ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Усольцева Елена Сергеевна
Учитель-логопед
МАОУ СОШ № 217
Город НОВОСИБИРСК
В статье поднимается проблема отклоняющегося поведения детей с задержкой психического развития. Определяются основные методы коррекции девиации в младших классах.
Ключевые слова: отклоняющееся поведение, задержка психического развития, младший школьный возраст.
Требование определенной дисциплины является основной сложностью, с которой сталкиваются младшие школьники, что порождает трудности при адаптации к школьной жизни, а именно: отсутствие умения налаживать взаимоотношения, отсутствие умения соотносить свои поступки, поведение и желания со школьными требованиями. Дети, которые не научены считаться с другими становятся по отношению к окружающим недоброжелательными, упрямыми, капризничают. Создаются ситуации, формирующие у детей отклоняющееся поведение. Такое поведение в своих работах рассматривают такие отечественные ученые как В.М. Бехтерева, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.Е. Личко, Д.И. Фельдштейн и другие.
Как считают коррекционные педагоги, педагоги-психологи и специальные психологи для решения рассматриваемой проблемы особое внимание необходимо уделить отклонениям поведения младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Т.А. Власова, Т.Н. Князева, К.С. Лебединская, С.Н. Сорокоумова и другие психологи-педагоги в своих исследованиях указывают на то, что младшие школьники с ЗПР, функционируя в социальном мире воспринимают его иначе чем их сверстники, которые нормально развиваются. Для младших школьников с ЗПР характерны: инфантильность, эгоистичность, некритичность, неадекватность. В связи с этим проблема, связанная с отклоняющимся поведением детей с ЗПР, является актуальной, а коррекция такого поведения представляет собой необходимую и обязательную меру, которая позволит предотвратить развитие более тяжелых отклонений поведения таких детей.
Проводя коррекционную работу с имеющими ЗПР детьми младшего школьного возраста, педагог может использовать разные методы, например:
– музыкотерапию, в которой используются музыкальные инструменты и произведения;
– разговорную терапию, заключающуюся в разговоре с ребенком, направленном на словесное описание/вербализацию эмоциональных переживаний и состояний;
– психогимнастику, которая заключается в выполнении упражнений, направленных на развитие умения выражать свои желания и чувства, а также на снижение напряжения и сокращения дистанции между детьми;
– сказкотерапию, помогающую детям овладеть умением правильно оценивать свои поступки и чужие;
– групповую терапию, когда дети слышат разные мнения о себе и своих поступках, могут провести анализ и попробовать новые формы поведения;
– игротерапию, выполняющую обучающую, терапевтическую и диагностическую функции и применяемую для устранения личностных и эмоциональных нарушений.
Таким образом, вопрос коррекции отклонений в поведении детей младшего школьного возраста с ЗПР решается благодаря применению комплексного подхода. Также особое внимание необходимо уделить разработке дополнительных мер по коррекции отклоняющегося поведения у детей младшего школьного возраста и совершенствованию опыта работы с детьми младшего школьного возраста с ЗПР.