ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Шайкова Валентина Юрьевна

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Петушок» с.Агой муниципального образования Туапсинский район

воспитатель

 

                                                                             ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

  1. Возрастные особенности дошкольников, актуальные для реализации сборника (5-6лет) 7
  2. Стратегия педагога. 8

2.1 Поддержка детской инициативы.. 8

2.2 Скаффолдинг организации развивающей среды.. 9

КОНСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ.. 12

Список используемых источников. 31

 

ВВЕДЕНИЕ

Название. Сборник методических рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Кляксики», работающих с детьми старшего дошкольного возраста.

Актуальность. У каждого ребенка есть потребность в реализации своего потенциала, и именно через творчество, как естественный компонент развития, он может раскрыться наиболее полно как личность. В творческом процессе лучше расширяется его опыт, обогащаются знания, формируются практические умения и навыки, вследствие чего повышается самооценка дошкольника. Это, несомненно, способствует наиболее успешной позитивной социализации, развитию его творческих способностей.

Известные психологи и педагоги считают возможным творческое развитие во всех видах деятельности, в том числе и в изобразительной деятельности. Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина, доказывали, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохранят преимущества детского творчества, а с другой – помогут ребенку овладеть средствами самовыражения.[1]

Одним их таких наиболее эффективных средств развития творческой активности и самостоятельности является использование методов и приёмов нетрадиционных техник рисования. Данный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта и творческой активности, учит нестандартно мыслить, ребенок начинает экспериментировать, творить, пробовать и искать[2].

Занятия нетрадиционной техникой рисования очень актуальны на сегодня, когда в современных условиях технического прогресса и увлеченностью компьютерными играми снижается интерес к художественно-творческой деятельности, и к изобразительной деятельности в частности, вследствие этого снижается и личностная самооценка ребенка своего творческого потенциала, его уровень социализации в обществе.

Поэтому для решения данной проблематики и развития творчества, с учетом основных принципов реализации ФГОС ДО, в детском саду был разработан сборник методических рекомендаций «Кляксики».

Цель  сборника методических рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Кляксики» – стало знакомство с нетрадиционной техникой рисования, формирование и закрепление художественно-творческих способностей и развитие интереса к изобразительной деятельности.

Детское творчество – непременное условие гармоничного развития ребенка. Большая часть дошкольной жизни малыша посвящена рисованию, лепке, аппликациям и другим экспериментам с разными материалами и задумками. Вовлеченность взрослого в процесс творчества может быть разной: от полного контроля над ситуацией и выдачей ребенку пошаговых инструкций до ограничения лишь эмоциональной вовлеченностью без указаний ребенку на материалы и способы работы с ними.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и материалах, их использовании, свойствах, способах применения. Это дает толчок к развитию воображения, творчества.

Задачи реализации сборника методических рекомендаций «Кляксики»:

Образовательные:

  • формировать навыки работы с различными материалами;
  • способствовать овладению разными технологическими приемами.

Развивающие:

  • развивать фантазию, внимание, воображение;
  • знакомить с сенсорными эталонами;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • активизировать словарь.

Воспитательные:

  • воспитывать художественный вкус;
  • воспитывать чувство ответственности, коллективизма;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность;
  • вызывать положительные эмоции.

Область реализации: дошкольные образовательные учреждения.

Возрастные группы отношений: воспитанники старшего возраста.

Прогнозируемые результаты освоения сборника «Кляксики».

  • Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
  • Способность выбирать свое творческое решение.
  • Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим.
  • Понимание чувства цвета.
  • Творческое взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
  • Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества.
  • Проявление творческих способностей.
  • Способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики).
  • Способность к волевым усилиям.
  • Проявление любознательности.
  • Склонность к наблюдению, экспериментированию.
  • Способность к принятию собственных решений.

Апробация и практическое внедрение. Сборник методических рекомендаций «Кляксики» полностью реализован воспитателем МБДОУ ДС № 16 Петушок с. Агой Валентиной Юрьевной Шайковой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.              Возрастные особенности дошкольников, актуальные для реализации сборника (5-6лет)  [3]

Ребенок к 5-6 годам обладает значительными знаниями, умениями и навыками в изобразительной деятельности, имеет практический опыт работы с различными материалами. Сейчас важно не мешать ребенку в создании картины, не навязывать ему свои варианты выполнения, а чутко и умело управлять творческим процессом.

