ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Баженова Любовь Васильевна

Преподаватель  математики

ГПБОУ КК ТСПК

С введением ФГОС  нового поколения значение самостоятельной работы существенно возрастает. Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д. Субъектная позиция обучающегося в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе - овладения компетенциями.

Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и программного обеспечения самостоятельной работы, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений. В связи с этим качественно изменяется часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебной и учебно-методической работы.

В условиях роста значимости внеаудиторной работы обучающихся наполняется новым содержание деятельность преподавателя и обучающегося.

Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы с целью приобретения студентом ОК и ПК, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности:

Роль студента заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.

           Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления обучающегося, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим обучающимся. Присутствие самостоятельной работы необходимо  на уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют обучающихся.

Основными целями самостоятельной деятельности студентов является: оптимизация процесса обучения (то есть экономия аудиторного учебного времени); активизация поиска новых знаний обучающихся; развитие творчества студентов; повышение качества усвоения учебного материала. Таким образом, перед обучением стоит задача развития умений и навыков, применяемых в самостоятельной деятельности. Для решения этой задачи необходимо уже с первого года обучения организовать процесс формирования навыков самостоятельной работы. Этот процесс лучше начать с простых форм под контролем педагога. Затем, постепенно уменьшая помошь, вести к росту самостоятельности студентов и повышению эффективности изучения учебного материала.

При организации самостоятельной работы студентов СПО всегда существуют определенные проблемы. Чтобы приобрести хорошие знания и умения недостаточно только лекционных и практических занятий, то есть аудиторных занятий, необходима достаточно большая внеаудиторная самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает высокую активность каждого обучающегося, однако, в настоящее время большинство студентов СПО, как правило, не ориентировано на обучение. Чтобы активизировать учебно-познавательную деятельность студентов надо использовать новые образовательные технологии.

Задачи организации самостоятельной работы состоят в том, чтобы:

  • мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;
  • повысить ответственность обучающихся за свое обучение:
  • способствовать развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся;
  • создать условия для формирования способности обучающихся к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.

     Преподаватели математических дисциплин практикуют разные типы заданий для активизации самостоятельной работы студентов. Здесь обязательные и разноуровневые задания, рассчитанные на определенную оценку при индивидуальной, парной, групповой формах работы, а также система индивидуальных домашних контрольных работ по всем темам математического анализа. Как правило, время для выполнения этих работ – две-три недели. По согласованию с преподавателем или консультантом студент имеет право заменить задание, которое он не может выполнить самостоятельно, на другое, аналогичное по способу решения, ходу рассуждений, но доступное для него. Обычно после решения более простой задачи студент возвращается к «своей» и самостоятельной или с помощью консультанта добивается ее решения.

     Очень важна работа с конспектами, как на занятиях, так и внеаудиторное время. Конспекты разные, следовательно, и работа с ними строится по-разному:

     -  готовые конспекты, в которых дается информация к лекции, эту информацию студенту необходимо усвоить для последующего использования на лекциях и практических занятиях;

      - конспекты с практическими заданиями предполагают выполнение заданий вычислительного, графического, теоретического характера с последующим отчетом;

      - конспекты, в которых необходимо перепроверить, уточнить некоторые формулировки определений с указанием источников, которыми пользовался студент;

      - самостоятельно составленные конспекты по конкретным темам.

Кроме работы с конспектами применяются и другие виды самостоятельной работы:

  • Упражнения.

ü  Тренировочные;

ü  Воспроизводящие упражнения по образцу;

ü  Составление различных задач и вопросов и их решение;

ü  Рецензирование ответов других детей;

ü  Оценка их деятельности на уроке;

ü  Различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.

  • Решения разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.
  • Различные проверочные самостоятельные работы.

ü  Контрольные работы;

ü  Диктанты;

  • Подготовка докладов и рефератов.
  • Выполнение индивидуальных и групповых проектов.
  • Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
  • Техническое моделирование и конструирование.

Я в своей работе использую все виды самостоятельной и внеаудиторной работы. Мною на основе рабочей программы по общеобразовательному учебному предмету «Математика», были разработаны две папки:  «методическими рекомендациями к выполнению лабораторно-практических работ» и «методические рекомендации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по математике»

Первая папка содержит в себе:

- методические указания к выполнению лабораторных и практических работ;

- критерии оценок результатов практических и лабораторных работ;

- образец титульного листа тетради для практических и лабораторных работ;

- 93 практические работы и 6 лабораторных работ.

Каждая практическая и лабораторная работа содержит: название темы, цель работы, краткие теоретические сведения по теме и контрольные вопросы.

Например, практическая работа №8 «Преобразование степенных выражений»

Цель работы: Обобщить и систематизировать знания по теме «Системы иррациональных уравнений»; закрепить умения использовать полученные знания для решения иррациональных уравнений

Теоретические сведения к практической работе:

Корни натуральной степени из числа, их свойства.

