Машковцева Елена Владимировна
Педагог-психолог
МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»
Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Ноябрьск
План психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла» на 2023-2024 учебный год
В процессе психолого-педагогического сопровождения школы, в условиях реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО педагоги-психологи ставят перед собой цель: создание условий для полноценного развития личности обучающихся, для сохранения и укрепления их психологического здоровья, успешного обучения, воспитания и социализации.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- содействовать овладению обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими;
- содействовать созданию социально-психолого-педагогических условий для успешной адаптации обучающихся первого, пятого и десятого классов;
- осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психическом или физическом развитии, в освоении образовательной программы, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы;
- способствовать созданию психолого-педагогических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития;
- способствовать осознанию обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
- осуществлять психологическое сопровождение подготовки к экзаменам, профилактику предэкзаменационного стресса;
- оказывать психолого-педагогическую поддержку обучающихся в их профессиональной ориентации;
- повышать психологическую компетентность педагогов и родителей учащихся;
- содействовать коллективу образовательного учреждения в создании психологически безопасной образовательной среды.
Направления деятельности педагогов-психологов:
Психологическая диагностика:
- изучение личностных особенностей участников образовательного процесса с целью создания условий для их самопознания и саморазвития;
- проведение психолого-педагогической диагностики учащихся на разных возрастных этапах с целью определения профессиональной направленности, оптимального образовательного маршрута;
- определение психологических причин нарушений в обучении и развитии, социально-психологической дезадаптации обучающихся;
- изучение межличностного взаимодействия в коллективе детей и взрослых.
Психологическая коррекция и развитие:
- оказание психологической помощи и поддержки детям, педагогам, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
- индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении, развитии, общении, межличностном взаимодействии;
- осуществление коррекции девиантного и ассоциального поведения школьников;
- предупреждение возможных девиаций поведения;
- оказание психологической помощи и поддержки педагогам и другим специалистам образовательного учреждения;
- содействие развитию одаренных детей;
- оказание психологической поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Психологическое консультирование:
- психологическое консультирование всех участников образовательного процесса по запросу;
- консультирование администрации, педагогов и родителей (законных представителей, их заменяющих) по проблемам индивидуального развития детей и подростков;
- консультирование обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Психологическое просвещение и профилактика:
- повышение психологической компетентности педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей, их заменяющих);
- ознакомление педагогов с основными возрастными закономерностями личностного развития детей;
Организационно-методическая деятельность:
- подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и психокоррекции с учетом потенциальных возможностей детей и подростков;
- обработка результатов психодиагностики, их анализ, оформление психологических заключений и разработка психолого-педагогических рекомендаций;
- участие в разработке методов и технологий, связанных с приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения;
- подготовка материалов к выступлениям на педсоветах, производственных совещаниях, семинарах-практикумах, родительских собраниях, методических семинарах, научно-практических конференциях;
- координация профессионального взаимодействия с педагогами, а также со специалистами социальной и медицинской сфер.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Название работы |
Ответственный |
Форма проведения |
Срок проведе ния |
Документ отчетности |
Диагностика уровня адаптации к школьному обучению учащихся 1-х классов, педагогов |
Иванова Ю.Л.
|
Груп. |
Октябрь, март |
Отчет
|
Диагностика социально-психологической адаптированности к школьному обучению (выявление группы риска) учащихся 5-х, 10-х классов |
Машковцева Е.В.
|
Груп.
|
Октябрь, март
|
Аналитич. справка
|
Диагностика психологического статуса учащихся для прохождения школьной, городской медико-педагогической комиссии |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Инд. |
В течение года |
Журнал учета
|
Исследование уровня личностных универсальных учебных действий учащихся 1-4-х классов |
Иванова Ю.Л.
|
Груп. |
Октябрь-апрель
|
Аналитич. справка
|
Диагностика по запросам родителей в рамках семейного консультирования |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Инд. |
В течение года |
Журнал учета |
Диагностика учащихся по запросам педагогов и социальных работников (в том числе подвергшихся жестокому обращению и проявляющих суицидальное поведение, опекаемых и детей из семей беженцев и переселенцев) |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Груп. Инд. |
В течение года |
Журнал учета |
Диагностика учащихся «группы риска» (в том числе состоящих на учете в КДНиЗП, ВШУ, неуспевающих и испытывающих трудности в обучении, детей-инвалидов, с ОВЗ), определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающихся, выявление их резервных возможностей |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Инд. |
В течение года |
Журнал учета |
Диагностика особенностей личности и эмоциональной сферы одаренных детей в рамках олимпиадного движения (по запросу) |
Машковцева Е.В.