В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а также умения и навыки изображения, украшения, постройки. Развиваются самостоятельность, инициатива, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания об искусстве, происходит освоение способов изображения, украшения, постройки, изобразительных и технических навыков и умений.

Задачи художественного воспитания. Основная задача — подготовить ребенка к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир, а художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Использовать творческий замысел как возможный вариант для нового изображения реального образа. Обращать внимание на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться.

Именно через искусство и ознакомление с окружающим совершенствуются навыки и умения изобразительного, декоративного, конструктивного и оформительского творчества ребенка.

Показатели развития: ребенок обладает достаточно качественными техническими и изобразительными навыками и умениями, способами различных видов изобразительной деятельности, позволяющими создавать выразительные и интересные образы;

видит свойства предметов, живых объектов и явлений, знает многообразные эстетические и сенсорные признаки, которые делают их красивыми или некрасивыми;

видит не только положительные, но и отрицательные эмоциональные состояния и настроения, их внешнее выражение людьми и в произведениях искусства, сопереживает им;

знает отличительные особенности некоторых жанров и видов изобразительного искусства;

проявляет самостоятельность и творческую инициативу.

Самостоятельность и ответственность. Самостоятельность проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, возникающие в повседневной жизни. В продуктивных видах деятельности — изобразительной, конструировании — сам находит способы и средства для реализации своего замысла. Самостоятельный ребенок не боится взять на себя ответственность, может исправить допущенную ошибку.

 

2.              Стратегия педагога

2.1 Поддержка детской инициативы

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. А главное то, что нетрадиционная техника играет важную роль в общем психологическом развитии ребенка.

Для того чтобы завлечь ребенка обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, желание помочь. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам изобразительной деятельности и, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Как показывает практика, необычные материалы и техники привлекают детей своей неординарностью и свободой, способствуют снятию стрессов и страхов, развивают уверенность («я смогу»), побуждают к поиску («мне интересно»), развивают воображение и любознательность («хочу знать»), развивают творческие способности, моторику («я сделал»).

 

2.2 Скаффолдинг организации развивающей среды

Согласно этой модели, то, что сегодня ребенок делает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сможет делать самостоятельно.

Воспитатель может моделировать поведение или давать устные инструкции ребенку. Выготский называет это совместным диалогом.

Ребенок стремится понять действия или инструкции, предоставляемые воспитателем (часто родителем или воспитателем), а затем усваивает информацию, используя ее для руководства или регулирования своей собственной деятельности.

Сборник методических рекомендаций «Кляксики» предполагает маркеры развивающей среды, способствующие развитию инициативы и самостоятельности ребёнка, освоению позитивной социализации и творческого развития.

Идея внесения скаффолдинга как вида психолого – педагогичсекой поддержки и специфики применения взята в программе Юдиной Е.Г., Бодровой Е.В. ПРОдетей: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

В скаффолдинге два основных правила:

  • помогать ребенку в выполнении заданий, с которыми он пока не может справиться;
  • позволять ему выполнять такой объем или такое количество заданий, с которыми он уже может справиться самостоятельно.

Мы остановились на приёмах скаффолдинга:

  • тактика «размышление вслух»;
  • работа в группе;
  • «подсказки» со стороны педагога;
  • вопросы;
  • карточки-суфлеры (схемы – рисунки, помогающие запомнить слова);
  • моделирование.

Почему скаффолдинг, а не просто игровые зоны? Потому что мы не заменяем проблемную установку, но варьируем уровень поддержки действий ребенка по ее решению.  

 

Маркеры развивающей среды предполагают максимальный процент заданности выбора, где дошкольники сразу знакомятся с границами игровой ситуации.

