ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Барышникова Ирина Сергеевна

Педагог - психолог

МБДОУ ДС № 19 «Алёнушка» с. Шепси

В первый раз в первый класс?!…

 

 

«Первоклашка, первоклассник, у тебя сегодня праздник!

Ты нарядный и веселый, встреча первая со школой!»..

Всем наверняка знакомы эти не новые, но не теряющие своей актуальности строки. Да и в этом нет ничего удивительного: каждый год 1 сентября  миллионы трогательно волнующихся ребятишек с букетами  наперевес, следуя сюжету известной песни, впервые садятся за школьную парту. И так будет продолжаться всегда: из года в год, из десятилетия в десятилетие, - потому что в жизни каждого ребенка неизбежен этот момент перехода на другой уровень развития, когда из дошколенка он становится учеником начальной школы. Но не стоит забывать о том, что «встреча первая со школой», по единодушному утверждению всех психологов, является сильнейшим стрессом для каждого маленького человека, и не только воспитатели детских садов и учителя начальных классов, а в первую очередь мы, родители, должны помочь своим малышам с достоинством взять этот высокий барьер.  Именно на родителях лежит самая большая ответственность  за то, чтобы не только день 1 сентября, но и весь первый  учебный год стал для ребенка действительно праздником, а не превратился в череду тяжелых, неуютных будней, полных трудностей и страха перед этими трудностями, нарастающего как снежный ком и влекущего за собой массу комплексов, остающихся с человеком на всю жизнь. Нужно помнить, что первый год обучения - год тяжелой психологической адаптации, и прямая обязанность родителей – максимально облегчить переход ребенка на новый виток его жизни. 

 Так как же родители, люди зачастую далекие от образования профессий, могут помочь своим детям войти в новый мир учения? Ответ предельно прост: достойная подготовка к школе, заинтересованность в которой, как уже сказано выше, является приоритетом  родителей. Не секрет, что многие дети испытывают трудности в усвоении школьной программы. Одной из причин возникновения трудностей является своего рода «незрелость» детей, их недостаточная готовность к сложному процессу обучения, и поэтому чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей и возможно более полное её преодоление ещё в дошкольном возрасте.

     Так с чего же начать? В первую очередь, будущая успеваемость по предметам во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Каждый поступающий в школу ребенок, прежде всего, должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Это утверждение не вызывает сомнений: правильное и достаточно беглое чтение, равно как и грамотное письмо, являются необходимыми условиями для усвоения учеником всех других школьных предметов и обеспечивают  успешность его дальнейшего обучения. Специалисты утверждают, что для полноценного овладения письменной речью ещё до начала обучения грамоте у ребёнка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки.

               В чём же конкретно заключаются эти предпосылки? Прежде всего, это полноценность владения речевыми звуками, достаточность словарного запаса, умение правильно составлять предложения и образовывать от одних слов другие, владение связной речью, а также представление о форме и величине предметов и их расположении в пространстве относительно друг друга, способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий, хорошо развитые произвольная память и произвольное мышление,  достаточное развитие мелкой моторики рук, зрелость мотивационной системы. Поговорим об этом подробнее.                                                                                                                         

 Под полноценностью владения речевыми звуками подразумевается правильное их произношение, умение различать на слух, а также умение определять присутствие  и примерное место заданных звуков в слове. То, насколько ребёнок владеет звуковой  стороной речи, определяет успешность обучения грамоте, поскольку при помощи букв обозначается  не что иное, как звуки. Родителям нужно помнить: если поступивший в школу ребёнок не владеет перечисленными выше умениями, то его или вообще не удастся обучить грамоте или, в лучшем случае, он будет писать с многочисленными специфическими ошибками, преодолеть которые поможет только логопед. Что же нужно делать? Да ничего сверхъестественного: просто как можно больше общайтесь со своим ребёнком! Разговаривайте с ним, читайте книжки, разучивайте стихи и песни, побуждая произносить звуки правильно. И вы убедитесь в том, что эти занятия не только доставят массу удовольствий вашему малышу, но и принесут огромную пользу.

Перейдём к следующему вопросу: достаточен ли запас слов у вашего ребёнка? Следует знать, что словарный запас ребёнка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причём в нём должны быть представлены все основные части речи – существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги и союзы. Должны присутствовать в его словаре и обобщающие слова (типа ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОСУДА, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ и т.д.), которые начинают усваиваться детьми примерно с 3- 3.5 лет. И в этом случае вам не придётся изобретать велосипед! Прежде всего, не ленитесь отвечать на многочисленные вопросы своего маленького ПОЧЕМУЧКИ, какими бы нелепыми они вам не казались. Помните, что получая ответ на свой вопрос, ребёнок знакомится с новыми понятиями и пополняет словарный запас новыми словами, а чем богаче словарный запас, тем проще будет малышу овладеть связной речью. Не надо забывать, что владение связной речью является необходимой предпосылкой для овладения не только грамотой, но и письменной речью как средством общения. Практика показывает, что в очень сложном положении оказываются те дети, которые при поступлении в школу почти не владеют  устным пересказом, не умеют «связно рассказывать» о различных событиях своей жизни, о просмотренных фильмах и т.д. И опять наш совет прост: в общении с ребёнком чаще побуждайте его рассказывать о чём-либо, начиная с описания, проведённого в детском саду дня и заканчивая содержанием любимой мультяшки, а также и сами рассказывайте ребёнку какие-нибудь занимательные истории.  И если вы владеете правильной речью, не засорённою словами-паразитами, но достаточно образной, то это будет служить самой верной гарантией того, что вашему малышу будет проще не только  овладеть навыками связной речи, но и пополнить словарный запас.

