как только следующий игрок начинает свой ход попытка «съесть» у предыдущего игрока будет лишь в свой ход. Игроки должны ходить, а не прыгать. Как только вы замечаете, что игрок прыгнул – попросите его вернуться назад и сходить правильно.
Иногда, для игрового разнообразия, можно задавать всем игрокам вопрос, правильный ответ на который позволит сходить вне очереди. Таким образом «Человеческие шахматы» можно адаптировать абсолютно к любому предмету.
Чтобы процесс игрового сотворчества был наиболее продуктивным – постарайтесь сформулировать ученикам понимание, что важно именно смоделировать авторскую игру. Да, безусловно, это может быть синтез нескольких всем известных игр, но в них должна быть индивидуальная изюминка. Желаю коллегам вдохновения и открытий!