Так, например, если предложена ситуация  «Ребята, сегодня мы узнаем, каким способом можно изобразить акулу?» и ребёнок не высказывает идеи, то предлагается формат замены на предложенную ребёнком любую морской персонаж или вариант замены на схожесть выбора. Способ принятия решения происходит по принципу цветового жребия или считалочки. А так же, помимо иллюстраций «водного мира» предложены семейные фотографии (заранее подготовленные) и мнемо - таблица с атрибутами рисования. В итоге каждый ребёнок группы сможет назвать хотя бы один способ изображения, получив уверенность и положительную установку на дальнейшее взаимодействие с детьми и взрослыми.

Скаффолдинг организации развивающей среды помогает сформировать положительное коллективное взаимодействие. Воспитанникам предоставляется возможность проявить индивидуальность, а педагог получает конкретное представление о предпочтениях не только ребёнка, но и его семьи. Педагог обеспечивает право ребенка совместно с семьёй на любимое занятие, реализует индивидуальные интересы, склонности, потребности.

Воспитанник получает основополагающие социальные установки:

  • Любую задачу и трудную работу можно выполнить, если работать в команде.
  • Важен каждый человек и его вклад в общее дело.
  • «Творить» с друзьями очень весело и интересно!
  • Очень важно уметь разговаривать друг с другом и уметь объяснить другому, почему ты так думаешь!

Не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы образовательных событий играет оборудование, особенно нестандартное. Это всегда дополнительный стимул активизации творческой работы с детьми. Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству выдумке и умелым рукам. Не одно поколение использовало для реализации своих фантазий куриные яйца, катушки, пробки, спичечные коробки и др. Эти бесполезные, на первый взгляд, предметы легко превращаются в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений.

Главная героиня нашего творческого взаимодействия  – Змейка Кляксочка. Она отправляется в увлекательное путешествие, в течение которого ребята помогают выполнять задания, чтобы помочь Змейке Кляксочке добраться до главной цели.

По дороге её встречают разные животные, которые дают ей задания, чтобы пройти дальше (овечка, ежик, медведь). Животные – куклы-марионетки, воспитатель управляет и озвучивает героев.

В чем же состояла главная цель путешествия Змейки Кляксочки?

Она хотела добраться к большому вкусному и красному яблоку, чтобы его попробовать. И это у нее получается благодаря детям. Проблемные творческие установки  можно постоянно менять и делать интереснее.

 

3. КОНСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ

3.1. Конспект образовательного события «Тюльпаны»

Цель:  выполнение натюрморта в нетрадиционной техникой рисования - «отпечаток ладошкой»  (пальцеграфией).

 Задачи:

  • познакомить с        возможностью     создания          образов       на      основе одинаковых элементов;
  • упражнять в умении правильно рисовать при помощи оттиска;
  • формировать умения вырезать изображение по сложному контуру;
  • развивать ассоциативно-образное мышление, воображение;
  • вызывать удовольствие от практической работы;
  • воспитывать аккуратность, самостоятельность.

героиня нашей игры – Змейка Кляксочка

Материалы и        инструменты:       альбомный  лист,  акварельные краски, баночки с водой, кисти № 2,5, гуашь красная, жёлтая, белая.

Наглядный  материал:    иллюстрации        весенних     цветов,          образец работы.

Ход:

  1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Вы готовы сегодня вместе со мной отправиться на прогулку по весеннему лугу.

  1. Актуализация знаний и умений

Тает снежок, ожил лужок

День прибывает, когда это бывает? (весна)

Педагог: Правильно, весна. Какие признаки весны вы знаете?

Дети: Вся природа просыпается от долгого сна - ярче и теплее светит солнце, тает снег, бегут ручьи, а на проталинах появляются первые цветы!

Педагог: А какой праздник отмечают весной наши мамы и бабушки?

Дети: 8 марта

Педагог: А как вы поздравляете своих мам?

Дети: дарим подарки, и цветы.

Педагог: Ребята, а какие весенние цветы вы знаете?

Дети называют подснежники, фиалки, нарциссы, тюльпаны, примулы, мимоза и т.д.

Педагог: давайте нарисуем для наших мам цветы, а какие вы узнаете из загадки:

Лишь пригрело солнце ярко, Но ещё совсем не жарко.

Разноцветный сарафан

Надевает наш ТЮЛЬПАН.

Как вы думаете, где растут тюльпаны?

Дети: в саду, на поляне, на клумбе.