А самое главное: никогда не отмахивайтесь от ребёнка, если он изъявит желание что-то поведать вам, самым родным людям. Не разочаровывайте его, ведь жизнь и без вас принесёт ему ещё достаточно разочарований. Поверьте, ваш малыш будет безмерно благодарен такому вниманию и пронесёт эту благодарность через всю жизнь.

А теперь немного о подготовке руки к письму. Если бы не уроки письма, процент детей, посещающих школу с большим удовольствием, вырос бы, наверное, в сто раз. Обычно подготовка руки к письму заключается в том, что дети пишут в прописях для дошкольников, штрихуют и раскрашивают картинки. Все это хорошо, но этого не достаточно. Заставить пальчики слушаться, укрепить мышцы кисти руки помогут такие интересные занятия, как лепка из теста, глины, пластилина. Перебирание круп, бисероплетение, макраме, оригами, игры с песком – тоже очень полезные занятия для развития мелкой моторики. Ножницы.  Удивительный инструмент- открывает перед ребенком совершенно новые возможности. Можно вырезать из журналов фотографии и сделать вместе с ребенком коллажи на самые разные темы. Например, «Все, что летает», «Спорт», «Большие и маленькие» и т.п. Кроме этого, мытье посуды, стирка носовых платочков и своих носков очень полезное занятие для развития тонких движений рук и их координации.

 Несколько слов о зрительно-пространственных представлениях, формирование которых начинается уже в раннем детстве, когда у ребёнка постепенно складываются представления о форме и величине окружающих его предметах. Большую роль здесь играет разграничение левой и правой руки, а так же усвоение ребёнком соответствующих словесных обозначений ( БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ; ВВЕРХУ, ВНИЗУ, СЛЕВА, СПРАВА; КРУГЛЫЙ, КВАДРАТНЫЙ, ТРЕУГОЛЬНЫЙ и т.п.). Употребление в речи  приведённых слов свидетельствует о наличии представлений о пространстве, что незаменимо при обучении грамоте.

    Согласитесь, уважаемые родители, что на деле всё оказывается не таким уж сложным, главное задаться целью и не пустить всё на самотёк, полагаясь лишь на тех же воспитателей в детских садах. На помощь вам придут яркие, красочные дидактические игры, которые в многообразии представлены в магазинах нашего города. Вы сможете приобрести игры, ориентированные не только на овладение грамотой, но и дающие элементарные математические представления, развивающие внимание, память и мышление.

Поговорим о личностной готовности наших будущих первоклассников. Что же это такое? Это как раз уровень развития мотивационной сферы, умения произвольно управлять своим поведением. Спокойно сидеть и слушать учителя, писать, то, что требует учитель, выполнять школьные правила и требования. Для этого у ребенка должен быть высокий уровень развития познавательной мотивации посещать школу (Я иду в школу не потому что у меня красивый пенал, ручка и портфель, а потому что я узнаю много нового, стану умнее и все это мне пригодится в жизни). Познавательный интерес у ребенка не возникает спонтанно. Все зависит от окружения, от условий, которые предоставляет взрослый для своего малыша. Это книги, театры, музеи, выставки, прогулки, экскурсии и многие другие познавательные мероприятия.  

Но это еще не все! Эмоционально – волевое управление своим поведением не возникает автоматически, его необходимо тренировать на основе мотивации к достижению цели и стремлению к успеху. Полезным и испытанным средством, помогающим воспитанию воли, служит спорт и занятия физической культурой дома с родителями или старшими братьями и сестрами. Кроме этого, эффективным средством являются игры с правилами. Подчиняясь определенным правилам и достигая успеха в игре, Ваш малыш тренирует силу воли.

Когда Вашему ребенку идти в школу? В 6 или 7 лет? Как быть?

Ответы на эти вопросы не однозначны. К сожалению, опыт Ваших подруг, мам, бабушек не подходит. Во – первых все дети разные, во – вторых всем предоставлены разные условия развития, о которых мы говорили ранее. Есть еще одно важное условие! Это степень зрелости головного мозга ребенка. Часто именно слабость волевого управления поведением и сниженная произвольность памяти и мышления зависит от незрелости лобных долей головного мозга Вашего ребенка. Для этого необходимо время и этот год становится спасительным для ребенка и для Вас. Если есть сомнения - не торопитесь! Вы можете обратиться в специализированные центры, где работают педагоги – психологи, учителя-логопеды, дефектологи, которые проведут психофизиологическое обследование и дадут Вам рекомендации.

И еще один вопрос, который мучает родителей: «Должен ли ребенок, идя в 1 класс, уметь читать и писать?» Если Ваш малыш читает и пишет это прекрасно, но если нет, не паникуйте, не мучайте свое чадо рутинными занятиями по обучению чтению и письму. Возможно, у ребенка не возник еще познавательный интерес или как уже говорилось выше причина этому недостаточное функциональное созревание центральной нервной системы. Гораздо важнее, учитывая функциональные возможности ребенка, развивать интеллектуальную зрелость – способность концентрировать внимание, способность устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации.  Важно помнить ежеминутно, что вы и только вы являетесь для своего крохи самым важным советчиком по всем вопросам,  объектом безграничного доверия и самым первым примером для подражания. Поэтому каждый раз, собираясь что-то сказать или совершить какой-то поступок, помните, что рядом с вами ребёнок, в котором как в зеркале вы можете увидеть себя, и только от вас зависит, ЧТО это зеркало вам покажет. Удачи вам, уважаемые родители!

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.