Кокорина Любовь Федоровна
Учитель-логопед
МАДОУ №77 «Зоренька»
Архангельская область, город Северодвинск
Известно, что человек только тогда становится полноценным гражданином общества, когда взаимодействует с другими его членами. Это взаимодействие невозможно без речи. Её роль в становлении ребенка как личности очень велика.
Современный ребенок к моменту поступления в школу, т.е. к 6-7 годам, должен овладеть всей системой языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить развернутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребенок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.
К сожалению, в последние время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. И как следствие, в ДОУ открываются всё большее количество логопедических групп, основным контингентом которых являются дети с ОНР разных уровней.
Общее недоразвитие речи может быть выражено в разной степени: от полной от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му-у-у, ав-ав, би-би) и невозможности соединять слова в фразы до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.
Также для детей с ОНР, наряду с указанными речевыми особенностями, характерна и недостаточная сформированность следующих процессов:
- внимания и памяти;
- мелкой и артикуляционной моторики;
- словесно-логического мышления.
В группах для детей с общим недоразвитие речи, как во всех группах компенсирующего типа существуют два направления работы – коррекционно-развивающее и образовательное, причем первое является ведущим. Эффективность коррекционно-развивающего направления определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и воспитателя.
Как известно, коррекционная работа в логопедической группе д/ сада осуществляется под контролем и руководством логопеда. Основной коррекционной задачей работы логопеда является устранение аграмматизмов у детей с общем недоразвитием речи. Исходя из этого, логопед, используя лексико-грамматический подход к планированию и проведению занятий, отрабатывает конкретную грамматическую категорию, опираясь на материал нескольких лексических тем. Порядок изучения грамматических категорий происходит в соответствии с физиологическими и психологическими особенностями формирования детской речи при её общем недоразвитии.
Воспитатель совместно с логопедом также участвует в исправлении у детей речевого нарушения. Коррекционная работа воспитателя осуществляется в рамках лексической темы, которая меняется еженедельно в соответствии с тематическим планированием на год.
К коррекционным задачам воспитателя можно отнести:
-закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
-проведение фронтальных занятий по развитию речи;
-систематический контроль за поставленными звуками и грамматически правильно речью;
-развитие у детей внимания и памяти – процессов, тесно связанных с речью;
-развитие у детей мелкой и артикуляционной моторики.
Одним из основных направлений работы воспитателя является пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей. Специфика деятельности воспитателя позволяет решать эту задачу в процессе всех режимных моментов.
Таким образом, воспитатель является связующим звеном между логопедом и детьми. Взаимодействуя с воспитанниками и организуя их деятельность, он постоянно и активно участвует в коррекционном процессе.
Чтобы совместная работа воспитателя и логопеда была наиболее результативной, мы рекомендуем материал, отрабатываемый по лексическим темам, распределить по дням недели. Он включает в себя задания по формированию и активизации словарного запаса, содержит упражнения по закреплению грамматических категорий, изучаемых логопедом и задания на развитие связной речи. Весь материал дается с учетом постепенного усложнения.
Понедельник – работа ведется над предметным словарем и включает в себя следующие виды заданий:
- упражнять в образовании мн.ч. существительных ед.ч. в И.п.;
- упражнять в образовании существительных с уменьшительно
ласкательными суффиксами;
- работа над существительными в разных падежах путем договаривания или подбора нужного слова для ответа;
- развивать умение выбирать из двух слов наиболее подходящие к данной
ситуации;
- упражнять в подборе предметов к признакам;
- использование различных словесных игр на активизацию предметного
словаря.
Вторник: - работа ведется над пополнением качественного словаря.
- Упражнять в согласовании ед. ч. и мн. числа существительных с
- прилагательными;
- упражнять в согласовании уменьшительно - ласкательной существительных с прилагательными;
- упражнять в подборе признаков к предмету;
- упражнять в умении образовывать относительные прилагательные от существительных со значением соотнесенности к продуктам питания и различным материалам;
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными в косвенных падежах, составлять с этими словами словосочетания и предложения, как с опорой, так и без опоры на наглядность;
- упражнять детей в подборе синонимов прилагательных, учить выражать
- одну и туже мысль различными словесными конструкциями;
- упражнять в образовании притяжательных прилагательных;
- упражнять в образовании прилагательных в сравнительной и превосходной степени.
Среда - работа ведется над глагольным словарем.
- Учить оречевлять выполненные действия в игре «Узнай кто, что делает»;
- упражнять в подборе глаголов к существительным единственного и множественного числа;
- упражнять в правильном употреблении глаголов м.р. и ж.р. прошедшего времени;
- упражнять в подборе действий к предметам;
- закреплять навык изменения глаголов по временам;
- закрепление навыка изменения глаголов по лицам;
- упражнять в образовании приставочных глаголов;
- упражнять в употреблении глаголов совершенного и несовершенного вида.
Четверг – работа над сложными словообразовательными процессами.
- Отработать семантическое значение малознакомых, редко употребляемых слов;
- закреплять навык образования слов-антонимов;
- закреплять навык образования сложных слов;
- закреплять навык образования родственных слов;
- совершенствовать навык понимания многозначности слов;
- закреплять навык согласования числительных с существительными;
- закреплять в речи навык правильного употребления изученных предлогов;
- упражнять в употреблении пространственных понятий при составлении предложений;
- учить дополнять предложения словами наречиями;
- упражнять в образовании наречий сравнительной степени от прилагательных.
Пятница – цель работы объединить полученные за неделю знания и умения в связные высказывания.
- Составление предложений с однородными определениями, дополнениями, сказуемыми;
- составление рассказов с опорой на схему, серию картинок;
- составление рассказов по сюжетной картине;
- рассказы-рассуждения на тему;
- рассказы-сравнения;
- рассказы-описания.