Просмотр слайд шоу «Тюльпаны».

(Педагог     обращает    внимание    детей на      иллюстрации,          в        которых представлены тюльпаны разных видов и сортов)

Педагог: Посмотрите, какие они разные.

Педагог: Весной и наш Туапсинский район покрывается разноцветными тюльпанами, они повсюду: в скверах, парках, около каждого дома, на дачах. Тюльпаны бывают не только культурные, но и дикие.

Дикие тюльпаны растут,  где тепло и сухо. Весной вся степь покрывается ярким, пёстрым покрывалом цветов. Когда распускаются тюльпаны, сразу становится понятно, что холодное время закончилось.

А как вы думаете, можно ли рвать дикие тюльпаны? Почему?

Дикие тюльпаны занесены в Красную Книгу.

В Международный женский день 8 Марта букетики разноцветных тюльпанов можно увидеть в руках многих людей, спешащих поздравить с праздником весны своих любимых мам, бабушек, сестер.

Педагог: Давайте сбережем природу и нарисуем тюльпаны. Наши тюльпаны будут необычные, потому что сегодня мы будем рисовать их не с помощью кисточки и карандаша, а используя ваши ладошки.

Организация восприятия

Педагог обращает внимание детей на образец работы. Педагог: Как вы думаете, с чего нужно начать работу? Дети: с фона.

Педагог: Лист лучше расположить вертикально, как у меня.

Сначала мы приготовим альбомный лист для работы, его затонируем голубой краской – подготовим фон. Для этого возьмём широкую кисть и закрасим весь лист в одном направлении.

(Педагог напоминает о правилах работы с акварельными красками)

Пока наш фон будет сохнуть, мы поиграем.

Физкультминутка.

«Цветочная» зарядка.

Говорит цветку    цветок:        Дети поднимают и опускают руки

«Подними-ка свой листок.

Выйди на дорожку        Дети шагают на месте, высоко

Да притопни ножкой.    поднимая колени

Да головкой покачай –  Вращение головой

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка –       Наклоны

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся, Встряхивание кистями рук

Отряхни и успокойся. Наконец готовы все

День встречай во всей красе.

«Цветок»

Спал цветок и вдруг проснулся,       Туловище вправо, влево

Больше спать не захотел,        Туловище вперёд, назад

Шевельнулся, потянулся,        Руки вверх, потянуться

Лепестки расправил вверх.    Руки вверх, вправо, влево

Солнце утром лишь проснётся,

Наш цветочек улыбнётся.       Улыбнуться

А сейчас ребята, я покажу, как можно нарисовать цветок ладошкой. Наши руки как цветочки,

Пальчики как лепесточки. Солнце просыпается -

Цветочки раскрываются.

-         Правую ладошку широкой кистью покрываю густо красной краской. Прикладываю руку на лист бумаги, раздвинув пальцы. Это будут лепестки нашего тюльпана. Посмотрите, что у меня получилось?

Дети: Это цветок.

Педагог: Теперь поверх красной краски наношу на ладошку цвет по выбору

-         белый или жёлтый. Снова делаю отпечаток на то же место сверху красного отпечатка (педагог демонстрирует, дети повторяют).

Таких цветов в нашем букете будет три. Предлагаю вам продолжить работу самостоятельно.

Практическая работа

Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»

(Дети наносят на ладошки красную или малиновую краску и делают отпечаток руку, раздвинув пальцы справа и слева от первого цветка. Затем снова наносят краску белую или жёлтую и опять делают отпечаток.

Педагог: Ребята, пока наши цветы высыхают, давайте с вами поиграем.

Физкультминутка.

Игра «Цветок»

Утром рано он закрыт, но к полудню ближе Раскрывает лепестки, Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять закрывает венчик

И теперь он будет спать. До утра, как птенчик.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Наши алые цветочки     Ладони соединить лодочкой перед собой

Распускают лепесточки. По очереди размыкать пальцы

Ветерок чуть дышит, подуть на руки – «цветки» Лепестки колышет.     Подвигать пальцами Наши алые цветочки

Закрывают лепесточки. По очереди сложить пальцы

Головой качают, покачать ладони вправо-влево

Тихо засыпают.    Положить голову на сложенные ладони Педагог: теперь нам надо дорисовать стебель, берём кисти, набираем зелёную краску и проводим от цветка вниз - прямую линию, затем к стебельку рисуем листья.