|
Груп. |
В течение года |
Отчет |
Диагностика уровня тревожности в рамках сопровождения ГИА учащихся 9-х, 11-х классов |
Машковцева Е.В.
|
Груп.
|
Декабрь- Апрель |
Аналитич. справка |
Диагностика с целью самопознания, саморазвития, профориентации (по запросу учащихся, педагогов, родителей) |
Машковцева Е.В. |
Груп. Инд. |
В течение года |
Журнал учета |
Диагностика профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (с применением компьютерного профессионального тестирования и тренинга в Центре занятости населения); обучающихся 9-11 кассов, в том числе детей-инвалидов (по запросу) |
Машковцева Е.В. |
Груп. Инд. |
В течение года |
Журнал учета |
Диагностика по запросам суда, органа опеки и попечительства, комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних, психологическая экспертиза психического состояния ребенка, условий семейного воспитания с целью вынесения соответствующими инстанциями более обоснованных решений, связанных с определением дальнейшей судьбы учащихся (лишение родительских прав, направление школьника в специальные учебные заведения и пр.). |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Инд. |
В течение года |
Журнал учета |
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
Название работы |
Ответственный |
Форма проведения |
Срок проведе ния |
Документ отчетности |
Сопровождение учащихся 1-х классов на период адаптации к школьному обучению: наблюдение за учащимися во время уроков; адаптационные занятия с учащимися; родительские собрания в форме деловой игры: «Адаптация первоклассников к школьному обучению»; участие в МО учителей 1-х классов. |
Иванова Ю.Л.
|
Групп.
|
Сентябрь Октябрь
|
Журнал учета Конспект Рабочие материалы
|
Психологическое сопровождение учащихся 4-х классов на этапе перехода в среднюю школу: наблюдение, занятия, родительские собрания, беседы. |
Иванова Ю.Л.
|
Групп. Инд. |
Март -май |
Журнал учета |
Адаптационное сопровождение пятиклассников: наблюдение на уроках и переменах; мини-тренинги; родительские собрания « Как родителям понять подростка, психологические особенности пятиклассников». |
Машковцева Е.В.
|
Групп.
|
Сентябрь- Ноябрь
|
Журнал учета |
Адаптационное сопровождение десятиклассников: наблюдение на уроках и переменах; адаптационные занятия; консультации родителей по теме: «Психологические особенности десятиклассников» |
Машковцева Е.В.
|
Групп.
|
Сентябрь- ноябрь
|
План занятий Журнал учета
|
Психолого-педагогический консилиум по адаптации учащихся 1, 5, 10-х классов к школьному обучению. |
Иванова Ю.Л. Машковцева Е.В.
|
Групп.
|
Ноябрь
|
Отчет
|
Совместное заседание с педагогическими работниками ДОУ |
Иванова Ю.Л.
|
Групп. |
Ноябрь |
Журнал учета |
Выступления на заседании городских МО, конференциях, круглых столах |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Групп. |
В течение года |
Журнал учета |
Психологическое просвещение учащихся, педагогов, родителей (информационные статьи на сайте школы, рассылка информации через Сетевой город, буклеты, памятки) |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Групп. Инд. |
В течение года |
Журнал учета
|
Участие в заседаниях ПМПк, определение дальнейшего образовательного маршрута учащихся с проблемами в обучении, с ОВЗ и детей-инвалидов |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Инд. |
В течение года |
Протоколы |
Профилактика правонарушений обучающихся, направленная на вовлечение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности; ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга; в том числе участие в заседаниях школьного совета профилактики. |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Инд. |
В течение года |
Журналы учета Протоколы |
Профилактическая работа по проблемам развития УУД учащихся, направленная на развитие способности учащихся к самостоятельному учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Инд. |
В течение года |
Журналы учета |
Сопровождение мероприятий для одаренных детей (олимпиадное движение), создание «ситуации успеха» (по запросу). Мини-тренинги: -Развитие стрессоустойчивости. -Методы релаксации и снятия напряжения. |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Инд. Груп. |
В течение года |
Журнал учета |
Психологическое сопровождение государственной итоговой аттестации, направленное на представление информации педагогам и родителям выпускников о влиянии негативных эмоций, связанных с экзаменами на здоровье детей и условиях снижения риска негативных влияний; о методах эмоциональной разгрузки и управления своим эмоциональным состоянием и поведением. |
Машковцева Е.В.
