Чугайнова Евгения Михайловна
Педагог-психолог
МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара
Пермский край,
г. Кудымкар
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Радуга»
г. Кудымкара
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекция детско-родительских отношений
в диаде ребенок - родитель
Составитель:
Чугайнова Евгения Михайловна,
педагог- психолог
2020
Пояснительная записка
Программа составлена по индивидуальному запросу родителя и результатам диагностики детско-родительских отношений между мамой и ребёнком (10-13 лет).
Цель: установление и развитие отношений партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком.
Задачи:
- расширение возможностей понимания родителем своего ребёнка;
- улучшение рефлексии взаимоотношений матери с ребёнком;
- выработка новых навыков взаимодействия между матерью и ребёнком;
- активизация коммуникаций в семье.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 11 консультаций (занятий). Общей продолжительностью 14 часов.
Режим консультаций (занятий): занятие проводится 1 раз в неделю в течение 60-90 минут, продолжительность может варьироваться в зависимости с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка.
Форма проведения консультаций (занятий): индивидуальная, групповая.
Методы и технологии:
- арт-терапия;
- сказкотерапия;
- игротерапия.
Структура занятия:
- ритуал начала занятия (консультации);
- основная часть;
- ритуал завершения консультации.
Ожидаемый результат:
- улучшение детско-родительских отношений в диаде мать-дочь;
- умение безоценочного принятия друг друга;
- изменение стиля воспитания родителя по отношению к ребёнку.
Учебно-тематический план
программы «Коррекция детско-родительских отношений
в диаде ребенок – родитель»
№ |
Темы |
Количество часов |
|
1 |
Диагностическое занятие |
1 |
|
2 |
Диагностика ребёнка и родителя. |
2 |
|
3 |
Мой ребёнок – мой цветок |
1,5 |
|
4 |
Вместе с мамой |
1 |
|
5 |
Диалог |
1 |
|
6 |
Взаимодействие |
1 |
|
7 |
Мой личный герб |
1,5 |
|
8 |
Семейный герб |
1,5 |
|
9 |
Волшебный круг |
1,5 |
|
10 |
Семейный круг |
1 |
|
11. |
Волшебный круг в подарок. Итоговая диагностика. |
1 |
|
ВСЕГО |
14 |
||
Содержание
Тема 1. Диагностическое занятие
Диагностика детско-родительских отношений тест АСВ Э. Эдемиллер.
Тема 2. Диагностика матери и ребёнка.
Кинетический рисунок семьи, Семейная социометрия Э. Эдемиллер, Цветочная мандала А. Цайри модификация Осипук, Геометрическая мандала А. Цайри модификация Осипук, Диагностика самооценки Дембо-Рубинштеин.
Тема 3. Мой ребёнок – мой цветок
Участники: родитель
Составление рисунка: ребёнок в виде цветка. Составление сказки по рисунку ребёнок-цветок. Обсуждение рисунка и сказки. Работа с чувствами клиента. Осознание установок родителя в отношении воспитания ребёнка.
Тема 4. Вместе с мамой
Участники: родитель и ребёнок
Упражнение «Геометрическая мандала». Совместное раскрашивание мандалы. В ходе выполнения упражнения необходимо договориться друг с другом, чтобы полученный результат удовлетворял обоих.
Тема 5. Диалог
Участники: родитель и ребёнок
Упражнение «Диалог» на тему «Моя мечта» в форме рисунка. Обсуждение рисунков. Соотнесение полученного результата обсуждения рисунков с взаимоотношениями родителя и ребенка.
Тема 6. Взаимодействие
Участники: родитель и ребёнок
Упражнения, направленные на формирование позитивного взаимодействия между матерью и ребёнком: «Налаживание взаимоотношений», «Пёрышко», «Ежик». Обсуждение чувств, возникших в ходе выполнения упражнений.
Тема 7. Семейный герб
Участники: родитель и ребёнок
Определение понятия герба. Примеры гербов. Рисование семейного герба ребёнком и родителем. Обсуждение полученного результата в итоге рисования. Работа с чувствами клиентов, возникшими в ходе работы над семейным гербом. Соотношение семейного герба с взаимоотношениями, возможностями и ресурсами клиентов в данный момент жизни. Поиск ресурсов для гармонизации взаимоотношений между матерью и ребёнком.
Тема 8. Волшебный круг
Участники: родитель и ребёнок
Мандала. Знакомство с техникой мандалотерапии. Рисование индивидуальной мандалы в соответствии с эмоциональным состоянием. Обсуждение полученного результата в итоге рисования мандал. Работа с чувствами клиентов, возникшими в ходе рисования мандал-состояний. Поиск ресурсов для гармонизации взаимоотношений между матерью и ребёнком.
Тема 9. Семейный круг
Участники: родитель и ребёнок
Совместное рисование мандалы семьи. Обсуждение полученного результата. Работа с чувствами клиентов, возникшими в ходе рисования мандалы. Поиск ресурсов для гармонизации взаимоотношений между матерью и ребёнком.
Тема 10. Волшебный круг в подарок
Участники: родитель и ребёнок
Составление мандалы из различных материалов в подарок друг другу с целью оптимизации взаимоотношений между матерью и ребёнком. Диагностика детско-родительских отношений тест АСВ Эдемиллер, Кинетический рисунок семьи, Семейная социометрия Эдемиллер. Подведение итогов работы по программе.
Тема 11. Итоговая диагностика
Участники: родитель и ребёнок
Кинетический рисунок семьи, Семейная социометрия Э. Эдемиллер, Цветочная мандала А. Цайри модификация Осипук, Геометрическая мандала А. Цайри модификация Осипук, Диагностика самооценки Дембо-Рубинштеин. Подведение итогов работы по программе. Рекомендации по результатам диагностики
публикации статей для педагогов
Литература
- Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия.Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М.: Владос-Пресс, 2006
- Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи. М.: Ось-89, 2005
- Кузнецова Ю. Сказки про вредин. СПб.: Речь, 2013
- КопытинА. И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. «Когито-Центр», 2007
- Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб.: Речь, 2006
- Марцинковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Спб.: Речь, 2002
- Ушакова Т. Волшебные круги. Использование мандалы в арт-терапевтической работе// Школьный психолог № 5, 2015