ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Кокорина Любовь Федоровна

Учитель-логопед

МАДОУ №77 «Зоренька»

Архангельская область, город Северодвинск

Известно, что человек только тогда становится полноценным гражданином общества, когда взаимодействует с другими его членами. Это взаимодействие  невозможно без речи. Её роль в становлении ребенка как личности очень велика.

 Современный ребенок к моменту поступления в школу, т.е. к 6-7 годам, должен овладеть всей системой языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить развернутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребенок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.

 К сожалению, в последние время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. И как следствие, в ДОУ открываются всё большее количество логопедических групп, основным контингентом которых являются дети с ОНР разных уровней.

 Общее недоразвитие речи может быть выражено в разной степени: от полной от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му-у-у, ав-ав, би-би) и невозможности соединять слова в фразы до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.

 Также для детей с ОНР, наряду с указанными речевыми особенностями, характерна и недостаточная сформированность следующих процессов:

 - внимания и памяти;

 - мелкой и артикуляционной моторики;

 - словесно-логического мышления.

 В группах для детей с общим недоразвитие речи, как во всех группах компенсирующего типа существуют два направления работы – коррекционно-развивающее и образовательное, причем первое является ведущим. Эффективность коррекционно-развивающего направления определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и воспитателя.

 Как известно, коррекционная работа в логопедической группе д/ сада осуществляется под контролем и руководством логопеда. Основной коррекционной задачей работы логопеда является устранение аграмматизмов у детей с общем недоразвитием речи. Исходя из этого, логопед, используя лексико-грамматический подход к планированию и проведению занятий, отрабатывает конкретную грамматическую категорию, опираясь на материал нескольких лексических тем. Порядок изучения грамматических категорий происходит в соответствии с физиологическими и психологическими особенностями формирования детской речи при её общем недоразвитии.

 Воспитатель совместно с логопедом также участвует в исправлении у детей речевого нарушения. Коррекционная работа воспитателя осуществляется в рамках лексической темы, которая меняется еженедельно в соответствии с тематическим планированием на год.

 К коррекционным задачам воспитателя можно отнести:

-закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;

-проведение фронтальных занятий по развитию речи;

-систематический контроль за поставленными звуками и грамматически правильно речью;

-развитие у детей внимания и памяти – процессов, тесно связанных с речью;

-развитие у детей мелкой и артикуляционной моторики.

Одним из основных направлений работы воспитателя является пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей. Специфика деятельности воспитателя позволяет решать эту задачу в процессе всех режимных моментов.

 Таким образом, воспитатель является связующим звеном между логопедом и детьми. Взаимодействуя с воспитанниками и организуя их деятельность, он постоянно и активно участвует в коррекционном процессе.

Чтобы совместная работа воспитателя и логопеда была наиболее результативной, мы рекомендуем  материал, отрабатываемый по лексическим темам, распределить по дням недели. Он включает в себя задания по формированию и активизации словарного запаса, содержит упражнения по закреплению грамматических категорий, изучаемых логопедом и задания на развитие связной речи. Весь материал дается с учетом постепенного усложнения.

Понедельник – работа ведется над предметным словарем и включает в себя следующие виды заданий:

  • упражнять в образовании мн.ч. существительных ед.ч. в И.п.;
  • упражнять в образовании существительных с уменьшительно

ласкательными суффиксами;

  • работа над существительными в разных падежах путем договаривания или подбора нужного слова для ответа;
  • развивать умение выбирать из двух слов наиболее подходящие к данной

ситуации;

  • упражнять в подборе предметов к признакам;
  • использование различных словесных игр на активизацию предметного

словаря.

Вторник: - работа ведется над пополнением качественного словаря.

  • Упражнять в согласовании ед. ч. и мн. числа существительных с
  • прилагательными;
  • упражнять в согласовании уменьшительно - ласкательной существительных с прилагательными;
  • упражнять в подборе признаков к предмету;
  • упражнять в умении образовывать относительные прилагательные от существительных со значением соотнесенности к продуктам питания и различным материалам;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными в косвенных падежах, составлять с этими словами словосочетания и предложения, как с опорой, так и без опоры на наглядность;
  • упражнять детей в подборе синонимов прилагательных, учить выражать
  • одну и туже мысль различными словесными конструкциями;
  • упражнять в образовании притяжательных прилагательных;
  • упражнять в образовании прилагательных в сравнительной и превосходной степени.

Среда - работа ведется над глагольным словарем.

  • Учить оречевлять выполненные действия в игре «Узнай кто, что делает»;
  • упражнять в подборе глаголов к существительным единственного и множественного числа;
  • упражнять в правильном употреблении глаголов м.р. и ж.р. прошедшего времени;
  • упражнять в подборе действий к предметам;
  • закреплять навык изменения глаголов по временам;
  • закрепление навыка изменения глаголов по лицам;
  • упражнять в образовании приставочных глаголов;
  • упражнять в употреблении глаголов совершенного и несовершенного вида.

Четверг – работа над сложными словообразовательными процессами.

  • Отработать семантическое значение малознакомых, редко употребляемых слов;
  • закреплять навык образования слов-антонимов;
  • закреплять навык образования сложных слов;
  • закреплять навык образования родственных слов;
  • совершенствовать навык понимания многозначности слов;
  • закреплять навык согласования числительных с существительными;
  • закреплять в речи навык правильного употребления изученных предлогов;
  • упражнять в употреблении пространственных понятий при составлении предложений;
  • учить дополнять предложения словами наречиями;
  • упражнять в образовании наречий сравнительной степени от прилагательных.

Пятница – цель работы объединить полученные за неделю знания и умения в связные высказывания.

  • Составление предложений с однородными определениями, дополнениями, сказуемыми;
  • составление рассказов с опорой на схему, серию картинок;
  • составление рассказов по сюжетной картине;
  • рассказы-рассуждения на тему;
  • рассказы-сравнения;
  • рассказы-описания.

Перейти к публикациям в сборнике для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.