Корень n – степени, n - показатель корня, а – подкоренное выражение

Если n – нечетное число, то выражение  имеет смысл при  а

Если n – четное число, то выражение  имеет смысл при 

Арифметический корень: 

Корень нечетной степени из отрицательного числа: 

Основные свойства корней:

1. Правило извлечения корня из произведения: 

2. Правило извлечения корня из дроби: 

3. Правило извлечения корня из корня: 

4. Правило вынесения множителя из под знака корня: 

5. Внесение множителя под знак корня: 

6. Показатель корня и показатель подкоренного выражения можно умножить на одно и тоже число. 

7. Правило возведения корня в степень. 

Степень с натуральным показателем

=,a – основание степени, – показатель степени

Свойства:

1. При умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели складываются, а основание остается неизменным. 

2. При делении степеней с одинаковыми основаниями показатели вычитаются, а основание остается неизменным. 

3. При возведении степени в степень показатели перемножаются. 

4. При возведении в степень произведения двух чисел, каждое число возводят в эту степень, а результаты перемножают. 

5. Если в степень возводят частное двух чисел, то в эту степень возводят числитель и знаменатель, а результат делят друг на друга. 

6. Если 

Степень с целым показателем

1. 

2. 

3. 

4. По определению

Свойства:

 

1. 

2. 

3. 

4. 

5. 

 

6. Пусть r рациональное число , тогда

при r>0 > при r<0

7 .Для любого рациональных чисел r и s из неравенства > следует

> при a>1 при 

Формулы сокращённого умножения.

 

Задания для самостоятельного решения:


1 вариант

  1. Найдите значение выражения
  2. Упростите
  3. Вычислите
  4. Упростите выражение

а)

б) 

2 вариант

  1. Найдите значение выражения
  2. Упростите
  3. Вычислите
  4. Упростите выражение

а)

б) 

 


Контрольные вопросы:

  1. Что называется, корнем n – степени? 
  2. Что такое арифметический корень? 
  3. Что называется, корнем нечетной степени из отрицательного числа? 

 

Вторая папка содержит в себе:

- указания к выполнению ВСР;

- методические рекомендации при выполнении самостоятельной работы;

- методические рекомендации к написанию рефератов;

- методические рекомендации по подготовке сообщений;

- методические рекомендации по подготовке презентации;

- методические рекомендации по составлению кроссвордов;

- методические рекомендации к выполнению индивидуальных проектов;

- 36 внеаудиторных самостоятельных работ по математике.

Каждая самостоятельная работа содержит: название темы, цель работы, краткие теоретические сведения по теме и задания для самостоятельного выполнения.

Например, самостоятельная работа № 4 «Корни и степени»

Цель: научиться выполнять действия со степенями корнями.

Правила действий со степенями и корнями, примеры.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Примеры преобразований дробных выражений с корнями
1.                                   2.   и т.д   
3.        4 
5.

Примеры преобразования радикалов


  1. 2.
    3. 

    4. 

 

 

5.


 

 

ЗАДАНИЕ

             Вычислите:

  1. =
  2. =
  3. -2=
  4. =
  5. =
  6. =
  7. =
  8. =

  Решите уравнение: х6=64

                          Найти значение выражения: =

Вычислить:

              Упростить:

             Найдите значения выражения , при а=2, в=5

Практический опыт проведения внеаудиторных самостоятельных работ показал, что систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению студентами более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении им преподавателем готовых знаний.

Организация выполнения студентами разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у студентов умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование компетенций.

 

Список литературы:

  1. Зверева Е.В. Самостоятельная работа студентов с профессионально ориентированной информацией: из опыта работы ГОУ СОМК «Ирбитский филиал» // Среднее профессиональное образование. Приложение.- 2008.- №12.
  2. Зенкин. А.С. Самостоятельная работа студентов. Методические указания /сост. А.С. Зенкин, В.М. Кирдяев, Ф.П. Пильгаев, А.П. Лащ – Саранск.: Изд-во Морд. у-та, 2009. – 35 с.
  3. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента// Высшее образование в России. – 2000. – №1. – С.114–115.
  4. Колеватова Т.А.Самостоятельная работа студентов при изучении специальных дисциплин //Среднее профессиональное образование. Приложение. -2009.- №8.
  5. Масянина Т.Н. Внеаудиторная самостоятельная работа в свете ФГОС третьего поколения // Интернет-конференция «Деятельность методических служб образовательных учреждений при разработке и внедрении ФГОС». – АУ ДПО «Институт профессионального образования и исследования рынка труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», июнь 2012.
  6. Худжина М.В. Формирование личностных компетенций студентов на занятиях по дисциплине «Математика» // Среднее профессиональное образование. Приложение,-2008.- №11.
  7. Цыплакова В. Опережающее обучение как эффективный метод познавательной деятельности// Вестник СПО. – 2011. - №1.

 

 

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.