- Вот какой красивый цветок у нас получился.

Распустился в чаще аленький цветок, Светит, как жар-птица каждый лепесток. Вот такое чудо. На моем листе,

Оживает сказка в полной темноте.

Дети показывают свои творческие работы.

 

3.2. Конспект образовательного события «Одуванчики»

Цель: Создание   условий      для    привития    интереса     к          рисованию нетрадиционным способом.

Задачи:

  1. Научить детей передать форму цветка нетрадиционным способом.
  2. Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования.
  3. Развивать воображение, образную память.
  4. Воспитывать аккуратность, усидчивость, бережное отношение к природе.

Материалы: Распечатка с изображением одуванчиков, Бумага А4, гуашь, ватные палочки, баночка с водой, салфетки.

Ход:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята,

  1. Мотивация и целеполагание.

На доске висят картинки, перевернутые обратной стороной.

Педагог: Сегодня мы с вами снова превратимся в маленьких художников, ну а рисунок, который вам нужно будет нарисовать вы должны угадать

(загадываю загадку)

На лужайке, возле леса, Расцвели цветочки.

Желтые, как солнышко. На зеленой ножке.

А как только подрастут Шапочки наденут-

Мягкие, воздушные - Ветерку послушные! Дети: одуванчик

  1. Сообщение темы.

Правильно, ребята - это одуванчик. А теперь закроем глазки, я вам буду читать сказку про одуванчик, а вы должны вспомнить как выглядит цветок, и побывать вместе с ним в сказке. (Читаю сказку)

«Сказка об Одуванчике»

Одинокий одуванчик рос далеко от города в горах. Он был такой один. Рядом росла дикая трава, цветы, деревья и каждый день с восходом солнца одуванчик загадывал одно и тоже желание - встретить похожего на себя нежного, хрупкого, с легкой душой и тысячами несбывшихся желаний. Он сам был таким, созданным из зонтиков людских надежд, которые в целом представляли собой воздушный шарик.

Этот шарик жил одним последним выдохом счастья. Он был готов лететь по дуновению судьбы куда угодно! И он искал именно такого! Вокруг было много одуванчиков, а такого, о котором идет речь в этой сказке, не было. Он был одиноким среди своих. Одуванчик думал о том, что лучше быть одному, чем быть с тем, кто безразличен. Создавалось впечатление, что в прошлой жизни нашего одуванчика окружали лишь завистники и враги. Его сердце было разбито, а лекарством могла стать только родная душа, именно ее он искал.

Этот день наступил. Горный ангел подул и воздушный шарик начал свой путь. Точкой приземления для него должна была стать либо любовь, либо смерть. На высоте птичьего полета шарик раскрылся на множество малюсеньких зонтиков. И все - таки один из них встретился с подобным себе, соединившись с другим шариком, в котором он и встретил свое второе я. Одинокий зонтик нашел свою родную душу. Они сплелись, словно крепко взяли друг друга за руки и не готовы уже были когда-либо отпускать, не смотря на хрупкость рук. Так мило!

Они летали теперь только вдвоем. Они стали единым целым. Приземлившись и освоившись на прекрасном поле, они стали примером для остальных одуванчиков, которые уже не верили в чудеса. Эти двое доказали всем, что даже в отчаянии одна секунда может изменить все! Но только если в эту секунду ты сможешь поймать свою судьбу и не отпускать. Из тысячи желаний, сбылось желание одной частички воздушного шарика. Теперь, помня об этом, они каждую весну разлетались по частицам. Они искали одного человека из тысячи людей и исполняли его желание. Но этот человек должен был искренне просить чуда и верить в него. Вот такая чудесная сказка.

  1. Организация восприятия и осмысления

Педагог: Сегодня мы будем рисовать с вами одуванчик необычным образом (показываю образец)

Дети высказывают свои предположения. Педагог подсказывает.

