Шхалахова Оксана Васильевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 25 "Чебурашка" г.Туапсе
Цель: развитие познавательных способностей дошкольников средствами ИКТ в экологическом воспитании.
Задачи:
Обучающие:
-формирование целостной системы знаний о природе;
-закреплять ранее полученные знания о природе;
-Познакомить детей с понятием экология;
Развивающие:
-развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, творческие способности;
-развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе;
-эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
Воспитательные:
-воспитывать партнерские отношения во время игр;
-воспитывать умению слышать и слушать взрослого;
-воспитывать бережное отношение к природе и сохранению экологии.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Словарная работа: экология, эколог.
Ход организованной образовательной деятельности:
Дети заходят в зал и становятся полукругом. (На стульях лежат карточки зелёного, жёлтого, белого, красного цвета, под стульями карточки и маски.)
Организационный момент:
Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок, (присели)
Здравствуй утро, здравствуй день (встали)
Нам здороваться не лень
Воспитатель: Ребята, кода я пришла сегодня в детский сад, то обнаружила письмо.
Давайте посмотрим. Интересно, кто же нам его прислал?
“Здравствуйте, дорогие дети детского сада № 1. Пишет вам Фея Природы. С нашим общим домом - Земля, что-то произошло. Посмотрите, какая была наша Земля (слайд 1) и какой стала (слайд 2). Мне одной не справиться, и очень надеюсь на вашу помощь. Для этого вам нужно отправиться в королевство Природы и выполнить несколько заданий. Задания для вас приготовили мои помощники. До скорой встречи».
Воспитатель: “Ребята, нам нужно поспешить, ведь мы не хотим, чтобы наша планета Земля пропала?” Приготовились.
В Королевство Природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится
Шумит-волнуется пшеница,
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Воспитатель: Вот мы и оказались в гостях у Феи Природы. (Появляется кукла – Фея Природы с коробкой с заданиями. В коробке находятся 5 конвертов, на которых изображены сказочные герои. Когда мы выполним все задания, мы узнаем какая наука помогает защищать окружающий нас мир. С обратной стороны конверта буквы: Э, КО, ЛО, ГИ, Я)
Первый помощник – весёлый деревянный мальчишка. Угадайте, кто он?
Дети: Буратино
Воспитатель: Значит, наш путь начинается с задания от Буратино. Давайте узнаем, какое оно.
Первое задание “Назови художника”.
Дети, возьмите карточки на стульчиках.
“Сейчас я буду читать строчки стихов, а вы должны поднять карточку. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – зелёный, о лете – красный, об осени – жёлтый”.
“Четверо художников,
столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки как рога. ” (Зима) слайд 3
“У второго – синие
Небо и ручьи
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталинки,
Первая трава…” (Весна) слайд 4
“На картине третьего
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть.
Лес и поле в зелени,
Синяя река
Белые пушистые
В небе облака…” (Лето) слайд 5
“А четвёртый – золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам,
Кто же тот художник?
Догадайся сам!” (Осень) слайд 6
Правильно! Хорошо знаете времена года. Для вас, я приготовила шапочки времен года, зелёная – весна, белая – зима, жёлтая – осень, красная – лето.
Воспитатель: Я предлагаю игру. Вы разделитесь на команды. Чья команда быстрей соберёт пейзаж из частей.
Дидактическая игра “Времена года”. (Пейзажи весна,лето,осень и зима)
Воспитатель: Молодцы, ребята. ( Обращается к каждой команде и спрашивает: какой пейзаж? Какое сейчас время года? Какая весна сейчас? Какое время года наступит после весны?)
Воспитатель: С первым заданием вы справились, давайте узнаем, кто же следующий нам приготовил? (Педагог достаёт конверт с Белоснежкой).
Итак, задание от Белоснежки.
Игра “Что сначала, что потом”.
“Каждому я раздам карточки. Вы должны выложить цепочку и рассказать, что сначала, а что потом».
Икринка – малёк – рыба.
Яйцо – Цыплёнок – курица.
Икринка – головастик – лягушка.
Семечко – росток – растение (одуванчик).
Жёлудь – росток – дуб.
Гусеница-кокон-бабочка.
Семечко-росток-яблоня.
Молодцы справились с заданием.
Воспитатель: Посмотрим, кто же ещё нам приготовил задание? Смотрите, от кого это задание?
Дети: От Кота Леопольда.
Воспитатель: Посмотрим, что же нам приготовил Кот Леопольд.
А вот здесь, ребята. Вопросы о том, как вести себя в лесу. Как вы поступите.
– Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше?
– Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: “Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов”, – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель?
– В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась” – сказал один мальчик. “Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу” – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте немного поиграем.
Физкультминутка:
Вот Земля, наш общий дом. (руки над головой в форме крыши)
Много есть соседей в нём. (разводят руки в стороны)
И пушистые козлята, (показывают рожки)
И весёлые котята, (прыжки)
И извилистые речки, (изобразить сложенными ладонями речку)
И кудрявые овечки. (крутят кудряшки)
Травка, птички и цветы, (присели, встали машут руками, руки над головой
«бутон»)
И, конечно, я и ты. (показывают на себя и детей)
В этом славном доме нужно (руки над головой в форме крыши)
Жить со всеми очень дружно. (руки друг другу на плечи)
Никого не обижать, (хлопки)
Всех соседей уважать.
Воспитатель: Пора нам узнать, кто же следующий нам приготовил задание.
Задание от Русалочки.
– Что обозначают эти знаки? презентация о правилах поведения в природе (слайды 7-13)
1. Не шуметь в лесу.
2. Не топтать грибы.
3. Не наступать на муравейники.
4. Не трогать птенцов.
–Все правильно ребята! Знаки вы знаете. А может кто-то хочет ещё дополнить «лесные правила»?
Дети читают стихи.
1. Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
2. Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять, ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
3. Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин –дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги!
Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.
Воспитатель: Давайте посмотрим последний конверт. Кто нам приготовил задание.
А задание нам приготовили Маша и Медведь.
Интерактивная игра «Загрязняет-сохраняет».
Наша планета единственная во вселенной, на которой есть воздух. Здесь живёт много людей и иногда наши действия приносят вред окружающей среде. Посмотрите внимательно на картинки, и назовите предмет или действие, загрязняющий наш воздух. А так же скажите, что сохраняет воздух чистым.
Действительно, к сожалению, транспорт, на котором очень удобно передвигаться, заводы, на которых делают нужные нам вещи, мусор, который остаётся на земле загрязняют окружающую природу и воздух. А что может помочь людям его очистить, сохранить в чистоте? Посадка деревьев, уборка мусора, использование экологического транспорта.
Воспитатель: Дети, сегодня вы еще раз доказали, что вы по-настоящему любите природу и много о ней знаете. Нам нужно возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и покружимся. (В это время на экране появляется красивая планета Земля).
Воспитатель: Ну вот, наша планета стала такой же красивой. Я уверена, если мы будем беречь нашу природу, то наша планета не будет болеть.
Вы многое узнали сегодня о природе и способах ее охраны. Этим занимается целая наука- Экология. А человек, который занимается этой наукой, называются – ЭКОЛОГ. Сегодня вы стали юными экологами. За это вам награда.
Рефлексия: Ребята, скажите, что вам понравилось в нашем путешествии? Легко вам было, выполнять задания или нет? Что было легко, а что трудно? Как вы дальше будете охранять природу?