ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Волкова Любовь Владимировна

Педагог-психолог

МАОУ СОШ №7

ХМАО-Югра, г. Когалым

Методы и формы работы педагога со слабомотивированными детьми.

Цель: способствовать систематизации знаний о ключевых понятиях "мотивация учения”, обобщить знания о формах и методах работы педагога  для повышения мотивационной сферы учащихся.

 

"Все   наши  замыслы, все поиски

 и  построения  превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться”

 Василий Андреевич Сухомлинский.

          Каждому известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован…

          В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.

          Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20% зависят от интеллекта, и на 80 % - от мотивов.

          А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

          Мотивировать на учебную деятельность детей – значит так затронуть их интересы, склонности, чтобы у них  появилось желание реализоваться в учебном процессе. При этом взрослые должны не ограничивать учащихся в этом желании, в поиске адекватных форм для такой реализации, а помогать получать им удовольствие от умственных нагрузок в процессе учебной деятельности. Новизна информационного материала, его проблемная подача, развитие творческих способностей, использование средств новых информационных технологий – всё это позволяет усилить мотивацию учения, повысить интерес к учебе.

          Работа по повышению учебной мотивации должна вестись и родителями, и учителями, и различными специалистами.

          Прежде чем перейти к формам и методам работы по повышению учебной мотивации коротко вспомним, что же такое "мотив учения", и его составляющие компоненты: "смысл учения”, "постановка целей”, "эмоции”, "интерес”.

Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. (Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:   осознание ребенком объективной значимости учения; понимание ребенком субъективной значимости учения.)

Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.

Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. (Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка).

Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению.

Компоненты мотивационной сферы

Установки и методы обучения

Мотив учения

Смысл учения

Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач

Учет возрастных особенностей школьников

Создание ситуации успеха

Вера в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)

Формирование адекватной самооценки учащихся

Выбор действий в соответствии с возможностями ученика

Постановка целей

Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач

Выбор средств, адекватных цели

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

Создание ситуации успеха

Эмоции, интерес

Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества

Использование групповых и коллективных форм организации деятельности

Эмоциональная речь

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

Применение поощрения и порицания

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

Нестандартные форма проведения уроков

Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий.

Перейдем  к формам и методам работы по повышению учебной мотивации.

          Так, одним из направлений работы педагога по повышению учебной мотивации может стать участие в исследовательской деятельности в школе. Причем работа эта должна вестись в сотрудничестве с  родителями учащихся.

          Одной из форм может быть «Интеллектуальная разминка», позволяющая стимулировать познавательную активность детей. Также на занятиях предлагаются упражнения по развитию познавательных интересов, формируется стремление ребенка к размышлению и поиску.

Практикум (задания по развитию познавательных процессов). На таких занятиях детям предоставляется возможность для самовыражения и самореализации в продуктах творчества (рисунки, рассказы, сказки), что облегчает процесс коммуникации, повышает самооценку ребенка, позволяет удовлетворить его любознательность, получить удовольствие от исследования окружающего мира.

          Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.  Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Приемы создания ситуаций успеха.

  1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».
  2. Авансирование успешного результата. Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получиться..», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
  3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…..», «Выполняя работу, не забудьте о…..»
  4. Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»
  5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….», «Только тебе я и могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».
  6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…», «Так хочется поскорее увидеть…»
  7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

          В плане повышения учебной мотивации школьников большими потенциальными возможностями обладают компьютерные технологии, позволяя педагогам расширять возможности предъявления учебного материала, варьировать различные виды деятельности, а также развивать самостоятельную, поисковую, исследовательскую деятельность учащихся.

          Кроме того, нельзя забывать, что педагог, работающий с детьми, должен постоянно поддерживать интерес учащихся к непростым творческим заданиям, быть терпимым к своим ученикам, их мнению, высказываниям, самому быть увлеченным и  творческим человеком.

          При этом параллельно ведется консультационная и просветительская работа с родителями.

          Так можно провести  родительское собрание на тему «Формирование мотивации учения», которое  проходит совместно с детьми.

Цель: помочь родителям совместно с детьми определить причины отставания в процессе обучения.

          Очень важно уметь вести диалог, который редко происходит между учащимися и их родителями. Каждый выставляет свои требования: «должен» и «хочу». Незаконченные предложения помогут  выяснить причины трудностей обучения и принять совместные решения по преодолению трудностей. Родители возвращаются в детство и делятся своими трудностями в процессе обучения, а также делятся своими достижениями в жизни и способами, которыми они их добились. Для многих такой разговор принесет много открытий по отношению, как к своим детям, так и к своим родителям.

          Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии.

          Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к обучению.

          И как заключительные слова хочется сказать: "Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно запалить, и сделать все для того, чтобы она не затухала".

 

Использованная литература:

  1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. - Тула, 2010г.
  2. Гузеев, В.В. Методы обучения и организационные формы уроков. – Москва, 1999г.
  3. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Михаил Сизов», 2002г.

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.