Как вы думаете, почему на ваших столах лежат ватные палочки? (ответы детей)

Правильно они будут сегодня помощниками нашей кисточке. Рассмотрите внимательно образец, что вы можете сказать о работе? Выполняли ли вы что-то подобное? В какой технике выполнен фон? Что на ваш взгляд может вызвать затруднение в работе? Как лучше расположить лист бумаги?

Ну, а сейчас мы немножко разомнемся.

Физкультминутка.

Флешмоб. Ну вот теперь вы все готовы стать творцами.

Педагог объясняет последовательность выполнения работы

  1. С помощью технического приема рисование по - мокрому выполняем фон. Для этого широкой кистью мы покрываем лист бумаги водой, работать кисть нужно только по горизонтали, не пропуская пятен. Затем, вливаем цвета по очереди, немного размывая их водой: Синий, желтый, оранжевый, красный, Даем фону просохнуть.

(Обращаю внимание детей на цвет травы в вечернее время).

  1. Тонкой кистью прорисовываем высокие и низкие травинки. Для их изображения нам нужно будет смешать коричневый и зеленый цвет.
  2. Серединку одуванчика – место, куда крепятся семена, нарисуем зеленой краской.
  3. Далее берем белую гуашь, обмакиваем в нее ватную палочку и начинаем ею аккуратно делать тычки по кругу вокруг сердцевины, сильно не надавливая.
  4. Практическая часть

Творческая работа. Дети рисуют кисточкой окружение вокруг одуванчика (траву, бабочек, птичек, солнышко, облачка)

  1. Анализ и рефлексия.

Педагог: Ну, а теперь посмотрите, сколько одуванчиков у нас выросло, целая полянка.

На что похожа поляна из одуванчиков? (ответы детей) Зачем нам нужны цветы?

Как к ним нужно относиться? (ответы детей) Вам понравилось рисовать?

Хотели бы вы еще нарисовать рисунок в этой технике?

Посмотрим на выставку наших рисунков, какая из работ вам очень понравилась и почему?

 

3.3. Конспект образовательного события  «Натюрморт»

Цель:  выполнить натюрморт в нетрадиционной технике рисования.

Задачи:

Обучающие:

  • закрепить знания о жанре натюрморт;
  • познакомить и научить легкому приему выполнения натюрморта;
  • учить детей самостоятельно располагать композицию для натюрморта на листе с помощью картинок,
  • вызвать интерес к рассматриванию и самостоятельному созданию натюрмортов.

Развивающие:

  • развивать чувство формы и композиционные умения;

Воспитательные:

  • воспитывать уверенность    в    себе,    аккуратность    и эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.

Материалы и инструменты: шаблоны, ножницы, кисточки, черная гуашь, два альбомных листа (на каждого ребенка), клей.

Дидактический   материал:  картинки     с репродукциями          художников, иллюстрации натюрмортов.

Ход

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята

Проверим готовность к занятию.

  1. Сообщение темы.

Посмотрите на доску и скажите, о чем сегодня пойдет речь?

  1. Актуализация знаний

Что такое натюрморт?

Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мертвая природа») — изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве.

Вокруг нас на стене много разных рисунков и картин, посмотрите внимательно и скажите, если среди них натюрморты? (ответы детей) Укажите их.

Вы правильно указали. Давайте так же вспомним, какие бывают натюрморты по жанрам? Для этого обратите внимание на доску, где я расположила репродукции картин, иллюстрации с натюрмортами.

  1. Организация осмысления.

Давайте внимательно посмотрим на эти натюрморты. Чем они отличаются?

(Ответ детей с помощью педагога)

Среди них есть: цветочный натюрморт, натюрморт фруктовый, овощной, охотничий, женский ит.д.

По картинам можно отнести натюрморты к какому-либо типу людей, н-р женщинам богатым и нет, музыкантам, ученым и т.д.

Цветочный натюрморт.

Музыкальный натюрморт.

Охотничий натюрморт

Женский натюрморт

Фруктовый натюрморт.

Овощной натюрморт

 

 

  1. Физкультминутка.

«Держим кисточку»

Держим кисточку вот так:     Рука на локте. Кисточку держат тремя

Это трудно? Нет, пустяк!     пальцами выше ее металлической части.