|
Групп. Инд. |
Декабрь-Май |
Журнал учета |
Профилактическая работа с неуспевающими и учащимися, испытывающих трудности в обучении, направленная на формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима; развитие способности контролировать время, проведенное за компьютером. |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Инд. Групп. |
В течение года |
Журнал учета |
Школа педагогического мастерства, которая направленная на формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогов (мастер-классы, педагогические советы, семинары, тренинги) |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Групп. |
В течение года |
Журнал учета |
Школа для родителей, которая направленная на формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родителей (лекции, семинары, занятия) |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Групп. |
В течение года |
Журнал учета |
Психопрофилактические занятия по профилактике суицидального поведения и жестокого обращения с детьми, направленная на формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния (по запросу) |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Инд. |
В течение года |
Журнал учета |
Профилактическая работа, направленная на предотвращение экстремистских проявлений, формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих (по запросу) |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Групп.
|
В течение года
|
Журнал учета
|
Профориентационные мероприятия, направленные на формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда; формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии; (занятия, экскурсии, лекции, профессиональные пробы) |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Групп.
|
В течение года
|
Журнал учета
|
Профилактика ПАВ, направленная на развитие представлений учащихся о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила; формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха (через классные часы, беседы, наблюдение, акции) |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Инд. Групп. |
В течение года |
Журнал учета |
Мониторинг по выявлению и предупреждению случаев жестокого отношения к детям, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Инд.
|
Ежемесячно |
Журнал учета |
Разрешение конфликтных ситуаций, случаев буллинга, кибербуллинга, агрессии, жестокости в школьной среде |
Машковцева Е.В. |
Инд. Групп. |
По запросу |
Журнал учета |
Акция «Телефон доверия»
|
Машковцева Е.В. |
Инд. Групп. |
Ноябрь, март |
Журнал учета |
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Название работы |
Ответственный |
Форма проведения |
Срок проведения |
Документ отчетности |
|
||
Консультирование учащихся (ОВЗ, детей-инвалидов, состоящих на различных учетах, с трудностями обучения и социализации, одаренных, подвергшихся жестокому обращению и проявляющих суицидальное поведение, опекаемых и детей из семей беженцев и переселенцев, дезадаптированных) по результатам диагностики, личностным проблемам, создание у обучающихся представлений об альтернативных вариантах действий в конкретной проблемной ситуации, содействие профессиональной ориентации учащихся |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Групп. Инд. |
В течение года |
Журнал Консул. |
|||
Психологическое просвещение и консультирование родителей, направленное на развитие психолого-педагогической компетентности, информированность о ситуации развития личности ребенка, содействие в определении родителями объема собственных ресурсов, которые они готовы передавать и использовать в реализации цели и задач воспитания и социализации детей. |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Инд.
|
В течение года |
Журнал консул. |
|||
Психологическое просвещение и консультирование педагогов по преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к уровню начального общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, информирование о возможностях и проблемах освоения обучающимися содержания образования, о типичных и персональных трудностях в освоении образовательных программ. |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Инд. |
В течение года |
Журнал учета |
|
||
Консультирование администрации школы, анализ образовательной ситуации, информирование по выявленным проблемам образовательного процесса, определение путей решения. |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Инд. Групп. |
В течение года |
Журнал учета |
|
||
Консультирование, оказание адресной помощи родителям и детям, являющимся участниками ситуации травли |
Иванова Ю.Л. |
Инд. Групп. |
По необходимости |
Журнал учета |
|
||
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
Название работы |
Ответственный |
Форма проведения |
Срок проведения |
Документ отчетности |
Коррекционно-развивающие занятия с дезадаптированными учащимися 1, 5, 10-х классов, вновь прибывших учащихся, направленные на снижение уровня эмоционального напряжение, повышение уверенности в себе |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Груп. Инд. |
В течение года |
Журнал учета |
Тренинговые занятия в рамках подготовки к ГИА, направленные на знакомство с элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения; развитие навыков самоконтроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях, развитие навыков по снятию тревожности и формированию стрессоустойчивости учащихся выпускных классов, способствующих сохранению психологического здоровья |
Машковцева Е.В.
