Зезюлина Светлана Владимировна,
Иванова Татьяна Николаевна
учителя-логопеды
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 26 «ЖЕМЧУЖИНКА» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Смоленская область,
г. Смоленск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 26 «ЖЕМЧУЖИНКА» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
КРУГЛЫЙ СТОЛ
по теме:
«Правильная речь педагога – важное условие успешного речевого развития ребёнка»
учителя - логопеды высшей категории
Иванова Т.Н., Зезюлина С.В.
Смоленск
2024
Правильная речь педагога – важное условие успешного речевого развития ребёнка
«Говорите правильно! Так не говорят!» Как часто мы говорим это нашим воспитанникам. А правильно ли говорим мы сами?
Всем известно, что речь взрослого для дошкольника является образцом. Правильность речи, культура речи определяется той языковой средой, в которой находится ребёнок: он будет говорить точно так же, как члены семьи, воспитатели и его сверстники.
Культура речи показатель общей культуры человека.
По словам А.П. Чехова « для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать». Что же включает в себя понятие культура речи? С.И. Ожегов писал: «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка». Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка.
Среди требований к речи педагогов выделяют:
- правильность – соответствие речи языковым нормам;
- точность – соответствие смыслового содержание речи и информации;
- логичность – связность высказывания;
- чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку;
- выразительность – особенности речи, создающие атмосферу эмоционального сопереживания;
- богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации;
- уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
Выделяют следующие основные виды речевых ошибок:
фонетические, т.е. ненормативное произношение звуков русского языка, например фрикативный звук «Г»;
2) акцентологические (по месту ударения);
3) лексические т.е. употребление слова не в том значении;
- грамматические т.е. неправильная связь слов в словосочетаниях и предложениях;
- стилистические, например неправильное употребление глаголов есть – кушать.
Мы остановимся на грамматических ошибках как наиболее распространённых.
Педагогам предлагаются грамматические задания, в виде предложений, в которых нужно исправить специально допущенные ошибки.
Литература:
- «Справочник старшего воспитателя ДОУ», № 3 2009г.
- «Дошкольное воспитание», № 9 2003 г.
Анкета для педагогов
- Как Вы считаете, допускаете ли Вы ошибки в устной речи?
да нет
- Обращаете ли Вы внимание на речевые ошибки коллег?
да нет
- Как Вы считаете, нужно ли исправлять речевые ошибки коллег?
да нет
- В случае затруднения Вы обращаетесь:
к словарям к коллегам не обращаетесь
- Как часто Вы пользуетесь словарями и интернетом?
редко иногда часто
- Нужны ли Вам консультации по культуре речи?
да нет
Грамматические задания для самоконтроля.
Задание: исправить ошибки.
- Ваня, одень шапку. Надя, надень куклу. Кто быстрее наденется?
- Я купила 5 килограмм помидор, апельсин, мандарин и 300 грамм масла.
- Вчера бабушка приехала с Москвы.
- Мы очень хочем посмотреть этот фильм.
- В воскресенье было моё день рождение.
- Как твоё фамилие?
- Занятие закончилось, можете играться.
- Аня, ты убралась в игровом уголке?
- Дежурные, ложите на стол ложки, вилки и ножи.
- Где твой левый туфель и мой правый тапок?
- Я купила хорошую шампунь.
- На полке стоят две красивых куклы.
Проверочный лист.
- Вася, надень шапку. Надя, одень куклу. Кто быстрее оденется?
2.Я купила 5 килограммов помидоров, апельсинов, мандаринов и 300 граммов масла.
- Вчера бабушка приехала из Москвы.
- Мы очень хотим посмотреть этот фильм.
- В воскресенье был мой день рождения.
- Как твоя фамилия?
- Занятие закончилось, можете играть.
- Аня, ты убрала в игровом уголке?
- Дежурные, кладите на стол ложки, вилки и ножи.
- Где твоя левая туфля и моя правая тапка?
- Я купила хороший шампунь.
- На полке стоят две красивые куклы.