Вправо – влево, вверх и вниз     Движения кистью руки по тексту.

Побежала наша кисть.

А потом, а потом                  Кисточку держат вертикально.

Кисточка бежит кругом.    Выполняют тычки без краски на листе.  Закрутилась, как волчок.

За тычком идет тычок!

  1. Практическая часть

Педагог: сегодня мы с вами будем изображать натюрморт необычным способом, каждый из вас вполне может справиться с заданием.

У вас на столе вы видите шаблоны овощей, фруктов, кувшинов и чайников. Вашей задачей будет правильно расположить шаблоны на листе так, чтобы получился хороший натюрморт. Не забывайте о правилах расположения больших и маленьких предметов (ближе и дальше). Мелкие предметы будут лучше смотреться на переднем плане. Не забывайте, что крупные предметы хорошо бы расположить ближе к центру, как ваша композиция будет уравновешенной.

(Дети выполняют задания с композицией натюрморта, педагог помогает)


Педагог: молодцы, все справились, а теперь возьмем клей и закрепим ваш натюрморт.

Следующим этапом будут краска и кисть. Закрашиваем быстро все черной краской, стараемся сделать это очень быстро, чтобы краска не высохла, далее берем второй лист и накрываем наш натюрморт.

Педагог: снимаем лист и получаем оттиск нашего натюрморта. Берем черный тонкий маркер и обводим наши отпечатки, можно добавить узоры на вазу.

 

  1. Анализ.

Чьи работы вам понравились и почему?

Дети   выделяют:      оригинальность,      уравновешенность                     композиции, аккуратность.

Рефлексия.

Посмотрите, какие получились картины.

К какому жанру будет относиться наш натюрморт?

Каким способом мы его выполняли? Хотели бы вы еще раз попробовать сделать натюрморт в этой технике? Что бы вы в него добавили?

3.4. Конспект образовательного события «Такие разные зонтики»

Цель: рисование зонтиков.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей    с    разнообразием   зонтов,   с    их                 историей         и использованием;
  • формировать умение самостоятельно принимать композиционное и цветовое решение;
  • учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании;

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук, связную речь детей, творческие способности, фантазию;
  • развивать наблюдательность,    способность    замечать                 характерные особенности предмета и передавать средствами изображения.

Воспитательные:

  • формировать эстетическое отношение к предметам средствами их изображения в рисунках; воспитывать самостоятельность;
  • умение аргументированно   и   развёрнуто   оценивать                 изображение, созданное самим ребенком и его сверстниками.

Материалы и оборудование: технические средства; аудиозапись шума дождя, листы для акварели, гуашь разных цветов, простые карандаши, влажные салфетки, кисти, баночка с водой.

Ход

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

  1. Мотивация и целеполагание.

Сегодня на улице пасмурно и сыро, а у нас светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому, я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! Ребята, давайте улыбнёмся друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Слышите, ребята, что это? (Прослушивание фонограммы дождя). Правильно, это дождь.

Если дождь идет по лужам, Если небо в серых тучах,

Он для нас помощник лучший. Над собой его раскрой

И навес себе устрой.

Правильно, ребята, это зонт. О нем и пойдет сегодня речь. А что вы знаете о зонтике?

Хотите, я вам расскажу, как появились зонты, и какими они бывают?

  1. Организация восприятия.

Показ презентации «История появления современного зонта».

Как ни странно, зонт, который известен уже тысячи лет, использовали только для защиты от солнца. Защита от солнца была главной задачей зонта. Первые зонты были очень большими, длина ручки около 1.5 м, а весом более двух килограммов. Ходили с зонтами только богатые люди, ведь зонт считался символом власти и богатства.

Модницы прошлых столетий очень боялись загореть, ведь бледная кожа свидетельствовала об их высоком происхождении. А загар был признаком бедности. Поэтому каждая девушка из богатой семьи имела при себе зонт, чтобы спрятаться от солнца.

Делались зонтики в те времена из ткани, украшались рюшами, кружевами, бусинами и т.д.