|
Групп. |
В течение года |
Журнал учета |
Коррекционно-развивающая работа по результатам групповой (социально-психологическое тестирвание) и индивидуальной диагностики, по запросам педагогов, родителей, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся, совершенствование навыков социализации и расширение социального взаимодействия со сверстниками, на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Груп. Инд |
В течение года |
Журнал учета |
Коррекционные занятия с учащимися «группы риска» (в том числе неуспевающими и испытывающих трудности в обучении, состоящими на учете в КДНиЗП, ВШУ, под динамическим наблюдением), направленные на личностное развитие подростков, которое включает понимание себя, своих чувств, мотивов своих поступков; решение проблем в сфере взаимоотношений с окружающими, как в установлении позитивных контактов, так и в избегании конфликтов, и развитие навыков общения; формирование самоконтроля, мотивации к обучению |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Груп. Инд. |
В течение года |
Журнал учета |
Профилактика суицида, коррекция для попавших в кризисную ситуацию, повышение сопротивляемости к стрессу, развитие эмоционально-волевой сферы, нормализация эмоционального фона (по запросу) |
Машковцева Е.В.
|
Инд. |
В течение года |
Журнал учета |
Коррекционные занятия с учащимися с ОВЗ и детьми-инвалидами, направленные на развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Груп. Инд. |
В течение года |
Журнал учета |
Профориентационные игры для учащихся в рамках внеурочной деятельности, классных часов, направленных на освоение навыков конструктивного взаимодействия, овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, мотивация к труду |
Машковцева Е.В.
|
Групп. |
В течение года |
Журнал учета |
Тематические тренинги (по запросу классного руководителя или по результатам диагностической работы), направленные на развитие УУД учащихся, способствующих поддержанию эмоционального комфорта учащихся в коллективе, установление доверительных отношений в классе, формирование учебной мотивации |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
Груп.
|
В течение года |
Журнал учета |
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Название работы |
Ответственный |
Срок проведения |
Психологическое сопровождение психолого-педагогической экспертизы образовательной среды (ПМПк), обработка результатов экспертизы, подготовка документации |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
В течение года |
Оформление тематических папок, сбор и систематизация методических материалов по вопросам возрастной психологии, профилактике суицидов, жестокого обращения, экстремизма, разработка рекомендаций по профилактике асоциального поведения, сохранению и укреплению психологического здоровья, экологической культуре, о ценности здоровья и безопасного образа жизни |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
В течение года |
Расширение картотеки диагностических методик, комплектование инструментария, анализ методической литературы, сбор стимульного материала. |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
В течение года |
Расширение картотеки коррекционно- развивающих программ, анализ методической литературы, сбор стимульного материала, подготовка к коррекционно-развивающим занятиям. |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
В течение года |
Перспективное планирование деятельности педагогов-психологов, составление и утверждение плана психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
В течение года |
Обмен опытом, повышение профессиональной компетенции, посещение семинаров в школах по плану МО, работа с документацией, чтение и анализ научной и практической литературы |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
В течение года |
Координация деятельности педагога-психолога, анализ и планирование деятельности психологической службы: годовой план, тематическое планирование, программы, отчеты |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
В течение года |
Подготовка опросников и тестов для психологической диагностики, обработка результатов диагностики, анализ полученных данных, составление справки, оформление заключений, подготовка рекомендаций для педагогов, родителей, учащихся. |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
В течение года |
Работа по повышению профессиональной квалификации: прохождение курсов ПК, вебинаров, конференций |
Машковцева Е.В. Иванова Ю.Л.
|
В течение года |