Первым придумал использовать зонт, как защиту от дождя англичанин Ханвей. Он заменил ткань на зонте на более плотную и темную и стал прогуливаться по улицам. Но его прогулки сопровождались громким хохотом, ведь считалось, что зонт предназначен только для женщин. Но смеялись над ним не долго, вскоре все поняли, что такой зонт-спасение от дождя.

С тех пор зонт завоевал мир и стал использоваться для защиты от непогоды не только женщинами, но и мужчинами.

Наши современные зонты легкие и удобные в обращении. Главные компоненты зонта - стержень, каркас, купол, ручка. Материалом для купола служат синтетические ткани (болонья) или специальная прозрачная пленка, а для каркаса - стальные спицы. Каркас обычно состоит из 8 спиц. Стержень делается из одной или нескольких секций. На сегодняшний день существует большой выбор зонтов.

Какие они бывают, давайте посмотрим.

Для кого предназначены эти зонты? Мужские модели изготавливаются в черном цвете или темных тонах, женские - в ярких тонах, с росписью, рисунками.

Зонты для детей тоже имеют яркую окраску, украшены рисунками или сделаны в виде персонажей.

Дизайн современных зонтов очень разнообразен. Сама конструкция почти не изменилась, чего нельзя сказать о его дизайне. Изобретатели постоянно работают над внешним видом зонта. Такие зонты - настоящие творения искусства.

 

Вы узнали много нового про зонты, и сейчас я предлагаю вам стать дизайнерами и создать свой зонт. Дизайнер - это человек, который придумывает что-то новое и красивое и в тоже время удобное в пользовании и полезное

Физкультминутка.

«Дождь»

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва, хлопки руками на каждое слово А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом (бег) Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять (хлопки) руками на каждое слово Кап-кап, кап-кап (свободные движения пальчиками) Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем (соединить руки над головой)

  1. Практическая часть.

 Пальчиковая гимнастика

«Изобразим дождь». Поднялся ветер (трем ладони друг о друга)

Начинает капать дождь (постукивание пальцами)

Дождь усиливается (поочередные хлопки ладонями по груди) Начинается настоящий ливень (хлопки ладонями по бедрам)

Ветер стихает, дождь утихает (хлопки ладонями по груди)

Редкие капли падают на землю (постукивание пальцами)

Тихий шелест ветра (потирание ладоней)

Солнце! (руки вверх)

Педагог: как вы думаете, с чего нужно начать рисунок? Дети: сначала нужно сделать эскиз будущего зонтика.

Педагог: для этого, с помощью простого карандашам мы поэтапно построим рисунок на плоскости. Затем вы сможете дорисовать дополнительные детали для украшения вашего зонта (кружева, ушки, бусинки и т. д.) Мы с вами видели, какими разными бывают зонты, но вы сможете придумать свой зонт. Когда эскиз зонта будет готов, приступаем к окрашиванию зонта. Определите, для кого будет предназначен ваш зонтик? Подберите наилучшее цветовое сочетание.

Напоминаю, что сначала нужно прорисовать контур зонта. Затем, приступайте к работе в цвете. По желанию можно дополнить зонт декоративными элементами.

   

Когда купол зонтика будет готов, закрашивайте ручку зонта.

  1. Анализ.

Посмотрите, какие разноцветные зонтики у вас получились! Теперь нам не страшен дождь и жаркое солнце. Расскажите о своем зонтике. Чей зонт вам очень понравился и почему?

  1. Рефлексия.

Молодцы ребята, хорошо потрудились. Вам понравилось быть дизайнерами зонтов? Изменилось ли ваше настроение в конце занятия?

На столе у вас лежат тучки и солнышки. Наклейте свое настроение на наше импровизированное небо.

Дети выбирают свое настроение и приклеивают его на небо.

Cписок используемых источников

 

  Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 272 с.

  Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Детский сад: день за днем. Учебное пособие. 2018 - 361с.

  Дубровская Н. В. Д79 Цвет творчества. Парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников. От 2 до 7 лет. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 160 с., цв. Ил.

Давыдова  Г.Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. - М.: Скрипторий 2147. - 80 с. 

Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - М.: Карапуз-Дидактика, 2016. - 192 с. 

Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества, Москва, Издательский центр академия, 2019.

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.